Файл: Основные этапы развития отечественных классификаций зубочелюстных аномалий. Н. И. Агапов (1928).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


I группа. Дети с нормальным строением жевательного аппарата, правильным смыканием губ, нормальными основными функциями (откусывание и разжевывание пищи, глотание, дыхание, речь). Возможные незначительные отклонения в строении жевательного аппарата можно рассматривать как вариант нормы. Этим детям проводится прививание гигиенических навыков, способствующих здоровому состоянию органов полости рта. Дети этой группы осматриваются участковым стоматологом-педиатром один раз в год.

II группа Дети, не имеющие существенных морфологических изменений зубочелюстной системы, но имеющие нарушения функций (осанки, способа дыхания, речи, мимики, положения и артикуляции языка, iy6, щек, мышц дна полости рта и мышц околоротовой области). Сюда же относятся дети, имеющие вредные привычки. То есть у детей второй группы имеются "факторы риска”, предрасположение к развитию зубочелюстных аномалий. Эти дети нуждаются в устранении причинных факторов. В комплексе проводимых мероприятий значительное место у детей этой группы должно быть отведено миогимнастике. Назначаются как миогимнастические упражнения общего характера, так и специальные, устраняющие нарушенную функцию у данного ребенка. Дети второй диспансерной группы активно наблюдаются в течение трех месяцев. После полного устранения причин, способствующих развитию зубочелюстных аномалий и нормализации всех функций они, как правило, переводятся в первую группу. К сожалению, некоторая часть детей переходит в третью диспансерную группу.

III группа. Дети, имеющие не сильно выраженные зубочелюстные аномалии: неправильное положение зубов, изменения формы зубных рядов, небольшие отклонения в соотношении челюстей. При этом у них имеются активно действующие причинные факторы. Дети этой группы нуждаются в устранении причинных факторов и несложном лечении с помощью простых ортодонтических аппаратов и миогимнастики. Если во второй диспансерной группе миогимнастика является самостоятельным методом лечения, то в третьей — комбинируется с аппаратурным методом. После устранения причин и признаков аномалий эти дети осматриваются, как и дети первой группы один раз в год.

IV группа. В нее входят дети с выраженными зубочелюстными аномалиями. Причинные Дикторы у них устраняются по методике, определенной для детей второй и третьей групп, и проводится весь комплекс ортодонтического лечения. Перевод из этой группы проводится после окончания ретенционного периода. Миогимнастика в этой группе может применяться как в период активного лечения, так и в ретенционный период (в комбинации с аппаратурными и хирургическими методами).


Задача № 1.

Больной 14 лет обратился с жалобами на эстетический дефект, затруднённое откусывание и пережёвывание пищи.

При внешнем осмотре отмечается увеличение объёма нижней трети лица. Нижняя челюсть по отношению к верхней расположена мезиально. Тело нижней челюсти в пределах нормы. Угол нижней челюсти 1400. Нижняя губа выстоит кпереди по отношению к верхней. При смыкании губ определяется напряженность мышц приротовой области. Со стороны полости рта: верхняя челюсть в пределах нормы, на нижней челюсти отмечается наличие трем и диастема. Зубодесневые сосочки в области 31, 32, 42, 41 зубов гиперемированы и отёчны. При соотношении зубных рядов передние щёчные бугры 16, 26 расположены между 37, 36, 46, 47 зубами. Сагиттальная щель между резцами 8,0 мм.

Вопросы:

1. Поставьте предварительный диагноз.

Мезиальный прикус( зубоальвеолярная форма)

2. Проведите дополнительные методы исследования.

Рентгенологическое исследование (ортопантомограмма, телерентгенограмма).

3. Составьте план лечения.

При зубоальвеолярной форме мезиальный прикус образуется за счет неправильного положения зубов. Для его исправления достаточно установки брекет-системы. Лечение проходит с обязательным использованием межчелюстных тяг — эластиков, которые помогают вытянуть нижний зубной ряд назад. При сильной аномалии удаляются нижние восьмые зубы (зубы мудрости), а к вытягиванию зубного ряда подключаются мини-винты. Мини-винты или микроимпланты —небольшие винтики, которые становятся абсолютной опорой.


