Файл: Нашей работы отсутствует комплексное исследование, поэтому считаем, что потребность в его создании обуславливает актуальность работы. Выбор данной темы был основан на желании разобраться в особенностях деятельности института Уполномоченного по правам чело.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, региональные операторы и федеральный оператор обязаны предоставлять Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации по его запросу.17

- Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ "О парламентском контроле" парламентский контроль осуществляется Государственной Думой взаимодействуя с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.18

- Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" наделяет Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации правом посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы для осуществления контроля без специального разрешения.19

До сих пор остается дискуссионным вопрос, является ли институт Уполномоченного по правам человека государственным органом. Семенова А.Ю. считает, что институт Уполномоченного не стоит считать органом государственной власти, так как признаком органа государственной власти является наделение его властными полномочиями, а именно орган государственной власти издает юридические акты, имеющие общеобязательный характер, реализация которых осуществляется с использованием мер принуждения. Институт Уполномоченного по правам человека издает заключения, имеющие рекомендательный характер. И для государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц обязательно лишь составить в письменной форме ответ о предпринятых ими мерах вследствие дачи рекомендаций Уполномоченным и предоставление ими необходимой информации по запросу Уполномоченного.20

Кудрина М.В считает напротив, что институт Уполномоченного по правам человека можно поставить в ряду органов государственной власти , так как его деятельность осуществляется от имени государства и он связан с системой органов государственной власти.21


Глава 2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

2.1. Функции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Каждый государственный орган сообразно своей компетенции выполняет свойственные ему функции. Механизм государства действует через отдельные государственные органы – функции государства в целом осуществляются посредством функций отдельных государственных органов. В современной науке конституционного права вопрос о функциях омбудсмена, который является государственным органом согласно действующему законодательству, до сих пор остаётся одним из наименее разработанных. Функция омбудсмена представляет собой реализацию компетенции, прав и обязанностей Уполномоченного по правам человека в соответствии с занимаемым им местом в государственном механизме и политической системе общества.

Уполномоченный по правам человека РФ реализует одну из важнейших функций государства – обеспечение прав и свобод человека и гражданина в рамках своей компетенции.22

Хотя Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой, в то же время установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Таким образом, российский вариант ближе к модели независимого омбудсмена, хотя в отличие от стран, где действует такая модель, он не поставлен по своему правовому статусу в ряд высших органов государственной власти и не наделен мощными властными полномочиями. В то же время его задачи определены чрезвычайно широко.23 

Л.В. Сморгунов, А.П. Альгин, И.Н. Барыгин выделяют четыре основные функции института омбудсмена: содействие более эффективной работе власти; содействие жителям в восстановлении нарушенных властью прав; реализация функции посредника, моста между обществом и властью; реализация функции внесудебного расследования.24

Между тем Р.Г. Вагизов отмечает, что важными функциями омбудсмена стали функция посредника: «Институт омбудсмена становится своеобразным «дружелюбным интерфейсом» государственного механизма» и функция внесудебного рассмотрения дел.
25 В.В. Эмих выделяет следующие функции омбудсмена: корректирующая, консультационно-ориентирующая, превентивная, просветительская, координационная, диагностическая, функция содействия совершению правовых актов и административных процедур.26

Основываясь на нормах законодательства, регулирующих деятельность российского омбудсмена, а также изучив практику его деятельности, мы приходим к выводу, что классификацию функций по содержанию, предложенную В.В. Эмих, следует дополнить также контрольной функцией, поскольку омбудсмен в ходе выполнения проверок, начатых на основе полученных им жалоб или по собственной инициативе, выявляет нарушения прав и свобод человека, способствует их устранению, определяет фактическое положение дел с соблюдением прав и свобод человека, даёт ему оценку и принимает меры по устранению обнаруженных недостатков и предотвращению их появления в будущем. По своей сути эта совокупность действий представляет собой контроль.

Также можно выделить информационную функцию, поскольку помимо оказания бесплатных юридических консультаций гражданам, обратившимся к нему за помощью, омбудсмен предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной власти, должностным лицам, общественным организациям, средствам массовой информации и прочим заинтересованным субъектам.

