Файл: Нашей работы отсутствует комплексное исследование, поэтому считаем, что потребность в его создании обуславливает актуальность работы. Выбор данной темы был основан на желании разобраться в особенностях деятельности института Уполномоченного по правам чело.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
31 Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги. Срок исполнения полномочий Уполномоченным по правам человека- 5 лет. Один и тот же человек может занимать данную должность не более чем два срока подряд. Заканчиваются его полномочия после того, как вновь назначенный Уполномоченный по правам человека принесет присягу. Важно учесть, что если в период исполнения Уполномоченным своих должностных обязанностей в рамках срока исполнения им полномочий, срок полномочий Государственной Думы истечет или же она будет распущена, то это не прекратит полномочий Уполномоченного.
На основании ст.13 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» досрочное прекращение полномочий Уполномоченного по правам человека возможно в случае:
1) нарушения требований статьи 11 Федерального конституционно го закона «Об Уполномоченном по правам человека»;
2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного;
3) если он не способен по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности;
4) если Уполномоченный самостоятельно напишет заявление о сложении полномочий.
Такое решение о досрочном освобождении Уполномоченного от должности оформляется в виде постановления Государственной Думы. Государственная Дума в случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности обязана в течении месяца со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности назначить нового Уполномоченного в порядке установленным ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека».
Уполномоченный по правам человека имеет свой аппарат, которым он руководит. Глава 4 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека» устанавливает основы создания и деятельности аппарата Уполномоченного. Данный аппарат создается для юридического, организационного, научно-аналитического, информационно-справочного и иного обеспечения деятельности Уполномоченного.
В права Уполномоченного по руководству его аппаратам входит установление численности и штатного расписания своего рабочего аппарата. Омбудсмен в рамках осуществления деятельности по руководству рабочим аппаратом издает распоряжения. Права, обязанности и ответственность работников рабочего аппарата Уполномоченного, а также условия прохождения ими государственной службы определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе, а также законодательством Российской Федерации о труде.
Структура Аппарата прописана в Положении о рабочем аппарате Уполномоченного по правам человека в РФ, утвержденном распоряжением Уполномоченного по правам человека в РФ от 23.10.2017 №93.
Аппарат Уполномоченного состоит из структурных подразделений, а именно Секретариата Уполномоченного и управления. В составе всех структурных подразделений действуют отделы.32
Кроме Уполномоченного в непосредственном управлении работой Аппарата, в контроле за деятельностью сотрудников участвуют руководитель Аппарата, назначаемый Уполномоченным, заместитель руководителя Аппарата и руководитель Секретариата и его заместитель, а также помощники, советники Уполномоченного. Уполномоченный устанавливает количество заместителей.
Кроме того, для оказания помощи Уполномоченному создается при Уполномоченном Экспертный совет, он его и возглавляет, и формирует состав. В него входят лица, которые имеют много знаний в области прав и свобод человека и гражданина.33
Уполномоченный по правам человека распоряжением от 13 октября 2016 года №67 утвердил Положение об Экспертном совете при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. Данное Положение содержит положения, в соответствии с которыми был сформирован состав Экспертного совета Распоряжением Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 27 февраля 2017 года № 15. Члены Экспертного совета выполняют свои полномочия на безвозмездной основе.34
При осуществлении своей деятельности Экспертный совет основывается на принципах законности, объективности, независимости и гласности
Таким образом, мы можем сказать о том, что аппарат Уполномоченного по правам человека построен так, чтобы обеспечить максимальную эффективность деятельности Уполномоченного. Структура аппарата позволяет разделить нагрузку между Уполномоченным и его аппаратом и оказать помощь всем нуждающимся в этом, эффективно взаимодействовать друг с другом.
Если говорить о требованиях к должности Уполномоченного, то посмотрев на них можно сразу сказать, что они обеспечивают нахождение на должности Уполномоченного такого человека, который будет знать природу прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, чтобы это был профессионал, который не будет реализовывать свою деятельность в интересах иностранного государства.
