Файл: Содержание Введение Основная часть Заключение Список литературы Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.я обучения, так и п·реп·одавательского состава.

II п·ериод (XIII – п·ерва.я п·оловин.а XIV вв.) связан с активным п·роцессо.м развити.я и расцвет.а научной мысли.

В истори.и многи.х европ·ейски.х университетов он знаменателен следующим.и моментами:

– закреп·лени.е автономност.и университета, то есть его независимост.и как о.т государства, так и о.т церкви;

– увеличени.е степ·ен.и доступ·ност.и обучени.я для все.х слоев населения, то есть, университетска.я модель стала боле.е демократичной.

Нап·ример, в Оксфордско.м университете состоялось открыти.е п·ервы.х колледжей (Balliol College – 1249, Merton College – 1264), в которы.х работал.и учены.е Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон, Майкл Скотт, Уилья.м Окка.м и др.

III п·ериод (втора.я п·оловин.а XIV – XVI вв.) был отмечен консервативностью фор.м обучения, и.х стагнацией. Эт.и п·роцессы был.и связаны с п·ричинам.и социально-экономического и п·олитического характера.

Во внутренней организаци.и университетов п·роизошл.и изменения, а именно, речь иде.т о п·оявлени.и так называемой аристократической формы

Частичн.о университетам.и была утрачен.а независимость о.т церкви и государства. Университетско.е образовани.е становитс.я элитарным.

В XV в. п·оявляютс.я шотландски.е университеты: Сент-Эндрюсский университет, Университе.т Глазго и Университе.т Абердина, в которы.х изучались гуманитарны.е наук.и (свободны.е искусства), теологи.я и каноническо.е п·раво.

Шотландски.е университеты с самого п·ервого этап·а своей работы отличались о.т английски.х большей демократичностью. Английски.е ж.е университеты находились п·од влияние.м англиканской церкви4.

IV п·ериод (XVI–XVII вв.). Он отмечен выходо.м университетского образовани.я из оцеп·енения, п·оявление.м новых, живы.х фор.м обучения, расп·ространение.
м гуманитарны.х наук. Подъе.м образовани.я связан в то.м числе и с п·оявление.м в числе п·реп·одавателей многи.х гуманистов, в частности, речь иде.т о Томасе Линакре, Уильяме Гросине, Джоне Колете, Томасе Море, Эразме Роттердамско.м (п·рофессоре Оксфордского университета), Френсисе Бэконе и др.

В Британи.и и други.х страна.х такж.е п·оявились грамматически.е гимнази.и (Grammar schools) и школы для начального обучения.

В середине XVI в. в Оксфорд.е и Кембридж.е п·роизошл.о окончательно.е формировани.е системы тьюторства.

В XVII в. университе.т уж.е являлс.я аристократической респ·убликой, котора.я активн.о участвовала в п·олитической жизн.и общества.

Нап·ример, п·осле вступ·лени.я н.а английский п·рестол Яков.а I (Яков.а VI, короля Шотландии) английски.е университеты, вслед за шотландскими, п·олучил.и п·редставительств.о в п·арламенте. В XVII–XVIII вв. это ж.е п·рав.о был.о п·редоставлен.о университета.м Ирландии.

V п·ериод (XVIII – XIX вв.), как отмечае.т О.О. Чертовских, «характеризовалс.я боле.е усиливавшимс.я стремление.м к радикальным реформа.м всей системы британского высшего образования. Он.о был.о обусловлен.о п·отребностям.и общества. Плодо.м этого стремлени.я явилось п·оявлени.е новы.х университетов и гимназически.х школ. В Оксфорд.е и Кембридже, наряду с традиционным обучением, развивалось ново.е нап·равлени.е – исследовательска.я работ.а студентов в лаборатория.х и семинарах. С другой стороны, бурно.е развити.е п·ромышленност.и в эп·оху п·ромышленного п·ереворот.а п·отребовал.о создани.я новых, боле.е п·рактическ.и ориентированны.х университетов, в которы.х меньше внимани.я уделялось классически.м дисцип·линам, за сче.т чего была усилен.а п·одготовк
.а п·.о естественным наукам. Университеты, возникши.е в Бирмингеме, Бристоле, Ливерп·уле, Манчестере, Лидсе, Шеффилд.е н.а базе колледжей, институтов и други.х образовательны.х центров (нап·ример, медицинской школы Лидса) вошл.и в историю как индустриальны.е университеты (civic universities) ил.и «краснокирп·ичны.е университеты» (red brick universities)», которым сужден.о сыграть большую роль в техническо.м п·рогрессе.

Стары.е университеты в основно.м сп·ециализировались н.а классическо.м богословско.м образовании, тогд.а как новы.е университеты стремились заниматьс.я п·одготовкой студентов к тому, чтобы он.и усп·ешн.о занимались п·рактической деятельностью.

VI п·ериод (XX–XXI вв.) в развити.и университетского образовани.я возможн.о назвать п·ериодо.м реформирования5.

Итак, п·ервы.е университеты сыграл.и большую роль в концентраци.и знаний. Как результат, стала формироватьс.я нова.я научна.я картин.а мира. Появлени.е университетов – это мощный толчок для развити.я все.х научны.х областей и новы.х научны.х достижений, это п·редп·осылк.а великой дивергенции.

Развити.е естествознани.я н.а п·ротяжени.и долгого п·ериод.а времен.и оп·ределялось сп·ецификой содержани.я именн.о физической картины мира. Идеи госп·одствующей физической картины мир.а стал.и основой для выработк.и общенаучны.х концеп·ций и п·арадигм, оп·ределял.и п·роцесс развити.я научной картины мир.а в целом. В рамка.х физик.и осуществлялось формировани.е большинств.а методов научного п·ознания.

В развити.и физического знани.я выделяю.т механистическую, электромагнитную и квантово-релятивистскую картины мира.

Механистическа.я картин.а мир.а сложилась п·р.и п·ереход.е о.т эп·охи Возрождени.я к эп·охе Нового времени. Хотя и в эп·оху античност.и п·редп·
ринимались п·оп·ытк.и объяснени.я и изучени.я физически.х п·роцессов. Примерн.о с сороковы.х годов XVI столети.я д.о сороковы.х годов XVII столети.я осуществлялс.я сложный революционный п·роцесс, связанный с заменой средневекового мировоззрени.я и наук.и новым мировоззрение.м и новой, основывающейс.я н.а оп·ыте и п·рактике наукой. Была п·роделан.а огромна.я работ.а п·.о обоснованию и укреп·лению гелиоцентрической системы мир.а (Н. Коп·ерник, Дж. Бруно, И. Кеп·лер, Г. Галилей), критике п·ерип·атетической методологи.и и науки, выработке методологически.х основ новой наук.и (Ф. Бэкон, Г. Галилей, Р. Декарт). Усп·ехи эксп·ериментального и математического метод.а обозначились, п·режд.е всего, в област.и механики. Механистическа.я картин.а мир.а формировалась благодаря научной деятельност.и таки.х ученых, как Г. Галилей, И. Кеп·лер, Х. Гюйгенс. Основоп·олагающую роль в формировани.и классической механики, основны.х е.е законов и п·ринцип·ов сыграл, конечн.о же, И. Ньютон.

Механистическа.я картин.а мир.а основан.а н.а следующи.х п·оложениях: мир состои.т из неделимы.х корп·ускул (речь иде.т о корп·ускулярной теори.и строени.я материи); взаимодействи.е корп·ускул осуществляетс.я в качестве мгновенной п·ередачи сил п·.о п·рямой (речь иде.т о п·ринцип·е дальнодействия); тела, которы.е образованы из корп·ускул, осуществляю.т сво.е п·еремещени.е в абсолютно.м п·ространстве с течение.м абсолютного времени; все механически.е п·роцессы п·одчинены п·ринцип·у строгого (жесткого) детерминизма, сущность которого заключаетс.я в том, что п·ризнаетс.я возможность точн.о и однозначн.о оп·ределить состояни.е механической системы благодаря е
.е п·редыдущему состоянию.

В недра.х европ·ейски.х университетов п·роисходил.о зарождени.е и становлени.е классической науки.

Классическа.я наук.а в качестве идеала выбирае.т то знание, которо.е возможн.о п·одтвердить оп·ытным п·утем. Тако.е знани.е совершенн.о оказываетс.я свободным о.т п·ривнесений, носящи.х субъективный характер. В рамка.х неклассической наук.и был утвержден п·ринцип· релятивизма, соответственно, и нормы п·ознани.я п·одверглись изменениям. Выяснилось, что п·риродна.я реальность зависи.т о.т того, каки.е человек исп·ользуе.т п·ознавательны.е действи.я и средства. В качестве образца неклассической наук.и выступ·ае.т релятивистска.я физика, котора.я доп·ускае.т субъективны.е п·араметры в п·ознани.е явлений п·риродного характера. На п·остнеклассическо.м этап·е развити.я современного научного п·ознани.я актуальным.и стал.и боле.е глубоки.е п·роблемы соотношени.я объект.а и субъект.а п·ознания, а такж.е исп·ользуемы.х п·ознавательны.х средств. Объекты, которы.е становятс.я объектам.и современного научного п·ознани.я - это сложные, самоорганизующиеся, открыты.е системы, в которы.х связаны воедин.о объективны.е п·араметры (характеризующи.е п·риродны.е явлени.я и п·роцессы) и субъективны.е характеристик.и (п·рисущи.е субъектам, действующи.м в рамка.х п·ознаваемой системы). Здесь уж.е можн.о говорить о боле.е детально.м исследовани.и локальны.х экосистем, современны.х научно-технически.х комп·лексов, космогонически.х п·роцессов6.

Наук.а – это мощнейший фактор развити.я общества. Он.а сп·особствовала становлению и изменению картины мир.а в.о все исторически.е эп·охи. В ход.е научного п·рогресса, с одной стороны, жизнь человек