Файл: Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 283
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
193
Шариатом (размер, время выплаты), тогда как второй вид милостыни разрешается давать в любое время, в любом размере и чем угодно.
ХУМС, ЗАКЯТ, ЗАКЯТ АЛЬ-ФИТРА, САДАКА, УШР
(РАЗНОВИДНОСТИ НАЛОГОВ И
МИЛОСТЫНИ)
Хумс (дословно «одна пятая») — это вид пожертвования
(милостыни) пятой части излишнего имущества в пользу
Пророка и его семейства (потомков). Он считается обязательным для любого имущества согласно джа'фаритскому мазхабу, другие юридические школы Ислама признают его обязательность лишь для военных трофеев.
Ниже приводятся положения джа'фаритского мазхаба относительно хумса. Хумс взимается в виде натуральной платы, а также денег с семи видов собственности и прибыли:
- с заработной платы;
- с рудников;
- с кладов;
- с имущества, приобретенного законным путем;
- с драгоценностей, добываемых со дна морей (например, жемчужин);
- с военных трофеев;
- с земли, покупаемой кяфиром или зиммием у мусульманина.
Приобретая имущество, превышающее своей стоимостью его годовой расход, мусульманин обязан платить хумс. Но хумсом
не облагаются унаследованное имущество и махр (приданое).
Годовой расход семьи зависит и от ее социального положения, количества членов, заработка и т. д. Как правило, шариатские судьи на местах хорошо знают степень состоятельности людей в своих населенных пунктах и городских кварталах, и они стараются, чтобы подданные — как мусульмане, так и зиммим — не уклонялись от уплаты налогов.
В основн о м судьи надеются, что сами мусульмане не будут уклоняться от уплаты хумса. Если же возникнет подозрение, что кто-то скрывает свои доходы, чтобы н е платить хумс,
шариатский судья правомочен opганизовать проверку.
194
Выше говорилось, что хумсом не облагается унаследованное имущество, но здесь есть исключен и я . Наследник должен заплатить хумс, если он является дальним родственником завещателя (конечн о , при условии, что наследство превышает годовой расход наследника). Наследники обязаны уплатить хумс и в том случае, если прежний владелец имущества не успел это сделать. В случае передачи владения садоводческого или земледельческого хозяйства, доход с которого превышает годовой расход наследник и ) определенному лицу или организации в качестве вакфа, например, или в аренду, или своим детям хумс также уплачивается.
Если бедный мусульманин получает имущество ввиде милостыни, из нее он не платит хумс, пусть даже полученное им богатство значительно превышает его годовой расход. Но если данный бедняк реализует полученную им милостыню и от этого приобретает дополнительный доход, из этого дохода он должен уплатить хумс.
Если с определенной денежной суммы не уплачен хумс, а на нее приобретается какое-то имущество, мусульманский судья удерживает 1/5 часть из приобретенных вещей. Если же он запрещает такую сделку между покупателем и продавцом, он и в этом случае получает
хумс
из денежных средств, предназначенных для покупки. В случае если хумс не уплачен с подаренного имущества, 1/5 часть его не является имуществом того, кто получил подарок. С имущества, полученного мусульманином от неверного или от лица, которому он не доверяет в вопросах хумса, хумс платить не обязательно.
Шариатские судьи внимательно следят, чтобы никто не уклонился от уплаты хумса. Купцы, ремесленники, специалисты разных профессий — все, занятые каким бы то ни было делом, если их доход превышает годовой расход, платят хумс. Хумс
взимается также с имущества, приобретенного случайно.
Предусматриваются случаи, когда имущество и доходы не облагаются хумсом. Например, когда в середине года возникает необходимость в дополнительных расходах (на продукты, одежду, квартиру, на имущество для женитьбы, на приобретение приданого для дочери, на паломничество и т. п.), конечно, если эти расходы не связаны с расточительством, с доходов хумс не взыскивается.
195
Если мусульманин часть своих средств тратит или передает другому лицу в качестве вознаграждения (мукафат) во исполнение религиозного обета или искупления вины, причем эти действия не преследуют эгоистических целей, то он может включить эти средства в свой годовой расход и не платить с этой суммы хумс.
Как уже упоминалось, хумс не взимается со средств, предназначенных на приданое для дочери, однако мусульманские судьи зорко следят, чтобы это положение не использовалось для уклонения от уплаты хумса. Так, если человек постепенно покупает приданое для дочери, предназначив на это часть годового бюджета, он, как правило,
хумс не платит, но если он включает издержки, связанные с приобретением приданого, в счет расходов будущего года, то
хумс он уплатить обязан. Не подлежат обложению хумсом
средства, предназначенные для совершения паломничества в
Мекку (а у шиитов — также в Кербелу, где находится гробница имама Хусейна, и в Мешхед к гробнице имама Резы). Это исключение преследует цель поддержать мусульман в исполне- нии ими обрядов Ислама.
Если мусульманин сделал закупку продуктов на целый год, а в конце года оказался излишек продуктов, он обязан уплатить за него хумс в натуре или деньгами. При этом учитывается стоимость продуктов в то время, когда платится хумс. В виде исключения допускается приобретение домашней утвари и жен- ских украшений на средства или прибыль, с которых не уплачен
хумс, но он не допускает покрытия убытков текущего года за счет прибыли будущего года. Тем не менее, если в начале года не было доходов и были израсходованы сбережения, а в конце года появились доходы, допускается покрытие ими убытков, т. е. суммы, истраченной из сбережений без уплаты хумса.
Если мусульманин занял в начале года определенную сумму или вещи, а в конце года, после возврата долга, остался излишек, этот излишек считается прибылью и подлежит обложению хумсом. Не рекомендуется брать в долг с целью увеличить богатство или купить имение (мульк) или земельный участок, в котором у него нет нужды, а затем покрывать долг за счет годового дохода, поскольку это ведет к уменьшению доходов, облагаемых хумсом.
196
Закон об уплате хумса трактуется современными богословами как препятствие концентрации капитала в целях эксплуатации человека человеком. В раннем Исламе эти законы отразили стремление затормозить имущественное расслоение внутри му- сульманской общины.
В деле уплаты хумса закреплена круговая порука. Так, если один из компаньонов уплатил хумс из своей доли прибыли, а другие не сделали этого, то в будущем году никто из компаньонов не имеет права распоряжаться средствами компании (ширката) до тех пор, пока хумс не будет заплачен всеми.
Становясь владельцем рудника, где добывается золото, серебро, железо, каменный уголь, бирюза, агат, соль и т.п., человек также обязан платить хумс. Ценз на рудниковые ископаемые определяется следующим образом: если за вычетом расходов владельцу остается 105 мискалей [мискалъ — мера веса, равная примерно 5 г) серебра или 15 мискалей золота, он обязан платить хумс, если меньше — хумс не платится, причем
хумс (при указанном доходе) платится лишь в том случае, если владелец рудника — одинокий человек. Известь, алебастр, глина, красная охра и т. п. не считаются рудниковыми ископаемыми и не подлежат обложению хумсом, но если владе- лец подобных ископаемых получает от них прибыль (например, торгует известью или алебастром), которая превышает его годовой расход, он обязан платить хумс.
Хумс платится с прибылей, получаемых от рудниковых ископаемых, независимо от того, где находятся рудники — на поверхности земли или под землей, на земельном участке владельца рудника или на каком-либо другом. Если рудник эксплуатируется несколькими компаньонами и доля каждого составляет чуть меньше 15 мискалей золота или 105 мискалей
серебра, рекомендуется платить хумс. Все, что добывается из рудника, принадлежит тому, кто является владельцем рудникового участка. Если владелец эксплуатирует рудник без затраты своих средств, хумсом облагаются все добываемые ископаемые.
Хумсом облагаются также сокровища. Понятие «сокровище»
Шариат определяет следующим образом. Сокровищем являются ценности, спрятанные в земле, в деревьях, в горах и на стенах.
197
Человек, нашедший клад на земельном участке, который не имеет владельца, становится его собственником и обязан заплатить хумс. Для взимания хумса стоимость найденного клада определяется из расчета стоимости 15 мискалей золота или 105 мискалей серебра. Если клад найден на земельном участке, принадлежавшем некогда нескольким владельцам, тре- буется сообщить бывшим владельцам о найденном кладе, и только когда те подтвердят, что участок уже не принадлежит им, нашедший клад становится его владельцем и должен заплатить
хумс.
Найденные на одном месте ценности на общую сумму не менее стоимости 105 мискалей серебра или 15 мискалей золота подлежат обложению хумсом. Требуется уплата хумса и в том случае, когда клад, ценность которого превышает или приравнивается к стоимости 105 мискалей серебра или 15
мискалей золота, нашли двое. В таком случае не допускается деления клада, пока оба нашедших его не уплатят хумс.
Если человек купил какое-то животное на убой и в желудке его нашел драгоценность, он обязан сообщить об этом прежнему владельцу. И только когда выяснится, что тот не является ее владельцем, драгоценность становится собственностью нашед- шего ее и он обязан заплатить хумс.
Специальное внимание уделяется хумсу, взимаемому с имущества, часть которого приобретена неправедным путем.
Если владелец такого имущества не может определить, какая часть его дозволенная (халал) и какая запретная (харам), то он обязан платить хумс со всего имущества и только после этого может распоряжаться им. В отличие от этого, закят с неправедного имущества ни в коем случае не дается. В принципе, неправедно приобретенное имущество должно быть или возвращено законному владельцу, либо отдано бедным, нуждающимся и неимущим, причем этот поступок не будет считаться милостыней или благодеянием.
Особо оговариваются правила взимания хумса с жемчужин, добытых со дна моря, — и это не случайно: с древних времен арабы были ловкими ныряльщиками, и эта опасная, рискованная профессия служила средством существования для многих арабов, живущих на прибрежных землях Аравийского по- луострова. И до сих пор, хотя благодаря искусственному
198 выращиванию жемчужин (в Японии и других местах) отчасти снизилось число покупателей природного жемчуга, он все еще остается в цене. Указывается, что если жемчужины, кораллы или другие драгоценности добыты со дна моря, то после по- крытия расходов на их добычу при стоимости их не менее стоимости 17 горошин золота (одна горошина равна 1/24 золотника) необходимо платить хумс. Если драгоценность найдена на берегу моря, после учета годового расхода с оставшейся доли платят хумс. Таким же путем поступают, если ныряльщик или рыбак выловили из моря рыбу или раковину, внутри которой обнаружена жемчужина, цена которой приравнивается к 16 горошинам золота. Если со дна больших рек, подобных Тигру и Евфрату, добыта жемчужина и есть уверенность, что на дне реки есть другие драгоценности (т. е. жемчужина попала туда не случайно — Г. К.), хумс необходим.
Амбра, обнаруженная на дне и на поверхности моря или на берегу (если цена ее достигает стоимости 18 горошин золота), подлежит обязательному обложению хумсом.
Согласно джа'фаритскому мазхабу, дети не относятся к числу плательщиков хумса, но если они являются ныряльщиками, или добывают драгоценности из рудников, или нашли клад, то требуется, чтобы хумс платили их родители и опекуны.
Хумс уплачивается и с недвижимого имущества. Допускается покупка кяфиром у мусульманина земли и недвижимого имущества при условии, что он является зиммием, т. е. живет в мусульманской стране и находится под защитой мусульманского закона. Кяфир имеет право купить дом, магазин и платить хумс. Если он покупает землю у мусульманина и тут же продает ее тоже мусульманину, в обоих случаях платится
хумс. При покупке зиммием дома или магазина у мусульманина сделку оформляет мусульманский судья, который, получая хумс
от кяфира, не делает благосклонного вида, поскольку мусульманский судья не может одобрять переход имущества мусульманина в руки неверного. Если мусульманин по наследству получает землю кяфира, он должен уплатить хумс.
Если кяфир, совершая торговую сделку с мусульманином, отказывается от посредничества мусульманского судьи и отказывается платить хумс, такая сделка считается незаконной,
199 но если кяфир через мусульманина передаст хумс мусуль- манскому судье, такая сделка считается действительной.
Если мусульманин часть своей земли передал кяфиру без совершения купчей сделки, он получил взамен какие-то вещи
(возможно, подарки), и кяфир обязан уплатить хумс. Платится
хумс и в том случае, когда опекун покупает землю для несо- вершеннолетнего кяфира. Одобряется и поощряется захват мусульманином трофеев в борьбе с неверными, но после вычета расходов на хранение этих трофеев и транспортировку мусульманин обязан платить с них хумс. Представители четырех мазха-бов, кроме джа'фаритского, отдают хумс только из военных трофеев.
В настоящее время некоторые мусульманские ученые допускают хранение денежных средств и драгоценностей в банках и соответственное получение за них процентов, что классическим Исламом запрещено. Согласно принятым положениям, если капитал, приносящий прибыль, принадлежит несовершеннолетнему, с него не взимается налог до достижения совершеннолетия. Другие ученые указывают, что все деньги, полученные в виде процентов, являются «неправедно нажитым имуществом», поэтому подлежат полной раздаче бедным и неимущим.
Хумс взимается с тех, кто может платить, и, подобно закяту,
частично тратится на нужды неимущих. Первоначально часть
хумса предназначалась и на нужды Пророка и его родственников. Поскольку с течением времени доля Пророка отпала, значительная часть собранного хумса расходовалась на нужды мусульман. Мусульманские богословы рассматривают
хумс именно как меру предупреждения концентрации богатств в руках меньшинства.
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 28
Закят. Важное место в финансовой системе Шариата занимает отчисление на бедных, закят. Слово закят означает
«очищение», то есть закят призван, с одной стороны, очистить душу дающего его от жадности и привязанности к мирским богатствам, с другой стороны — очистить имущество мусульманина от возможно, неправедно полученного имущества. Поэтому закят дается только из «излишнего» имущества,
200 т. е. превосходящего определенный ценз, который называется
нисаб. Например, для зерновых нисаб составляет более 900 кг.
Обложению закятом подлежат зерновые, ягоды, драгоценности и домашние животные. Всего Шариат (в зависимости от мазхаба) различает девять конкретных предметов обложения
закятом:
- пшеница;
- ячмень;
- финики;
- виноград и изюм;
- золото;
- серебро;
- верблюды;
- крупный рогатый скот;
- мелкий рогатый скот
1
Султ (зерно, похожее на ячмень) и алас (сорт пшеницы в
Аравии) также облагаются закятом. Закят взимается только с мусульман.
Чтобы платить
закят,
мусульманин должен быть совершеннолетним, не умалишенным и свободным (раб не платит закят). Для взимания закята Шариатом разработана особая система мер, о которой будет сказано ниже.
Закят взимается раз в год по лунному календарю. Если мусульманин становится владельцем определенного количества
(нисаб) крупного или мелкого рогатого скота, верблюдов, золота или серебра, по истечении каждых 11 месяцев (в начале 12-го) он должен платить закят. За первый год закят взимается по истечении 12 месяцев.
Налог с пшеницы и ячменя платится после их созревания, как правило, во время обмолота на специальной площадке (хирман).
С винограда же закят определяется, когда виноградные ягоды еще зелены.
Эта предосторожность Шариата связана с тем, что часть зрелого винограда владельцы могут съесть или продать до того, как заплатят налог. Чтобы этого не допустить, официальные сборщики закята определяют количество винограда, пока он
1
Буруджерди. Указ. соч., вопр. 1861.
201 еще зеленый. Закят с урожая фиников определяется, когда плоды финика только становятся желто-красными.
Если мусульманин — владелец крупного или мелкого рогатого скота, верблюдов, золота или серебра — в течение года болен психически, к уплате закята он не привлекается, но если в конце года он выздоровеет, то обязан отдать закят. В случае, когда его болезнь длится более года и не известно, когда он вылечится, шариатские судьи стремятся назначить опекуна, который присматривает за умалишенным и за уплатой закята и налогов из его богатств.
Имущество, отнятое у кого-то насильственно, обложению закятом не подлежит. Если же взятое взаймы золото или серебро, которые по стоимости подлежат обложению закятом,
не возвращены в течение года прежнему хозяину, то взявший их должен заплатить за них закят. Одолживший же это золото или серебро в таком случае закят не платит.
При взимании закята с зерна или ягод сборщики закята
пользуются специальными мерами веса.
Если владелец умирает в период уплаты закята, он взимается из его имущества. Если же он умер ранее сбора закята, его платят его наследники, каждый из своей доли. Шариатские судьи назначают специальных сборщиков, которым дано право взимать закят другим продуктом взамен первого. Если финиковые или виноградные сады, пшеничное или ячменное поле проданы до сбора налога, закят обязан платить новый владелец. Согласно джа'фаритскому мазхабу, в случае неуплаты
закята шариатские судьи могут аннулировать торговое соглашение.
Закят с зерновых, винограда и фиников взимается этими продуктами в сушеном виде и один раз (независимо от числа лет хранения этих продуктов). Если для хранения этих продуктов требуется искусственное увеличение их влажности, закят
взимается со скидкой на влажность.
Шариат учитывает самые мельчайшие детали, касающиеся сбора закята. Например, если один участок земли орошается искусственно, а соседний участок получает от него влагу в такой степени, что отпадает нужда в его орошении, закят взимается из расчета: 1/20
часть урожая с орошаемой земли и 1/10— с земли, получающей влагу от соседнего участка.