2.3. Полномочия, порядок и правовые последствия деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Полномочия Уполномоченного по правам человека, закреплены в главе 3 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека». Уполномоченный по правам человека вправе рассматривать жалобы граждан Российской Федерации и иностранцев, а также лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.35 Данное положение подтверждается его закреплением в статьях 15,16 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека».
Однако Уполномоченный не может рассматривать жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.36
Обращение к Уполномоченному за помощью имеет такой порядок, что делает эту процедуру максимально доступной для всех слоев населения, поскольку подача жалобы не облагается государственной пошлиной. Подать жалобу могут абсолютно все лица, находящиеся на территории Российской Федерации (даже те, кто находится в местах лишения свободы), чьи права были нарушены, а соответствующее обращение в правоохранительные органы результата не принесло. Жалобы, подаваемые Уполномоченному по правам человека, носят конфиденциальный характер, то есть, прежде чем попасть к данному должностному лицу, содержание жалоб не проходит проверку, никто не имеет право досматривать их и отклонять, иначе как сам Уполномоченный и его аппарат. Даже Администрация мест принудительного содержания не имеет право просматривать жалобы, направляемые от лиц, находящихся в таких местах37
Можно сказать, что, направляя жалобы граждане реализуют свое политическое право на обращение, закрепленное в статье 33 Конституции РФ, которое включает в себя возможность направлять обращения как индивидуально, так и коллективно в государственные органы и органы местного самоуправления в форме жалоб, предложений, заявлений или петиций. А также право на свободу мысли и слова.
Процедура подачи и рассмотрения жалоб состоит в следующем: срок подачи жалобы Уполномоченному – год со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
38
После того, как жалоба попала к Уполномоченному по правам человека он имеет право на основании ст. 20 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» как принять жалобу к рассмотрению, так и отказать в принятии жалобы к рассмотрению.39
На основании ст. 20 Уполномоченный обязан в течении 10 дней уведомить заявителя о принятом решении в отношении его жалобы. Если он начинает ее рассматривать, то он должен отправить информацию в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, на которого была отправлена жалоба.40
Если Уполномоченный по правам человека отказывает человеку в принятии жалобы к рассмотрению, то ему необходимо объяснить на основании закона причину отказа. Данное решение обжалованию не подлежит.
В целях выполнения государством своей задачи по защите прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный по правам человека наделен правомочием самостоятельно принимать по собственной инициативе меры, связанные с защитой прав и свобод человека, то есть он самостоятельно может инициировать начало процесса защиты прав определенного человека или группы людей, в случае если он обладает соответствующей информацией о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.41
Это очень важное правомочие в контексте защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку его реализация показывает тем, кто пострадал вследствие нарушения прав, что государство всегда готово помочь и защитить права человека, даже если он не знал о том, что имеет такое право. Знание о том, что государство находится на стороне лиц, проживающих в нем, существенно снижает криминогенность общества, повышает уровень правосознания граждан, заинтересованность во взаимодействии с государством, а также повышает желание сотрудничать с ним. Это все сказывается на качестве жизни в стране.
После того, как Уполномоченный по правам человека принял решение о принятии жалобы к рассмотрению, он приступает к следующему этапу – рассмотрению жалобы. В ходе данного этапа на основании права, закрепленного в ст.22 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека», он может обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам с просьбой оказать содействие в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению, а также направить запрос Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации.
При проведении проверки по жалобе Уполномоченный имеет достаточно широкий круг возможностей, установленных ст.23:
1) он может беспрепятственно посещать необходимые для выяснения обстоятельств учреждения и органы;
2) запрашивать и получать необходимые ему сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
4) проводить проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
6) знакомиться с уголовными, гражданскими, административными делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел42 .
7) приходить на прием к руководителям и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администраций мест принудительного содержания без предварительной записи на прием и может не ждать когда придет его очередь в листе ожидания. То есть Уполномоченный по правам человека принимается в первоочередном порядке руководителями и должностными лицами упомянутых выше органов.
