Файл: Прокурорский надзор в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

205 здоровья осужденных, включая перевод по состоянию здоровья в лечеб- ные исправительные учреждения, допускается временное, обусловленное противоправным поведением осужденного применение мер дисциплинар- ного взыскания, в том числе водворение в штрафной изолятор, которое, однако, не может быть произвольным и должно отвечать требованиям справедливости, равенства, соразмерности, защите конституционно зна- чимых ценностей
1
Для более предметного проведения прокурорских проверок по дан- ному направлению деятельности, надзирающим прокурорам необходимо знать компетенцию органов и учреждений, исполняющих наказания (ста- тья 16 УИК РФ). Например, наказание в виде штрафа исполняется судеб- ными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужден- ного; наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно- исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного; наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной ин- спекцией; наказание в виде ограничения свободы исполняется уголовно- исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного и т. д.
7.2
Полномочия прокурора при осуществлении надзора
за исполнением законов администрациями органов и
учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом
меры принудительного характера, администрациями мест
содержания задержанных и заключенных под стражу
В соответствии со статьей 22 УИК РФ прокурорский надзор за ис- полнением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание, осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Их полномочия в основном сформулированы в Законе о про- куратуре РФ, а ряд из них в Федеральных законах: «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовно-исполнительном кодексе
РФ, а также в приказах и указаниях Генеральной прокуратуры РФ.
1
См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2021 г. № 27-П города Санкт-
Петербурга «по делу о проверке конституционности частей первой и восьмой статьи 74, части второй статьи
101 и пункта «в» части первой статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А. В. Яковлева» // Российская газета. – № 133 (84841). – 19 июня 2021 г.

206
В соответствии со статьей 33 Закона о прокуратуре РФ полномочия прокурора в данном направлении прокурорского надзора имеют властно- распорядительный характер и его указания в пределах компетенции явля- ются обязательными и исполняются немедленно. Они особенно эффек- тивны, когда реализуются совместно с субъектами осуществления обще- ственного контроля за обеспечением прав человека в местах принудитель- ного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудитель- ного содержания, или институтом Уполномоченного по правам человека
1
Полномочия прокуроров в этом направлении деятельности наиболее дета- лизированы в приказе Генпрокуратуры России от 16.01.2014 г. № 6 (ред. от 21.08.2019 г.) «Об организации надзора за исполнением законов адми- нистрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Согласно приказу надзираю- щий прокурор имеет право:
– в любое время посещать поднадзорные учреждения и органы;
– опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, в отношении которых применяются меры принудительного характе- ра, назначенные судом;
– знакомиться с документами, на основании которых эти лица за- держаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
– требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, под- вергнутых мерам принудительного характера;
– проверять законность приказов, распоряжений, постановлений ад- министрации поднадзорных органов и учреждений, определяющих поря- док и условия содержания под стражей, и приостанавливать исполнение в случае противоречия их закону;
– требовать объяснений от должностных лиц;
– в случаях возникновения в исправительных и лечебно-
1
См.: Оводкова Л. С. Деятельность прокуратуры и Уполномоченного по правам человека по обеспечению прав и законных интересов лиц в местах принудительного содержания : автореф. дис. …канд. юрид. наук /
Л. С. Оводкова. – Рязань, 2014.


207 профилактических учреждениях, следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, на гауптвахтах, в дисциплинарных воинских частях чрезвычайных происшествий руководи- телям прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуратур незамедлительно выезжать на места для проверки их обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий происшествий, и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности.
Средства прокурорского реагирования. Основными правовыми средствами реагирования прокурора на нарушения законности являются:
– постановление (например, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении; постановление о направлении мате- риалов проверки в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании; Постановление об отмене дисциплинарного взыскания и освобождении осужденного из штрафного изолятора; постановление об отмене предупреждения, вынесенного в порядке части 2 статьи 46 УИК
РФ и др.);
– заявление (согласно пункту 3 статьи 35 Закона о прокуратуре РФ и части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муници- пальных образований);
– предостережение о недопустимости нарушения закона;
– предложения (требования), которые, по мнению прокурора, следо- вало бы принять в целях соблюдения закона об условиях содержания аре- стованных и осужденных;
– протест на противоречащие закону приказы, распоряжения и иные акты администрации места содержания под стражей (например, протест на незаконный приказ о поощрении (наказании) осужденного, протест на незаконный приказ начальника учреждения нормативно-правового харак- тера);
– представление об устранении нарушений закона и причин, им спо- собствующих, в орган или должностному лицу уголовно-исполнительной системы (например, представление об устранении нарушений основных