В качестве самостоятельной можно выделить правотворческую функцию, реализуемую в рамках статьи 31 ФКЗ при обращении омбудсмена РФ к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации в установленных законом случаях. Аналогичная функция существует и у региональных уполномоченных, некоторые из которых также наделены правом законодательной инициативы.

Немаловажной является функция сотрудничества, поскольку при осуществлении своих полномочий омбудсмен взаимодействует со многими субъектами: с общественными правозащитными организациями, уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и СМИ.

Также омбудсмен выполняет организационную функцию, поскольку, согласно закону, Уполномоченный утверждает структуру своего рабочего аппарата, положение о нём и его структурных подразделениях и непосредственно руководит его работой. По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, уполномоченный издаёт распоряжения. На основе анализа ФКЗ об уполномоченном автор предлагает следующую классификацию функций по степени обязательности для уполномоченного их выполнения: они делятся на императивные и диспозитивные. Критерием в данном случае будет выступать отнесение действий омбудсмена в рамках выполняемой функции к основным направлениям его деятельности (статья 2 ФКЗ об уполномоченном), уже указанных нами ранее.


Соответственно, к императивным функциям, точно очерчивающим права и обязанности омбудсмена и не допускающим отступлений от них по его воле, будут отнесены такие функции, как корректирующая, просветительская, координационная, правотворческая, контрольная, диагностическая, функция сотрудничества.

Остальные функции мы отнесём к диспозитивным – при выполнении таких функций уполномоченному по правам человека предоставляется возможность самому выбирать форму своих взаимоотношений, урегулированных нормами права (например, превентивная, консультационно-ориентирующая, организационная функции, функция содействия совершению правовых актов и административных процедур).

По степени важности функции российского омбудсмена можно разделить на основные и вспомогательные. Основные функции выполняются в соответствии с целями деятельности омбудсмена, направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина, с их помощью осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности омбудсмена по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед ним (например, контрольная, просветительская, функция сотрудничества, консультационно-ориентирующая);

вспомогательные функции осуществляются с целью обеспечения выполнения основных функций и представляют собой их составные части (организационная).

Изучив особенности функционирования омбудсмена, можно выделить определённые признаки его функций:

1. Функции омбудсмена носят объективный характер;

2. Функции носят систематический, постоянный характер;

3. В функциях выражаются сущность и назначение уполномоченного по правам человека, реализуется его деятельность;

4. Функции возникают и развиваются в соответствии с задачами и целями омбудсмена;

5. Функции омбудсмена осуществляются в определённых, установленных законодательством формах и определёнными методами.27

2.2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации

Разобравшись с тем, как институт Уполномоченного по правам человека появился в России, каковы его особенности, стоит поговорить о том, кто может стать Уполномоченным по правам человека, что входит в обязанности человека, занимающего эту должность.


На основании ст. 6, ст.11 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и ст.103 Конституции РФ, мы можем сказать, о том, что на данную должность может быть назначен человек, который обладает определенными качествами:

- гражданин РФ,

-не моложе 35 лет,

-постоянно проживающий на территории РФ,

-наличие знаний в области прав и свобод человека и гражданина,

-наличие опыта защиты прав и свобод человека,

-не имеет гражданство иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства,

- не имеет счетов (вкладов), не хранит денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации,28

-не является депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, не находится на государственной службе, не занимается другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности,29

-не занимается политической деятельностью, не является членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели,30

Не менее важным моментом является порядок назначения и освобождения Уполномоченного от должности. Данные процедуры регламентированы ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», а именно статьями 6 - 14. Предложения о кандидатах могут направляться Государственной Думе в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного Президентом РФ Советом Федерации, депутатами Государственной думы, депутатскими объединениями в Государственной Думе. Каждая из предложенных кандидатур включается в список для тайного голосования только если за нее проголосовали две трети депутатов Государственной Думы от общего их числа.

Как назначение Уполномоченного по правам человека, так и освобождение его от должности осуществляется Государственной Думой, а именно по результатам тайного голосования, большинством голосов от общего числа депутатов. После проведения голосования, Государственная Дума не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного принимает постановление о назначении на должность нового Уполномоченного по правам человека. После того как Уполномоченный по правам человека был выбран и назначен на должность, он должен принести присягу на заседании Государственной Думы, которая прописана в статье 9 данного ФКЗ: "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести".