Файл: Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 284

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

202
При взимании закята на сельскохозяйственные продукты вычитываются все расходы на их выращивание вплоть до амортизации одежды крестьянина. Учитывается и стоимость пшеницы, купленной на семена. Если финиковые и виноградные деревья куплены, при взимании закята вычитаются расходы на их покупку. Если человек в состоянии обработать свой участок без применения сельскохозяйственных животных (быка, лошади и пр.), то в случае покупки быка, например, он не должен включать его стоимость в счет расходов на приобретение орудий производства — это может сделать только тот, кто не в состоянии возделывать землю без применения сель- скохозяйственных животных и прочих средств.
Рис и фасоль не подлежат обложению закятом, но если пшеница, ячмень, рис и фасоль посеяны на одном участке и это сделано не для того, чтобы уклониться от уплаты закята, шариатские судьи должны определить размер пшеничного и ячменного полей, с которых и взимают закят.
Рис и фасоль не облагаются обязательным закятом, поскольку эти продукты могли быть неизвестны сподвижникам Пророка и не выращивались в Хиджазе. Тем не менее поскольку они являются одними из самых распространенных продуктов пи- тания на мусульманском Востоке, закят с них можно платить добровольно, и это является одобряемым поступком.
Если обработанная земля сохраняет плодородие в течение нескольких лет, вычитаются расходы лишь из урожая первого года, а за остальные годы закят взимается без каких-либо скидок.
Если на нескольких земельных участках, принадлежащих одному человеку, урожай созревает не одновременно, весь урожай по Шариату считается урожаем одного года, а закят взимается по мере сбора урожая согласно установленному мерилу. Там, где виноградники и финиковые деревья дают урожай два раза в год, следует платить за каждый сбор урожая.
С урожая зерновых, фиников или винограда разного качества
закят взимается из урожая высокого и низкого сорта.
Для закята на золото установлен ценз, согласно которому
закят платится с каждых 20 шариатских мискалей, каждый из которых состоит из 18 золотых горошин. С 20 шариатских

203
мискалей (соответствуют 15 обычным мискалям) взимается 1/40 часть золота, т. е. 9 золотых горошин.
По другому шариатскому цензу, закят на золото устанавливается, начиная с 18 мискалей; при этом облагаемый вес золота определяется по формуле: 18+3+3... высчитывается также 1/40 часть.
На серебро существуют также два вида ценза. По первому оплачиваются каждые 105 мискалей серебра (платится 1 /40 часть, т. е. по 2 мискаля или 15 горошин серебра с каждых 105
мискалей). По второму цензу облагаемая сумма определяется по формуле 105+21... мискалей, и с нее взимается 1/40 часть.
Излишек менее 3 мискалей в расчет не берется. Если мусульманин заказал из своего золота или серебра монеты или женские ювелирные украшения для удобства их реализации на рынке, закят за них выплачивается на общем основании. Закят
не взимается, если в течение 11 месяцев, независимо от владельца, вес золота или серебра уменьшится. Шариатские судьи следят, чтобы владельцы специально не уменьшали вес принадлежащего им золота и серебра с целью уклонения от уплаты закята.
Закятом облагается золото и серебро как высокой, так и низкой пробы, и размер его определяется в зависимости от последней или от процентного содержания драгоценного металла в смеси.
Для обложения закятом домашних животных необходимы два условия: чтобы владелец в течение года хотя бы два дня использовал труд этих животных и чтобы он хотя бы два дня в течение года кормил их своим кормом или оплачивал их кормление и уход. Если животные весь год пасутся где-то сами и их не используют на хозяйственных работах, то за них закят
платить не полагается.
Для обложения закятом верблюдов, мелкого и крупного рогатого скота Шариат установил следующие цензы. За верблюдов:
1. За 5 верблюдов закят — 1 баран (за количество верблюдов менее 5 закят не взимается).
2. За 10 верблюдов — 2 барана.
3. За 15 верблюдов — 3 барана.
4. За 20 верблюдов — 4 барана.


204 5. За 25 верблюдов — 5 баранов.
6. За 26-35 верблюдов — 1 двухлетний верблюд.
7. За 36-44 верблюда — 1 трехлетний верблюд.
8. За 45-60 верблюдов — 1 четырехлетний верб- люд.
9. За 61-75 верблюдов — 1 пятилетний верблюд.
10. За 76-90 верблюдов — 2 двухлетних верблю- да.
11.За 91-120 верблюдов — 2 четырехлетних верблюда.
12.При количестве верблюдов более 121: за каждые 40 верблюдов по 1 трехлетнему верблюду, если же счет ведется по
50 верблюдов, то за каждые 50 верблюдов по 1 четырехлетнему верблюду. Верблюды, выделяемые для выплаты закята,
должны быть самками.
В зависимости от насаба взимание закята с крупного рогатого скота бывает двух видов: за 30 коров отдают 1 двухгодовалую телку или за 40 коров — трехгодовалую телку.
Если количество коров более 40, но не достигает 60, закят взимается из расчета за 40 голов. Если же количество коров не достигает 40, то закят взимается из расчета за 30 голов. За 60 коров закят — 2 трехгодовалые телки. Далее счет ведется по 30 или 40 голов.
В зависимости от насаба взимание закята с мелкого рогатого скота бывает пяти видов:
1. За 40 баранов — 1 баран (за количество овец менее 40 закят не взимается).
2. За 121 барана — 2 барана.
3. За 201 барана — 3 барана.
4. За 301 барана — 4 барана.
5. За 400 баранов и более закят взимается из рас- чета за каждых 100 баранов, за каждых 100 после
400 закят взимается в количестве 1 барана.
Предпочтительно отдавать закят за мелкий рогатый скот в натуре, т. е. за овцу — овцу, но не запрещается платить закят
деньгами или товарами. В каждом отдельном случае вопрос о замене закята решает шариатский судья. Но, как правило,
закят за мелкий рогатый скот взимается на мусульманском
Востоке в натуре.

205
Баран, предназначенный для сдачи в качестве закята, по законам
Шариата предпочтительно должен быть двухгодовалым, а коза — трехгодовалой. Шариатские сборщики
закята. отдают предпочтение тем мусульманам, которые для выплаты закята выделяют самых хороших, жирных баранов.
Если несколько человек содержат совместно крупный или мелкий рогатый скот и верблюдов, то каждый платит закят из своей доли по установленному Шариатом цензу. Если владелец имеет животных в разных местах, то закят устанавливается в соответствии с их общим количеством и с учетом качества.
Передавать в качестве закята только плохой скот Шариатом запрещено, другое дело — если весь скот такой. Плата закята
считается первейшим долгом мусульманина. Если мусульманин скончался, не выплатив закята, прежде всего из его средств платится закят, а затем уже все остальное (долги и т. п.).
Закят алъ-фитра (милостыня в день разговения) раздается с наступлением вечера в день разговенья по случаю окончания месячного поста рамадана. Прежде чем изложить суть этого
закята, необходимо разъяснить, чем он отличается от обычного
закята. И закят, и закят алъ-фитра платятся состоятельными мусульманами один раз в год. Но закят отдает глава семьи, тогда как закят алъ-фитра платится за каждого взрослого члена каждой состоятельной мусульманской семьи. Закят алъ-фитра
состоит из одного саа, что примерно составляет 3 кг пшеницы, ячменя или риса, фиников, кишмиша, кукурузы и других продуктов. Его можно давать и в виде денег. Кто не имеет дохода, достаточного, чтобы обеспечить свою семью в течение года, не платит закят алъ-фитра. Если кто-либо из членов семьи в вечер раздачи закят алъ-фитры находится в другом го- роде и нет уверенности, что он сам заплатит закят алъ-фитру,
за него должны платить глава семьи или кто-либо из ее членов.
В вечер, когда раздается закят алъ-фитра, милостыня платится и за гостя, прибывшего по приглашению или с дозволения хозяина дома.
Если же гость прибыл без предупреждения, он обязан дать хозяину сумму, которую тот заплатит за него. Если гость пришел, когда закят алъ-фитру уже раздали, то нет необходимости отдавать закят алъ-фитру за него.


Если ко времени раздачи закят алъ-фитра у сумасшедшего наступит прояснение, несовершеннолетний станет совершеннолетним, потерявший сознание придет в себя, а бедный станет богатым, они должны уплатить закят алъ-фитру.
Если кяфир перейдет в мусульманство по окончании срока подачи милостыни, платить ее ему не обязательно
1
Вправилах по уплате закят алъ-фитры имеется любопытный момент: если в семье мусульманина несколько взрослых и платить за всех закят алъ-фитру обременительно для семьи, можно выплатить ее только за одного члена семьи.
Для этого закят алъ-фитра передается друг другу членами семьи. Например, отец дает закят алъ-фитру сыну, сын переда- ет ее брату, брат — другому брату, сестре, матери и т. д., в итоге эта сумма передается какому-нибудь бедняку, так что семья выплачивает одну закят алъ-фитру. Считается при этом, что
закят алъ-фитру уплатили все взрослые члены семьи.
Если на обеспечение семьи используются средства и хорам
(запретные), и халал (дозволенные), закят алъ-фитра дается из средств, приобретенных дозволенным, законным путем. Если кто-либо нанимает человека для выполнения определенной работы, то за него платится и закят алъ-фитра. За мусуль- манина, умершего до наступления времени раздачи закят алъ-
фитры, не платят. Если же он умрет после этого срока, закят
алъ-фитра платится за него из его средств.
Хумс, закят, садака и закят алъ-фитра в финансовой системе Ислама занимают важное место. Кроме них существуют и такие формы налогов, как харадж (поземельный налог), ушр
(десятина), джизъя (подушный налог), которые взимаются и с немусульман, находящихся под покровительством мусуль- манских государств.
Для взимания поземельного налога харадж в мусульманских странах не было единой твердой системы. В раннем
Средневековье харадж означал сбор дани с завоеванного мусульманами немусульманского населения, владевшего землями, и были времена, когда термин «харадж» употреблялся как синоним джизъи (подушная подать, взимаемая в мусульман-
1
Буруджерди. Указ. соч., вопр. 2009
ских странах с иноверцев). Харадж взимался также с мусульман, владевших землями. При взимании налога харадж
Шариат требует учитывать качество земли, способ ее орошения, виды выращиваемых культур, соотношение обработанной и необработанной земли, плодородие, отдаленность от рынка и другие факторы.
В юридических источниках Ислама харадж фиксируется как поземельный налог, что не расходится с его историческим значением. Некоторые противоречия в деле взимания налога
харадж в различные периоды истории зафиксированы в исторических памятниках и работах мусульманских авторов. То же относится и к налогу ушр (десятая часть, натуральный десятинный налог), который ежегодно платили мусульмане,
зиммии и неверные с продуктов земледелия, животноводства, рыбной ловли, промыслов и т. д.
Вот что сообщает историк аль-Макризи (1364-1442) о нарушении закона о харадже (о необоснованном повышении налога): «Первым, кто в исламское время взыскал харадж с
Египта, был Амр ибн аль-Ас. Сбор его составлял 12 млн динаров, по норме
2 динара с каждого мужчины. После него Абдаллах ибн Са'д ибн
Абу Сарх взыскал с Египта 14 млн динаров. Усман ибн Аффан
(поэтому) сказал Амру ибн аль-Асу: "Абу-Абдаллах, верблюдица дает больше молока, чем до этого". Амр на это ответил: "Но вы изнуряете ее верблюжонка"
1
Символическая фраза историка об изнуряемом верблюжонке верно отражала положение египтян, изнуряемых тяжелыми налогами в VII—VIII вв. Мусульманские законоведы часто повторяют изречение Мухаммада о том, что недопустимо облагать народ налогами сверх его платежеспособности.
Налог ушр взимается таким образом: с мусульман — четверть
ушра, с зиммиев — пол-ушра, а с людей харб (из немусульманских стран) — полный ушр. «С любого предмета стоимостью 200 дирхемов и выше, пронесенного мимо сборщика ушра и предназначенного для продажи, взимается
ушр, а предмет стоимостью менее 200 дирхемов обложению не
1
Алъ-Макризи. Китаб аль-маваиз ва аль-иттибар би зикр аль-хитат ва аль-асар. Каир, 1326 г.х., т.
1, 98-99.

подлежит. Таким же образом, когда стоимость предмета достигает 20 мискалов, с него берут ушр. Когда мимо сборщика
ушра проносят 200 дирхемов в виде слитков и 20 мискалов в
виде монет, то взимается с муслимов четверть ушра, а с людей
зимма — пол-ушра, с людей харбушр»
1
. После этого в течение полного года по мусульманскому календарю с этих предметов никакого налога не взимается, если их приносят даже несколько раз для продажи. Исключение представляют люди
харб.
Как видим, мусульманское законодательство делает существенное различие между иноверцами, которые находятся в подчинении и под покровительством мусульман, т. е. являются жителями мусульманских стран, и теми иноверцами, которые прибыли из немусульманских стран — из стран харб: с них взимают налог в три раза больший, чем с первых, и в четыре раза больше, чем с мусульман.
Ушр — налог, взимаемый, таким образом, со всех: мусульман, зиммиев, кяфиров; им облагаются продукты земледелия, животноводства, рыбной ловли и другие продукты, предназначенные для продажи, стоимость которых 200 дирхемов. Налог ушр по форме похож на рыночные сборы и составляет значительную долю государственного дохода, взимаемого в виде налога со всех подданных и приезжих купцов и торговых предприятий.
ШАРИАТ О ВЗИМАНИИ НАЛОГОВ С
ИНОВЕРЦЕВ
Мусульманское право гарантирует защиту жизни, имущества, права, исповедания веры людей зим-ми — иноверцев, живущих в мусульманской стране и находящихся под защитой и покровительством государства. Арабский историк IX в. Йахья ибн Адам пишет по этому поводу: «Один из мусульман убил человека из народа Священного Писания. Дело для судебного разбирательства было передано Пророку. Посланник Аллаха сказал: «Я имею преимущественное право выполнить
1
Хрестоматия по истории халифата, 63-64.
обязательство защиты зим-ма— убитого». Потом по его приказу убийца был предан смерти»
1
По мнению мусульманских законоведов, если «кто имеет ахд
— договор или зимма покровительство, то выкуп за его убийство (равен) выкупу за убийство мусульманина»
2
Как уже говорилось, шариатские законы, ссылаясь на Коран и
Сунну, относят христиан и иудеев к категории людей ахлъ алъ-
Китаб— «людей Священного Писания» и последователей единого Бога. Иноверец и неверный по Шариату не синонимы.
Коран признает истинность библейских пророков от Авраама,
Моисея, Давида, включая христианского мессию Иисуса. На этом основании Шариат считает последователей христианской и иудейской религий стоящими ближе к истинной вере, чем язычники и огнепоклонники, но на ступень ниже по сравнению с мусульманами, также и их пророков — на ступень ниже мусульманских, а мусульманский Пророк именуется венцом и печатью пророков [хотим алъ-анбийя).
Поскольку Ислам и последователи этой религии чаще всего сталкивались с последователями иудаизма и христианства, чаще всего торговали, сотрудничали и враждовали с ними, в законах
Ислама, естественно, уделено больше внимания христианам и иудеям.
Представители разных вероисповеданий, живущие под покровительством мусульманского закона, оставались иноверцами в мусульманском государстве, законы Шариата не допускали их объединения между собой. «Так, иудей не имел права стать христианином и, наоборот, перейти можно было только в Ислам. Ни один христианин не мог быть наследником иудея, и наоборот, ни один христианин или иудей не мог наследовать имущества мусульманина», ибо хадис гласит:
«Между последователями разных вер не может быть наследования»
3
Шариат допускает, чтобы имущество христиан ииудеев переходило в распоряжение мусульман или мусульманского
1
Йахья ибн Адам. Указ. соч., 55-56.
2
Хрестоматия по истории халифата, 132.
3
Меи, А. Указ. соч., 39.

духовенства по завещанию, а иногда и без завещания. Если у христианина или у иудея не было наследников, то их имущество переходило в казну (байт алъ-мал) — в пользу мусульман.
Взиманию налога с мусульман и немусульман в законах
Шариата придается особое внимание. Прежде всего, Шариат уточняет деление иноверцев. Это уже известные нам зимми и люди харб. В каноническом Шариате под названием «зимми»
подразумевались иудеи, христиане, маги — огнепоклонники, сабей-цы, самаритяне. Характерно, что Ислам и Шариат в понятие
«зимми»
не вкладывают никакого признака национальной принадлежности.
Люди харб (харби) не являются подданными мусульманских стран, и законы Ислама на них не распространяются. Люди харб
могут находиться в мусульманских странах в качестве торговцев или в составе миссий иностранных государств. Харби могут быть христиане, иудеи, маги и другие — все, кроме мусульман.
Если они не относятся к иностранным миссиям, то не имеют права жить в мусульманской стране более года. В противном случае они должны или перейти в Ислам, или стать зиммиями — подданными мусульманского государства, причем в последнем случае их не принуждают к отречению от своего вероисповедания.
С иноверцев по Шариату взимаются следующие виды налогов: джизъя, харадж, хумс и ушр. Закят взимается только с мусульман, а джизъя — только с иноверцев. Остальные виды налогов взимаются как с мусульман, так и с иноверцев, но в разных размерах, о чем уже говорилось. Харби, привозящие что- либо для продажи в мусульманскую страну, в случае, если им не удастся реализовать свой товар, при no-вторном приезде в ту же страну с тем же товаром платят налог ушр вторично.
В деле взимания налога с иноверцев в Шариате есть одна любопытная деталь. Если кто-либо из «людей Священного
Писания» становится зиммием —
подданным мусульманского государства, — имея под своим покровительством кого-то — тоже из «людей Священного
Писания», то перед законом Шариата они уравниваются и с обоих взимается джизъя — подушный налог. В таких случаях,
как правило, господин платит налог и за себя, и за своего раба, тогда как мусульманин за раба налог не платит.
Шариат не скрывает, что, облагая налогами мусульман, иноверцев и кяфиров, преследует цель привлечения иноверцев к
Исламу: налоговая система Ислама выполняет и функцию призыва к религии. Именно этот аспект мусульманского законодательства о налогах служил одной из главных причин массового перехода в Ислам христиан, иудеев и язычников в раннем Средневековье.
Массовый переход христиан в Ислам наблюдался в Египте,
Сирии и других восточных колониях Византийской империи, подпавших под власть арабов в период арабского завоевания. В период распространения Ислама в раннем Средневековье нало- говая система Ислама служила средством для привлечения в
Ислам иноверцев. Известный арабский историк аль-Балазури писал в IX в., что, когда арабы окружили Казвин (Иран), его жители выбрали мирный договор и, боясь налога джизъя,
приняли Ислам. Тот же аль-Балазури сообщает, что, когда арабский полководец Хабиб ибн Маслама аль-Фахри прибыл в
Тифлис и заключил с его жителями договор, он обратился к ним со словами: «Если вы обратитесь в Ислам и будете соблюдать молитву, вы будете братьями нашими по вере, а если нет, — на вас джизъя»
1
.
История знает и случаи, когда мусульманские правители, испытывая экономические затруднения, препятствовали переходу в Ислам иноверцев, дабы не уменьшались доходы правительственной казны, несмотря на слова халифа Умара ибн
Абдулазиза о том, что «Аллах послал Мухаммада проповедником Ислама, а не сборщиком налога»
2
Таким образом, законы Ислама о взимании налогов с подданных делают существенное различие между мусульманами и иноверцами. Вместе с тем, когда дело касается бедняков, иноверцы приравниваются к бедным мусульманам, и с них, как и с мусульман, налог не взимается. Известный мусульманский законовед Абу Йусуф писал в VIII в.: «Джизью
1
Алъ-Балазури. Указ. соч., 201-202.
2
Абу Йусуф. Указ. соч., 131-132.