ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 203
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
70 сы управления в округе, утверждены обвинительные заключения или об- винительные акты (постановления);
– в пределах установленной компетенции осуществлять защиту ма- териальных и иных прав и законных интересов государства, физических и юридических лиц в судах общей юрисдикции и арбитражных судах;
– межведомственное взаимодействие правоохранительных и контро- лирующих органов в округе по борьбе с преступлениями и правонаруше- ниями и осуществление других полномочий в соответствии с Положением об управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в феде- ральных округах.
3.4
Прокуратуры субъектов Российской Федерации,
приравненные к ним прокуратуры
Прокуратуры субъектов Российской Федерации, военные и другие специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъек- тов Российской Федерации, возглавляют, соответственно прокуроры субъектов Российской Федерации, военные и другие специализированные прокуроры (в ред. Федерального закона от 09.11.2020 г. № 367-ФЗ).
К прокурорам субъектов Российской Федерации приравниваются во- енные и другие специализированные прокуроры при условии замещения ими должностей, по которым предусмотрено присвоение воинских званий высших офицеров или высших классных чинов прокурорских работников.
(в ред. Федерального закона от 09.11.2020
г. № 367-ФЗ)
Прокуроры субъектов Российской Федерации, военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов
Российской Федерации (далее также – прокуроры субъектов Российской
Федерации, приравненные к ним прокуроры), имеют первых заместителей и заместителей (в ред. Федерального закона от 09.11.2020
г. № 367-ФЗ).
В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются кол- легии в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председа- тель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других
71 прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта Российской
Федерации.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений).
Начальники управлений и отделов на правах управлений являются стар- шими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками прокуроров субъектов Российской Федера- ции.
В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым по- ручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальни- ков управлений.
Территориальные прокуратуры образованы в соответствии с фе- деративным устройством и территориальным делением. В каждом субъек- те Российской Федерации имеется прокуратура, название которой соот- ветствует названию субъекта РФ (прокуратура Челябинской области, про- куратура Приморского края, прокуратура г. Москвы и т. п.).
К специализированным прокуратурам относятся военные воин- ских частей, транспортные (на железном, водном, воздушном), природо- охранные и прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправи- тельных учреждениях (колониях и тюрьмах) уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.
Военные и иные специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, возглавляют соответ- ствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместите- лей. В них, равно как в прокуратурах субъектов Российской Федерации, образуются коллегии. Система специализированных прокуратур, наделен- ных правами прокуратур субъектов Федерации, включает в себя, кроме военных, несколько транспортных прокуратур: Байкало-Амурская, Волго-
Вятская, Восточно-Сибирская, Дальневосточная, Забайкальская, Западно-
72
Сибирская, Кузбасская, Московская, Приволжская, Северная, Северо-
Западная, Северо-Кавказская, Средневолжская, Средне-Сибирская, Ураль- ская, Юго-Восточная и Южно-Уральская, а также Волжскую межрегио- нальную природоохранную прокуратуру. При этом следует отметить, что в ряде регионов созданы природоохранные прокуратуры на правах меж- районных с подчинением прокурорам субъектов РФ (Амурская, Курган- ская, Томская области и др.).
В специализированных прокуратурах, приравненных к прокуратурам субъектов Федерации, образуются управления и отделы (на правах управ- лений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на пра- вах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками прокурора.
В указанных прокуратурах так же, как в прокуратурах субъектов
Российской Федерации, устанавливаются должности старших помощни- ков и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управ- лений и отделов.
Структуру военной прокуратуры составляют Главная военная про- куратура, прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокурату- ры ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федераль- ной пограничной службы РФ и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, армий, приравненные к прокуратурам городов и районов.
Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор.
Прокуратуры войсковых частей действуют в закрытых администра- тивно-территориальных образованиях и на особо режимных объектах. В состав военной прокуратуры они не входят. Прокуроры войсковых частей осуществляют надзор за исполнением законов полицией и подразделени- ями ФСБ, осуществляющими свои функции на режимных объектах и тер- риториях.
Прокуратуры войсковых частей относятся к низовому звену системы прокуратуры РФ, действуют на правах городских и районных прокуратур.
Вместе с тем прокуроры войсковых частей наделены Генеральным проку-
73 рором РФ правом обращаться непосредственно в соответствующие мини- стерства и ведомства по вопросам, связанным с осуществлением надзора за исполнением законов.
Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществляют надзор за законностью деятельности админи- страций исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебно- оздоровительных учреждений уголовно-исполнительной системы. Компе- тенция этих специализированных прокуратур может распространяться на несколько исправительных учреждений, расположенных на территориях разных, граничащих между собой субъектов РФ.
Прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях подчиняются прокурору того субъекта РФ, на территории которого находится специализированная прокуратура.
