Файл: Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 298
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ В ИСЛАМЕ
Смерть, неизбежное и естественное явление, всегда вызывала у окружающих потрясение. Как все древние народы, арабы представляли человека существом, состоящим из тела и души.
Ислам закрепляет идею о том, что душа вечна и, покидая тело, она стремится к Богу. Идея двойственности человеческого существа в Исламе закрепляется идеей существования двух миров — земного и загробного. Земной мир временный. Вечным является загробный мир. Шариат разработал целую систему правил для перехода души в загробный мир. Погребальные обряды особенно четко разработаны Шариатом.
Мусульманские погребальные обряды довольно просты и сопровождаются особыми, погребальными молитвами. Шариат требует, чтобы мусульманин еще в земной жизни готовился к загробному миру. Одобряется Шариатом, если мусульманин при жизни готовит саван, кедровый порошок и камфору, откладывает для похорон деньги. Монархи и высо- копоставленные люди строили роскошные мавзолеи, гробницы и усыпальницы задолго до того, как смерть настигала их.
Шариат требует строгого соблюдения погребальных обрядов
Ислама. Уже над находящимся при смерти мусульманином совершаются особые обряды. Прежде всего, умирающего, будь то мужчина или женщина, взрослый или ребенок, Шариат требует положить на спину таким образом, чтобы ступни ног были обращены в сторону кибла. Если это невозможно, допустимо положить умирающего на правый или левый бок лицом к кибле. В процессе погребального обряда читают слова
Шахады («Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха»). Ее следует читать так, чтобы умерший слышал ее и по возможности мог ее повторить, так как, согласно хадису, человек, умерший с этими словами на устах, попадет в рай.
Шариат требует не оставлять около умирающего одну женщину. Не одобряется слишком громкий или оживленный разговор или плач около умирающего. Умершего нельзя оставлять одного в помещении. После смерти мусульманина над ним совершаются следующие ритуалы: покойному завязывают глаза, рот, подбородок, стягивают руки и ноги, накрывают лицо.
Если смерть наступила ночью, около покойного ставят светильник. Если умирает беременная женщина, Шариат требует вскрыть ей левый бок, вынуть ребенка, снова зашить.
Над умершим совершается обряд омовения водой, а если нет воды — песком. Как правило, умершего омывают три раза: - водой, содержащей кедровый порошок;
- водой, смешанной с камфорой;
- чистой водой.
Если мусульманин облачен в ихрам и умер, не успев обойти вокруг Каабы, его омывают чистой водой без примеси кедрового порошка и камфоры. После обмывания умершего
Шариат советует смазать его лоб, ноздри, ладони, плечи, большие пальцы ног камфорой. Весь этот обряд совершается над покойником до окутывания в саван.
Шариат запрещает хоронить умершего в одежде; он требует окутывать его в саван. Саван изготавливается из белого полотна или ситца и состоит из трех частей:
- куска ткани для окутывания нижней части тела;
- куска ткани, называемой рубаха;
- ткани, покрывающей покойного с головы до ног. Для зашивания савана используется обязательно деревянная игла, причем объяснения этому в Шариате нет. Скорее всего, это связано с древностью обряда: когда-то трудно было раздобыть металлическую иглу.
Шариат требует, чтобы саван готовили: для умершей жены — муж, для умершего мужа — жена, или родственники, или дети покойного. Если же у последнего никого нет, похороны осуществляет мусульманская община. На саван нельзя пустить
Мусульманина не принято хоронить в гробу, но это и не запрещается. Как правило, в гробу хоронят мусульман, умерших насильственной смертью (умерщвленных путем любого расчленения тела или когда труп находят уже разложившимся и т. д.). В любом случае мусульман кладут в гроб окутанными в саван, без одежды и посторонних предметов, лицом к кибле.
Если мусульманин умер во время плавания, Шариат требует по возможности подождать и похоронить его на суше. Если же земля далеко, над ним совершается мусульманский обряд
(омовение, окутывание в саван, молитва и т. д.), затем к ногам покойного привязывают тяжелый предмет и опускают в море.
Так поступают и в том случае, если у умершего есть враги, которые могут вытащить труп из могилы и изуродовать его.
Шариат требует по возможности опускать труп в море в таком месте, где он не сразу станет добычей морских животных. Раз- решается опускать тело в море, заключив его в кувшин или другой сосуд, закрытый крышкой. Если мусульманин умер, упав в колодец, и тело невозможно вытащить оттуда, Шариат требует закрыть колодец и считать его могилой умершего, причем обязателен погребальный обряд (чтение молитвы).
Не следует сразу опускать тело в могилу. При приближении к ней постепенно замедляют шаг, три раза кладут носилки с покойным на землю, и лишь после этого опускают его в могилу.
Если умер мужчина, когда его кладут на землю в третий раз, голова его должна лежать в сторону киблы. Опускают его в могилу с ее широкой стороны, тогда как женщин кладут лицом в сторону киблы и опускают в могилу сразу. И еще одна деталь.
Во время спуска в могилу тому, кто спускается туда, чтобы уложить тело, Шариат рекомендует быть без головного убора и без обуви. Он первым бросает в могилу горсть земли и говорит на арабском языке: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему». Могилу выкладывают жженым кирпичом. Засыпанная землей могила должна на четыре пальца возвышаться над уровнем земли. Женская могила должна быть чуть глубже по сравнению с мужской. Затем могилу поливают водой, семь раз бросают горсть земли и читают молитву.
В системе погребальных обрядов Ислама особое место занимает молитва над покойным. Чтение молитвы начинается еще до похорон. Имам, читающий молитву над усопшим, стоит
- если покойный похоронен в земле, находящейся в частной собственности, и владелец участка не согласен, чтобы там была могила;
- если саван или другие похоронные принадлежности являются частными или украденными и т. п.;
- если известно, что захоронение совершено не по правилам
Шариата (без савана, или покойник лежит не лицом к Мекке и т. д.);
- если мусульманин похоронен на кладбище безбожников или на участке, куда бросают нечистоты;
- если умерла беременная женщина, а ребенок не был вынут из чрева матери;
- если существует опасность, что хищные звери могут вытащить труп или могила может быть затоплена, или если у покойного есть враги, которые могут вытащить тело и надругаться над ним;
- если после похорон обнаружена незахороненная часть тела покойного (в случае, когда покойник был расчленен).
Говоря о погребальных и похоронных обрядах Ислама, следует выяснить еще один вопрос: как относятся Ислам и
Шариат к оплакиванию умершего?
Шариат не одобряет оплакивания умершего, хотя и не запрещает этого. Запрещается только делать это громко и напоказ. Недопустимо также, чтобы близкие родственники покойного царапали себе лицо и тело или наносили своему телу другие повреждения, рвали волосы, одежду. Если женщина повреждает себе лицо, она должна дать обычное искупление
(освободить одного раба, или накормить десять бедняков, или дать им одежду). Это положение относится и к мужчинам. Как правило, если плачут мужчины, особенно молодые или среднего возраста, окружающие упрекают их. Плачущих стариков и детей нежно успокаивают.
Ислам запрещает и профессию плакальщиков по мертвым, хотя вопреки запретам Ислама во многих мусульманских странах все-таки существуют профессиональные плакальщицы, обладающие особенно трогательными голосами. Их нанимают на время похоронных обрядов и поминок по умершему. Тысячу лет Ислам боролся против профессиональных плакальщиков, всюду их преследуя.
Как верно отмечает венгерский исламовед И. Гольдциер, Ислам
Аллаху. Поэтому Ислам запрещает громко оплакивать по- койников.
Шариат неодобрительно относится к украшению могил и монументальным сооружениям над ними и особенно к тому, чтобы могилы служили местом молитвы. Отсюда — требование
Шариата, чтобы надгробные памятники не были похожи на мечети. Помещение тела покойного в мечеть для чтения над ним молитвы также не одобряется Шариатом, хотя и не запрещено.
Основатель маликитского толка Малик ибн Анас, например, считал допустимым вносить покойника в мечеть, в связи с чем приводил хадис: «Айша (жена Мухаммада — Г. К.) повелела, чтобы тело полководца Саада ибн Ваккаса пронесли перед ней в мечеть, чтобы она могла помолиться там.
Люди воспрепятствовали этому (они не хотели заносить труп в мечеть). Тогда Айша сказала: «Разве посланник Бога Мухаммад молился над умершим Сухейль ибн Бейде (сподвижником
Мухаммада — Г. К.) не в мечети?» У джа'фаритов покойника нередко привозят во двор мечети, где его омывают и совершают над ним молитву.
В мусульманской среде сохраняются не только до-исламско- арабские обряды, но и обычаи других народов, исповедующих
Ислам, например, тюркских. Известный азербайджанский просветитель Абдуре-гим-бек Ахвердиев писал о древнем азербайджанском обычае: «В день смерти героя собирались люди, это сборище называлось йуг (йуглама означает «пла- кать»). Людей угощали едой. Поминки сопровождались музыкальной элегией. Церемония состояла из двух частей. В первой части специально приглашенный человек (йугчу)
воспевал подвиги умершего и играл на музыкальном инструменте гобуз. Во второй части он переходил на грустные мотивы и оплакивал героя».
1
И сейчас, хоть и без музыкального сопровождения, этот обычай полностью сохраняется. На поминках рассказывают о доблести умершего, затем грустят о его смерти. А в джа'фаритском траурном обряде шахсей-вахсей специальные люди (синезен)
1
Ахвердиев А. Избранные труды. Баку, 1957, т. 2, 392.
Смерть, неизбежное и естественное явление, всегда вызывала у окружающих потрясение. Как все древние народы, арабы представляли человека существом, состоящим из тела и души.
Ислам закрепляет идею о том, что душа вечна и, покидая тело, она стремится к Богу. Идея двойственности человеческого существа в Исламе закрепляется идеей существования двух миров — земного и загробного. Земной мир временный. Вечным является загробный мир. Шариат разработал целую систему правил для перехода души в загробный мир. Погребальные обряды особенно четко разработаны Шариатом.
Мусульманские погребальные обряды довольно просты и сопровождаются особыми, погребальными молитвами. Шариат требует, чтобы мусульманин еще в земной жизни готовился к загробному миру. Одобряется Шариатом, если мусульманин при жизни готовит саван, кедровый порошок и камфору, откладывает для похорон деньги. Монархи и высо- копоставленные люди строили роскошные мавзолеи, гробницы и усыпальницы задолго до того, как смерть настигала их.
Шариат требует строгого соблюдения погребальных обрядов
Ислама. Уже над находящимся при смерти мусульманином совершаются особые обряды. Прежде всего, умирающего, будь то мужчина или женщина, взрослый или ребенок, Шариат требует положить на спину таким образом, чтобы ступни ног были обращены в сторону кибла. Если это невозможно, допустимо положить умирающего на правый или левый бок лицом к кибле. В процессе погребального обряда читают слова
Шахады («Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха»). Ее следует читать так, чтобы умерший слышал ее и по возможности мог ее повторить, так как, согласно хадису, человек, умерший с этими словами на устах, попадет в рай.
Шариат требует не оставлять около умирающего одну женщину. Не одобряется слишком громкий или оживленный разговор или плач около умирающего. Умершего нельзя оставлять одного в помещении. После смерти мусульманина над ним совершаются следующие ритуалы: покойному завязывают глаза, рот, подбородок, стягивают руки и ноги, накрывают лицо.
Если смерть наступила ночью, около покойного ставят светильник. Если умирает беременная женщина, Шариат требует вскрыть ей левый бок, вынуть ребенка, снова зашить.
Над умершим совершается обряд омовения водой, а если нет воды — песком. Как правило, умершего омывают три раза: - водой, содержащей кедровый порошок;
- водой, смешанной с камфорой;
- чистой водой.
Если мусульманин облачен в ихрам и умер, не успев обойти вокруг Каабы, его омывают чистой водой без примеси кедрового порошка и камфоры. После обмывания умершего
Шариат советует смазать его лоб, ноздри, ладони, плечи, большие пальцы ног камфорой. Весь этот обряд совершается над покойником до окутывания в саван.
Шариат запрещает хоронить умершего в одежде; он требует окутывать его в саван. Саван изготавливается из белого полотна или ситца и состоит из трех частей:
- куска ткани для окутывания нижней части тела;
- куска ткани, называемой рубаха;
- ткани, покрывающей покойного с головы до ног. Для зашивания савана используется обязательно деревянная игла, причем объяснения этому в Шариате нет. Скорее всего, это связано с древностью обряда: когда-то трудно было раздобыть металлическую иглу.
Шариат требует, чтобы саван готовили: для умершей жены — муж, для умершего мужа — жена, или родственники, или дети покойного. Если же у последнего никого нет, похороны осуществляет мусульманская община. На саван нельзя пустить
украденный или узурпированный материал; не одобряется изготовление савана из кожи нечистого с позиций Шариата животного, чистого шелка, золототканого материала. В безвыходном положении — для савана допустима кожа животного, дозволенного Шариатом.
Последнюю, завершающую стадию погребального обряда составляют похороны на кладбище. У доисламских арабов не было отчетливого представления о существовании потустороннего, загробного мира. Кочевники не знали специальных кладбищ. Как правило, умершего просто закапывали в землю, не ставя никаких надмогильных знаков, или же оставляли труп на таком месте, где он тут же становился добычей хищников. В доисламской поэзии арабов об этом имеется достаточно сведений. Когда умершего или убитого героя закапывали, то в знак сострадания к нему на месте захоронения убивали верблюда. Больше туда никто не возвращался, и скоро здесь исчезали всякие следы погребения.
Отсутствовали также всякие поминки по умершему. На начальных этапах Ислама этот обычай до известной степени со- хранялся.
В одном из хадисов говорится, что на месте захоронения мусульманина не должно оставлять никаких памятных знаков.
Могила должна быть сровнена с землей таким образом, чтобы ее нельзя было отличить от окружающей почвы, если сделать семь шагов в сторону. Этот обычай, характерный для кочевых и полукочевых народов, не прижился в Исламе. Более того, вошли в традицию пышные погребальные обряды и создание специальных мест захоронения — кладбищ.
Правила захоронения по Шариату следующие. Шариат рекомендует как можно скорее хоронить покойного. Очевидно, это имеет положительное значение для санитарии и гигиены, в особенности в теплое время года. Рекомендуется хоронить умершего на ближайшем кладбище. Правда, рекомендация эта не всегда выполняется, и состоятельные люди стараются похоронить своих близких на больших и известных кладбищах.
Среди мусульман преклонного возраста находятся люди, которые выезжают в Мекку или Медину, чтобы дожить там свои последние годы и удостоиться чести быть захороненными на кладбищах святых Мекки или Медины.
Последнюю, завершающую стадию погребального обряда составляют похороны на кладбище. У доисламских арабов не было отчетливого представления о существовании потустороннего, загробного мира. Кочевники не знали специальных кладбищ. Как правило, умершего просто закапывали в землю, не ставя никаких надмогильных знаков, или же оставляли труп на таком месте, где он тут же становился добычей хищников. В доисламской поэзии арабов об этом имеется достаточно сведений. Когда умершего или убитого героя закапывали, то в знак сострадания к нему на месте захоронения убивали верблюда. Больше туда никто не возвращался, и скоро здесь исчезали всякие следы погребения.
Отсутствовали также всякие поминки по умершему. На начальных этапах Ислама этот обычай до известной степени со- хранялся.
В одном из хадисов говорится, что на месте захоронения мусульманина не должно оставлять никаких памятных знаков.
Могила должна быть сровнена с землей таким образом, чтобы ее нельзя было отличить от окружающей почвы, если сделать семь шагов в сторону. Этот обычай, характерный для кочевых и полукочевых народов, не прижился в Исламе. Более того, вошли в традицию пышные погребальные обряды и создание специальных мест захоронения — кладбищ.
Правила захоронения по Шариату следующие. Шариат рекомендует как можно скорее хоронить покойного. Очевидно, это имеет положительное значение для санитарии и гигиены, в особенности в теплое время года. Рекомендуется хоронить умершего на ближайшем кладбище. Правда, рекомендация эта не всегда выполняется, и состоятельные люди стараются похоронить своих близких на больших и известных кладбищах.
Среди мусульман преклонного возраста находятся люди, которые выезжают в Мекку или Медину, чтобы дожить там свои последние годы и удостоиться чести быть захороненными на кладбищах святых Мекки или Медины.
Мусульманина не принято хоронить в гробу, но это и не запрещается. Как правило, в гробу хоронят мусульман, умерших насильственной смертью (умерщвленных путем любого расчленения тела или когда труп находят уже разложившимся и т. д.). В любом случае мусульман кладут в гроб окутанными в саван, без одежды и посторонних предметов, лицом к кибле.
Если мусульманин умер во время плавания, Шариат требует по возможности подождать и похоронить его на суше. Если же земля далеко, над ним совершается мусульманский обряд
(омовение, окутывание в саван, молитва и т. д.), затем к ногам покойного привязывают тяжелый предмет и опускают в море.
Так поступают и в том случае, если у умершего есть враги, которые могут вытащить труп из могилы и изуродовать его.
Шариат требует по возможности опускать труп в море в таком месте, где он не сразу станет добычей морских животных. Раз- решается опускать тело в море, заключив его в кувшин или другой сосуд, закрытый крышкой. Если мусульманин умер, упав в колодец, и тело невозможно вытащить оттуда, Шариат требует закрыть колодец и считать его могилой умершего, причем обязателен погребальный обряд (чтение молитвы).
Не следует сразу опускать тело в могилу. При приближении к ней постепенно замедляют шаг, три раза кладут носилки с покойным на землю, и лишь после этого опускают его в могилу.
Если умер мужчина, когда его кладут на землю в третий раз, голова его должна лежать в сторону киблы. Опускают его в могилу с ее широкой стороны, тогда как женщин кладут лицом в сторону киблы и опускают в могилу сразу. И еще одна деталь.
Во время спуска в могилу тому, кто спускается туда, чтобы уложить тело, Шариат рекомендует быть без головного убора и без обуви. Он первым бросает в могилу горсть земли и говорит на арабском языке: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему». Могилу выкладывают жженым кирпичом. Засыпанная землей могила должна на четыре пальца возвышаться над уровнем земли. Женская могила должна быть чуть глубже по сравнению с мужской. Затем могилу поливают водой, семь раз бросают горсть земли и читают молитву.
В системе погребальных обрядов Ислама особое место занимает молитва над покойным. Чтение молитвы начинается еще до похорон. Имам, читающий молитву над усопшим, стоит
ближе к телу, если умерший — мужчина, и чуть дальше, — если женщина. Если умер ребенок, достигший шести лет, молитва обязательна, если моложе, — нежелательна. Если ребенок родился мертвым, молитва нежелательна. Молитву читают, как правило, после омовения и окутывания умершего в саван.
Между гробом или носилками, на которых лежит покойник, и муллой, читающим молитву, не должно быть никакой преграды или занавеса. Перед началом молитвы имам трижды повторяет
«ас-салят». Прежде чем закрыть могилу и засыпать ее землей, совершается еще один обряд. Имам кладет правую руку на правое плечо покойного, левую — на левое плечо, сильно трясет покойника и близко от его уха трижды повторяет: «Слушай и пойми такой-то (называет имя)». Далее идет чтение молитвы.
С погребальным обрядом Ислама связана еще одна деталь.
Это чтение молитвы вахшат (она еще называется молитва унс).
Она является обязательной согласно джа'фаритскому мазхабу.
Молитва эта читается в первую ночь после похорон. Если по ка- ким-либо причинам похороны задерживаются, молитва вахшат
(унс) также переносится. Рекомендуется читать молитву вахшат
до вечернего намаза.
Молитва сопровождается многочисленными мольбами, обращенными к Аллаху, — чтобы тот сжалился над покойником и облегчил его страдания в моги- ле. Характерно также, что после похорон, особенно в первую ночь, в молитвах чаще всего упоминается имя умершего, причем о нем говорится только положительное. Нужда в этих молитвах объясняется тем, что, согласно мусульманским преданиям, в первую же ночь в могиле появляются ангелы смерти — Мун-кар и Накир, которые начинают допрос покойного, и молитвы должны способствовать облегчению его положения перед загробным судом.
Учение Шариата о вскрытии могил представляет собой часть мусульманских погребальных обрядов. Вскрывать могилу
Пророка, халифов, имамов (у джа'фаритов), мучеников за веру, религиозного авторитета и ученого Шариатом запрещено. Также запрещено вскрывать захоронение ребенка или умалишенного, родители которых являются мусульманами.
Вскрывать могилу мусульманина разрешается в следующих случаях:
Между гробом или носилками, на которых лежит покойник, и муллой, читающим молитву, не должно быть никакой преграды или занавеса. Перед началом молитвы имам трижды повторяет
«ас-салят». Прежде чем закрыть могилу и засыпать ее землей, совершается еще один обряд. Имам кладет правую руку на правое плечо покойного, левую — на левое плечо, сильно трясет покойника и близко от его уха трижды повторяет: «Слушай и пойми такой-то (называет имя)». Далее идет чтение молитвы.
С погребальным обрядом Ислама связана еще одна деталь.
Это чтение молитвы вахшат (она еще называется молитва унс).
Она является обязательной согласно джа'фаритскому мазхабу.
Молитва эта читается в первую ночь после похорон. Если по ка- ким-либо причинам похороны задерживаются, молитва вахшат
(унс) также переносится. Рекомендуется читать молитву вахшат
до вечернего намаза.
Молитва сопровождается многочисленными мольбами, обращенными к Аллаху, — чтобы тот сжалился над покойником и облегчил его страдания в моги- ле. Характерно также, что после похорон, особенно в первую ночь, в молитвах чаще всего упоминается имя умершего, причем о нем говорится только положительное. Нужда в этих молитвах объясняется тем, что, согласно мусульманским преданиям, в первую же ночь в могиле появляются ангелы смерти — Мун-кар и Накир, которые начинают допрос покойного, и молитвы должны способствовать облегчению его положения перед загробным судом.
Учение Шариата о вскрытии могил представляет собой часть мусульманских погребальных обрядов. Вскрывать могилу
Пророка, халифов, имамов (у джа'фаритов), мучеников за веру, религиозного авторитета и ученого Шариатом запрещено. Также запрещено вскрывать захоронение ребенка или умалишенного, родители которых являются мусульманами.
Вскрывать могилу мусульманина разрешается в следующих случаях:
- если покойный похоронен в земле, находящейся в частной собственности, и владелец участка не согласен, чтобы там была могила;
- если саван или другие похоронные принадлежности являются частными или украденными и т. п.;
- если известно, что захоронение совершено не по правилам
Шариата (без савана, или покойник лежит не лицом к Мекке и т. д.);
- если мусульманин похоронен на кладбище безбожников или на участке, куда бросают нечистоты;
- если умерла беременная женщина, а ребенок не был вынут из чрева матери;
- если существует опасность, что хищные звери могут вытащить труп или могила может быть затоплена, или если у покойного есть враги, которые могут вытащить тело и надругаться над ним;
- если после похорон обнаружена незахороненная часть тела покойного (в случае, когда покойник был расчленен).
Говоря о погребальных и похоронных обрядах Ислама, следует выяснить еще один вопрос: как относятся Ислам и
Шариат к оплакиванию умершего?
Шариат не одобряет оплакивания умершего, хотя и не запрещает этого. Запрещается только делать это громко и напоказ. Недопустимо также, чтобы близкие родственники покойного царапали себе лицо и тело или наносили своему телу другие повреждения, рвали волосы, одежду. Если женщина повреждает себе лицо, она должна дать обычное искупление
(освободить одного раба, или накормить десять бедняков, или дать им одежду). Это положение относится и к мужчинам. Как правило, если плачут мужчины, особенно молодые или среднего возраста, окружающие упрекают их. Плачущих стариков и детей нежно успокаивают.
Ислам запрещает и профессию плакальщиков по мертвым, хотя вопреки запретам Ислама во многих мусульманских странах все-таки существуют профессиональные плакальщицы, обладающие особенно трогательными голосами. Их нанимают на время похоронных обрядов и поминок по умершему. Тысячу лет Ислам боролся против профессиональных плакальщиков, всюду их преследуя.
Как верно отмечает венгерский исламовед И. Гольдциер, Ислам
ни с одним из пережитков культа мертвых не боролся так энергично, как с институтом плача по умершим. Случалось, что в нарушение Шариата в некоторых местах плач по умершему продолжался до тех пор, пока не умирал другой, равный ему че- ловек, и тогда плач переносился на него. Изречение Мухаммада гласит: «Моя община не может потерпеть четырех обычаев язычества: хвастовства добрыми делами; опорочивания происхождения других людей; веры, что плодородие зависит от звезд, и плача по мертвым».
Обычаи использования профессиональных плакальщиков уходят своими корнями в далекое прошлое: они были известны еще в Древнем Египте. Профессиональные плакальщики облачались в особую одежду, о чем свидетельствуют предметы, найденные в усыпальницах Тутанхамона и других фараонов. В начале XX в. в Долине Царей, в тайнике под скалой был обнаружен фаянсовый кубок, на котором значилось имя
Тутанхамона, а в углублении скалы нашли запечатанные глиняные сосуды, где находились головные повязки плакальщиков. Характерно, что, в отличие от Древнего Египта, на мусульманском Востоке профессиональными плакальщиками могут быть только женщины.
Мусульманское вероучение и Шариат, не одобряя оплакивания, требуют терпеливо переносить горе. Терпение (ас-
сабр) считается наивысшей добродетелью. Четвертый халиф —
Али говорил, что «терпение (ас-сабр) в вере то же самое, что на туловище голова».
Доисламским обычаем является и обряд обрезания волос в знак скорби по умершему, волосы эти клали на могилу. Нередко похороны сопровождались и подрезанием жил у верблюда, который после этого медленно умирал близ могилы героя, или отрубанием голов пленникам. Например, доисламский бедуин- ский герой Антар ибн Шаддад по случаю похорон своего брата привел 300 пленных и большое количество верблюдов и уничтожил всех у могилы брата.
Обычай убивать пленных на могиле умершего Исламом из практики вытеснен, но отголоски его сохраняются в виде кровной мести. Обычай срезать волосы в знак скорби сохраняется больше среди женщин, особенно у джа'фаритов.
Обычай убивать животных сохраняется в виде жертвы и
Обычаи использования профессиональных плакальщиков уходят своими корнями в далекое прошлое: они были известны еще в Древнем Египте. Профессиональные плакальщики облачались в особую одежду, о чем свидетельствуют предметы, найденные в усыпальницах Тутанхамона и других фараонов. В начале XX в. в Долине Царей, в тайнике под скалой был обнаружен фаянсовый кубок, на котором значилось имя
Тутанхамона, а в углублении скалы нашли запечатанные глиняные сосуды, где находились головные повязки плакальщиков. Характерно, что, в отличие от Древнего Египта, на мусульманском Востоке профессиональными плакальщиками могут быть только женщины.
Мусульманское вероучение и Шариат, не одобряя оплакивания, требуют терпеливо переносить горе. Терпение (ас-
сабр) считается наивысшей добродетелью. Четвертый халиф —
Али говорил, что «терпение (ас-сабр) в вере то же самое, что на туловище голова».
Доисламским обычаем является и обряд обрезания волос в знак скорби по умершему, волосы эти клали на могилу. Нередко похороны сопровождались и подрезанием жил у верблюда, который после этого медленно умирал близ могилы героя, или отрубанием голов пленникам. Например, доисламский бедуин- ский герой Антар ибн Шаддад по случаю похорон своего брата привел 300 пленных и большое количество верблюдов и уничтожил всех у могилы брата.
Обычай убивать пленных на могиле умершего Исламом из практики вытеснен, но отголоски его сохраняются в виде кровной мести. Обычай срезать волосы в знак скорби сохраняется больше среди женщин, особенно у джа'фаритов.
Обычай убивать животных сохраняется в виде жертвы и
угощения во время поминок по умершему. Плач по умершим
Ислам заменил заупокойной молитвой. Часто мусульманские богословы по этому поводу приводят хадис: «Тот, кто ради мертвого раздирает свою одежду, бьет себя по лицу или испускает возгласы, которые были в обычае во времена джахилии (доисламская эпоха — Г.К.), — не наш».
Мусульманская традиция хранит следующее предание.
Халиф Умар наказал сестру первого халифа Абу Бакра за то, что она плакала по умершему брату. Внук Пророка Хусейн, раненный посланными сирийским наместником Йазидом ибн
Муавией солдатами, сказал своей сестре: «Я заклинаю тебя, что- бы ты ради меня не раздирала бы своих одежд и не царапала бы свое лицо и не заводила бы плача». Сообщают также, что дядя
Мухаммада Аббас затыкал себе уши, когда слышал плач по умершим. А завоеватель Египта арабский полководец Амр ибн аль-Ас говорил: «Когда я умру, то не плачьте по мне, не от- мечайте моей могилы ни деревом, ни камнем. Когда вы меня похороните, посидите у моей могилы, пока не убьют верблюда и не раздадут его мясо, чтобы я мог еще столько времени насладиться вашим обществом»
1
Запрещение оплакивать умерших связано в Исламе с мусульманским учением о душе. Французский исследователь
Ламенс писал, что в доисламскую эпоху арабы допускали, что смерть не влечет за собой немедленного отделения души от тела. «Они представляли себе умершего сладко спящим в своем сумрачном обиталище и обладающим еще в течение некоторого времени неким полусознанием. Своими песнопениями и пронзительными выкриками женщины как бы хотят удержать душу, стремящуюся скорее освободиться от своей смертной оболочки»
2
. Обычай препятствовать отделению души от тела при помощи магических выкриков и воплей у доисламских арабов говорит об отсутствии у них представления о том, что душа принадлежит единому Богу. Эта идея была воспринята арабами после принятия Ислама. Учение же Ислама направлено на то, чтобы способствовать приближению душ умерших к
1
Голъдциер И. Указ. соч., 148.
2
МассэА. Ислам. М., 1969, 20.
Ислам заменил заупокойной молитвой. Часто мусульманские богословы по этому поводу приводят хадис: «Тот, кто ради мертвого раздирает свою одежду, бьет себя по лицу или испускает возгласы, которые были в обычае во времена джахилии (доисламская эпоха — Г.К.), — не наш».
Мусульманская традиция хранит следующее предание.
Халиф Умар наказал сестру первого халифа Абу Бакра за то, что она плакала по умершему брату. Внук Пророка Хусейн, раненный посланными сирийским наместником Йазидом ибн
Муавией солдатами, сказал своей сестре: «Я заклинаю тебя, что- бы ты ради меня не раздирала бы своих одежд и не царапала бы свое лицо и не заводила бы плача». Сообщают также, что дядя
Мухаммада Аббас затыкал себе уши, когда слышал плач по умершим. А завоеватель Египта арабский полководец Амр ибн аль-Ас говорил: «Когда я умру, то не плачьте по мне, не от- мечайте моей могилы ни деревом, ни камнем. Когда вы меня похороните, посидите у моей могилы, пока не убьют верблюда и не раздадут его мясо, чтобы я мог еще столько времени насладиться вашим обществом»
1
Запрещение оплакивать умерших связано в Исламе с мусульманским учением о душе. Французский исследователь
Ламенс писал, что в доисламскую эпоху арабы допускали, что смерть не влечет за собой немедленного отделения души от тела. «Они представляли себе умершего сладко спящим в своем сумрачном обиталище и обладающим еще в течение некоторого времени неким полусознанием. Своими песнопениями и пронзительными выкриками женщины как бы хотят удержать душу, стремящуюся скорее освободиться от своей смертной оболочки»
2
. Обычай препятствовать отделению души от тела при помощи магических выкриков и воплей у доисламских арабов говорит об отсутствии у них представления о том, что душа принадлежит единому Богу. Эта идея была воспринята арабами после принятия Ислама. Учение же Ислама направлено на то, чтобы способствовать приближению душ умерших к
1
Голъдциер И. Указ. соч., 148.
2
МассэА. Ислам. М., 1969, 20.
Аллаху. Поэтому Ислам запрещает громко оплакивать по- койников.
Шариат неодобрительно относится к украшению могил и монументальным сооружениям над ними и особенно к тому, чтобы могилы служили местом молитвы. Отсюда — требование
Шариата, чтобы надгробные памятники не были похожи на мечети. Помещение тела покойного в мечеть для чтения над ним молитвы также не одобряется Шариатом, хотя и не запрещено.
Основатель маликитского толка Малик ибн Анас, например, считал допустимым вносить покойника в мечеть, в связи с чем приводил хадис: «Айша (жена Мухаммада — Г. К.) повелела, чтобы тело полководца Саада ибн Ваккаса пронесли перед ней в мечеть, чтобы она могла помолиться там.
Люди воспрепятствовали этому (они не хотели заносить труп в мечеть). Тогда Айша сказала: «Разве посланник Бога Мухаммад молился над умершим Сухейль ибн Бейде (сподвижником
Мухаммада — Г. К.) не в мечети?» У джа'фаритов покойника нередко привозят во двор мечети, где его омывают и совершают над ним молитву.
В мусульманской среде сохраняются не только до-исламско- арабские обряды, но и обычаи других народов, исповедующих
Ислам, например, тюркских. Известный азербайджанский просветитель Абдуре-гим-бек Ахвердиев писал о древнем азербайджанском обычае: «В день смерти героя собирались люди, это сборище называлось йуг (йуглама означает «пла- кать»). Людей угощали едой. Поминки сопровождались музыкальной элегией. Церемония состояла из двух частей. В первой части специально приглашенный человек (йугчу)
воспевал подвиги умершего и играл на музыкальном инструменте гобуз. Во второй части он переходил на грустные мотивы и оплакивал героя».
1
И сейчас, хоть и без музыкального сопровождения, этот обычай полностью сохраняется. На поминках рассказывают о доблести умершего, затем грустят о его смерти. А в джа'фаритском траурном обряде шахсей-вахсей специальные люди (синезен)
1
Ахвердиев А. Избранные труды. Баку, 1957, т. 2, 392.
читают элегии и бьют себя в грудь, скорбя по умершему имаму
Хусейну, внуку исламского Пророка.
После похорон три дня посещают семью покойного и приносят соболезнования и еду. Как правило, устраиваются поминки на третий, седьмой, сороковой день и через год после смерти, хотя это не предписано Шариатом. Хоронить мусульманина на немусульманском и немусульманина на мусульманском кладбище не рекомендуется. В этом отношении
Ислам не отличается от христианства и иудаизма, которые также запрещают хоронить на своих кладбищах нехристиан и неиудеев. Однако в Шариате имеется на этот счет исключение: если умирает жена мусульманина — христианка или иудейка, то в случае отсутствия христианского или иудейского кладбища разрешается хоронить ее на мусульманском, с условием, что покойница будет лежать на левом боку, спиной в сторону Мекки
(только мусульман хоронят лицом к Мекке).
Особенностью мусульманских кладбищ является то, что они, как правило, находятся за чертой населенного пункта и окружены каменными, кирпичными, деревянными или железными заборами. Все могилы и надгробные памятники фасадом обращены в сторону Мекки. Мусульмане, проходящие мимо кладбища, обязаны читать молитву. Часто люди, не знающие, в какую сторону молиться, определяют киблу по направлению могилы. На самом кладбище Шариат запрещает молиться, ибо молящийся может оказаться или между могилами или лицом к могиле, что запрещено. При кладбище имеются специальные помещения для совершения омовения покойников.
Как уже говорилось, Шариат не одобряет всякие надгробные постройки, ибо богатые семейные склепы, мавзолеи, гробницы вызывают зависть у бедных мусульман. Украшать надгробные памятники рисунками живых существ, портретом самого покойного или надписями нерелигиозного содержания Шариат строго запрещает, но в современных условиях, особенно в нашей стране, в районах традиционного распространения
Ислама этот закон часто не соблюдается. На надгробных памятниках помещают фотографии умерших, могилы украшают подписями и стихами поэтов, хотя все это является нарушением правил Шариата.
Хусейну, внуку исламского Пророка.
После похорон три дня посещают семью покойного и приносят соболезнования и еду. Как правило, устраиваются поминки на третий, седьмой, сороковой день и через год после смерти, хотя это не предписано Шариатом. Хоронить мусульманина на немусульманском и немусульманина на мусульманском кладбище не рекомендуется. В этом отношении
Ислам не отличается от христианства и иудаизма, которые также запрещают хоронить на своих кладбищах нехристиан и неиудеев. Однако в Шариате имеется на этот счет исключение: если умирает жена мусульманина — христианка или иудейка, то в случае отсутствия христианского или иудейского кладбища разрешается хоронить ее на мусульманском, с условием, что покойница будет лежать на левом боку, спиной в сторону Мекки
(только мусульман хоронят лицом к Мекке).
Особенностью мусульманских кладбищ является то, что они, как правило, находятся за чертой населенного пункта и окружены каменными, кирпичными, деревянными или железными заборами. Все могилы и надгробные памятники фасадом обращены в сторону Мекки. Мусульмане, проходящие мимо кладбища, обязаны читать молитву. Часто люди, не знающие, в какую сторону молиться, определяют киблу по направлению могилы. На самом кладбище Шариат запрещает молиться, ибо молящийся может оказаться или между могилами или лицом к могиле, что запрещено. При кладбище имеются специальные помещения для совершения омовения покойников.
Как уже говорилось, Шариат не одобряет всякие надгробные постройки, ибо богатые семейные склепы, мавзолеи, гробницы вызывают зависть у бедных мусульман. Украшать надгробные памятники рисунками живых существ, портретом самого покойного или надписями нерелигиозного содержания Шариат строго запрещает, но в современных условиях, особенно в нашей стране, в районах традиционного распространения
Ислама этот закон часто не соблюдается. На надгробных памятниках помещают фотографии умерших, могилы украшают подписями и стихами поэтов, хотя все это является нарушением правил Шариата.