208 требований статьи 82 УИК РФ по установлению режима в исправитель- ных учреждениях).
Постановления и требования прокурора, касающиеся исполнения установленных законом порядка и условий содержания, задержанных и заключенных под стражу, подлежат обязательному исполнению органами и должностными лицами, которым они адресованы. Обязанность испол- нения постановлений, требований прокурора является важным условием действенности прокурорского надзора за соблюдением законности при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, обеспе- чивает возможность прокурору эффективно устранять и предупреждать нарушения закона, прав и законных интересов задержанных, арестован- ных, осужденных и лиц, подвергнутых принудительному лечению или воспитанию. Тем самым законодатель наделил прокуроров особыми властно-надзорными полномочиям, когда их требования подлежат испол- нению независимо от того, обжалованы они или нет.
Контрольные вопросы
1 В чем заключается предмет и объект прокурорского надзора за ис- полнением администрациями органов и учреждений, исполняющих нака- зание и назначаемые судом меры принудительного характера, админи- страциями мест содержания задержанных и заключенных под стражу?
2 Каковы полномочия прокурора в данном направлении прокурор- ского надзора?
3 В чем состоит особенность прокурорского надзора за законностью исполнения наказания в виде лишения свободы и не связанных с изоляци- ей осужденного от общества?


209
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

Раздел VIII. Функция участия прокурора в рассмотрении
дел судами
8.1 Общие вопросы участия прокуроров в рассмотрении
дел судами
Прокурор не осуществляет надзор за деятельностью судов, он лишь вправе в соответствии с процессуальным законодательством принимать участие в рассмотрении дел судами. Основные полномочия прокурора применительно к данной отрасли прокурорского надзора закреплены в
Уголовно-процессуальном кодексе РФ, Гражданском процессуальном ко- дексе РФ, Арбитражном процессуальном кодексе РФ и в Кодексе админи- стративного судопроизводства РФ.
В самом обобщенном виде прокурор в любом процессе (уголовном, гражданском, при рассмотрении административных дел в судах общей юрисдикции и при осуществлении правосудия арбитражными судами) имеет следующие права:
1) вступать в процесс в целях обеспечения законности на любой ста- дии гражданского, арбитражного, уголовного и административного судо- производства либо в случаях, предусмотренных процессуальным законо- дательством, а также участвовать в рассмотрении дел судами первой, апелляционной, кассационной инстанций и Верховным Судом РФ;
2) знакомиться с материалами дела (часть 4 статьи 246 УПК РФ;
часть 1 статьи 35 ГПК РФ; статья 52 АПК РФ; статья 39 КАС РФ);
3) обращаться в арбитражный суд с заявлением в защиту интересов публично-правовых образований с требованием о признании права пуб- лично-правового образования на результаты интеллектуальной деятельно- сти (часть 1 статьи 52 АПК РФ);
4) участвовать в рассмотрении судами первой, апелляционной, кас- сационной и надзорной инстанций дел, возбужденных по искам, заявлени- ям, административным исковым заявлениям прокуроров в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, инте- ресов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муници- пальных образований, в том числе по заявлениям и представлениям о пе- ресмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым об- стоятельствам (часть 1 статьи 45 ГПК РФ; часть 1 статьи 39 КАС РФ);

210 5) заявлять ходатайства (статья 230 УПК РФ; часть 1 статьи 35 ГПК
РФ);
7) представлять доказательства (часть 5 статьи 246 УПК РФ; статья
56 ГПК РФ и статья 62 КАС РФ);
8) участвовать в исследовании доказательств (часть 5 статьи 246
УПК РФ; часть 1 статьи 35 ГПК РФ) и некоторые иные права.
Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Участие прокурора в рассмотре- нии уголовных дел судом первой инстанции является одновременно со- ставной частью функции уголовного преследования и компонентом со- держания самостоятельного направления прокурорской деятельности, предусмотренного Законом о прокуратуре РФ. По ранее действовавшему уголовно-процессуальному закону в случае отсутствия обвинителя в про- цессе функция поддержания обвинения переходила фактически к самому суду, и он должен был обеспечивать выявление и исследование обосновы- вающих данное обвинение доказательств. Однако при таких обстоятель- ствах нарушались принципы состязательности и равноправия сторон, на что и указал в своем Постановлении Конституционный Суд РФ от
20.04.1999 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 3 части первой статьи 232, части четвертой статьи 248 и части первой статьи 258 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросами Иркутского районного суда Иркутской области и Советского районного суда города Нижний Новгород». В нем Конституционный Суд
РФ указывает, что суд обязан обеспечить справедливое и беспристрастное разрешение дела, предоставляя сторонам равные возможности для отстаи- вания своих позиций, и он не может принимать на себя дополнительно выполнение процессуальной функции стороны, представляющей обвине- ние, поскольку это приводит к тому, что сторона, осуществляющая защи- ту, оказывается в худшем положении
1
. В связи с этим новый уголовно- процессуальный закон признал участие обвинителя в судебном разбира- тельстве обязательным.
1
См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 20.04.1999 г. № 7-П «По делу о проверке конституцион- ности положений пунктов 1 и 3 части первой статьи 232, части четвертой статьи 248 и части первой статьи 258
Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросами Иркутского районного суда Иркутской области и Советского районного суда города Нижний Новгород» // Вестник Конституционного Суда РФ. – № 4. – 1999.


211
В настоящее время по уголовным делам публичного и частно- публичного обвинения в судебном разбирательстве участвует государ- ственный обвинитель, а по делам частного обвинения – потерпевший, наделенный статусом частного обвинителя. Государственное обвинение поддерживает только прокурор.
Теперь бремя доказывания вины подсудимого возложено исключи- тельно на сторону обвинения. Поэтому государственный обвинитель обеспечивает представление и исследование обосновывающих данное об- винение доказательств, высказывает свое мнение об обоснованности об- винения, о применении уголовного закона, назначении наказания. При этом сторона обвинения может изменить обвинение в благоприятную для подсудимого сторону или отказаться от обвинения полностью либо ча- стично, причем отказ государственного обвинителя от поддержания обви- нения является обязательным для суда и суд не вправе самостоятельно признать лицо виновным и вынести обвинительный приговор.
Однако тот факт, что государственный обвинитель в ходе судебного разбирательства вправе отказаться от обвинения или изменить его в сто- рону смягчения, не ущемляет прав иных участников уголовного судопро- изводства. Конституционный Суд РФ постановлением от 8 декабря 2003 г.
№ 18-П «По делу о проверке конституционности положений статей 125,
219, 227, 229, 236, 237, 239, 246, 254, 271, 378, 405 и 408, а также главы 35 и 39 УПК РФ в связи с запросами судов общей юрисдикции и жалобами граждан» установил, что положения части 7 и части 8 статьи 246, а также связанного с ними пункта 2 статьи 254 УПК РФ, не противоречат Консти- туции РФ, поскольку по конституционно-правовому смыслу этих норм предполагается, что полный или частичный отказ государственного обви- нителя от обвинения, влекущий прекращение уголовного дела, равно как и изменение государственным обвинителем обвинения в сторону смягчения, должны быть мотивированы со ссылкой на предусмотренные законом ос- нования, а вынесение судом решения, обусловленного соответствующей позицией государственного обвинителя, допустимо лишь по завершении исследования значимых для этого материалов дела и заслушивания мне- ний участников судебного заседания со стороны обвинения и защиты, и

212 что законность, обоснованность и справедливость такого решения можно проверить в вышестоящем суде
1
В соответствии с положениями части 1 статьи 273 УПК РФ судебное следствие начинается с изложения государственным обвинителем предъ- явленного подсудимому обвинения. В последующем прокурор принимает самое активное участие в исследовании доказательств, дает заключение по возникающим во время судебного разбирательства вопросам. Это заклю- чение может касаться ходатайства стороны защиты об истребовании до- полнительных доказательств, вызовов новых свидетелей, признаний име- ющихся в деле доказательств недопустимыми, изменения меры пресече- ния подсудимому и многих других вопросов.
Уголовно-процессуальный закон предписывает прокурору при под- держании государственного обвинения строго и неуклонно руководство- ваться требованиями закона и своим внутренним убеждением, сложив- шимся при рассмотрении всех обстоятельств дела.
В качестве государственного обвинителя при рассмотрении уголов- ного дела судом может принимать участие не только прокурор (его заме- ститель) любого уровня, но также их помощники, прокуроры управлений
(отделов) прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним специализиро- ванных прокуратур. Наиболее часто государственное обвинение поддер- живают старшие помощники и помощники прокуроров районов, городов и специализированных прокуратур, выделенные для обеспечения этого участка прокурорской деятельности.
Вместе с тем Генпрокуратура России в приказе от 30.06.2021 г.
№ 376 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопро- изводства» требует от всех подчиненных прокуроров считать участие в рассмотрении уголовных дел судами одним из важнейших направлений в деятельности органов прокуратуры, указывает на постоянное его совер- шенствование, обеспечение участия прокуроров в судебном разбиратель- стве всех уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения.
О важности указанного направления свидетельствует и то, что Гене-
1
См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 08.12.2003 г. № 18-П «По делу о проверке конституцион- ности положений статей 125, 219, 227, 229, 236, 237, 239, 246, 254, 271, 378, 405 и 408, а также глав 35 и 39 Уго- ловно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами судов общей юрисдикции и жало- бами граждан» // Вестник Конституционного Суда РФ. – № 1. – 2004.