Файл: Основные этапы развития отечественных классификаций зубочелюстных аномалий. Н. И. Агапов (1928).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование прикуса и функций челюстно-лицевой области начинается во внутриутробном периоде, в тесной связи с формированием тканей и органов головы, шеи и всей костно-мышечной системы. Этот процесс продолжается и после рождения, завершаясь в основном к 15- летнему возрасту

В антенатальном периоде деформации челюстей становятся возможными в связи с длительным давлением на плод, повышающимся при избытке амниотической жидкости, при выполнении большой физической нагрузки (спорт, работа), при ношении тесной "маскирующей" одежды, при избыточном питании.
Функции челюстно-лицевой области (сосание, жевание, глотание, речь, дыхание) являются наиболее существенными из ряда постнатальных факторов, влияющих на формирование прикуса
Сосательный рефлекс является врожденным: ультразвуковые исследования показывают, что еще в утробе матери, с 18-ой недели развития, плод сосет большой палец руки . После рождения функция сосания развивается, достигает своего максимума к трем - шести месяцам жизни, а с 5 шестимесячного возраста начинает угасать и должна полностью угаснуть к году.
В ряде случаев на основе рефлекса сосания возникают патологические оральные привычки (парафункции), которые могут играть негативную роль во время формирования прикуса. Наиболее распространено длительное сосание "пустышек" но часто их роль выполняют язык, губы, щеки, различные пальцы рук и ног, карандаши, ручки и другое
Патология прикуса при сосании соски-пустышки, согнутых пальцев, щек, губ, карандашей формируется в соответствии с характером механического давления, оказываемого на конкретные участки челюстей, как мышцами, так и самим предметом. Результатом этого является избыточное развитие верхней челюсти в переднем отделе и наклон верхних резцов вперед. Кроме того, изменятся тонус губ: верхняя губа расслабляется, а нижняя избыточно напрягается, что способствует дальнейшему наклону верхних зубов вперед, а нижних внутрь. Как следствие – при глотании язык не находит привычной опоры и выдвигается вперед, из-за чего формируется патологическое инфантильное глотание, которое может привести к появлению промежутка между зубными рядами, т.е. открытому прикусу
Функция речи не является врожденной, а постепенно формируется у ребенка, находящегося в речевой среде. Этот процесс обычно завершается к 3-5-летнему возрасту. Органы полости рта являются важной частью речевого аппарата, поэтому в клинике очень часто наблюдают взаимообусловленность патологии речи (дисфонии, дислалии) и нарушений прикуса. Так, при неправильной, межзубной укладке языка для произнесения шипящих и свистящих звуков (т.н. межзубной астигматизм) становится вероятным формирование той же патологии прикуса, что и при инфантильном глотании. С другой стороны, у детей с открытым прикусом и сужением зубных рядов встречаются дефекты в произнесении звуков [ч], [с], [ш], [р]. Названные логопедические проблемы могут быть также связаны с короткой уздечкой языка, низким тонусом мышц языка. Аномалии размера и прикрепления мягких тканей, таких как уздечки губ и языка, приводят к развитию зубочелюстных аномали


Во всех возрастных периодах нормой является носовое дыхание. При этом создается ряд благоприятных условий для формирования прикуса: а) сомкнутые губы уравновешивают давление, оказываемое на челюсти мышцами языка; б) рот закрыт, и нижняя челюсть зафиксирована в положении, соответствующем нормальному прикусу; в) поток воздуха, проходящий через носоглотку, увлекает с собой воздух из полости рта, в результате чего здесь создается отрицательное давление, которое оказывает равномерное стимулирующее воздействие на все участки альвеолярных отростков и неба; г) язык прилежит к небу и уравновешивает давление, оказываемое на него воздушной струей, проходящей через носовые ходы. При дыхании через рот поток воздуха, проходя через полость рта, оказывает положительное давление главным образом на твердое небо и поэтому стимулирует избыточный рост формирующих его костей. Такое небо выгибается в полость носа и имеет вид высокого, резко сужающегося кверху купола, и поэтому называется "готическим". Поскольку положительное давление потока воздуха практически не воздействует на альвеолярные дуги, они остаются недоразвитыми, а зубные ряды – суженными, со скученностью зубов Дыхание через рот может быть затруднено временно, в результате острого ринита и других острых респираторных заболеваний. Хроническое ротовое дыхание чаще всего связано с нарушением проходимости носовых ходов (искривление носовой перегородки, хронический ринит, полипы и т.д.) и патологией носоглотки (гиперплазия аденоидов).