Задача № 2.

Больному 11 лет. Жалобы на косметический дефект. При внешнем осмотре отмечается незначительное укорочение нижней трети лица. Со стороны полости рта: на верхней челюсти 11, 21 расположены нёбно, на нижней челюсти отмечается скученность в области 31, 41 зубов.

При соотношении зубных рядов фронтальная группа зубов верхней челюсти перекрывает зубы нижней челюсти на 2/3. 16, 26 зубы смыкаются по II классу классификации Энгля.

Вопросы:

1. Какие дополнительные методы обследования необходимо провести для

уточнения диагноза?

Рентгенологическое исследование (ортопантомограмма, телерентгенограмма).
2. Поставьте диагноз.

Глубокий(дистальный) прикуа, аномалии положения 11 и 21

3. Составьте план лечения.

Трейнеры для зубов

Пластины (нёбные фиксаторы)

Пластина для выравнивания зубов

Капы (элайнеры)

Капы придется носить практически круглосуточно

Аппарат Гербста

Конструкцию, похожую на металлические брекеты пописывают пациентам, у которых наблюдается патологическая кривизна моляров. Верхние и нижние жевательные зубы соединяются плотной металлической трубкой.

Брекеты — наиболее эффективный метод коррекции прикуса
4. Морфологические изменения в зубных и околозубных тканях при ортодонтическом лечении.

Изменения в пародонте перемещаемых зубов под влиянием механически-действующей аппаратуры, в зависимости от интенсивности и длительности ношения аппарата, Райзман изучал на кроликах. Поставленные им 5 серий опытов позволили, на основе патогистологических исследований зубных, околозубных и челюстных тканей, сделать следующие выводы.

1. Перестройка той или иной ткани происходит с определенной последовательностью. Вначале деструктивный процесс развивается в участках, непосредственно подвергающихся воздействию регулирующего аппарата, затем, в определенный отрезок времени, объективно трудно улавливаемый, наряду с процессами резорбции в околозубных тканях, происходят процессы регенерации. В это же время, на участках, более отдаленных от зуба, процессы дистрофии только намечаются.

2. Процессы восстановления разрушенных тканей, стабилизация формы челюсти и положения зубов происходят в период отдыха животного тогда, когда аппарат не действует.

3. Патологическая нагрузка на резцы верхней челюсти отраженно влияет и на нижнюю челюсть, но процессы резорбции на нижней челюсти наступают значительно позже, протекают менее интенсивно и на меньшей площади.


4. Слабые раздражители, длительно действующие в одном направлении, способны изменить положение зубов, а поэтому регулирующие аппараты должны служить лишь средством возбуждения естественных сил. Таким образом, автор делает вывод, что в практическом отношении целесообразно увеличить продолжительность лечения за счет удлинения промежутка между отдельными манипуляциями, с применением слабых, но надежных сил, приближающихся по своему действию к биологическим раздражителям
Задача № 3.

При осмотре ребёнка 7 лет выявлены нарушения функции носового дыхания, «инфантильный» тип глотания.

Вопросы:

1. Врачебная тактика по отношению к данному пациенту.

Консультация Лор-врача (для выяснения причин носового дыхания и коррекции)

Консультация врача логопеда (назначение артикуляционной гимнастики и тренировочных упражнений.)
2. Значение функций дыхания и глотания в развитии зубочелюстных деформаций.

