Файл: Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 269

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

333 принадлежности (например, татарин-мусульманин, русский- христианин) делает возможным слияние национализма и исламизма. В подобной ситуации борьба против религии воспринимается как ущемление национальных прав, оскорбление национальных чувств, притеснение национальных групп как акт покушения на религиозные устои.
Неудовлетворенность в национальных устремлениях народов
Поволжья и Северного Кавказа непременно приводит к обострению религиозных чувств. Более того, исторический опыт показывает, что такая неудовлетворенность достаточно часто приобретает религиозную окраску, лозунги
Ислама используются некоторыми политическими деятелями в борьбе против «неверных».
В нынешних условиях России мусульмане не в состоянии полностью удовлетворять свои религиозные потребности: разрушены сотни мечетей, нет средств на ремонт мечетей, находящихся в аварийном состоянии, нет достаточного количества мусульманских учебных заведений, очень мало подготовленных богословов. Мусульмане не всегда могут свободно посещать мечети в пятницу, так как выходные дни установлены по христианскому календарю, приобрести дозволенные (халал) продукты питания, нет постоянных мусульманских рыночных центров, дорого обходится ритуальное обрезание в государственных медицинских учреждениях, российские газеты часто публикуют антиисламские материалы.
В передачах телевидения, в газетных и журнальных статьях довольно часто речь идет не о духовно-нравственном потенциале Ислама, а распространяются измышления об Исламе или неверно толкуется его учение. Судьба и безопасность мира, в том числе России, во многом зависят от взаимоотношений христианства и Ислама. Национальные интересы России требуют поощрения со стороны государства диалога и сотрудничества между мусульманами и христианами. Для этого следует активнее использовать средства массовой информации, чтобы у всех народов России имелось адекватное представление об Исламе и его основах.
Существуют проблемы в реализации свободы совести среди мусульман-военнослужащих. В воинских частях нет литературы

334 по Исламу, не решаются вопросы, связанные с пищей солдат, мусульманскому священнослужителю порой бывает трудно посетить военнослужащих. Все это может способствовать росту недоверия к политике государства, стимулировать деятельность сторонников исламского фундаментализма.
В годы советской власти на территории СССР проживали более 70 млн. мусульман, действовали 4 духовных управления.
В настоящее время в России создано около 40 духовных управлений. Вместе с тем, органы власти Российской
Федерации — администрация президента и аппарат правительства — в основном поддерживают отношения с лидерами двух духовных управлений: европейской части СНГ и
Сибири и центрально-европейской части России. Этим же управлениям оказывается материальная помощь. Председатели других Духовных управлений ищут и находят поддержку в
Государственной думе и политических партиях. Это ведет к разобщению российских мусульман, вносит раскол в российский мусульманский мир, может стимулировать развитие экстремизма, усиливать напряженность в стране. Поэтому необходима единая взвешенная политика государства по отношению ко всем Духовным управлениям в РФ. В настоящее время активно пропагандируется идея о том, что в России появились сторонники ваххабизма. Известно, что российские мусульмане тюркского происхождения — татары, башкиры, казахи, узбеки и др. — являются последователями умеренного либерального течения ханифитского толка суннитского направления в Исламе. Ханифиты — самое многочисленное течение в мусульманском мире. Маловероятно, что они примкнут к ваххабизму, так как они преданы основателю своего течения Абу Ха-нифе, человеку тюрского происхождения. В учении ханифитов отсутствует крайний консерватизм, ха- рактерный для ханбалитов.
Группировки ваххабитов нашли себе почву на Северном
Кавказе, где им противостоят представители суфийских тарикатов. Следует отметить, что в арабских странах, в том числе в Саудовской Аравии, проживает довольно много выходцев с Кавказа еще со времен Кавказской войны XIX в.
Гробница предводителя горцев Кавказа, имама Шамиля, также


335 находится в Саудовской Аравии, в городе Медине, там же находится могила Пророка Мухаммада.
Неразрешенность чеченского вопроса, экономические трудности усиливают напряженность на Северном Кавказе и могут служить причиной появления в этом регионе исламского фундаментализма ваххабитского толка с примесью кавказского мюридизма. Иногда причиной возникновения настроений исламского фундаментализма могут быть этнографические и востоковедческие публикации. Они, как правило, вызывают раздражение мусульман тем, что в них проблемы религии исследуются с материалистической точки зрения.
Отрицательное отношение мусульман вызывает и концепция
«двух Исламов» — народного и книжного, распространенная среди этнографов. Первый — это живой, примитивный народный Ислам, второй — классический, книжный, о котором народ ничего не знает. Таким образом, формируется представление об Исламе как о религии малограмотных людей.
Элементы исламского фундаментализма могут возникнуть и на базе предпринимательской деятельности. Предприниматели- мусульмане оказывают содействие в строительстве мечетей и медресе, реставрируют молитвенные дома, помогают неимущим, но они довольно часто имеют слабое представление об исламских нормах предпринимательства и торговли, что приводит к нарушению запретов Шариата (запрет на азартные игры, на оскорбление нравственности и др.), развитию торговли непозволительными с точки зрения Ислама товарами (винно- водочные изделия, свинина и т. п.). В мусульманской юриспруденции есть целый ряд положений, которые можно использовать в борьбе против коррупции, воровства, других правонарушений, в эффективной защите национальных традиций и обычаев мусульман.
Таким образом, исламский фундаментализм может возникнуть не в результате влияния зарубежных исламских организаций, а скорее из-за тех проблем, которые возникают на российской почве ввиду нерешенности социально- экономических, этно-кон-фессиональных, национальных проблем, предвзятого толкования вопросов Ислама в средствах массовой информации, отсутствия выверенной политики государства в отношении Ислама.

336
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28

ШАРИАТ. ПРОБЛЕМЫ МИРА И ВОЙНЫ
Отличительной чертой Ислама является то, что он не имеет разделения светских и духовных функций и всеми средствами способствует сохранению неразделимости духовной и светской власти, религии и государства, политики, права, поэтому проблемы армии, войны и мира занимают важное место в исламском учении. Ислам и мусульманское духовенство имеют тысячелетний опыт духовного воспитания армии и военнослужащих. Изречение — «Любовь к отчизне от веры» служит основой патриотического воспитания в армии.
Приведенные слова мусульманского Пророка могут быть полезными для воспитания военнослужащих мусульманского вероисповедания в Российской армии. Известно, что после распада Советского Союза в составе Российской Федерации остались десятки республик и областей с традиционным му- сульманским населением: Татарстан, Башкортостан,
Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Адыгея,
Карачаево-Черкесия, Осетия... Численность мусульман в России
— около 20 млн.
В Российской армии служат тысячи юношей мусульманского вероисповедания. Правильное и уважительное использование исламских традиций может быть полезным для патриотического воспитания солдат и офицеров в Российской армии.
Вопросы войны и мира, защиты Родины глубоко и детально разработаны в исламском учении. Исторический опыт показывает, что мусульманское население России принимало активное участие во Второй мировой войне, а еще раньше — в
Отечественной войне 1812 года. За активное участие мусульман в отражении и изгнании французских солдат из России царским правительством была выделена для строительства мечети в
Москве обширная территория. Под названием «Историческая мечеть» этот молитвенный дом и сейчас действует в Москве на улице Землячки. Мусульманское учение не одобряет кровопролитие и войну. Как утверждают мусульманские теологи, слово «Ислам» происходит от «силм», что означает
«мир и спокойствие». От этого же слова происходит мусульманское приветствие «салам алей-кум», что означает
«мир вам». Однако если возникает война, согласно Шариату,

337 армия и воины должны соблюдать следующее правило: не убивать детей, женщин, стариков, пленных, не уничтожать посевы и пастбища, источники воды, в которых кроется об- щественное и личное благо.
Ислам не отрицает, что народы и люди воюют между собой, покоряют друг друга. Но Пророк говорит: «Покорять словом лучше, чем саблей». Мусульманские историки пишут, что
Пророк за всю свою жизнь в борьбе с язычниками и защите
Ислама участвовал лишь в девяти битвах: в сражениях при
Бадре, Ухуде, Аль-Марр-Ясике, Аль-Хандаке, Курейзе, Хейбаре, в покорении Мекки, Хунейна и Таифа
1
Говоря об учении Ислама о войне и мире, необходимо понимать термин «кяфир» (неверный, в его истинном значении).
По учению Ислама, христиане и иудеи не являются
«неверными», и Коран отличает их от язычников, считая последователями единобожия и имеющими свои священные книги. Попавшим под власть мусульман христианам и иудеям давалось право свободно отправлять свой культ. Имущество и безопасность людей Священного Писания (христиане, иудеи) охраняются законом Ислама.
С точки зрения Ислама, кяфир (неверный) — тот, кто отрицает единого Бога или же не признает пророчества
Мухаммада, или же отвергает обряды и ритуалы Ислама
2
В основе трактовки исламского учения о войне и мире особое место уделяется понятию «джихад». Говорить о джихаде, как только о войне, ошибочно. Есть понятия «большой» и «малый» джихад. Большой джихад — это не призыв к войне, а
«стремление на пути к Богу, в доброте и искренности, справедливости». В нем «нет места насилию и враждебности в отношении свободы вероисповедания»
3
Мусульманские богословы большое внимание уделяют толкованию большого джихада как формы зашиты и сохранения исламских ценностей, культурного наследия, самобытности народов, исповедующих Ислам. Джихад толкуется ими и как
1
Абд Аш-Шаиб. Мухаммад — борец за правое дело// Минбар аль-Ислам. Каир, 1964. № 3.
2
Буруджерди. Послание, вопрос 18. Тегеран (б. г.)
3
Фатх алъ-БабХасан. Цель революции, которую осуществил Ислам, Мин-бар Аль-Ислам. Каир,
1964. № 1. (3)


338 форма проповеднической деятельности, популяризации Ислама, стремления к знанию и науке, воспитания детей.
Что касается малого джихада — священной войны, то богословы дают ему следующее толкование. Они утверждают, что непосредственно в священной войне могут участвовать не все. Можно поддерживать дух джихада имуществом и словом.
Это должны делать все мусульмане. Пророк Мухаммад говорил:
«Кто снарядил воина на пути Аллаха, то он уже совершил джихад».
Известный сирийский богослов Абдулла Ульван — специалист по теории воспитания молодого поколения в арабских странах — рассматривает различные формы джихада в современных условиях. Это поддержка джихада имуществом, пропаганда джихада, преподавание, обучение джихаду, политический джихад и т. д.
Абдулла Ульван утверждает, что «джихад тали-ми»
(преподавание) включает в себя поддержку средствами исламского общества науки и культуры, развития образования, знаний о природе. Ибо Пророк Мухаммад говорил: «Будьте искренними в знании. Предательство в науке хуже предательства имуществом» и «Тот, кто утаил знание от того, кто в нем нуждался, да будет на него адская узда в Судный день».
Говоря об учении Ислама о войне и мире, необходимо несколько слов сказать об отношении мусульманских стран ко
Второй мировой войне.
Как известно, к периоду окончания Второй мировой войны, за исключением Турции и Ирана, почти все мусульманские страны находились под властью колониальных держав Запада.
Крупными колониальными державами мусульманских стран были Англия, Франция, Россия. Естественно, человеческие силы и материальные ресурсы мусульманских стран, находящихся под властью Англии, Франции и России были направлены против фашистской
Германии.
В то же время антиимпериалистическая и антиколониальная позиция
Советского Союза, антиимпериадиетическая пропаганда — находили положительные отклики у мусульман. Позиция
Советского Союза способствовала после Второй мировой войны

339 освобождению мусульманских стран от колониализма. Однако в арабских странах были отдельные мусульманские богословы, которые считали, что арабские страны могут освободиться от господства Англии и Франции, если гитлеровская Германия победит. Независимо от подобных позиций отдельных богосло- вов мусульманских стран, их усилия способствовали разгрому фашизма.
Отметим, что в последние годы Русская Православная
Церковь и некоторые мусульманские организации установили тесные контакты с руководителями Министерства обороны
Российской Федерации. В принципе, Министерство обороны РФ не препятствует представителям различных конфессий принимать участие в духовном и патриотическом воспитании военнослужащих
Российской армии.
Мусульманские организации в своих планах предусматривают посещение воинских подразделений имамами, создание там библиотечек мусульманской литературы, а также условий для совершения молитв и ритуалов Ислама. Мусульманские организации, как и другие религиозные организации, убеждены в том, что духовное воспитание воинов укрепит моральный дух военнослужащих
Российской армии.
Говоря об учении Ислама и Шариата о войне и мире, необходимо сказать также о роли Ислама в национально- освободительном движении. Это очень важная и малоизученная тема. Как известно, национально-освободительные движения играют важную роль в ослаблении капиталистического западного мира и расчищают путь мусульманским странам к освобождению их от социально-экономического и по- литического порабощения. Нередко с помощью исламских ценностей под исламским лозунгом мусульмане добиваются успеха без кровопролития. Мусульманское духовенство учитывает тот факт, что в борьбе против колонизаторов участвуют широкие народные массы — верующие люди, и это дает возможность связать национально-освободительное движение с Исламом и Шариатом. Египетский богослов
Мухаммад Абд-аль-Хади в своей работе «Почему некоторым странам удалось избежать колониализма» перечисляет мусуль- манские страны и области, которые, по его мнению, избежали колонизации. В числе этих стран и областей автор упоминает
Хиджаз (область в Саудовской Аравии, где находятся святые


340 города мусульман Мекка и Медина), Йемен, Иран, Афганистан и Турцию.
Поход крестоносцев на Восток под лозунгом «освобождения святых мест христианства» автор считает первой попыткой европейских держав захватить мусульманские страны.
Хиджаз — это ворота к главным святым городам мусульман
Мекке и Медине. В Медине находится гробница Пророка
Мухаммада и халифов Абу Бакра, Умара и Усмана. Мечеть
Пророка (Масджид набави) в Медине занимает второе место после мечети Каабы. В Медине находится также могила дочери
Пророка Мухаммада Фатимы и жены Айши, также захоронен имам Шамиль — национальный герой горцев Кавказа и др. знаменитости.
В Мекке находится главная святыня мусульман — Кааба, куда ежегодно совершают паломничество — хаджж — миллионы мусульман. Колониальные державы хорошо понимали значение этих двух городов (Мекка и Медина) для всего мусульманского мира: Хиджаз не был превращен в колонию. По мнению мусульманских идеологов, европейские державы не оккупировали Хиджаз, опасаясь того, что все мусульмане поднялись бы на захватчиков.
Здесь уместно будет отметить, что по законам Шариата, на священной территории алъ-Харамейн
(города Мекка и Медина) области Хиджаза могут находиться только мусульмане — это особый статус Хиджаза. Здесь запрещается воевать и даже убивать животных (допускаются только жертвоприношения).
Английские колонизаторы вели гибкую, учитывающую реальные условия политику, старались не противопоставлять себя Исламу и, более того, использовали его в своих колониальных целях: этим прежде всего и объясняется то, что английские колонизаторы воздержались от оккупации святых мест Ислама.
Следует отметить также, что колонизацию нельзя понимать лишь как военное вторжение. Святые места мусульман — Мекка и Медина — находятся в Саудовской Аравии. Богатые нефтяные районы этой страны оказались в подчинении иностранных нефтяных компаний. Вся страна была связана экономическими и политическими путями колониальных держав.

341
Еще один важный исторический пример о роли Ислама в национально-освободительном движении. В 1891 г. англичане в
Иране с согласия иранского шаха организовали табачную концессию. Концессия получила большую привилегию, постепенно открывала свои отделы и филиалы в иранских городах, прибирая к рукам все иранское табачное хозяйство.
Концессия самым жестоким образом эксплуатировала поставщиков сырого табака и торговцев. Жаловаться было некому, сам хозяин страны Насреддин шах покровительствовал концессии и защищал ее. Народ Ирана видел, как постепенно английские колонизаторы путем закабаления иранской промыш- ленности, средствами экономического давления фактически совершали оккупацию страны, превращая ее в полуколонию.
Опасность становилась все более явной.
Борьба иранского народа против английских империалистов велась под влиянием прогрессивных народных организаций и шиитского духовенства, которые умело использовали религиозность населения, договорились с главой шиитских мусульман Мирзой Мухаммедом Ширази, чтобы он дал фетву
(юридическое заключение на основе Шариата), в которой, ссылаясь на мусульманское право, запретил бы куплю и продажу табачных изделий, курение и всякие торговые операции с табаком.
Богословы, торговцы, студенты религиозных школ (медресе) распространяли эту фетву по иранским городам и селам. Фетва сыграла огромную роль: кто прежде выращивал табак, перестал выращивать его, торговцы табачными изделиями закрыли свои лавки. Владельцы известных курительных приборов «наргиле» стали их уничтожать. В результате поставщики перестали обеспечивать концессию табачным сырьем, никто не покупал и не продавал табачные изделия. Спустя некоторое время английская табачная компания «Тальбот» обанкротилась и перестала существовать. 1891-1892 гг. в истории Ирана за- помнились «табачными бунтами», и, главное, — была одержана победа мусульман над английскими колонизаторами.
Как видно из приведенного примера, мусульманское духовенство сыграло положительную роль в этой борьбе.
В то же время следует отметить, что борьба иранского народа против английской табачной концессии имела социальные и