Уполномоченный обладает таким широким кругом полномочий поскольку его основной целью является защита прав и свобод человека и гражданина, которые являются высшей ценностью, восстановить их – основная задача государства, которая стоит превыше всего.
Уполномоченный по правам человека на основании ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» вправе приходить в центры временного размещения и места временного содержания беженцев и вынужденных переселенцев, разговаривать с лицами, находящимися там, которые подали жалобу Уполномоченному,
На основании ст.13 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» досрочное прекращение полномочий Уполномоченного по правам человека возможно в случае:
1) нарушения требований статьи 11 Федерального конституционно го закона «Об Уполномоченном по правам человека»;
2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного;
3) если он не способен по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности;
4) если Уполномоченный самостоятельно напишет заявление о сложении полномочий.
Такое решение о досрочном освобождении Уполномоченного от должности оформляется в виде постановления Государственной Думы. Государственная Дума в случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности обязана в течении месяца со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности назначить нового Уполномоченного в порядке установленным ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека».
Уполномоченный по правам человека имеет свой аппарат, которым он руководит. Глава 4 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека» устанавливает основы создания и деятельности аппарата Уполномоченного. Данный аппарат создается для юридического, организационного, научно-аналитического, информационно-справочного и иного обеспечения деятельности Уполномоченного.
В права Уполномоченного по руководству его аппаратам входит установление численности и штатного расписания своего рабочего аппарата. Омбудсмен в рамках осуществления деятельности по руководству рабочим аппаратом издает распоряжения. Права, обязанности и ответственность работников рабочего аппарата Уполномоченного, а также условия прохождения ими государственной службы определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе, а также законодательством Российской Федерации о труде.
Структура Аппарата прописана в Положении о рабочем аппарате Уполномоченного по правам человека в РФ, утвержденном распоряжением Уполномоченного по правам человека в РФ от 23.10.2017 №93.
Аппарат Уполномоченного состоит из структурных подразделений, а именно Секретариата Уполномоченного и управления. В составе всех структурных подразделений действуют отделы.32
Кроме Уполномоченного в непосредственном управлении работой Аппарата, в контроле за деятельностью сотрудников участвуют руководитель Аппарата, назначаемый Уполномоченным, заместитель руководителя Аппарата и руководитель Секретариата и его заместитель, а также помощники, советники Уполномоченного. Уполномоченный устанавливает количество заместителей.
Кроме того, для оказания помощи Уполномоченному создается при Уполномоченном Экспертный совет, он его и возглавляет, и формирует состав. В него входят лица, которые имеют много знаний в области прав и свобод человека и гражданина.33
Уполномоченный по правам человека распоряжением от 13 октября 2016 года №67 утвердил Положение об Экспертном совете при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. Данное Положение содержит положения, в соответствии с которыми был сформирован состав Экспертного совета Распоряжением Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 27 февраля 2017 года № 15. Члены Экспертного совета выполняют свои полномочия на безвозмездной основе.34
При осуществлении своей деятельности Экспертный совет основывается на принципах законности, объективности, независимости и гласности
Таким образом, мы можем сказать о том, что аппарат Уполномоченного по правам человека построен так, чтобы обеспечить максимальную эффективность деятельности Уполномоченного. Структура аппарата позволяет разделить нагрузку между Уполномоченным и его аппаратом и оказать помощь всем нуждающимся в этом, эффективно взаимодействовать друг с другом.
Если говорить о требованиях к должности Уполномоченного, то посмотрев на них можно сразу сказать, что они обеспечивают нахождение на должности Уполномоченного такого человека, который будет знать природу прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, чтобы это был профессионал, который не будет реализовывать свою деятельность в интересах иностранного государства.
2.3. Полномочия, порядок и правовые последствия деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Полномочия Уполномоченного по правам человека, закреплены в главе 3 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека». Уполномоченный по правам человека вправе рассматривать жалобы граждан Российской Федерации и иностранцев, а также лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.35 Данное положение подтверждается его закреплением в статьях 15,16 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека».
Однако Уполномоченный не может рассматривать жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.36
Обращение к Уполномоченному за помощью имеет такой порядок, что делает эту процедуру максимально доступной для всех слоев населения, поскольку подача жалобы не облагается государственной пошлиной. Подать жалобу могут абсолютно все лица, находящиеся на территории Российской Федерации (даже те, кто находится в местах лишения свободы), чьи права были нарушены, а соответствующее обращение в правоохранительные органы результата не принесло. Жалобы, подаваемые Уполномоченному по правам человека, носят конфиденциальный характер, то есть, прежде чем попасть к данному должностному лицу, содержание жалоб не проходит проверку, никто не имеет право досматривать их и отклонять, иначе как сам Уполномоченный и его аппарат. Даже Администрация мест принудительного содержания не имеет право просматривать жалобы, направляемые от лиц, находящихся в таких местах37
Можно сказать, что, направляя жалобы граждане реализуют свое политическое право на обращение, закрепленное в статье 33 Конституции РФ, которое включает в себя возможность направлять обращения как индивидуально, так и коллективно в государственные органы и органы местного самоуправления в форме жалоб, предложений, заявлений или петиций. А также право на свободу мысли и слова.
Процедура подачи и рассмотрения жалоб состоит в следующем: срок подачи жалобы Уполномоченному – год со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
38
После того, как жалоба попала к Уполномоченному по правам человека он имеет право на основании ст. 20 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» как принять жалобу к рассмотрению, так и отказать в принятии жалобы к рассмотрению.39
На основании ст. 20 Уполномоченный обязан в течении 10 дней уведомить заявителя о принятом решении в отношении его жалобы. Если он начинает ее рассматривать, то он должен отправить информацию в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, на которого была отправлена жалоба.40
Если Уполномоченный по правам человека отказывает человеку в принятии жалобы к рассмотрению, то ему необходимо объяснить на основании закона причину отказа. Данное решение обжалованию не подлежит.
В целях выполнения государством своей задачи по защите прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный по правам человека наделен правомочием самостоятельно принимать по собственной инициативе меры, связанные с защитой прав и свобод человека, то есть он самостоятельно может инициировать начало процесса защиты прав определенного человека или группы людей, в случае если он обладает соответствующей информацией о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.41
Это очень важное правомочие в контексте защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку его реализация показывает тем, кто пострадал вследствие нарушения прав, что государство всегда готово помочь и защитить права человека, даже если он не знал о том, что имеет такое право. Знание о том, что государство находится на стороне лиц, проживающих в нем, существенно снижает криминогенность общества, повышает уровень правосознания граждан, заинтересованность во взаимодействии с государством, а также повышает желание сотрудничать с ним. Это все сказывается на качестве жизни в стране.
После того, как Уполномоченный по правам человека принял решение о принятии жалобы к рассмотрению, он приступает к следующему этапу – рассмотрению жалобы. В ходе данного этапа на основании права, закрепленного в ст.22 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека», он может обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам с просьбой оказать содействие в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению, а также направить запрос Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации.
При проведении проверки по жалобе Уполномоченный имеет достаточно широкий круг возможностей, установленных ст.23:
1) он может беспрепятственно посещать необходимые для выяснения обстоятельств учреждения и органы;
2) запрашивать и получать необходимые ему сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
4) проводить проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
6) знакомиться с уголовными, гражданскими, административными делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел42 .
7) приходить на прием к руководителям и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администраций мест принудительного содержания без предварительной записи на прием и может не ждать когда придет его очередь в листе ожидания. То есть Уполномоченный по правам человека принимается в первоочередном порядке руководителями и должностными лицами упомянутых выше органов.
Уполномоченный обладает таким широким кругом полномочий поскольку его основной целью является защита прав и свобод человека и гражданина, которые являются высшей ценностью, восстановить их – основная задача государства, которая стоит превыше всего.
Уполномоченный по правам человека на основании ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» вправе приходить в центры временного размещения и места временного содержания беженцев и вынужденных переселенцев, разговаривать с лицами, находящимися там, которые подали жалобу Уполномоченному,