Файл: Нашей работы отсутствует комплексное исследование, поэтому считаем, что потребность в его создании обуславливает актуальность работы. Выбор данной темы был основан на желании разобраться в особенностях деятельности института Уполномоченного по правам чело.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
За весь период становления должности Уполномоченного по правам человека на федеральном уровне, соответствующий институт развивался и в регионах Российской Федерации. В регионах такие должностные лица стали появляться, как считает активный политический деятель Сунгуров Александр, потому что там слабая дисциплина и процветает коррупция, люди не имеют доверия к государству. Существующие проблемы могут решиться созданием должности Уполномоченного по правам человека, который выслушивал бы проблемы граждан в сфере нарушения их прав и осуществлял помощь. Это бы поспособствовало снижению недоверия к власти со стороны людей, и увеличению осознания гражданами того, что государство видит главной своей целью обеспечение комфортной жизни граждан в стране, защиту их прав, обеспечение законности.1
Вообще, Н.Ю.Хаманева отметила, что заимствование института Уполномоченного по правам человека помогло перейти на новый этап во взаимодействии между государством и гражданами, должностными лицами и гражданами.2
Этот институт смог развиваться и закрепиться в нашей стране, поскольку в нем происходит становление новой российской государственности и гражданского общества, по мнению Кудриной М.В.3
Как мы видим институт Уполномоченного по правам человека достаточно быстро развивается и сейчас очень популярен во многих странах, то есть они включили его в свой государственный аппарат. Это обосновано тем, что в настоящее время идет процесс демократизации, гуманизации и повышения законности в государствах, и должность Уполномоченного по правам человека является средством достижения этих целей, поскольку позволяет гражданам бороться с беззаконием и добиваться защиты своих прав и их реализации в полном объеме. Стоит отметить, что в России данный институт полностью еще не раскрыл своего потенциала, поскольку вошел в государственный аппарат относительно недавно и еще имеет ряд проблем в области осуществления своих целей.
Главной задачей государства является обеспечение комфортной жизни людей в государстве, обеспечение законности и правопорядка, что осуществляется через провозглашение прав и свобод человека и гражданина, а также создание правового механизма защиты этих двух важнейших ценностей. Для того, чтобы закрепить важность и значимость прав и свобод человека и гражданина, провозгласить их реальное существование была создана Конституция Российской Федерации. Ее вступление в силу и действие как основного Закона государства, обладающего высшей юридической силой, означают, что все отрасли права страны, деятельность всех институтов должны не противоречить ей и содействовать реализации норм, закрепленных в Конституции, поскольку в ней содержатся основополагающие ценности государства. Все законы, отраслевые нормы, издаваемые в государстве, производны от Конституции.
Так как в ст.2 Конституции провозглашается, что права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью4 ,то это предопределило, что в государстве должны оформляться такие общественные отношения, которые бы были направлены на то, чтобы данное положение воплощалось в жизнь (учредительная функция Конституции). То есть институт Уполномоченного по правам человека был создан для того, чтобы защищать права и свободы человека и гражданина в случае их нарушения, поскольку в Конституции предопределена их высшая ценность и данный институт выступает как механизм защиты их от нарушения.
Таким образом, должность Уполномоченного по правам человека учреждена в целях обеспечения положений Конституции, а также обеспечения законности и правопорядка, в целях становления правового, социального государства. Данный институт обеспечивает гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения органами государственной власти, местного самоуправления и должностными лицами. Он фактически выступает посредником между государством и каждым человеком. Деятельность этого института охраняется от воспрепятствования выполнения законом и влечет ответственность за попытку повлиять на решение Уполномоченного, неисполнение должностными лицами обязанностей, мешающих исполнению Уполномоченным задач.5
Институт Уполномоченного по правам человека очень активно взаимодействует с обществом, поэтому его можно назвать частью гражданского общества, однако он находится близко к государственному аппарату – поэтому это и правовой институт. М.В. Кудрина обозначила значение этого института в российской правовой системе так: снижает уровень напряженности в отношениях между государством и обществом, позволяет повысить законность власти исполнительных органов(легитимация), выступает ответственным за законность действий администрации перед обществом и предпринимает меры в отношении администрации в случае нарушения.6
Статья 1 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» говорит нам о том, что данная должность учреждается «в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами».
