Файл: Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 270
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
323 прав человека, в то время как в мусульманстве она рассматривается как мера защиты и сохранения единства верующих.
В Коране говорится, что нет принуждения в религии и ворота
Ислама открыты для всех, поэтому Запад видит в Исламе опасного конкурента христианству, тем более что ежегодно множество людей в западных странах принимают Ислам. Это очень беспокоит церковные круги, во Франции в 1990 г., на- пример, вынужденно был создан Комитет по делам Ислама.
Влияние Ислама на верующих так сильно, что мусульмане практически не ассимилируются в чужой среде, не переходят в иную веру. Например, в России нетрадиционные религии увлекли тысячи последователей, но количество мусульман среди них ничтожно мало. Стойкость мусульман в своей вере, вероятно, воспринимается со стороны как проявление фанатизма или фундаментализма.
Негативное отношение
Запада вызывают многие установления Шариата. Так, мусульманский семейно-брачный кодекс, с точки зрения западных идеологов, нарушает права женщин и создает неудобства для немусульман. По Исламу мужчина-мусульманин может жениться на женщине другого вероисповедания — христианке или иудейке. В то же время женщина-мусульманка может выйти замуж только за мусульманина. Это установление связано с тем, что родословие строится по отцовской линии. Какую бы веру ни исповедовала жена мусульманина, дети от их брака считаются мусульманами.
Христиане часто полагают, что эти законы носят проповеднический характер, привлекают мужчин и женщин в мусульманские общины и увеличивают численность после- дователей Ислама.
Пищевые запреты Шариата тоже часто вызывают негативную реакцию у немусульман и воспринимаются как проявления исламского фундаментализма. На самом же деле пищевые запреты и традиции в мусульманском образе жизни наносят экономический удар западным предпринимателям, для которых рынки на мусульманском Востоке остаются закрытыми именно вследствие строгости запретов
Шариата, касающихся алкогольных напитков и продуктов, включающих в свой состав свинину. Кроме того, в исламских странах существуют запреты
324 на ношение и продажу одежды европейского образца, на некото- рые детские игрушки, импорт которых не разрешен. Все это иногда трактуется как еще один элемент исламского фундаментализма.
Известно, что США и западные страны фактически монополизировали информационные каналы многих развивающихся стран. В мусульманских странах они встретились с большими трудностями при реализации своей печатной, а также видео- и аудиопродукции, кинофильмов, телепрограмм и т. п., которые не соответствуют исламским традициям морали. В Иране, например, в период Исламской революции были разрушены кинотеатры, где де- монстрировались порнографические и эротические фильмы. На
Западе подобные запреты рассматриваются как ограничение права на свободный доступ к информации.
Одной из излюбленных тем для оппонентов Ислама являются закрепленные Шариатом меры наказания за воровство и нарушение принципов Ислама, за прелюбодеяние и т. п., которые кажутся им чрезмерно жесткими и фанатичными.
Мусульмане с отрубленными за воровство руками встречаются крайне редко, если встречаются вообще: дело в том, что, прежде чем вынести приговор за воровство, мусульманский судья должен выяснить ответы на десятки вопросов: не заставили ли вора под угрозой совершить воровство; нормальна ли психика преступника; нуждаются ли его дети или больные члены семьи в пище, так как. Пророк Мухаммад требовал не доводить людей до отчаяния, чтобы они не совершали преступления. Чтобы наказать женщину за измену мужу, требуются четыре свидетеля, в противном случае мужчина будет наказан за клевету на мусульманку. А возможно ли найти женщину, которая изменяла бы мужу в присутствии четырех свидетелей?
Мусульманские юристы объясняют, что в Исламе важно не наказание человека, а предупреждение преступления. Жесткие законы Шариата эффективно воздействуют на психику человека, сокращают желание совершить противоправный поступок. Тысячелетний опыт мусульманской юриспруденции доказывает высокую действенность шариатских мер наказания именно в целях профилактики преступлений, независимо от того, нравятся эти меры кому-либо или нет.
325
На основании Корана и изречений Пророка Мухаммада в
Шариате сформулирован ряд принципов, чтобы сохранить единство мусульман, целостность исламских общин, чтобы не появились лжепророки в странах Ислама и чтобы никто из мусульман не примыкал к чуждым Исламу течениям, чтобы пос- тоянно увеличивалась численность мусульман. Казалось бы, в этих правозащитных средствах нет ничего опасного для немусульман, но некоторые западные идеологи и проповедники видят в этих положениях Шариата элементы фундаментализма.
Приведем конкретные высказывания Пророка Мухаммада:
«Мне было отдано предпочтение перед другими пророками в шести вещах: мне была дарована способность вкладывать много смысла в немногие слова, мне была оказана поддержка страхом
(т. е. тем, что страх был внушен врагам Пророка — Г.К.), мне была дозволена военная добыча, земля была сделана для меня местом совершения молитв, я был послан ко всем людям и завершена была мною череда пророков». «В день Воскресения ни за кем из пророков не последует столько людей, сколько за мной». «Я был направлен к людям в лучший из веков их, и появился я именно в тот век, в котором живу». «Поистине, я был записан перед Аллахом как последний пророк уже в то время, когда Адам еще был глиной (лишенной духа), и я поведаю вам о начале своем. Это — мольба Ибрахима, радостная весть Исы».
«Никому из пророков не поверило столько людей, сколько мне»
1
Высказывания и предвидения
Мухаммада сбылись.
Действительно, несмотря на относительную молодость этого вероучения, последователями Ислама стало большое количество людей, и оно постоянно увеличивается.
Мусульмане практически не ассимилируются с после- дователями других религий, среди них очень мало прозелитов.
И это вовсе не является результатом возведения каких-либо искусственных барьеров, препятствующих переходу мусульман в иные религии. Множество европейцев в последние годы
1
Здесь имеются в виду мольба Ибрахима (Авраама) о том, чтобы из его потомков была создана община, покорная Аллаху, и радостная весть Исы (Иисуса) о грядущем пришествии Мухаммада.
Об этом говорится в Священном Коране (2:128; 61:6; 21:107). См.: Мухаммад бин Джамил.
Достоинства Пророка. О высоких нравственных и этических нормах Ислама, М., 1999, 20-22.
326 приняло Ислам — и в этом нет принуждения. Возникает естественный вопрос: на каких принципах основана прочность
Ислама? Перечислим некоторые из них. Это четкие, ясные, недвусмысленные, логически обоснованные, доступные всем людям законы Шариата:
1. В канонах Ислама говорится: Ислам — последнее духовное убежище, и Пророк Мухаммад является последним, замыкающим посланником и печатью пророков.
2. Коран — вслед за иудейской и христианской религиями — является завершением небесных посланий и откровений.
3. В
Исламе отсутствует разделение светского и религиозного, государства, политики, права, образа жизни и религии, и люди удовлетворяют не только свои духовные, но и социально-экономические потребности.
4. Многочисленные бытовые, социально-политические, экономические, пищевые и иные запреты
Шариата способствуют сохранению единства и стабильности в обществе.
5. В Исламе отсутствуют посредники между Богом и человеком. Индивидуальное и коллективное спасение в исламском вероучении изложено предельно ясно и понятно. В
Исламе отсутствует и является недопустимой индульгенция — свидетельство или грамота об отпущении грехов, выдаваемая духовенством за деньги или особые заслуги.
6. На Востоке очень прочны традиции и обычаи, связанные с
Исламом, что способствует его укреплению.
7. Исламская семья многодетная, мусульмане рано женят детей. Это, естественно, способствует росту мусульманского населения.
8. По Исламу аборт запрещен, он считается умышленным убийством человека — творения Аллаха. Такой запрет есть и в христианстве, но женщины западных стран не выполняют его, ибо европейский образ жизни — это отнюдь не религиозный образ жизни.
9. Женщина в Исламе, в отличие от Запада, более отделена от политической, социально-экономической, государственной жизни и поэтому лучше выполняет семейно-бытовые обязанности и укрепляет устои мусульманского общества.
327 10.В Исламе отсутствует отлучение от религии.
11.В Исламе отсутствует монашество.
В настоящее время усиливается интерес к Шариату не только в республиках и в местностях постсоветского пространства, но и в западных странах. Это понятно, ибо Шариат — как правовой институт и неотъемлемая часть мусульманского вероучения — успешно защищает устои религии. Исторический опыт Ислама в этом отношении очень богат и может быть полезным для других религиозных систем и государств, где параллельно существует церковное и светское право. Некоторые христианские теологи находят общее между церковными правовыми институтами и законами Шариата.
Действительно, между христианским церковным правом и
Шариатом есть немало общего. Достаточно обратиться к вопросу об источниках первого. Вот что писали по этому поводу доктор богословия (православного толка христианства)
Никодим, епископ Далматинский, и архимандрит Гавриил, преподаватель богословских и философских наук Императорс- кого Казанского университета в XIX в. В христианской церкви, по их мнению, первоисточником права служит воля основателя церкви. Из него исходят остальные источники, а именно церковное законодательство и церковный обычай.
Церковное право в объективном смысле составляют не только законы, изданные самой церковью, но также и законы, изданные государственной властью, признанные и принятые церковью, имеющие целью установление правильных отношений между нею и государством. Источником церковного права считаются также гражданские законы, относящиеся к церкви. Как и Шариат, церковное право имеет основные источники (Священное Писание, святое предание, каноны), дополнительные источники (канонические постановления патриарших синодов) и вспомогательные источники (мнение авторитетных канонистов, церковные гражданские права)
1
. В мусульманском праве их роль соответственно исполняют Коран и хадисы, иджма, адаты. Что касается отношения церкви к государству, то церковное право признает самостоятельность церковной и государственной власти.
1
Архимандрит Гавриил. Понятие о церковном праве и его история. Казань, 1874, 1-6. Никодим,
епископ Далматинский. Православное церковное право. СПб, 1897, 38.
328
Многие вопросы, рассматриваемые христианским церковным судом, по общему содержанию совпадают с вопросами, которые рассматриваются шариатским судом. Поскольку в странах христианского мира наряду с церковным судом действовали и действуют и самостоятельные государственные светские суды, компетентность церковного суда в решении светских вопросов ограничена, тогда как шариатские суды рассматривают как религиозные вопросы, так и вопросы, регламентируемые светским правом.
В классическом мусульманском государстве религиозная (т. е. исламская) власть и государственная власть не были отделены друг от друга, поэтому вопрос о самостоятельном их существовании в Шариате не рассматривался. В отличие от церковного суда, который для служителей культа выносит особые меры наказания, в Шариате нет исключения в отно- шении духовенства: всех судят по одним и тем же законам.
Таким образом, духовная близость между величайшими религиями мира — христианством и Исламом, последователями которых является более половины человечества, дает возможность проведения постоянного диалога для защиты духовно-культурных ценностей Востока и Запада, в целом
Евразийской цивилизации и укрепления взаимопонимания между народами.
Возвращаясь к вопросу об истоках исламского фундаментализма, следует напомнить, что его возникновение связано с Саудовской Аравией, где господствует радикальное течение Ислама — ваххабизм, сочетающий в себе ханбалитский толк суннизма (основатель Ахмед ибн Ханбал) и суфийского учения Ибн Теймии (1263-1328), который боролся против новшеств, выступал за нерасторжимое единство государства и религии. По мнению Ибн Теймии, без могущественного исламского государства религия будет в опасности; его теория
(в отличие от других суннитских концепций) отрицает принцип выборности. Ибн Теймия отдавал предпочтение принципу обоюдной клятвы главы государства и народа (ум-мы) в преданности друг другу. Он резко осуждал использование власти в корыстных целях, стремление к власти и обогащению,
329 проповедовал аскетизм и сохранение первоначальной чистоты
Ислама.
В XVIII в. идеи Ибн Теймии были возрождены Мухаммадом ибн Абдулваххабом (умер в 1792 г.) и легли в основу ваххабизма, поддержанного династией Саудов, которые и ныне определяют официальную идеологию Саудовской Аравии.
Несмотря на господство ваххабитского фундаментализма в стра- не, официальные круги
Саудовской
Аравии теснее сотрудничают с США и западными странами, чем с мусульманскими государствами — Ираном и Ираком. Не случайно страны Запада, прежде всего США, не обеспокоены фундаментализмом в Саудовской Аравии, который своим консерватизмом превосходит Иран, Алжир, Афганистан.
Некоторые современные исследователи считают именно
Иран страной, где исламский фундаментализм проявляется в своей крайней форме. До 1979 г., когда пал шахский режим,
Иран был надежным партнером США. Страна была наводнена иностранными специалистами и советниками. Американские военные советники практически контролировали иранскую армию, самую сильную на Ближнем Востоке, оснащенную современной военной техникой. В США и Европе предприятия военно-промышленного комплекса выполняли многочисленные военные заказы Ирана. Западный образ жизни преобладал в столице государства — Тегеране и в других городах. В публичных домах страны работали сотни женщин из Италии,
Франции,
Испании,
Юго-Восточной
Азии.
Описание разнузданной жизни в столице Ирана до Второй мировой войны, представленное в книге иранского писателя Кяземи «Страшный
Тегеран», приводило в ужас западного читателя. Складывалось впечатление, что все пороки западного образа жизни процветали в Иране. Еще в 1930-е гг. шах Реза хан Пехлеви дал пощечину верховному шиитскому имаму, когда тот осмелился сделать замечание жене шаха, которая появилась в общественном месте с непокрытой головой. Все чиновники были обязаны носить европейскую одежду. Появилась поговорка: «Народ просит у шаха хлеба, а он надевает ему на голову американскую панаму».
Шах поддержал политику секуляризации, проводившуюся в
Турции Кемалем Ататюрком, совершенно не понимая различия между этими двумя странами.
330
Утверждалось, что название страны «Иран» происходит от понятия «Ариана» — страна арийцев, что Иран — самая древняя родина арийцев, и от них произошли чуть ли не все европейцы.
В 1973 г. праздновалось 2500-летие иранской монархии. Шах
Ирана присвоил себе древний титул «шахиншах ария-мехр»
(царь царей, арийское солнце). Открыто пропагандировалась древнеиранская религия зороастризм (огнепоклонничество), что воспринималось мусульманами как оскорбление.
Проводимый шахским режимом курс на игнорирование и даже подавление мусульманских традиций привел к появлению исламской оппозиции, которая зародилась еще в период до
Второй мировой войны и набирала силу в течение нескольких десятилетий. Изгнание аятоллы Хомейни из Ирана в 1960-е гг. не остановило рост этой оппозиции. Исламская революция победила в стране в 1979 г. Ее победе способствовало и то, что все светские антишахские политические партии были запрещены и парализованы. Такое положение открыло путь ис- ламскому движению, которое было самым массовым и организованным в борьбе против шахского режима, и его не могли остановить массовые аресты и репрессии.
Аятолла Хомейни таким образом объяснял свою победу: «У нас не было ни танков, ни самолетов, но мы победили. На то была воля Аллаха». Когда имама спросили о численности его солдат, Хомейни сказал, что все, кто мог выйти на улицу, были его солдатами. Даже среди сотрудников самой большой на
Ближнем Востоке секретной службы «Савак», насчитывавшей более 3 млн платных осведомителей, более половины работали на Хомейни.
Иран является примером, прекрасно демонстрирующим, что в стране, где пытаются подавить Ислам или игнорировать мусульманские традиции, непременно создаются условия для развития исламского фундаментализма. Еще одним примером служит ситуация в Алжире. За 130 лет колониального господства Франции в этой стране, в Алжире были практически ликвидированы арабский язык и мусульманская культура, исламский образ жизни. Единственным местом, куда не могли проникнуть французы, были мечети. Именно в них сохранялись арабский язык и мусульманские традиции, и именно там создавались очаги сопротивления и центры борьбы против
331 колонизаторов. Исламские духовные и культурные ценности явились самым сильным фактором в сопротивлении засилью
Запада и в борьбе против ассимиляции. Ислам оставался и мощным фактором национальной интеграции, нивелировавшим этнические различия в Алжире, где живут арабы, берберы, африканцы, мавры, турки. Запад стремился разрушить этот цементирующий элемент — исламские ценности. Алжирская революция 1954—1962 гг. развеяла иллюзии Франции в том, что эту часть арабо-мусульманского мира можно удержать в положении колонии.
В 1990 г. в Алжире была создана партия Исламский фронт спасения (ИФС). До этого времени в самом Алжире, во Франции и вообще на Западе существовало мнение, что можно сохранить светский характер государства. Считалось, что прозападная алжирская интеллигенция, чиновничий аппарат, деловые круги, армия, часть берберов и неарабское население страны, другие социально-политические силы смогут противостоять исламизации государства. Однако ИФС набирал силу, укреплял свои связи с исламскими движениями в других мусульманских странах; росло число исламистов в армии, профсоюзах, государственном аппарате.
В декабре 1991 г. ИФС в первом туре выборов в парламент получил 188 мест из 430. Уже не было сомнений, что во втором туре выборов исламисты будут преобладать в парламенте и, естественно, получат возможность изменить конституцию страны и создать исламское государство, возможно, иранского типа. Страх перед возможностью исламизации государственного управления заставил прозападные силы в Алжире фактически ликвидировать результаты демократических выборов, отменить второй тур, ввести чрезвычайное положение и тем самым оста- новить исламистов. ИФС был объявлен вне закона. Начались аресты исламистов, роспуск контролируемых ими муниципалитетов. Эти репрессивные меры против исламского движения в Алжире, поддерживаемые Западом и некоторыми политическими кругами в России, привели к тому, что сегодня в
Алжире проливается кровь. Ошибочная политика по отношению к исламскому движению привела к тому, что спокойный либеральный Ислам уступил место сторонникам крайнего фундаментализма, взявшим для достижения политических целей
332 лозунги Ислама. Запрет исламистам свободно участвовать в политической жизни страны привел к тому, что страна разде- лилась на два противоположных лагеря, и не известно, когда в ней прекратится кровопролитие.
В Алжире идет борьба прозападных сил не против кучки фундаменталистов, а против всего исламского движения.
Кровавые события в Алжире — предупреждение и другим мусульманским странам, а также урок для России, требующий более взвешенной политики по отношению к Исламу и более эффективного влияния на СМИ, которые часто ошибочно трактуют Ислам.
Есть ли в России исламский фундаментализм? Если да, то каковы его особенности и каналы проникновения в страну?
Прогноз и перспективы развития исламского фундаментализма в России — очень важная проблема.
Следует подчеркнуть, что Россия является классическим регионом распространения Ислама. На территории России
Ислам существует более одиннадцати веков, появился он здесь почти на сто лет раньше христианства. Естественно, в различных мусульманских регионах могут появиться группы исламских фундаменталистов. Было бы большой ошибкой пред- полагать, что исламский фундаментализм может возникнуть в
России лишь путем проникновения из-за рубежа, хотя подобные пути, конечно, нельзя исключать. Ни в одной стране Европы мусульмане не испытали такого угнетения, насильственной христианизации, преследования и истребления, как в России.
Российское государство создавалось в ожесточенной борьбе с
Золотой Ордой и другими мусульманскими ханствами.
Русско-славянское самосознание XII-XVI вв. формировалось таким образом, что освобождение от татаро- монгольского господства оказалось возможно лишь путем уничтожения мусульманских государств
Поволжья и
Приуралья. Длительный период преследования мусульман при царизме и тоталитаризме, физическое уничтожение духовенства и исламских активистов, разрушение и закрытие мечетей, мусульманских учебных заведений породили недоверие к
Российскому государству, фанатизм в вере. Отсутствие четкой программы в решении этно-конфессиональных вопросов, совпадение этно-национальной и конфессиональной