Приоткрытый рот и иссушенная красная кайма губ свидетельствуют о ротовом дыхании. Следует выяснить из анамнеза, какой характер — острый или хронический — имеет данное нарушение функции. О продолжительности нарушения функции дыхания можно более или менее объективно судить по состоянию прикуса пациента (см. выше) и некоторым лицевым признакам. При длительном, многолетнем ротовом дыхании, сформированном с раннего детства, ноздри остаются «неразработанными», плоскими, с щелевидными входами, а переносица расширяется (это объясняют компенсаторным увеличением размеров недостаточно вентилируемой при ротовом дыхании лобной пазухи). Чтобы определить стратегию лечения, выясняют, существуют ли объективные возможности для дыхания через нос. Пациента просят плотно закрыть рот на 10—15 с (или набрать в рот воды) и попробовать при этом дышать; для контроля движения воздуха к ноздрям пациента подносят рыхлый ватный фитиль или сухое стоматологическое зеркало. Если дыхание через нос возможно, то единственной причиной привычного ротового дыхания считают снижение тонуса мышц, закрывающих рот, что следует лечить при помощи специальной миогимнастики и контролирующих мер.

Давление, оказываемое мышцами языка на опорные зоны во время глотания, достигает 300—800 г/см2, поэтому патология глотания рассматривается в ортодонтии как очень важный управляемый фактор риска. Глотание является врожденной функцией, но, как было отмечено ранее, с возрастом норма глотания должна изменяться в соответствии с изменяющимися условиями в полости рта и таким образом благоприятствовать правильному формированию прикуса. Ребенок рождается с уже сформированным инфантильным типом глотания, приспособленным к беззубым челюстям и к основному способу добычи пищи ребенком до шестимесячного возраста — к сосанию. При нормальном развитии после прорезывания зубов язык подвергается функциональным и позиционным перестройкам: он постепенно перемещается кзади, приучается контактировать во время глотания с фронтальными зубами (смешанный тип нормального глотания), а позже — с небно-альвеолярной зоной (соматический тип). Переходный период «созревания» смешанного глотания до уровня соматического в норме заканчивается к 4—5 годам жизни ребенка.

3. К каким изменениям зубочелюстной системы приведёт нарушение данных функций.

При ротовом дыхании как верхняя, так и нижняя челюсть относительно ретрогнативны, свод неба слишком высок (так называемая «готическая» форма), что нарушает фонацию речи. Кроме того, у детей с привычным ротовым дыханием изменяется овал лица – он удлиняется, верхняя челюсть сужается, что при смене зубов провоцирует их скученность).

Язык играет исключительно важную роль в формировании челюстно-лицевой системы. У новорождённых инфантильный тип глотания, способствующий выдавливанию молока из соска матери, стимулирует горизонтальный вектор роста верхней челюсти. При таком типе рефлекторного глотания язык ребенка постоянно находится в идеальном контакте с куполом нёба. Высокая позиция языка способствует созданию латеральных векторов распределения давления, уравновешивающих внешний вектор воздействия щёчных мышц. Именно благодаря этому равновесию обеспечивается и поддерживается нормальное развитие верхней челюсти.

Правильное нёбное положение языка в покое и при глотании способствует формированию U-образного зубного ряда, задаваемого самой позицией языка, что соответствует нормальному развитию зубочелюстной системы. Очевидно, что при ротовом дыхании правильное положение языка невозможно - он располагается на дне полости рта, в области нижней челюсти. При этом свод верхней челюсти языком не поддерживается и соответственно, не обеспечивается возможность правильного развития её апикального базиса. В то же время щёчные мышцы продолжают свое давление снаружи, что является причиной сужения верхней челюсти и её недоразвития.  

В норме форма зубного ряда приближена к правильной полуокружности, где наиболее широкая часть ее соответствует мезиобукальными буграм верхних вторых моляров. Эта правильная форма задается верхней позицией языка в покое и при глотании. При дизокклюзиях в большинстве случаях верхние моляры развернуты мезиально, так что наиболее широкая часть зубной дуги перемещается в область дистальных бугров верхних моляров.

Задача № 4

. Больной 11 лет жалуется на косметический дефект верхнего зубного ряда. При осмотре со стороны полости рта определяется промежуток между 11, 21 зубами, равный 5,0 мм. Уздечка верхней губы расположена низко и начинается от десневого сосочка. Зубные ряды правильной формы. 16, 26 зубы расположены нейтрально.