Файл: Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 274

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

297 культурный форум» Абу-Бакр Маримото (японский гражданин, принявший Ислам), сообщил, что свой журнал он бесплатно рассылает мусульманским организациям и отдельным лицам в
90 странах мира. В материалах проповеднического содержания пропагандируется идея, что «только Ислам может привести мир к миру».
Использование периодической печати и прессы для пропаганды Ислама в странах Запада и Японии свидетельствует о глобальной международной активизации
Илама и современного мусульманского проповедничества.
Говоря о мусульманском призыве, следует особо отметить роль мусульманских интеллектуалов, проживающих в странах
Запада. До сих пор мусульмане в странах Запада в основном решали свои социально-экономические вопросы. Даже имамов для мечетей Европы и США часто приглашали из стран
Востока. Это естественно, ибо имамов готовили в мусульман- ских университетах арабских стран; Турции, Ирана, Пакистана и т. д. Эта традиция будет продолжаться. Но в связи с тем, что сегодня в европейских странах проживают десятки миллионов мусульман нескольких поколений — образованных, со знанием английского, немецкого, французского и других языков — в настоящее время более 30% исламоведческой научной продукции европейские мусульмане готовят сами. В недалеком прошлом этого не было, и это — самое глобальное движение мусульманского призыва в странах Запада.
В настоящее время мусульманская диаспора на Западе вновь обращается к истокам Ислама, находится в поисках новых аргументов для самовыражения в рамках мусульманской системы идей. Европейских мусульман волнуют проблемы демократизации общественной жизни, права человека и свободы совести в самом мусульманском мире.
Бесспорно, обновленческие тенденции в современном Исламе будут способствовать укреплению исламского духа. Анализ вопросов, связанных с исламским проповедничеством на Западе, убеждает нас в том, что в ближайшие годы следует ожидать усиление интеллектуального влияния европейских мусульман на весь мусульманский мир.

298
Говоря об исламском призыве в странах Запада и США, необходимо отметить деятельность транслокальной околоисламской организации «Нация Ислама», действующей в
США и ряде стран Западной Европы. Религиозно-политическая проповедническая деятельность этой организации неоднозначно оценивается во многих странах мира. Для «Нации Ислама» понятия религии и идентичность, а также их отношение к этнической принадлежности и расе чрезвычайно важны и максимально сакрализованы. Согласно Элиджан Мухаммаду
(1934-1975), основателю и лидеру движения «Нация Ислама»,
Ислам — это уникальная и естественная религия черной нации.
Это — религия Аллаха, а не европейцев, создавших религию белого человека. «Нация Ислама» как глобальное этно- религиозное движение формирует этно-религиозную идентичность вне этнических и национальных границ.
«Нация Ислама» имеет огромный успех среди черного населения США и Европы. Несмотря на запрет властей на въезд нынешнего лидера Луи Фарахана в Великобританию, пропаганду и проповедническую деятельность этой организации остановить практически невозможно еще и потому, что их распространению способствуют средства массовой информации и компьютерные технологии.
Важно также отметить, что, благодаря эффективной проповеднической деятельности, «Нации Ислама» удалось в свое время привлечь в Ислам известного боксера Мухаммеда
Али.
Известно, что трагические события 11 сентября 2001 г. в
Нью-Йорке, оккупация западными странами Афганистана, затем
Ирака, угрозы со стороны США в адрес Ирана, Сирии, других мусульманских стран, издевательства и оскорбления мусульман в тюрьмах «Абу-Грей» и Гуантанамо, чрезмерно жестокие, несправедливые акты против мусульман до предела обострили отношения между мусульманами и западными странами. В свою очередь, мусульманские идеологи-проповедники, а также известные христианские религиозные лидеры (Папа Римский, архиепископ Кентерберийский, Московский патриарх и др). неоднократно призывали к тому, чтобы Ислам не оценивался на основе акции отдельных мусульман-террористов. Известный арабский богослов Шейх аль-Кардави, осуждая терроризм,


299 сказал: «Мы против того, чтобы все мусульмане несли бы за то ответственность, а Ислам представляли бы религией, оправдывающей насилие и терроризм».
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   28

УЧЕНИЕ ИСЛАМА О НАЦИИ И
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Существуют различные формы взаимосвязи и взаимовлияния религии и нации. Родоплеменные и национальные религии являлись самыми ранними формами связи людей (родов, племен) с религиозными традициями. Здесь совпадали конфессиональная и религиозная принадлежности, т. е. боги и святые принадлежали к конкретным родам, племенам.
С возникновением мировых религий ситуация меняется.
Например, Ислам отрицает какое бы то ни было разделение на этнические и национальные общности.
По
Исламу, принадлежность к единой вере поглощает национальное различие. Вследствие этого Ислам выдвигает и обосновывает не национальное различие, а единое целое — мусульманский народ
«умма исламия».
В Коране говорится: «Люди были одной общиной, и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями, ниспослал вместе с ними Писание с истиной, чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись (во мнениях). Но разошлись (во мнениях) относительно этого только те, кому было даровано писание, после того, как к ним явились ясные знамения, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу. Аллах по своей воле направил тех, которые уверовали, к истине, относительно которой они разошлись (во мнениях). Аллах наставляет на прямой путь, кого пожелает» (2:213. Коран — перевод смыслов и комментарии
Кулиева Э. Р., Москва, Умма. 2004).
Коран осуждает выделение нации или расы среди мусульман.
В теологической версии Ислама все компоненты нации заменяются понятием мусульманства: мусульманский народ, мусульманские культура и искусство, исламская наука (имеется в виду не только теологическая наука, но и математика, фи- лософия, история, медицина и др. у мусульманских народов).
Даже понятиям «родина» и «язык» придан исламский оттенок:

300
дар-улъ-Ислам (исламский дом, исламская страна). Арабский язык как язык Корана, Сунны Пророка Мухаммада принадлежит всем мусульманам, поэтому после Исламской революции в
Иране арабский язык стал предметом интенсивного изучения в средних и высших учебных заведениях. 30-летняя кампания в
Иране по освобождению и очищению персидского языка от иностранных слов при шахском режиме предана забвению.
Вновь вводятся арабские термины, прежде всего, в исламской литературе. Термины же, заимствованные из западных языков, по-прежнему вытесняются.
О единстве мусульманских народов говорил имам Хомейни.
Он отмечал, что те, кто пропагандирует панарабизм, паниранизм и пантюркизм, являются врагами мусульманского единства.
Вследствие целого ряда исторических, социально- политических и психологических причин Ислам тесно связан с судьбами арабских народов. Ислам для арабов значит больше, чем религия. Многие традиции, обычаи и законы Ислама прямо или косвенно связаны с историей арабов и других народов, ко- торые впитали в себя Ислам. Ислам стал одной из мировых религий, был и остается мощной силой, объединяющей мышление и традиции арабов. Его универсальность исключает национальные, племенные, родовые и расовые ограничения.
Арабский идеолог доктор Абдул Лятиф Бадави из Каира отме- чает, что арабская нация не существовала бы, если б не было
Пророка Мухаммада и Ислама.
Ислам остается одной из главных основ сохранения духовного единства арабов и мусульман. Идеи мусульманского единства о том, что люди, исповедующие исламские ценности, принадлежат к единой нации — исламской умме, — очень популярны среди народов Кавказа, Поволжья, Средней Азии и
Казахстана, Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего
Востока.
Ислам бросил вызов принципу этничности, выдвинув основанием для объединения людей не кровное родство, а приверженность духовным ценностям Ислама. Таким образом,
Ислам входит в структуру национального самосознания исповедующих Ислам народов России. Ислам является одним из этнообразующих факторов на Северном Кавказе, в Поволжье и
Приура-лье, и вывод этот особенно важен, если напомнить, что


301 многие северо-кавказские народы представляют собой относительно молодые нации и народности.
Многие народности
Северного
Кавказа сохраняют родоплеменные, тайповые особенности. В то же время народы
Кавказа, Поволжья и Приуралья — последователи Ислама — считают мусульманство своим национальным атрибутом. Так, в одном лишь Дагестане имеется более 30 малых и относительно больших этно-национальных групп со своим собственным эт- ническим названием, и каждая группа считает Ислам своей национальной религией и посредством Ислама причисляет себя к семье общемусульманской уммы.
Судьбы народов в различных регионах мира — на Ближнем и
Среднем Востоке, в Африке, в Средней
Азии, на Кавказе, в Поволжье и Приуралье, — принявших
Ислам, складывались двояко. Часть народов, принявших Ислам от арабов, была не только исламизирована, но и арабизирована: это народы Египта, Сирии, Месопотамии, Северной Африки,
Судана, Сомали и др. — в настоящее время 24 арабские страны
(до VII в., т. е. до возникновения Ислама, основным местом проживания арабов был лишь Аравийский полуостров — родина семитов).
В период арабского завоевания иранские народы были исламизированы, но сохранили национальные черты и языки.
Тюркские народы и многие кавказские племена в основном добровольно приняли Ислам.
Отсутствие в исламском учении указаний на различия по национальным признакам отнюдь не говорит о том, что в мусульманском обществе отсутствовал принцип национального различия.
Национальные чувство, обычаи, традиции, национальное сознание сохранились.
Однако высокая религиозность, исламское воспитание, исламский образ жизни у народов, принявших Ислам, безболезненно поглощали национальные различия.
Ислам как мировая религия имеет приверженцев почти среди всех народов мира. В то же время эти народы имеют свои национальные языки, традиционный тип одежды, традиционно сложившиеся особенности в кулинарии, свои обычаи, музыку, танцы, антропологические типы, — и тем не менее, они имеют общие мусульманские черты. Так, арабы, тюрки, персы,

302 пакистанцы, индонезийцы, малазийцы, кавказские мусульмане отмечают мусульманские праздники
Курбан-байрам
(жертвоприношение), Ураза-байрам (праздник разговения по случаю окончания мусульманского поста). Во время этих праздников арабы, тюрки, персы, кавказцы, народы Поволжья и
Приуралья показывают свои национальные традиции и обычаи, одежду, готовят национальные блюда. Спрашивается, что у них общеисламское? Прежде всего, вера в единого Бога, следование пути Пророка Мухаммада, соблюдение мусульманских морально-нравственных принципов, признание запретов на определенные продукты, в частности, на алкогольные напитки и свинину. Праздники сопровождаются общемусульманскими молитвами и благословлениями. Таким образом, национальные различия и особенности не создают никаких помех общемусульманским принципам и единству.
Ислам не признает расовые различия и принцип превосходства одного народа, нации, этнических групп над другими — внутри исламского сообщества. Так, Пророк
Мухаммад говорил: «Нет предпочтения белому перед черным, кроме их набожности и благородных поступков» и «Нет предпочтения арабу над неарабом и неарабу над арабом, почтенье только благочестивым -— набожным».
Тем не менее, скрытое и явное соперничество между арабами, тюрками, персами все-таки имеет место, но это не религиозная борьба, а социальное, политическое и экономическое соперничество за политическое господство над мусульманским миром. Хоть это соперничество и является самым болезненным явлением в истории этих народов, ни один из них не покушается на исламские ценности, все они защищают и развивают мусульманскую культуру и духовные ценности Ислама.
Политическое господство тюрков — над арабским миром и в мусульманском мире в целом — продолжалось более 800 лет, но тюрки всегда защищали Ислам, арабский язык и территории мусульман от внешних врагов. Современные турецкие национальные идеологи открыто заявляют, что турки завоевали и победили Византию, сделали достоянием европейцев Ислам и мусульманскую культуру, и, «если бы тюрки не защищали
Ислам от европейцев, то ныне от мусульманства ничего не осталось бы». История мусульманских стран дает множество


303 примеров того, как в разные исторические периоды религиозное единство брало верх над национальными различиями; Ислам объединял различные национальности в борьбе против колонизаторов.
Теперь рассмотрим роль религиозного фактора в межнациональных отношениях и один из основных вопросов в этой теме: почему в многонациональном и многоконфессиональном государстве при решении национальных вопросов прибегают к религии? Опыт Советского
Союза и нынешние национальные проблемы в России показывают, что светские и политические средства решения национальных вопросов не были разработаны и не разработаны должным образом по сей день. Если бы национальные мень- шинства могли решать проблемы сохранения и развития своей национальной культуры, языка, политического суверенитета светскими демократическими средствами, то в решении этого сложного и злободневного — национального — вопроса для религии оставалось бы значительно меньше места.
Следует отметить, что тесное или слабое переплетение национального и религиозного зависит от конкретных социально-политических условий. Известно, что у народов, наций и этнических групп, оказавшихся этно- конфессиональным меньшинством в среде более сильных народов, национальное и религиозное чувства проявляются более обостренно и ярко, особенно в случае, когда национальная и конфессиональная принадлежность сливаются в единое целое: так происходит с татарами, узбеками, азербайджанцами и представителями других наций за пределами их республик.
Светских и политических средств для сохранения самобытности народов в этих случаях оказывается недостаточно. Русские, например, в России меньше всего нуждаются в религии для защиты своего языка, национальной самобытности, тогда как татары, дагестанцы и другие мусульманские этносы считают
Ислам реальным, важным гарантом в противостоянии ассимиляции и потере национальных духовно-культурных ценностей.
Несмотря на свое численное превосходство и господствующее положение в России, сами русские могут оказаться и оказываются в положении, когда национальная

304 религия для них становится главным средством для сохранения самобытности. Так, русское меньшинство в среднеазиатских государствах, на Кавказе, в Канаде, США более сильно подвержено влиянию православия, чем у себя на родине, в Рос- сии. Это объясняется тем, что в названных странах в русских православных церквях сконцентрированы все возможности и средства для сохранения самобытности русских. При церквях или их содействии создаются национальные школы, музеи, курсы изучения русского языка и т. п.
Таким образом, русское меньшинство в инокон- фессиональной и инонациональной среде испытывает те же трудности, что характерны и для нерусских среди русских.
Потеря национальной культуры, языка, обычаев и традиций у русских за пределами России вызывает беспокойство и в
России; оно особенно усиливается у русских после распада
Союза, когда суверенные государства активно взялись за восста- новление статуса национальных языков, обычаев, образа жизни, и оказалось, что русский язык постепенно теряет свой статус языка общения.
Ни религиозная, ни национальная принадлежность не служат причиной возникновения межнациональных конфликтов: в их основе лежат социально-экономические и политические причины, но нельзя, вместе с тем, недооценивать роль религиозного фактора в межнациональных отношениях, особенно в межличностных и семейно-бытовых их разновиднос- тях. Развитие межнациональных отношений требует учета всех факторов, на них влияющих, в том числе и религиозных. Корни национальной неприязни следует искать в исторических ситуациях, когда грубо попиралась и нарушалась веротерпимость.
Россия, как и ранее Советский Союз, была и остается многонациональной и многоконфессиональной страной. Здесь живут представители мировых национальных религий, последователи доисламских верований, поэтому для российской общественности изучение роли и места религии в межнациональных отношениях в современном мире имеет очень важное социально-культурное и политическое значение.
Естественно, служители культа различных конфессий России, пользующиеся большим авторитетом у верующих, играют