Файл: Нашей работы отсутствует комплексное исследование, поэтому считаем, что потребность в его создании обуславливает актуальность работы. Выбор данной темы был основан на желании разобраться в особенностях деятельности института Уполномоченного по правам чело.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
43 что показывает, что даже иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации, получают защиту и их права восстанавливаются.
Как мы видим, Уполномоченный обладает исключительными, необходимыми полномочиями в рамках его деятельности, которые способствуют выполнению данным лицом его обязанностей.
Наделение Уполномоченного ими способствует нивелированию препятствий в деятельности Уполномоченного. Однако наличие у Уполномоченного по правам человека такого большого перечня прав в рамках этапа рассмотрения жалобы не означает, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, чьи решения обжалуются не имеют никаких прав и объявляются виновными без разбирательств. У стороны, чьи действия обжалуются на основании ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека» есть право дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом44 , а у Уполномоченного обязанность это право обеспечить.
После того как Уполномоченный рассмотрел жалобу и провел проверку по жалобе, он должен уведомить о результатах заявителя. Далее он направляет государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод. Если выявлен факт нарушения прав, то на основании ст. 28 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека» Уполномоченный имеет право принять ряд мер:
1) обратиться в суд с административным исковым заявлением с целью защиты прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) определенных субъектов публичной власти, лично или через представителя участвовать в процессе;
2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
4) присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле
45.
Уполномоченный в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, восстановления нарушенных прав и не допущения их повторного нарушения на основании статьи 31 может направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур. Если Уполномоченный изучив законодательство пришел к выводу, что права и свободы человека и гражданина нарушаются государственными органами, должностными лицами и т.д. по причине того, что в законодательстве содержатся пробелы и неточности, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации ,то он может обратиться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации.46
При обнаружении Уполномоченным факта массового и грубого нарушения прав и свобод человека и гражданина, он на основании ст.32 может выступить на заседании Государственной Думы с докладом, или попросить помощь у Государственной Думы для воздействия на эту ситуацию. Государственная Дума может создать парламентскую комиссию по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии непосредственно либо через своего представителя, а также участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии.
А также Уполномоченный может обратиться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан, непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых парламентских слушаниях.47
То есть Уполномоченный, как мы видим, может не только собственными усилиями решать вопрос о восстановлении прав и свобод человека и гражданина, но и использовать такой рычаг воздействия как Государственная Дума, который имеет достаточно большой вес в государстве и широкий круг полномочий, что сделано для того, чтобы ни один человек не претерпевал нарушение прав.
Уполномоченный должен по результатам своей деятельности отчитываться в виде доклада о проделанной работе. Он отправляет его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации и Председателю Следственного комитета Российской Федерации.
Также он обязан отправить специальные доклады в Государственную Думу. Принятое заключение Уполномоченный имеет право опубликовать. Таким образом, как мы видим, Уполномоченный имеет достаточно широкий круг компетенций и обязанностей, направленных на эффективное обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, независимо от его социального статуса и положения в стране.
Необходимо определить каковы же правовые последствия в реализации задач деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и как они сказываются на эффективности его работы. Чтобы это выяснить обратимся к статистике и ежегодным докладам его деятельности.
Изучив доклады Уполномоченного с 2016 по 2020 год, мы выявили что с 2016 до 2019 года количество обращений к Уполномоченному уменьшалось, а в 2020 возросло и превысило показатели 2016 года. Таким образом, за 2020 год к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации поступило 44087 жалоб, что на 15% больше, чем в 2019 году.48 Это обусловлено тем, что вследствие распространения коронавирусной инфекции появились новые форматы приема обращений Уполномоченным по правам человека. Их внедрение вызвало рост числа обращений в результате нескольких причин:
Во-первых, вследствие того, что пандемия вынудила многих стать активными пользователями Интернета, в котором и были популяризированы новые способы обращения к Уполномоченному по правам человека. Те, кто имел потребность в защите своих прав, находил во Всемирной паутине способ удовлетворения своей потребности, даже если ранее не знал о таком институте. То есть Интернет выступил в качестве инструмента правового просвещения и позволил еще большему числу людей узнать об институте Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Во-вторых, эти способы показались гражданам более удобными, так как не надо никуда ходить и сидеть в очереди, что экономит время и стимулирует людей не оставлять свои права нарушенными, а хотя бы попытаться обратиться к должностному лицу, поскольку не потеряют такой важный ресурс как время.
В-третьих, так как законодательство, органы государственной власти, местного самоуправления и должностные лица еще не успели приспособиться к эпидемиологическим условиям, и граждане были плохо осведомлены о своих правах и обязанностях в такое время, многие не знали как вести бизнес, торговать и т.д., то увеличилось количество нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также заблуждений в этой области, и следовательно, возросла потребность в таком вспомогательном конституционном институте как институт Уполномоченного по правам человека, который осуществляет правовое просвещение и содействует в защите прав и свобод человека и гражданина. Он грамотно разъяснял обращающимся людям, были ли нарушены их права, и если да, то давал грамотные указания и инструкции, содействовал в восстановлении прав. Если раньше жалобу можно было направить только по электронной почте либо письменно по почте Уполномоченному, а также передать лично на приеме, то во время пандемии появились более удобные и оперативные способы обращения: круглосуточная «горячая линия», социальные сети, Интернет-приемная. Был внедрен такой формат общения с населением как видео-конференц. связь, а также организован специальный чат, в котором члены Аппарата просматривают экстренные жалобы и в дальнейшем осуществляют их перенаправление в компетентные органы для дальнейшего принятия мер. На «горячую линию» Уполномоченного в период пандемии поступило 10000 звонков, и 2800 обращений по вопросам защиты прав человека в условиях коронавирусной инфекции. Чаще всего запросы на защиту прав были сопряжены с такими проблемами как отсутствие возможности сдать тест на COVID-19, отсутствие в аптеках средств индивидуальной защиты, вывоз российских граждан из-за рубежа, нарушение трудовых прав, соблюдение прав в местах принудительного содержания. За 5 лет около 1554002 граждан получили содействие в защите нарушенных прав. За 2020 год помощь в право-восстановительной деятельности от Уполномоченного получили 493713 человек, что является самым большим показателем за рассматриваемый нами период.49
Однако из 205503 жалоб, которые поступили Уполномоченному с 2016 по 2020 год, количество положительно разрешенных жалоб составило 5894, т.е. около 3%, что на наш взгляд свидетельствует о недостаточной эффективности института. Данные результаты, по нашему мнению, вызваны теми проблемами, на которые мы обратили внимание ранее. Распространение коронавирусной инфекции вызвало рост уровня общественного доверия институту Уполномоченного. Так в марте 2019 года он составлял лишь 28%, в то время как в июне 2020 года он возрос до 43%. Исходя из докладов Уполномоченного с 2016 по 2020 года, можно прийти к выводу, что за это время количество граждан, которым было оказано содействие в реализации их прав увеличилось в 6 раз.
50
В результате, проанализировав результаты деятельности Уполномоченного, мы пришли к выводу, что несмотря на то , что институт выполняет свои обязанности в полной мере, отсутствие у него необходимых полномочий не позволяет ему достигать тех результатов, которых он бы мог добиться. Т.е. должностные лица и все структурные элементы института как мы видим активно работают с жалобами, принимают и рассматривают их, но на основании статистики можно понять, что лишь немногие из этих жалоб остаются положительно разрешенными, что вызвано проблемами, связанными с недостаточным обеспечением Уполномоченного рычагами влияния и необходимыми полномочиями, недостаточно урегулированной правовой базой. Также такая статистика может быть вызвана тем, что в большом числе полученных жалоб Уполномоченным в результате проверки не было усмотрено нарушение прав человека и гражданина, т.е. люди из-за невысокого уровня правой культуры, заблуждаются в том, что их права нарушают.
По-прежнему меньше половины населения доверяют Уполномоченному, однако прослеживается положительная тенденция к повышению этого уровня. Не исключено, что многие даже не знают о таком механизме защиты прав и свобод, над чем стоит работать.
Положительной стороной деятельности института является то, что все население, даже та часть, которая находится в особых условиях содержания, может обратиться к Уполномоченному и получить бесплатную помощь.
Институт выдержал существенные изменения в режиме работы в условиях распространения коронавирусной инфекции и даже сумел повысить качество и скорость своей работы путем внедрения новых форматов взаимодействия с гражданами, добился повышения доверия со стороны населения и быстро адаптировался к новым условиям, законодательству. Члены Аппарата Уполномоченного по правам человека, и он сам качественно выполняют возложенные на них задачи, используя по максимуму все разрешенные им законом способы.
Таким образом, Уполномоченный по правам человека имеет свой особый статус, особые полномочия и задачи деятельности. Однако при их реализации, он сталкивается с рядом проблем, которые мешают ему качественно и эффективно выполнять свою работу. Это приводит к тому, что падает уровень доверия населения к нему, остаются положительно неразрешенными жалобы населения, нарушение прав продолжает иметь место в России. Чтобы эти проблемы решить необходимо пересмотреть нормативное регулирование деятельности Уполномоченного, наделить его большим объемом прав, иными методами осуществления деятельности, создать действительную независимость института, чтобы ему ничего не мешало оказывать помощь, а также повысить его значимость в государственном аппарате.
Как мы видим, Уполномоченный обладает исключительными, необходимыми полномочиями в рамках его деятельности, которые способствуют выполнению данным лицом его обязанностей.
Наделение Уполномоченного ими способствует нивелированию препятствий в деятельности Уполномоченного. Однако наличие у Уполномоченного по правам человека такого большого перечня прав в рамках этапа рассмотрения жалобы не означает, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, чьи решения обжалуются не имеют никаких прав и объявляются виновными без разбирательств. У стороны, чьи действия обжалуются на основании ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека» есть право дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом44 , а у Уполномоченного обязанность это право обеспечить.
После того как Уполномоченный рассмотрел жалобу и провел проверку по жалобе, он должен уведомить о результатах заявителя. Далее он направляет государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод. Если выявлен факт нарушения прав, то на основании ст. 28 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека» Уполномоченный имеет право принять ряд мер:
1) обратиться в суд с административным исковым заявлением с целью защиты прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) определенных субъектов публичной власти, лично или через представителя участвовать в процессе;
2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
4) присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле
45.
Уполномоченный в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, восстановления нарушенных прав и не допущения их повторного нарушения на основании статьи 31 может направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур. Если Уполномоченный изучив законодательство пришел к выводу, что права и свободы человека и гражданина нарушаются государственными органами, должностными лицами и т.д. по причине того, что в законодательстве содержатся пробелы и неточности, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации ,то он может обратиться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации.46
При обнаружении Уполномоченным факта массового и грубого нарушения прав и свобод человека и гражданина, он на основании ст.32 может выступить на заседании Государственной Думы с докладом, или попросить помощь у Государственной Думы для воздействия на эту ситуацию. Государственная Дума может создать парламентскую комиссию по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии непосредственно либо через своего представителя, а также участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии.
А также Уполномоченный может обратиться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан, непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых парламентских слушаниях.47
То есть Уполномоченный, как мы видим, может не только собственными усилиями решать вопрос о восстановлении прав и свобод человека и гражданина, но и использовать такой рычаг воздействия как Государственная Дума, который имеет достаточно большой вес в государстве и широкий круг полномочий, что сделано для того, чтобы ни один человек не претерпевал нарушение прав.
Уполномоченный должен по результатам своей деятельности отчитываться в виде доклада о проделанной работе. Он отправляет его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации и Председателю Следственного комитета Российской Федерации.
Также он обязан отправить специальные доклады в Государственную Думу. Принятое заключение Уполномоченный имеет право опубликовать. Таким образом, как мы видим, Уполномоченный имеет достаточно широкий круг компетенций и обязанностей, направленных на эффективное обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, независимо от его социального статуса и положения в стране.
Необходимо определить каковы же правовые последствия в реализации задач деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и как они сказываются на эффективности его работы. Чтобы это выяснить обратимся к статистике и ежегодным докладам его деятельности.
Изучив доклады Уполномоченного с 2016 по 2020 год, мы выявили что с 2016 до 2019 года количество обращений к Уполномоченному уменьшалось, а в 2020 возросло и превысило показатели 2016 года. Таким образом, за 2020 год к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации поступило 44087 жалоб, что на 15% больше, чем в 2019 году.48 Это обусловлено тем, что вследствие распространения коронавирусной инфекции появились новые форматы приема обращений Уполномоченным по правам человека. Их внедрение вызвало рост числа обращений в результате нескольких причин:
Во-первых, вследствие того, что пандемия вынудила многих стать активными пользователями Интернета, в котором и были популяризированы новые способы обращения к Уполномоченному по правам человека. Те, кто имел потребность в защите своих прав, находил во Всемирной паутине способ удовлетворения своей потребности, даже если ранее не знал о таком институте. То есть Интернет выступил в качестве инструмента правового просвещения и позволил еще большему числу людей узнать об институте Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Во-вторых, эти способы показались гражданам более удобными, так как не надо никуда ходить и сидеть в очереди, что экономит время и стимулирует людей не оставлять свои права нарушенными, а хотя бы попытаться обратиться к должностному лицу, поскольку не потеряют такой важный ресурс как время.
