Файл: Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 299

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
джа'фаритских мечетях, стены которых украшены кораническими стихами, часто можно увидеть фразы типа
«Мухаммад и Али — благо человечеству». Однако, по утверждению джа'фаритских ученых, фраза об Али в азане не является обязательной, и ее отсутствие не делает азан недействительным.
Во многих отдаленных местностях мусульманского мира до сих пор практикуется традиционный способ определения времени молитв, для чего наблюдаются небесные тела, движение солнца, тени деревьев, гор. домов и т . п. В больших же городах вроде Стамбула, Каира, Тегерана, Александрии и др. широко используют часы, телевизор, радио, современную технику, репродукторы, установленные во многих мечетях.
В системе мусульманской молитвы особое место занимает кибла — сторона, в которую обращаются мусульмане при молитве, — направление к Мекке. Кибла установлена в связи с нахождением в Мекке мусульманского храма Святой Каабы с
«черным камнем» (Хаджар аль-асвад). Эпитетом Мекки в Ша- риате служит название «Бейт Иллах алъ-Харам» (Запретный дом Аллаха). Все молитвенные дома (мечети), надгробные памятники, могилы мусульман стоят фасадом в сторону Мекки.
Следует отметить, что на первоначальном этапе мусульмане молились, повернувшись в сторону Иерусалима. Затем были ниспосланы аяты о том, что молящимся следует обращать лицо в сторону храма Каабы в Мекке.
Шариат и мусульманское духовенство ревностно следят за тем, чтобы верующие не умалили значение Мекки с ее святыней
— Каабой, прежде всего, — чтобы молились, повернувшись лицом именно в сторону Каабы. Не всегда мусульманам удается определить, где находится Кааба. Здесь им помогает ближайшая мечеть или мусульманская могила, ибо они всегда повернуты в сторону Мекки. Если же вблизи нет мечети или могилы, Шариат допускает, чтобы сторону определил даже кяфир с помощью научных приборов. Если в последнем случае двое правоверных мужчин удостоверят сторону кибла, верующие могут молиться в эту сторону. Если верующий находится в таком месте, где нет ни людей, ни мечетей, ни могилы, и нет возможности определить сторону Мекки, Шариат советует молиться на все четыре стороны света. Для обоснования этого Шариат ссылается
на Коран, где говорится, что «Аллаху принадлежит и Восток, и
Запад; и куда бы вы ни обратились, там лик Аллаха». Если верующий твердо знает, что кибла — одна из двух сторон, он должен молиться на две эти стороны. Шариат не выпускает из вида и заключенных, которые находятся в тюрьмах и темницах, где совершенно невозможно определить стороны света. Шариат требует от них молиться лишь в одну сторону, внушая себе, что именно она и есть сторона Мекки. Шариат допускает совершать молитву также во время поездки в любом наземном транспорте, самолете, вертолете и т. д.
Мусульманское право, в отличие от христианства, не настаивает на совершении молитвы только в молитвенном доме.
Основой для этого служит известный хадис о том, что «истинно
Бог создал всю землю пригодной для молитвы». Мусульманство допускает совершение молитвы в мечети, дома, в учреждениях и учебных заведениях, в пустыне и т. д. Не следует совершать намаз перед могилой или между могилами, перед изображением живых существ, перед горящим огнем, лицом к солнцу или луне, в отхожем месте. Если человек совершает молитву там, где перед ним могут пройти люди, необходимо положить перед собой палку или протянуть по земле веревку.
В джа'фаритском мазхабе для выбора места молитвы установлены следующие десять условий. Прежде всего, место должно быть дозволенным. Молитва на узурпированном месте, ковре, тахте и т. д. недействительна. Если человек совершает молитву верхом на лошади и при этом седло и подковы лошади взяты взаймы, молитва также недействительна.
Если мусульмане, имеющие имущество, участок и т. п. совместно с другими пайщиками, совершают молитву без разрешения компаньонов, она недействительна.
Если мусульманин купил дом на средства, из которых он не платил
закят или хумс, молитва в этом доме не разрешается. Шариат не советует совершение молитвы на предметах, которые двигаются и трясутся. Как было сказано, Шариат допускает молитву на воздушном и наземном транспорте, но преимущественно молча, так как учитывает, что во время движения сильная тряска может помешать четкому произнесению молитвенных слов.
Шариат требует от мусульманина, чтобы заранее было определено место, где будет совершена молитва, и оно должно

быть таким, чтобы молитву можно было довести до конца. Под навесом, который может обрушиться, молиться не разрешается.
Не допускается молиться на ковре с надписью «Аллах» или напротив могил. В основу этого запрета легло изречение Про- рока Мухаммада: «Проклинает Аллах христиан и иудеев, которые превратили могилы своих пророков в место молитвы».
В помещении или месте, где делают музыкальные инструменты, молиться также не следует. Шариат строго требует, чтобы не допускалось идолопоклонство. В связи с этим нельзя молиться перед статуями или лицом в сторону живого существа. Если в помещении имеются рисунки живого существа или зеркало,
Шариат требует перед молитвой закрывать их чем-либо.
Молиться перед зеркалом, где отражается фигура самого молящегося, также считается идолопоклонством. Правда, в некоторых странах этот закон Шариата не всегда соблюдается.
Например, в Египте можно увидеть открытки, продающиеся в качестве сувениров, с изображением молящихся напротив сфинкса и пирамид.
Шариат уделяет особое внимание мечети как месту молитвы.
Из истории Ислама известно, что первоначально мусульмане не имели пышных, богатых молитвенных домов. Минареты мечетей также возникли некоторое время спустя для удобства призыва к молитве и для лучшего обозрения издалека глашатая- муэдзина верующими. Минареты стали отличительной чертой мусульманских молитвенных домов. Три мечети по Шариату считаются верховными: мечеть Аль-Харам в Мекке, мечеть
Пророка в Медине, мечеть Аль-Акса в Иерусалиме. Эти мечети считаются верховными в силу своей исторической связи с именем основателя Ислама Мухаммада и его сподвижников, а также вследствие упоминания этих мечетей в Коране. Так, в
Коране упоминается мечети Аль-Харам (Запретная) в Мекке и иерусалимская Аль-Акса (Удаленная) в связи с преданием о вознесении Мухаммада на небо. После названных выше трех мечетей Шариат делит остальные молитвенные дома на две категории: соборные пятничные мечети (джума-мечеть) и квартальные (масджид махалли).
Шариат ревностно следит за тем, чтобы верующие посещали мечеть, особенно во время общественной молитвы по пятницам.
В Шариате утверждается, что если человек считается
мусульманином и не ходит в мечеть, то с ним не следует вместе есть, быть его соседом, советоваться с ним, брать жену через его посредство, отдавать в жены за него.
Шариат устанавливает ряд законов в отношении использования мечетей. Мечеть предназначена для молитвы.
Однако на раннем этапе Ислама, а также в период
Средневековья в мечети решались не только религиозные, но и светские и юридические проблемы, которые согласовывались с теми или иными религиозными установлениями и догмами. В некоторых мусульманских странах в соборных мечетях разбирались судебные дела, как это было, например, в Каире в известной мечети Аль-Азхар. При ней было построено одноименное медресе, позже превратившееся в высшее учебное мусульманское заведение. В настоящее время университет Аль-
Азхар считается самым древним и крупным мусульманским университетом; не так давно в Каире отмечали тысячелетие его основания. Использование мечети в качестве жилья допускается
Шариатом только в крайнем случае.
Шариат не одобряет проведение в мечети бесед о земных делах (торговле, семейно-бытовых), чтение стихов, повышение голоса (это разрешается только муэдзину). Не одобряется посещение мечети людьми, съевшими чеснок или лук и т. п.
Верующий, идущий в мечеть, должен быть одет чисто и опрятно. В мечеть следует заходить с правой ноги, выходить же с левой ноги. Следует отметить, что эта маленькая деталь, на которую не всегда ранее обращали внимание, нередко служила поводом для опознания немусульман, пытавшихся проникнуть в
Запретную мечеть Мекки, даже если они (немусульмане) прекрасно знали арабский язык, обычаи и правила молитвы.
Шариат одобряет тех верующих, которые приходят в мечеть раньше и покидают ее позже других людей.
Шариат и Ислам ревностно защищают престиж мечети. Если даже мечеть стала старой и непригодной для молитвы, Шариат запрещает продавать ее или присоединять к личному участку.
Продавать окна и двери мечети или использовать их в качестве материала при строительстве жилых домов или учреждений запрещается. Если мечеть рухнула, ее двери и окна разрешается использовать только для других мечетей или для строительства новой. Разрушать мечеть запрещается, и это может быть

разрешено лишь в случае, если на ее месте будет построена другая мечеть, причем не меньшая, а большая.
Запрещается украшать мечети изображениями живых существ.
Также порицается излишняя роскошь или расточительство в убранстве мечети, так как в ней ничего не должно отвлекать человека от мыслей о Боге.
В законах Шариата о молитве уделено внимание одежде, полагающейся при совершении молитвы.
Более тысячи лет одежда, в которую облачались мусульмане, выделяла людей мусульманского Востока из окружающих.
Внешним признаком рядового мусульманина было ношение чалмы и особого халата (аба). Большое внимание Шариат уделяет тому, в каком виде и одежде мусульманин должен совершать молитву. Нарушение этого предписания Шариата делает молитву недействительной. К одежде молящегося мусульманина предъявляются следующие требования: она должна быть чистой и сшитой из дозволенного материала.
Кожаная одежда допускается лишь в случае, если она сделана из шкур животного, мясо которого считается съедобным (молиться в одежде, сшитой из кожи свиньи, собаки и т. п., не разрешается). Одежда верующего мусульманина не должна быть сшита из чистого шелка, золототканой парчи (в обычное время женщинам-мусульманкам дозволено носить такую одежду).
Если у молящегося мусульманина две одежды и он не знает, какая из них чистая, он обязан совершать молитву в обеих, т. е. два раза. Если слюна или кровь собаки, кошки или другого животного, а также кровь и слюна безбожника, считающегося с точки зрения Шариата нечистым, попала на одежду молящегося и не успела засохнуть, молитва считается недействительной.
Если верующий не знает, из какой кожи сшита одежда, или если пуговица на его одежде изготовлена из кости запретного животного, Шариат рекомендует не молиться в такой одежде.
Допускается молиться в меховой одежде. Запрещается носить мужчине-мусульманину золотую цепь на шее, золотой перстень, золотые часы, очки в золотой оправе. Носить золотые украшения женщинам не запрещено. Недопустимо мужчине носить одежду с подкладкой из натурального щелка, но можно иметь в кармане носовой платок. Шариат запрещает мужчине носить женскую одежду и женщине — мужскую. Совершать
молитву в украденной или узурпированной одежде запрещено.
Согласно джа'фаритскому мазхабу, если одежда куплена на деньги, из которых не заплачены закят или хумс, совершаемая в ней молитва считается недействительной.
Если по какой-либо причине верующий остался голым,
Шариат советует закрыть срамные места травой, листьями или замазать грязью, глиной. Если нет ни травы, ни глины, он должен молиться сидя, так, чтобы срамные места были закрыты другой частью тела (коленями, рукой и т. д.). Шариат запрещает направлять в сторону Мекки срамные места тела. В связи с этим запрещается также мочеиспускание и т. д. лицом в сторону киблы.
От женщины во время молитвы Шариат требует закрывать все тело, даже голову, волосы и ступни ног, лишь чуточку открывая лицо. Шариат одобряет молитву в белом халате и чалме, порицает черную одежду. Запрещается совершать молитву в одежде, на которой имеются изображения живых существ, а также носить перстни с изображением животного или человека.
Шариатом допускается совершение молитвы на земле, на несъедобных растениях, листьях. Разрешается также молиться на растениях, используемых для кормления животных (сено, солома и т. д.). Молиться на чем-либо съедобном, на одежде, кроме верхней, на минералах и металлах Шариат не рекомендует, равно как на растениях, которые в одном регионе используют для пищи, а в другом нет. Разрешается молиться на известняке и алебастре, но не на прокаленных. Разрешается молиться на бумаге, изготовленной из соломы, а если она изготовлена из хлопка, молитва считается недействительной.
Посещение мечети считается богоугодным делом. В случае если мусульманин заходит в мечеть, Шариат предписывает ему совершение двух рак'атов молитвы в знак уважения к мечети.
По учению Ислама, человек, который привлек кого-либо к подражанию мусульманской молитве, становится проповедником и борцом за веру. Шариат ревностно возвышает и защищает роль имама. Как руководитель, глава молитвенной церемонии, имеющий соответствующие знания, имам является самым уважаемым человеком в глазах прихожан, и это обязывает его быть внимательным к людям и своим

обязанностям. Шариат требует, чтобы имам обладал следующими качествами: любой мусульманин в солидном возрасте может быть имамом, если он находится в здравом рассудке, справедлив с точки зрения Шариата, знает правила молитвы, обладает твердой верой; имамом должен быть мужчина (женщина не может быть имамом, если среди молящихся есть мужчины); последнее правило не соблюдается в отошедших от Ислама сектах бехаитов и бабидов. Шариатом допускается, чтобы имамом была даже женщина, но только для общества, состоящего из одних женщин. Как правило, между имамом и подражателями не должно быть никакой преграды. В противном случае считается, что толпа не примыкает к имаму, и молитва теряет свой общественный характер. Обычно в мечетях
(особенно в джа'фаритских мечетях Ирана и Ирака) вешают занавеси из черного материала, за которыми собираются на молитву женщины. Этические и нравственные нормы Шариата требуют от женщины отстраняться и скрываться от посторонних мужчин. Шариат рекомендует женщинам совершать молитву у себя дома, не запрещая им ходить в мечеть.
В качестве имама женщины выступают обычно в отдельных домах, где в общественной молитве принимают участие только женщины и дети. В мечети имамами обычно служат мужчины.
Имам должен знать наизусть коранические суры, которые употребляются во время молитвы; он не должен иметь физических недостатков, мешающих выполнению различных телодвижений; он должен быть хорошим оратором. Конечно, не всегда можно найти имама со всеми необходимыми качествами.
Но несомненно, что образованный, красивый имам, с хорошим характером, в чистой аккуратной одежде будет способствовать увеличению числа прихожан в мечети.
Шариат предписывает своим последователям различные дополнительные молитвы. В их число входит так называемая молитва када… Када — это обязательная молитва, которая по каким-либо причинам не была выполнена в свое время. Так, дети обязаны выполнить несовершенные молитвы своих умерших родителей. Согласно джа'фаритскому мазхабу, если у умерших нет детей, на оставшиеся от них средства нанимают платных исполнителей када. Наемные исполнители должны не уклоняться от выполнения порученных им дел. В случае, если
умрет кто-либо из наемных исполнителей, шариатские судьи на средства умершего нанимают другого человека. Шариат наказывает тех, кто без причин уклоняется от исполнения молитвенных обязанностей. Если у умерших родителей остались старшие сыновья-близнецы, требуется, чтобы они равно поделили между собой обязанность выполнения молитвы
када. Последние могут бросить жребий, и тогда ее выполняет один из них. Старшие сыновья освобождаются от выполнения этой молитвы в том случае, если родители оставили завещание, чтобы их када исполнил кто-то другой. Дети освобождаются от выполнения када, если они несовершеннолетние или умалишенные. Однако шариатские судьи следят за ними, пока они достигнут совершеннолетия, а умалишенные, как только излечиваются, также обязаны выполнить молитвы када.
По случаю мусульманских праздников Курбан-байрама
(праздник жертвы) и Ид аль-фитра (разговенья после месячного поста) Шариат устанавливает особые молитвы. Отличительной чертой молитв, посвященных мусульманским праздникам, является то, что, как правило, они начинаются с восходом солнца и продолжаются до полудня. Во время выполнения обязательных повседневных молитв эта молитва прерывается.
Праздничные молитвы сопровождаются подачей милостыни. Во время исполнения праздничных молитв Шариат советует читать коранические суры 87, 88 и 91. Характерной чертой праздничной молитвы является то, что Шариат советует читать их на полях и публично в Мекке, в мечети Аль-Харам.
Существуют специальные молитва, которые в джа'фаритском мазхабе именуются аят, которые совершаются при затмении
Солнца, Луны, при землетрясении, грозе, сильном ветре, урагане, наводнении и т. д. В каждом таком случае Шариат требует от верующего совершить один намаз. Если одно- временно наступит землетрясение и поднимется сильный ураган, нужно прочесть две молитвы. Молитва аят, посвященная стихиям природы, состоит из двух рак'атов. Эта молитва совершается как только начинается затмение Солнца или Луны или какое-либо стихийное бедствие.
Согласно джа'фаритскому мазхабу, мусульманин, заметивший стихийное бедствие, но немедленно не приступивший к молитве аят и не выполнивший ее, совершает

тяжкий грех. До конца жизни на него возлагается обязанность совершать эту молитву.
Интересно отметить, что молитва, посвященная вызову дождя, часто выполняется на могилах исламских святых, даже на могиле Мухаммада в Медине. По поводу этой молитвы сохранились хадисы. Один из них такой: «Когда однажды мединцы из-за отсутствия дождя находились под угрозой голода, Айша (жена Пророка — Г. К.) посоветовала им проделать отверстие в крыше над погребением Пророка, от- крытое в сторону неба. Таким образом, святая могила оказалась в непосредственной связи с небом. Лишь только был выполнен этот совет, дождь начал лить ручьями, выросла свежая трава, и скот начал тучнеть»
1
Также рассказывают, что в V в. х., когда в Самарканде была жестокая засуха и молитва о ниспослании дождя оказалась бессильной, самаркандский кади во главе всей общины совершил паломничество в местность Хартанг к погребению имама аль-Буха-ри. Это паломничество имело такой успех, что люди должны были из-за начавшегося дождя оставаться в
Хартанге в течение семи дней, прежде чем появилась возможность вернуться в Самарканд. (Имам аль-Бу-хари жил в
X в., составленный им сборник хадисов «Ас-Сахих»
(«Правильный») считается самым достоверным источником по
Исламу после Корана). От совершения молитвы аят
освободились лишь женщины, у которых во время разгула стихии началась менструация.
В современных условиях для выполнения шариатских установлений используются данные астрономических и других наук. Утверждается, что если ученые, даже если они кяфиры, предсказывают дату затмения Солнца или Луны или землетрясение, верующие должны готовиться к молитве аят.
Коран советует людям изучать науки, и мусульмане ни в коем случае не должны в этом отставать от Запада.
Известный богослов Ирана шейх Бахауддин Нури привел 12- й стих 16-й суры Корана, где говорится: «И подчинил Он (Бог) вам ночь, день, Солнце и Луну...» Иранский богослов толкует, что Бог создал Солнце и Луну для человека и что люди должны
1
Цит. по Гольдциер И. Культ святых в Исламе. М., 1938, 50.
освоить космос. Другой иранский богослов хаджи мирза Халил
Камраи приводит стихи Корана «О сонм джиннов, людей! Если можете проникнуть за пределы небес и земли, то пройдете»,
«Приблизился час, и раскололась Луна» (55:33). Иранский богослов стремится доказать, что Коран много веков назад показал, что на Луне происходят вулканические извержения.
Далее иранский богослов утверждает, что Ми'радж (вознесение
Мухаммада на небо) сам по себе является призывом освоить космос и проникнуть в космическое пространство и что врата небес открыты и проникнуть туда вполне возможно.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28