Файл: Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 271

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

313 представляет собой огромный рынок, где Запад реализует товары и получает сырье для своей промышленности.
Усиление позиций мусульманского мира в мировой политике и экономике оказывает непосредственное влияние на положение мусульман в странах Запада, правительства которых не могут игнорировать эти факторы. Одним из ярких примеров изменения в отношении к мусульманам на Западе является стро- ительство мечетей и создание исламских центров в европейских странах.
В европейских городах мусульмане живут компактно, в определенных кварталах. До Второй мировой войны в европейских государствах почти не было мечетей, власти препятствовали их возведению. В 1930-е гг. попытки построить мусульманские молитвенные дома в европейских городах приводили в ярость политических деятелей и государственных чиновников: Муссоллини, например, заявлял, что такое станет возможным только после того, как в Мекке появится католический собор. После войны ситуация коренным образом изменилась. В Риме, в нескольких километрах от Собора
Святого Петра, с разрешения итальянского правительства и согласия Ватикана, построена одна из крупнейших в Европе мечетей. Были воздвигнуты в Риме и другие мечети.
В этой же связи интересно напомнить историю Лондонской мечети в Риджент-парке, одной из крупнейших в Европе. Идея ее строительства возникла в начале XX в., в период могущества
Британской империи, включавшей в свой состав огромные территории с мусульманским населением. Султан Хайдарабада брал на себя все финансовые расходы, но дело не сдвинулось с места вплоть до 1940 г., когда его поддержал британский парламент, убедив премьер-министра Чемберлена в том, что столице империи необходимо иметь мечеть для мусульманских подданных. Война помешала осуществлению проекта, затем различные политические события на Ближнем и Среднем
Востоке способствовали затягиванию строительства. Только в
1974 г. состоялось, наконец, открытие этой мечети, одного из изумительных по красоте архитектурных памятников, с современными компьютерными системами, просторными мо- литвенными залами для мужчин и отдельно для женщин, комнатами для омовения, обширной библиотекой, культурным

314 центром и административными помещениями. В настоящее время только в Лондоне действует около 100 мечетей и исламских центров; много мечетей и в других городах страны.
В США и европейских странах действуют многочисленные издательства, выпускающие религиозную литературу, специализированные книжные магазины, а также магазины, торгующие дозволенными по Шариату продуктами питания, существуют объединения и организации, ведущие просветитель- скую, культурную, благотворительную работу. Сейчас в странах
Запада действуют тысячи мечетей. Тем не менее в крупных городах их трудно сразу заметить: дело в том, что, за редким исключением, у них нет минаретов, поскольку муниципалитеты и иные органы управления не разрешают строить мечети с минаретами. По мнению официальных властей, мечети должны быть незаметными, не нарушать общий архитектурный облик европейских городов и не конкурировать по пышности с церквями, поэтому почти все мечети в западных городах не имеют минаретов.
Мусульмане в странах Запада не только строят мечети, но используют и другие методы приобретения молитвенных домов.
Одним из них является превращение законным путем церквей и синагог в мечети. Большое количество мечетей в европейских городах — это именно старые здания и церкви. Как правило, мусульманские общины находят пустующие церкви и синагоги, выкупают их и переделывают в мечети. Правда, такие действия не всегда проходят спокойно.
Например, в Гааге в центре города долгое время пустовала большая синагога, одна из древнейших в Европе. В 1984 г. около десяти тысяч мусульман заняли синагогу и превратили ее в мечеть. В Голландии проживает около полумиллиона мусульман и действуют 127 мечетей. Захват синагоги в Гааге был расценен властями как незаконный акт. В дело вмешалась полиция. Все кончилось тем, что мусульмане выкупили синагогу, финансовые расходы взяли на себя Саудовская
Аравия, Ливия и сама община в Голландии. Эта мечеть носит название Аль-Акса в память об Иерусалимской мечети, упоминаемой в Коране, — третьей после Мекки и Медины святыни Ислама. Такое название связано с оккупацией Изра- илем старой части Иерусалима в 1967 г.


315
Общественная жизнь мусульманских общин регулируется исламскими и национальными центрами в европейских и американских городах. Самые крупные из них действуют в
Париже, Лондоне, Риме, Гамбурге. Нередко небольшие мусульманские общины создают региональные исламские центры. Так, в Стокгольме находится центр, регулирующий общественную жизнь мусульман, проживающих в Швеции,
Дании и Норвегии. Мусульмане, живущие в странах Бенелюкса
(Бельгия, Нидерланды, Люксембург) имеют свой центр в
Брюсселе.
При таких центрах работают мусульманские школы, библиотеки, музеи исламской культуры, пункты медицинской помощи, кинозалы, бесплатные пункты проката всего необходимого для проведения мусульманских обрядов. Почти все они имеют собственные печатные органы: издают газеты, журналы, календари. В исламских центрах проводятся семинары, лекции, дискуссии, выставки. Одной из задач таких центров является тщательное изучение периодики европейских стран, США и Канады, борьба с появлением антиисламских материалов в ней. Исламские центры проводят также просветительскую работу, знакомя население этих стран с истинными ценностями Ислама.
Так, например, в ФРГ имеется 112 исламских центров. При центре в Мюнхене действует экспериментальная школа, в ней обучаются дети из 14 стран. Обучение ведется на арабском и немецком языках. Центры много делают и для обеспечения членов мусульманских общин продуктами питания в соответст- вии с правилами Шариата. Существуют специальные животноводческие фермы, скотобойни и магазины, торгующие этими продуктами.
Постоянное присутствие мусульманских общин в странах
Запада, их участие в общественной, политической и научной жизни способствует лучшему взаимопониманию между Западом и Востоком. В последние годы западное исламоведение значи- тельно обогатилось за счет трудов ученых — выходцев из мусульманских стран; эти труды составляют более четверти всех научных исследований по проблематике Ислама.
Поскольку мусульмане в странах Запада принадлежат к различным национальным и этническим группам, они

316 объединяются по национальному признаку в землячества — именно таким образом сложилась ситуация, когда пакистанцы, арабы, турки, иранцы и др. имеют свои «национальные» мечети; действуют национальные земляческие организации, например,
Арабские центры, ставящие целью сохранение собственной культуры. Лига мусульманского мира, штаб-квартира которой находится в Мекке, имеет специальный отдел, занимающийся мусульманскими меньшинствами. Международные исламские экономические организации располагают специальными фондами для помощи мусульманским меньшинствам. Они финансируют работу исламских центров, строят мечети.
Мусульмане в странах Запада стремятся соблюдать все нормы Шариата, морально-нравственные установления Ислама, но этому нередко препятствуют правила и традиции принятого в этих странах образа жизни, вследствие чего лишь в немногих европейских странах признаются шариатские правовые нормы.
Мусульмане в этих странах сталкиваются с различными трудностями в соблюдении Шариата, в том числе в отношении запретов Ислама, определения начала поста в месяце рамадан, пятничной молитвы в мечети, уплаты мусульманских налогов.
Говоря об Исламе в странах Запада, необходимо вспомнить и о так называемых «черных мусульманах» в США. Такое деление по цвету кожи неправомерно с точки зрения Шариата. Так же как в христианстве, в Исламе нет различия между верующими по расовому признаку. Мусульмане — выходцы из Африки, живут в США давно, но они обратили на себя внимание лишь в
1960-е гг., когда известный боксер, чемпион США Кассиус Клей принял Ислам и изменил имя на Мухаммед Али. Еще в 1987 г. число черных американцев-мусульман приближалось к 5 миллионам. Это число постоянно растет, так же как возрастает и политическая активность чернокожих мусульман в США.
Как уже отмечалось, мусульмане в странах Запада — это не только эмигранты. Ислам принимают не только молодежь и люди, увлеченные суфизмом и исламским мистицизмом. Среди новообращенных нередко встречаются государственные деяте- ли, философы, востоковеды, журналисты, музыканты, довольно состоятельные люди. Во Франции, например, востоковеды- арабисты Венсан Монтей, Мишель Ходиевич (директор издательства «Сей») перешли в Ислам. Бывший член


317
Политбюро Французской коммунистической партии, известный публицист Роже Гароди принял Ислам, получил арабское имя
Реджа Джаруди и написал книгу «Ислам — будущее мира».
Много новых последователей Ислама в Испании (напомним, что на протяжении 700 лет, с VII по XV в., эта страна находилась под властью арабов-мусульман). После Реконкисты, когда было уничтожено мусульманское владычество в Испании, многие арабы были обращены в христианство. В современных условиях в этой стране наблюдается возврат к Исламу. Некоторые бывшие мечети, превращенные в церкви, вновь становятся мечетями.
Многих Ислам привлекает потому, что эта религия представляет из себя простую веру, чистую и успокаивающую, без официальной церкви, и, следовательно, без посредничества между Богом и человеком. В Исламе верующий индивидуален в своем отношении к Богу и ответствен за свои поступки перед
Аллахом и обществом. Есть люди, которые становятся мусульманами потому, что они не нашли себя в современном западном обществе; их привлекает эголитаризм Ислама, в котором все люди равны перед Богом, кроме того, Ислам к тому же полностью совместим с наукой, в нем нет ничего, противоречащего разуму.
Христианская церковь на Западе также меняет свое отношение к Исламу. В ряде энциклик Римского Папы утверждается, что
Ислам и христианство нельзя противопоставлять; различия между этими мировыми религиями касаются второстепенных вопросов. Римско- католическая церковь стремится к диалогу с Исламом. Ватикан считает Ислам своим союзником в защите веры в Бога от материализма и атеизма.
Многие постулаты
Ислама, жесткая регламентация общественной и индивидуальной жизни воспринимаются новообращенными мусульманами
Запада как вполне справедливые. Например, законы Шариата о суровом наказании за воровство и прелюбодеяние, запрещение порнографии, алкогольных напитков, наркомании, поп-музыки, секс-шопов кажутся им вполне разумными. Жесткие наказания могут способствовать защите общественного и частного имущества

318 граждан, укреплению правопорядка. Религиозные предписания являются самыми действенными.
Вопрос о мусульманских общинах, исламских общественных, политических и культурных центрах на Западе — важная тема современного исламове-дения. Ислам и мусульманские общины в странах Европы, США и Канады стали неотъемлемой частью западного общества; они превращаются в достаточно влиятельную общественно-политическую силу, способствуют лучшему пониманию культуры, традиций, образа жизни мусульман, налаживанию связей с мусульманским миром и, в определенной степени, используются для воздействия на их экономику и политику.
В последние годы упрочились контакты между представителями мусульманских организаций стран Запада с религиозными кругами России. В частности, некоторые из деятелей исламских центров Парижа, Лондона, Рима, Гамбурга,
Брюсселя, городов США, Канады и других западных стран приняли активное участие в конференциях и встречах, посвященных пятнадцатому веку хиджры, глобальным мировым проблемам, 1200-летию имама аль-Бухари, проходивших в
Москве и в столицах других республик бывшего Советского
Союза.
ШАРИАТ И РАДИКАЛЬНОЕ «ИСЛАМСКОЕ»
ДВИЖЕНИЕ
Характерной чертой возрождения шариатских норм и мусульманских духовных ценностей в современном мире является радикализм, решительность в деле зашиты Ислама, политическая активность, участие в исламском движении широких кругов людей не только с сугубо богословским образованием, но и светским — техническим, медицинским, историческим, философским и т. д. Изданы десятки книг по
Исламу, написанных представителями светских профессий
(примерами могут служить книги турецкого инженера Мехмета
Шукри Сузера «Изучение Корана с позиции знаний», иранского медика Али Парвара «Изучение религии с позиции медицинских знаний»; оба автора получили образование в Европе).


319
Исследователи и политические деятели называют современное мусульманское движение исламско-ша-риатским фундаментализмом. Отсюда и важность уточнения ответа на этот вопрос: существует ли в Исламе фундаментализм?
Правомерно ли именовать радикальное мусульманское движение исламским фундаментализмом? Попытаемся по возможности на эти вопросы ответить.
Фундаментализм — основа, фундамент религиозного учения.
Он присущ практически всем религиозным, политическим, общественным, философским и иным идеологическим направлениям и течениям. Каждое религиозное учение имеет основу, которая определяет первичную, самую раннюю класси- ческую базу его предписаний, законов, догматов. В процессе развития религиозное учение подвергается различным толкованиям и осмыслению, но его основа, фундаментальная сущность, сохраняется.
В первоначальном классическом учении того или иного религиозного, философского, социально-политического течения есть главное, основное, фундаментальное. В зависимости от конкретных исторических ситуаций подход к первоначальному учению может быть разным: либеральным, консервативным, рационалистическим. Социально-экономическое, культурно- историческое, политическое развитие общества непременно оказывает свое воздействие на религиозные направления, которые существуют в течение многих веков. В то же время и само общество, и люди подвергаются влиянию религиозных традиций и становятся на позиции защиты чистоты первоначального вероучения.
Чрезмерное увлечение ревизией классических структур религиозных догматов, попытка подчинить их политической конъюнктуре или игнорирование основных догматов религии и ее вероучения способствуют возникновению крайне консервативного течения, направленного против либерального религиозного рационализма.
Как правило, религиозный фундаментализм появляется в странах, где преобладает светский образ жизни или развита критика основ религии, в которой принимают участие государственные органы; в этом случае отделение религии от

320 государства воспринимается как покушение на основу вероучения.
Необходимо отметить, что критерием истины в религии является вера, а знание, наука занимают подчиненное положение.
Поэтому приверженцы фундаментализма провозглашают неизменность догматики, требуют буквального восприятия описанных в священных книгах пророчеств и чудес, отвергают возможность рационалистического их истолкования.
Не случайно фундаментализм возник в США, он стал выражением отрицательной реакции на рост богословского либерализма и модернизма в христианстве в начале XX в. под влиянием светского духовного развития.
Причинами возникновения фундаментализма на Западе стали либеральный религиозный рационализм, критика Библии с позиций науки, а также учение об эволюционном происхождении человека, которое напрямую отвергало религиозные догматы о сотворении человека.
В регионах распространения Ислама подобных ситуаций не было, поскольку Ислам не признает разделения на светское и духовное: религия и государство, духовная и светская власть являются едиными. Ислам развивается вместе с обществом и государством. В определенном смысле развитие Ислама соответствует уровню социально-экономического и культурного развития общества, так как является неотъемлемой частью культуры, экономики и политической жизни страны. На Западе же разделены религия, с одной стороны, — государство, право и политика — с другой; светское и церковное право действуют параллельно. На Востоке Шариат вплоть до начала XX в. был единым правовым институтом: Ислам в течение четырнадцати веков регулировал социально-экономические, общественно- политические, правовые и морально-этические нормы. В му- сульманских странах даже такие акты, как договоры о купле- продаже, об аренде земли и дома, о займе денег заключались через мусульманских судей. Благодаря Шариату влияние религии на общественную и частную жизнь в мусульманских странах было определяющим, в отличие от христианских стран, где государственное, уголовное и гражданское право не зависело от религии и церкви и где законы устанавливались и издавались светской властью.


321
В мусульманском мире, где религия, государство и общество развивались вместе как единое целое, в отличие от христианских стран, не было почвы для возникновения фундаментализма. Скорее, вся система государственного и общественного строя в странах мусульманского Востока стояла на защите исламских устоев, поскольку учение Ислама о госу- дарстве и обществе обосновывается с позиций религии.
Конфликт между государством и Исламом отнюдь не был характерным для стран Востока явлением. Понятие «исламский фундаментализм» было привнесено в обиход политической наукой по аналогии с христианским фундаментализмом, выступающим против светской критики основ христианства; не случайно в политологии до сих пор нет четкого определения данного понятия.
Ислам активно выступает против экономического и культурного засилья Запада в политике и международных отношениях. Именно это и воспринимается как проявление исламского фундаментализма, что наглядно видно в оценках западных политиков ситуации в Иране, Афганистане и других мусульманских странах. Стремление видеть в Исламе
«фундаментализм» дает возможность скрывать под этим непри- язнь к Исламу вообще и политической деятельности в частности. Лозунг «Ислам и мусульмане — неплохо, а исламский фундаментализм — опасно» — это удобная ширма для западных политиков в борьбе против антизападного движения в Исламе.
При этом отношение США и Запада в целом к исламскому фундаментализму меняется в зависимости от конкретной политической ситуации. Так, они меньше опасаются фундаментализма в Саудовской Аравии, Кувейте, чем в Иране или Алжире, где более сильны антизападные позиции.
Что же в Исламе больше всего беспокоит и тревожит страны
Запада? Не выяснив это, трудно понять использование самого термина «исламский фундаментализм». Под лозунгами Ислама могут выступать самые различные политические, культурно- просветительские, социально-экономические и иные движения, в том числе как умеренные, так и крайне политизированные, даже террористические группировки. Правомерно ли в их действиях обвинять Ислам?

322
Западных политологов прежде всего беспокоит то, что Ислам как молодая мировая религия еще не полностью реализовал свой духовный потенциал; что мусульманские организации весьма активны в политической жизни; что с их мнением, не всегда удобным Западу, приходится считаться. Фундаментальная концепция Ислама: «Мусульманин является рабом Аллаха» — в корне противоречит западному менталитету, так как «тот, кто является рабом Аллаха, не может быть рабом себе подобного».
В Исламе человек свободен и независим от себе подобных. Эта концепция превращается в политический лозунг в национально- освободительной войне (Алжир, Афганистан и др.).
Как уже отмечалось, в основе мусульманской доктрины лежит единство духовной и светской власти, религии и государства, поэтому светское государство подвергается критике со стороны исламистов. По учению Ислама, люди не создают законы, а исполняют законы Божественные, вследствие этого власть может быть исполнительной, но не законодательной. Все органы власти в Исламе считаются исполнителями Божественных законов. Поэтому можно говорить, что Коран — это конституция мусульманских стран.
Библия же не является таковой для государств Запада, хотя политическое влияние христианства на законодательные органы и правительства в западных странах возможно. Особенно ярко это проявляется в последние годы в США. Свободная от религии юриспруденция также неприемлема для мусульман. Эта политико-правовая концепция Ислама, с точки зрения западных политиков, препятствует созданию светского государства и светского права, что является, по их мнению, не чем иным, как выражением религиозного фундаментализма.
В учении Ислама утверждается, что иудаизм, христианство, доисламские монотеистические религии сыграли важную роль в укреплении веры в единого Бога. Практически все библейские пророки упомянуты в Коране, но только Ислам завершил становление монотеизма и тем самым укрепил фундамент христианства и иудаизма. Поскольку Ислам считается последним духовным убежищем человечества, а Коран — последним Небесным откровением, в Исламе нет отлучения от религии и существует запрет на изменение своей веры. На
Западе данная концепция интерпретируется как ограничение