В-третьих, так как законодательство, органы государственной власти, местного самоуправления и должностные лица еще не успели приспособиться к эпидемиологическим условиям, и граждане были плохо осведомлены о своих правах и обязанностях в такое время, многие не знали как вести бизнес, торговать и т.д., то увеличилось количество нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также заблуждений в этой области, и следовательно, возросла потребность в таком вспомогательном конституционном институте как институт Уполномоченного по правам человека, который осуществляет правовое просвещение и содействует в защите прав и свобод человека и гражданина. Он грамотно разъяснял обращающимся людям, были ли нарушены их права, и если да, то давал грамотные указания и инструкции, содействовал в восстановлении прав. Если раньше жалобу можно было направить только по электронной почте либо письменно по почте Уполномоченному, а также передать лично на приеме, то во время пандемии появились более удобные и оперативные способы обращения: круглосуточная «горячая линия», социальные сети, Интернет-приемная. Был внедрен такой формат общения с населением как видео-конференц. связь, а также организован специальный чат, в котором члены Аппарата просматривают экстренные жалобы и в дальнейшем осуществляют их перенаправление в компетентные органы для дальнейшего принятия мер. На «горячую линию» Уполномоченного в период пандемии поступило 10000 звонков, и 2800 обращений по вопросам защиты прав человека в условиях коронавирусной инфекции. Чаще всего запросы на защиту прав были сопряжены с такими проблемами как отсутствие возможности сдать тест на COVID-19, отсутствие в аптеках средств индивидуальной защиты, вывоз российских граждан из-за рубежа, нарушение трудовых прав, соблюдение прав в местах принудительного содержания. За 5 лет около 1554002 граждан получили содействие в защите нарушенных прав. За 2020 год помощь в право-восстановительной деятельности от Уполномоченного получили 493713 человек, что является самым большим показателем за рассматриваемый нами период.49
Однако из 205503 жалоб, которые поступили Уполномоченному с 2016 по 2020 год, количество положительно разрешенных жалоб составило 5894, т.е. около 3%, что на наш взгляд свидетельствует о недостаточной эффективности института. Данные результаты, по нашему мнению, вызваны теми проблемами, на которые мы обратили внимание ранее. Распространение коронавирусной инфекции вызвало рост уровня общественного доверия институту Уполномоченного. Так в марте 2019 года он составлял лишь 28%, в то время как в июне 2020 года он возрос до 43%. Исходя из докладов Уполномоченного с 2016 по 2020 года, можно прийти к выводу, что за это время количество граждан, которым было оказано содействие в реализации их прав увеличилось в 6 раз.
50
В результате, проанализировав результаты деятельности Уполномоченного, мы пришли к выводу, что несмотря на то , что институт выполняет свои обязанности в полной мере, отсутствие у него необходимых полномочий не позволяет ему достигать тех результатов, которых он бы мог добиться. Т.е. должностные лица и все структурные элементы института как мы видим активно работают с жалобами, принимают и рассматривают их, но на основании статистики можно понять, что лишь немногие из этих жалоб остаются положительно разрешенными, что вызвано проблемами, связанными с недостаточным обеспечением Уполномоченного рычагами влияния и необходимыми полномочиями, недостаточно урегулированной правовой базой. Также такая статистика может быть вызвана тем, что в большом числе полученных жалоб Уполномоченным в результате проверки не было усмотрено нарушение прав человека и гражданина, т.е. люди из-за невысокого уровня правой культуры, заблуждаются в том, что их права нарушают.
По-прежнему меньше половины населения доверяют Уполномоченному, однако прослеживается положительная тенденция к повышению этого уровня. Не исключено, что многие даже не знают о таком механизме защиты прав и свобод, над чем стоит работать.
Положительной стороной деятельности института является то, что все население, даже та часть, которая находится в особых условиях содержания, может обратиться к Уполномоченному и получить бесплатную помощь.
Институт выдержал существенные изменения в режиме работы в условиях распространения коронавирусной инфекции и даже сумел повысить качество и скорость своей работы путем внедрения новых форматов взаимодействия с гражданами, добился повышения доверия со стороны населения и быстро адаптировался к новым условиям, законодательству. Члены Аппарата Уполномоченного по правам человека, и он сам качественно выполняют возложенные на них задачи, используя по максимуму все разрешенные им законом способы.
Таким образом, Уполномоченный по правам человека имеет свой особый статус, особые полномочия и задачи деятельности. Однако при их реализации, он сталкивается с рядом проблем, которые мешают ему качественно и эффективно выполнять свою работу. Это приводит к тому, что падает уровень доверия населения к нему, остаются положительно неразрешенными жалобы населения, нарушение прав продолжает иметь место в России. Чтобы эти проблемы решить необходимо пересмотреть нормативное регулирование деятельности Уполномоченного, наделить его большим объемом прав, иными методами осуществления деятельности, создать действительную независимость института, чтобы ему ничего не мешало оказывать помощь, а также повысить его значимость в государственном аппарате.