7
-
Законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Должность Уполномоченного по правам человека закреплена Конституцией РФ. В статье 103 Конституции РФ чётко обозначено, что назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом относится к ведению Государственной Думы. Но более подробную регламентацию данный институт получил в федеральном конституционном законе "Об Уполномоченном по правам человека в РФ", который был принят 25 декабря 1996 года.8
Согласно данному нормативному акту, Уполномоченный по правам человека в России является гарантом защиты, соблюдения и уважения государством, в лице органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также должностными лицами, прав и свобод человека и гражданина.
Для обеспечения эффективности в работе по указанной сфере деятельности федеральный конституционный закон предусматривает полную независимость в работе Уполномоченного, а также неподотчетность омбудсмена какому-либо из органов государственной власти или должностным лицам. Также, согласно российскому законодательству, Уполномоченному по правам человека предоставляется неприкосновенность, что говорит о том, что его не могут привлечь к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, не может быть задержан, арестован, также не может быть подвергнут обыску, личному досмотру. Предоставление подобного рода гарантий Уполномоченному по правам человека подчеркивает важность возлагаемых на него полномочий, заинтересованность государства в слаженности работы по защите прав человека и гражданина в Российской Федерации.
Закон об Уполномоченном по правам человека определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.
В соответствии с действующим законодательством и практикой, деятельность Уполномоченного не заменяет и не подменяет деятельность других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод граждан. Она лишь способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализации прав граждан перед лицом бюрократических структур.
В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в РФ", законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права такими как Всеобщая декларация прав человека.9
Таким образом, правовую основу его деятельности составляют:
-Всеобщая декларация прав человека;
-Конвенция о защите прав человека и основных свобод;
-Конвенция о правах ребенка;
-Международный пакт о гражданских и политических правах;
-Конституция РФ;
-Федеральный Конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
-Федеральным закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
- Федеральный закон от 18.03.2020 г. № 48 - ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах РФ»;
- Указ Президента «О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека»;
-иные Федеральные Законы, Указы Президента и Постановления Правительства в области вопросов, связанных с обеспечением деятельности Уполномоченного по правам человека.
Правовой основой деятельности аппарата Уполномоченного являются:
-Положение о рабочем аппарате Уполномоченного по правам человека в РФ, утвержденное распоряжением Уполномоченного по правам человека в РФ от 23.10.2017 г. №93;
-Федеральный Закон от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»;
- Положение об Экспертном совете при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, утвержденное распоряжением Уполномоченного по правам человека в РФ от 13.10.2016 г. №67;
Кроме этого, в работе Уполномоченного применяются следующие нормативно-правовые акты:
- Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации", в статье 2 которого чётко указано на каких зданиях должен быть постоянно поднят российский флаг. Резиденции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в их числе.10
- Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" гласит, что на бланках Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации помещается Государственный герб Российской Федерации в одноцветном варианте.
11
- В Федеральном законе от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" говорится, что в зависимости от характера затрагиваемых вопросов Уполномоченным по правам человека могут представляться рекомендации о заключении международных договоров по вопросам его ведения. А также рекомендации о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации.12
- Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" прописывает отсутствие цензуры при переписке несовершеннолетнего правонарушителя с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.13
- В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 1999 г. № 228-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации при наличии соответствующего приглашения Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.14
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) говорит, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации при подаче ходатайства о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления судьи.15
- Федеральный закон от 20 марта 2001 г. № 26-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" в частности изменение в часть вторую статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации гласит, что переписка осужденного с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации цензуре не подлежит.16
- Федеральный Закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" говорит о том, что конфиденциальную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи