Файл: Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 287

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

167
одну часть — внуку от дочери, две — внучке от сына, потому что потомков по мужской линии Шариат ставит выше, и т. д.
Вторая группа наследников. К этой группе относятся дед, бабка, братья и сестры покойного. При отсутствии братьев и сестер наследниками являются их дети.
Если у покойного остался единственный брат, все наследство принадлежит ему; если единственные его наследники — несколько его братьев и сестер, братья получают в два раза больше, чем сестры. Если родители покойного имеют братьев и сестер и эти браться и сестры живут отдельно от матери покой- ного, они ничего не получают. Если наследником покойного является единственная сестра (или брат) его матери, и при этом они отделены от отца покойного, все наследство получает эта сестра или брат матери. Если наследниками покойного являются братья, сестры его отца и единственный брат (или сестра) его матери, наследство делят на шесть частей: одна часть — брату
(или сестре) матери покойного, остальное — братьям и сестрам отца, с условием, что доля одного брата равна доле двух сестер.
Если наследниками являются единственный брат и единственная сестра покойного и несколько сестер и братьев его матери, наследство делят на три части: одну часть распределяют поровну между братьями и сестрами матери покойного, остальное — между братом и сестрой его отца, причем доля брата в два раза больше доли сестры.
Если покойный не имеет братьев и сестер, наследство получают племянники и племянницы, причем племянники и племянницы по материнской линии получают наследство поровну, тогда как доля каждого племянника по отцовской линии равна доле двух племянниц по этой линии.
Если наследником является только дед или бабка покойного, наследство получают они. Если при этом живы еще их родители, последние наследство не получают.
Если наследниками являются дед и бабка по отцовской линии покойного, наследство делится на три части: две — деду и одну бабке. Если же наследниками являются дед и бабка по материнской линии, наследство делится между ними поровну.
Если наследниками являются один человек (дед или бабка) по отцовской линии покойного и один (также дед или бабка) по материнской, наследство делят на три части, из которых две

168
получает дед или бабка по отцовской линии, а одну — по материнской. В случае, если живы оба деда и обе бабки покойного, наследство также делится на три части: одну часть поровну целят между дедом и бабкой покойного по материн- ской линии, а две части распределяют между дедом и бабкой по отцовской линии так, что доля деда в два раза больше доли бабки.
Третья группа наследников. Эта последняя, «резервная», группа наследников состоит из дядьев и теток покойного по отцовской и материнской линиям и их детей.
Если у умершего мусульманина не оказывается ни одного наследника первой и второй группы, наследство переходит к представителям третьей группы наследников. Следует, однако, отметить, что на мусульманском Востоке представители этой группы наследников в исключительно редких случаях учас- твуют в распределении наследства. Это происходит потому, что высокая рождаемость в мусульманской семье создает такие условия, что обязательно оказываются наследники из первой и второй групп. Но, несмотря на это, мусульманское право скрупулезно определяет и наследников третьей группы. Если на- следником является единственный дядя или единственная тетка покойного по отцовской линии, он (она) и получает все наследство. Если же у покойного несколько дядьев и несколько теток по линии отца, наследство делится между ними таким образом, что дядья получают доли в два раза больше, чем тетки- ны. Наследство между дядьями и тетками покойного по материнской линии делится поровну. При разделении наследства между дядьями и тетками учитывается и то обстоятельство, рождены ли они от одних и тех же родителей.
Наследники покойного по отцовской линии получают больше, чем наследники по линии материнской.
В мусульманском праве наследования имеется особый раздел о правах мужа и жены на наследство в случае смерти одного из них.
Как известно, в мусульманском обществе женщины меньше мужчин заняты производительным трудом и общественной деятельностью, так что наследственное право во многом определяет экономическое и общественное положение женщины-вдовы.


169
Один только факт мусульманского наследственного права уже подтверждает это положение: если умирает жена, не оставив после себя детей, половина ее имущества переходит к мужу, если же у нее остались дети от этого или другого мужа, то все равно к нему переходит четверть ее имущества.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление, чтобы выяснить один очень важный вопрос. Дело в том, что до сих пор для исследователя остается не до конца ясным имущественное право жены и мужа в мусульманской семье. Как можно делить имущество между женой и мужем в семье, где господство мужа неоспоримо? Защита имущественных прав женщины по
Шариату не имеет аналогии в западной юриспруденции.
Известный исламовед И.П. Петрушевский отмечает: «Шариат обязывает жену повиноваться мужу. Но власть мужа распространяется только на личность жены, а не на ее имущество. В отличие от европейского феодального и позднее буржуазного законодательства, по которому имуществом и при- даным жены распоряжается муж, мусульманское право строго проводит принцип раздельности имущества супругов. Муж не имеет права распоряжаться имуществом жены»
1
Чтобы наследовать имущество жены или мужа, необходимо ясно представлять себе, что именно и кому принадлежало при их жизни. Имущественные отношения между мужем и женой в мусульманской семье строятся следующим образом. По закону все приданое жены (точнее, махр), ею полученное от мужа и от родителей, принадлежит жене, и муж не имеет права им распоряжаться. Но в действительности в нормальной семейной жизни имущественное право мусульманской женщины носит чисто формальный характер: фактически имуществом жены распоряжается муж. Если она получила от родителей или от мужа земельный участок, или магазин, или дом, она, как правило, является их владелицей лишь формально, а распоряжается ими муж, но зато это имущество является предметом наследства после ее смерти, а все остальное семейное достояние является собственностью мужа.
Если умирает, не оставив потомства, муж, жена получает 1/4 его наследства, а остальное отходит к другим наследникам. Если
1
ПетрушевскийИ.П. Ислам в Иране в VII-XV вв. Л., 1966, 175.

170
же у покойного остались дети от этой или от других жен, жена получает лишь 1/8 наследства мужа. Жена не получает наследства из названного далее имущества мужа: дом мужа, в котором она живет, земельный участок, а также деревья на земельном участке. Она может получить часть дохода от фруктовых деревьев, но только по согласованию с другими наследниками. Без разрешения других наследников жена (вдова) не имеет даже права использовать участок земли возле дома, где она живет. Если же у покойного было несколько законных жен, а потомков он не имел, его вдовы получают все вместе 1/4 часть наследства, а если остались и дети — 1/8 часть, которая поровну делится между ними. И, более того, если покойный по состо- янию здоровья не имел со своими законными женами близких отношений, жены не получают никакого наследства. Хотя если замуж выходит больная женщина, которая умирает от этой болезни, не имея с мужем близких отношений, муж все-таки получает свою обычную долю из ее наследства.
Если супруги находились в периоде идда (после развода) в момент, когда кто-то из них умер, то если его срок не истек, оставшийся в живых получает свою долю наследства, а если смерть наступила после истечения этого срока, — не получает.
Если муж дал жене развод по болезни и скончался в период, когда еще не истек дозволенный срок (12 месяцев), жена может и получить, и не получить наследства, в зависимости от обстоятельств: она получает наследство, если в период 12- месячного срока не вышла замуж и если муж умер от болезни, которая и служила причиной развода; она может не получить наследства покойного, если сама была инициатором развода.
Общий же вывод относительно сказанного о наследственном праве мужа и жены таков: во всех случаях доля и право мужа больше, чем доля и право жены. Очевидно, это связано с тем, что на плечах мужа лежит материальная ответственность за весь семейный бюджет, тогда как женщина по Шариату (если она — не полная сирота безо всяких родственников) — всегда живет на обеспечении родственников-мужчин.
В мусульманской юриспруденции разработаны даже правила дележа наследства, если оно представлено единичными неделимыми вещами. Например, если после покойного остались перстень, Коран, сабля, какая-то одежда, и все в одном


171
экземпляре, в единичном числе, их получает старший сын умершего. Если же указанных предметов осталось по нескольку штук, старший сын должен поделиться ими с другими наследниками. Если у покойного остались два сына одинакового возраста от разных жен или близнецы, то эти предметы они должны поделить между собой. Если у покойного остались долги, наследники должны погасить их за счет имущества покойного, к которому должны быть отнесены и вещи, о которых только что говорилось.
Сложное переплетение степеней родства, частые внутриродовые и внутрисемейные распри привели к регламентации Шариатом наследственных отношений даже в таком случае, когда наследником является лицо, убившее наследуемого. Если последний был убит умышленно, убийца исключается из числа наследников, если же это произошло случайно, то в наследстве ему не может быть отказано. Но интересно, что в таком случае наследство не может быть ис- пользовано для уплаты диа — в качестве платы за пролитую кровь.
Если возникает необходимость выделить из наследства долю еще не родившегося ребенка, то, как правило, она определяется как доля двух сыновей. Если же предполагается, что может родиться тройня (три сына), выделяются равные доли для всех трех сыновей, для дочери же — половинная доля.
Мусульманское право препятствует неверному (кяфиру) получить наследство мусульманина, тогда как мусульманин может наследовать кяфиру.
Таким образом, шариатское право наследования вытекает из исламского учения о частной собственности и призвано охранять и укреплять частную собственность.
Мусульманские богословы утверждают, что законы Шариата о наследовании способствуют сохранению справедливости, препятствуют концентрации богатств в одних руках и, таким образом, служат барьером на пути перерастания частной собственности в монополистический капитал.

172
ШАРИАТ ОБ АРЕНДЕ И НАЙМЕ
Сдавать что-либо или брать в аренду, в наем — одно из самых распространенных деловых соглашений на мусульманском
Востоке.
Защищая устои частной собственности, Ислам способствовал превращению аренды в один из основных источников дохода владельцев частной собственности. Всесторонняя детальная разработка вопроса об аренде и найме нашла свое отражение в правовых нормах
Шариата.
Согласно джа'фаритскому мазхабу, можно сдавать в аренду и в наем все, начиная с земельного участка, дома, вещей, животных и кончая человеком. Требуется только, чтобы человек, сдавший что-либо в аренду, был совершеннолетним, в здравом уме, рассудительным и настоящим владельцем того, что сдается. Допускается сдача в аренду или в наем по поручению владельца. Опекун может сдавать в аренду имущество несовершеннолетнего; когда ребенок вырастет, он может расторгнуть это соглашение об аренде, так же как и утвердить его. Если у несовершеннолетнего нет опекуна, никто не может сдавать в аренду его имущество без разрешения шариатского судьи или мудж-тахида. Если в данном месте нет ни
муджтахида,
ни шариатского судьи, имущество несовершеннолетнего может быть сдано в аренду несколькими лицами из правоверных, известных своей справедливостью.
Допускается сдача вещи в аренду через посредника третьему лицу, но если в условиях соглашения об аренде указано, что использовать вещь будет сам арендатор, последний не имеет права полученное им в аренду имущество передавать третьему лицу. Например, человек, снявший дом, не имеет права сдавать его кому-либо еще, если это не оговорено в соглашении с владельцем. Сдача внаем через посредника третьему лицу очень распространена в мусульманских странах. Так, часто кто-то снимает у владельца несколько домов, затем приобретает мебель и сдает квартиры внаем. Такой посредник, как правило, считается делопроизводителем владельца дома, и жильцы часто знают только его одного, не имея представления о хозяине дома.
Установлены следующие условия аренды:


173
1.
Объект аренды должен быть указан предельно конкретно.
Так, сдавая в аренду комнату, владелец должен конкретно указать, какую именно, ее определенные приметы.
2. Должна существовать возможность реальной передачи предмета аренды. Например, сдача в аренду лошади, которая убежала, делает соглашение об аренде недействительным.
3. Сдавать в аренду можно только такой предмет или имущество, которое не исчезает при использовании. Нельзя, например, сдавать в аренду хлеб, фрукты или другие предметы питания.
4. Заранее должно быть ясно, что арендуемые земли, предмет, имущество могут быть использованы по назначению.
Например, считается недействительной сдача в аренду земли для земледелия, если эту землю нельзя оросить; Шариат допускает сдачу такого участка только под пастбище.
5. Сдавать в аренду можно только свое имущество, а чужое
— только по разрешению владельца.
Интересно, что не одобряется (хотя и не запрещается) сдавать в аренду плодоносящие деревья. Женщина, имеющая грудного ребенка, может без разрешения мужа «сдавать себя в аренду», чтобы выкормить чужого ребенка, но если в таком случае каким-либо образом ущемляется право ее мужа, она не может быть предметом аренды без его согласия
1
Предусматривается четыре основных условия аренды:
1. Соблюдать правило халал (дозволенного Шариатом).
Например, считается недействительной сдача в аренду магазина для продажи в нем алкогольных напитков или транспортного средства для перевозки на нем таких напитков.
2. Нельзя сдавать в аренду что-либо, бесполезное в использовании.
3. Если предмет аренды может быть использован в различных целях, должно быть указано, в каких именно целях он будет использован.
4. Должен быть определен срок аренды, который по обоюдному согласию сторон может и продлеваться.
Если кто-либо сдает свой дом приезжему или паломнику, который не знает, на какой срок ему необходима аренда, сделку
1
Буруджерди. Указ. соч., вопр. 2194.
можно оформить с определением платы за каждый ночлег. Но поскольку срок аренды при этом не определен, владелец дома оставляет за собой право потребовать освободить дом в любое время.
Разрешается сдавать в аренду земельный участок, только конкретно определив арендную плату. Если эта плата обусловлена определенным процентом будущего урожая, соглашение считается неверным. Законы Шариата, как всегда, защищают интересы обеих сторон. То же относится и к случаю, когда арендатор не принял предмета аренды или не до конца использовал взятый предмет: он все равно должен платить за аренду или наем по договоренности.
Если человека наняли для выполнения определенной работы, но не обеспечили его ею, ему все равно обязаны заплатить по договоренности. Например, если портного наняли, чтобы он в определенный день начал работу, но вовремя не предоставили материал, ему должны оплатить каждый оговоренный соглашением день, даже если он и будет в это время работать на других.
Представители шариатского суда строго следят за тем, чтобы не нарушались религиозные установки в аренде. Если наняли мясника, но он зарезал животное не по правилам Шариата, вследствие чего мясо стало запретным, мясник должен погасить убыток хозяину. Если сдохнет нанятое животное, арендатор обязан оплатить хозяину стоимость животного или по соглашению с хозяином вернуть ему другое животное. Но если нанятое вьючное животное, поскользнувшись, разбило навьюченный на него хрупкий товар, хозяин этого животного не несет ответственности за этот случай.
Частная медицинская практика, с точки зрения Шариата, считается работой по найму. Врач в таком случае несет ответственность за выписанное больному или данное ему своими руками лекарство, от которого больному станет хуже или даже он умрет. Но врач не отвечает за принятое больным лекарство, о котором он упомянул что-либо неопределенное; не несет он ответственности и в том случае, если предупредит больного или его родственников, что не гарантирует выздоровления пациента. Когда же больной обещает врачу вознаграждение в случае своего выздоровления, то это

вознаграждение может быть получено или потребовано только в таком случае (выздоровление).
Предусмотрены и правила расторжения соглашения об аренде и найме. Оно может быть осуществлено по обоюдному согласию сторон или когда в соглашении обнаружится габн
(обман). Так, если хозяин сдал в аренду две комнаты и одна из них стала непригодной для жилья, а хозяин не предпринимает срочных мер, арендатор имеет право расторгнуть соглашение об аренде. Если владелец сдает в аренду земельный участок, дом или другое имущество, он может продать его до истечения срока аренды тому же арендатору, при этом последний продолжает платить арендную плату до истечения срока аренды.
Законы об аренде и найме предусматривают особого рода плату — вознаграждение за исполнение особого поручения, услугу, которая называется джуалэ. Например, некто объявляет, что заплатит определенную сумму тому, кто найдет утерянную им конкретную вещь. Так возникает соглашение между двумя сторонами: тот, кто поручает дело, именуется джаэлъ, а исполнитель (согласившийся найти вещь в этом случае) —
амилъ. Требуется, чтобы порученное по джуалэ дело не было запретным; допускается прекращение порученного дела амилем,
если тот считает, что продолжать его бесполезно, однако исполнитель не может прекратить дело, если это повредит поручителю. Например, врач, взявшийся оперировать глаз, начав операцию, не имеет права прекратить ее (т. е. не закончив).
Если человек добровольно оказал кому-либо услугу до того, как была объявлена просьба о ней, плата за этот труд ему не положена, разве что джаэлъ сам вознаградит его.
Законы Шариата об аренде и найме способствуют защите частной собственности, сдается все: земля, дома, животные и человек. Шариат учитывает разделение мусульманского общества на имущих и неимущих и требует от состоятельных людей сдавать в аренду землю, жилище, вещи, чтобы частично удовлетворить нужды неимущих и занять их работой, чтобы нужда не привела их в отчаянье и не заставила выйти из повиновения и подчинения законам.

1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   28