Кариес зубов имеет значение для формирования прикуса, так как больной зуб щадят, жуют на одной стороне, избегают жесткой пищи и т.д. Серьезные последствия для формирования зубных дуг в постоянном прикусе может иметь кариес контактных поверхностей временных моляров, т.к. при разрушении соседние зубы смещаются на освободившееся место, участок для последующего размещения премоляров сокращается, что приводит к прорезыванию их вне дуги

Большое значение для формирования правильных зубных рядов и соотношения челюстей имеет соответствие между сроками утраты молочных зубов (выпадения или удаления) –– и сроками прорезывания на их месте постоянных зубов. При преждевременном удалении временного зуба происходит постепенное смещение соседних зубов
, из-за чего сокращается пространство, предназначенное для размещения постоянного зуба, и он прорезывается вне дуги. Профилактические меры в таких случаях предполагают, во-первых, устранение причин для преждевременного удаления молочных зубов (профилактика кариеса и его адекватное лечение),1 и, во-вторых, предотвращение смещения зубов при помощи несложных аппаратов-распорок (т.н. "контроль места") или протезирования

Негативное влияние на формирование прикуса оказывает сон на высокой подушке или мягкой перине, подкладывание "ручек под щечку", вынужденное положение ребенка за столом, не соответствующим его росту. Родители должны обеспечить ребенка подходящей мебелью для сна и бодрствования и следить за положением ребенка во время сна (на спине или на боку, на упругом жестком матраце и на невысокой подушке) и бодрствования, чтобы не допустить деформации позвоночного столба. Родители должны регулярно заниматься с ребенком гимнастикой и делать массаж, укрепляющий мышцы. Эти мероприятия подготовят малыша к ползанию, сидению, стоянию и ходьбе
3.Периоды развития зубочелюстной системы. Причины, вызывающие нарушения развития зубочелюстной системы.






Филичева Т. Б. и соавт. (1989) выделяют следующие основные причины патологии:

1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые речевые отклонения возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.




2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.

3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.

В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекцион-но-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.


4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

5. Наследственные факторы.

В этих случаях дефекты речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Каждая изназванных причин, а нередко и их сочетание могут вызвать различные нарушения речи

4.Виды, этиология и патогенез зубочелюстных аномалий и деформаций.

Зубочелюстные аномалии возникают в результате сложного взаимодействия генетических и многообразных внешнесредовых факторов, как общего, так и местного характера. Каждый из этих факторов в отдельности не может быть единственной причиной формирования аномалий. Кроме того, одни и те же факторы в зависимости от конкретных условий (возраста ребенка, условий его жизни и воспитания, качества питания, состояния общего здоровья, уровня и гармоничности физического развития) могут приводить к формированию различных видов аномалий и их клинических вариантов.

Не останавливаясь подробно на вопросах этиологии ЗЧА, мы ограничимся перечислением основных этиологических факторов. К ним относятся:

1. Наследственные факторы:


- наследование ребенком аномалии, имеющейся у одного из родителей;

- передача наследственного образца роста челюстных костей или лицевого скелета в целом, реализация которого зависит от наличия других факторов;

- наследование ребенком увеличенных или уменьшенных размеров зубов, которые не соответствуют размерам челюстей.

2. Внешнесредовые факторы:


- неблагоприятное течение антенатального периода (пренатальные факторы) - болезни матери, не связанные с беременностью (анемия, болезни обмена, вирусные инфекции, эндокринные заболевания, гнойно-септические процессы, тератогенные воздействия и др.), патология плода (задержка внутриутробного развития, гипоксия, внутриутробное инфицирование, патологические положения, многоплодие, гипотрофия и т. д.);

- осложненное течение родов (интранатальные факторы) - асфиксия, обвитие пуповиной, родовая травма центральной нервной системы, длительный безводный период, синдром дыхательных расстройств и др.

3. Постнатальные факторы:


- соматические заболевания в период созревания органов и систем - патология эндокринных желез, хронические заболевания дыхательной системы, патология ЛОР-органов, болезни обмена (рахит и др.), заболевания желудочно-кишечного тракта и т. д.;

- нарушения питания;

- врожденные и приобретенные нарушения опорно-двигательного аппарата - деформации и аномалии развития позвоночника, нарушения осанки, врожденная мышечная кривошея, мышечные

дистонии, системные заболевания скелета (врожденная хондродистрофия, хрящевая дисплазия, остеодисплазия и др.);

- повреждения и заболевания зубочелюстной системы одонтогенной и неодонтогенной природы - множественный кариес, травма, преждевременная утрата зубов, травма мягких тканей и лицевых костей (в том числе операционная), остеомиелит, рубцовые деформации мягких тканей, опухоли и опухолеподобные образования и др.;

- нарушение структуры тканей и органов зубочелюстной системы - врожденные расщелины верхней губы и нёба, аномалии уздечек губ и языка, мелкое преддверие рта, нарушение физиологической стираемости зубов, дефекты зубных рядов и др.;

- нарушение основных функций - сосания, глотания, речи, дыхания.