При формировании Генеральной прокуратурой ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуаль- ных предпринимателей указываются как территориальные, так и специа- лизированные прокуратуры. Например, в Приказе Генпрокуратуры России от 08.11.2019
г. № 783 (ред. от 26.07.2021
г.) «О Порядке формирования органами прокуратуры Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» названы территориальные и специализированные прокуратуры: прокуроры городов, районов, территориальные и прирав- ненные к ним транспортные прокуроры и прокуроры иных специализиро- ванных прокуратур; транспортные прокуроры на правах прокуроров субъ- ектов; управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в фе- деральных округах; прокуратуры субъектов Российской Федерации,
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, прокуратуры комплекса «Байконур» и ЗАТО Межгорье; Главная военная прокуратура
1 1
Первоначальный текст документа опубликован в издании «Законность», № 12, 2019.
74
3.5
Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним
прокуратуры
Самым многочисленным звеном в системе органов прокуратуры яв- ляются прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, возглавляемые соответствующи- ми прокурорами. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров.
По решению Генерального прокурора Российской Федерации в про- куратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы. Их структура определена Приказами Генераль- ной прокуратуры РФ «О порядке реализации организационно-штатных полномочий в органах и организациях прокуратуры Российской Федера- ции» с приложением к ней соответствующей Инструкции
1
. Приравнива- ние специализированных прокуратур по их правовому статусу и осу- ществлению функций прокуратуры к районным, городским или к проку- ратурам субъектов Федерации осуществляется также приказами Гене- рального прокурора РФ.
К компетенции прокуроров городов и районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур, относится только право назначать на должность и освобождать от должности работников проку- ратуры, не занимающих должности прокуроров. Такой порядок назначе- ния штата оперативных работников в сочетании с назначением прокуро- ров городов и районов Генеральным прокурором РФ служит гарантией реального обеспечения их независимости от соответствующих органов власти.
Образование и ликвидация прокуратур городов, районов и прирав- ненных к ним прокуратур, создание и ликвидация отделов в этих прокура- турах определяются Генеральным прокурором РФ.
Подводя итог изложению раздела «Система и организация прокура- туры Российской Федерации» следует указать, что система органов про-
1
См.: Винокуров А. Ю. К вопросу о теоретических основах прокурорской деятельности / А. Ю. Винокуров //
Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – Москва, 2015. – С. 14–23; О порядке реализации организационно-штатных полномочий в органах и организациях прокуратуры Российской Федера- ции : Приказ Генпрокуратуры России от 03.07.2013 г. № 261 (ред. от 08.04.2016 г.).
75 куратуры, которую возглавляет Генеральный прокурор РФ, состоит из трех звеньев (уровней):
1) высшее звено – Генеральная прокуратура РФ во главе с Генераль- ным прокурором РФ;
2) второе (среднее) звено – прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
3) третье (низовое) звено – прокуратуры районов, городов (в городах без районного деления) и приравненные к ним военные и специализиро- ванные прокуратуры.
Контрольные вопросы
1 Из каких звеньев (уровней) состоит система прокуратуры Россий- ской Федерации?
2 В соответствии с каким принципом организованы территориаль- ные и специализированные прокуратуры? Какова их структура?
3 Какова структура Генеральной прокуратуры РФ и управлений Ге- неральной прокуратуры в федеральных округах?
4 Какие научные и образовательные учреждения осуществляют про- фессиональную подготовку и повышение квалификации прокурорских ра- ботников?
76
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 18
Раздел IV. Служба в органах и организациях прокуратуры.
Кадры органов и организаций
4.1 Правовое положение прокурорского работника и условия
службы в органах прокуратуры
В соответствии со ст. 40 Федерального закона о прокуратуре РФ служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федераль- ной государственной службы, поскольку прокурорские работники испол- няют обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований Закона о прокуратуре РФ (в ред. Федерального закона от 21.07.2014
г. № 233-ФЗ).
Трудовые отношения работников органов и организаций прокурату- ры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и за- конодательством Российской Федерации о государственной службе с уче- том особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре РФ (в ред.
Федерального закона от 21.07.2014
г. № 233-ФЗ).
Для уяснения некоторых понятий, встречающихся в Законе о проку- ратуре и в повседневной жизни, обратимся к таким терминам, как «проку- рор», «прокурорский работник», «работник прокуратуры», наиболее часто встречающиеся как в документах для служебного пользования, так и в юридической литературе.
Итак, что же понимается под термином «прокурор»? Прежде всего, это должностное лицо, возглавляющее Генеральную прокуратуру, терри- ториальную (субъекта Федерации, районные и городские) прокуратуру, а равно специализированную (военную, транспортную, природоохранную и др.) прокуратуру.
Соответственно и наименование таких прокуроров звучит следую- щим образом, например: «Прокурор Далматовского района Курганской области», «Прокурор Курганской области», «Волжский межрегиональный природоохранный прокурор» и т. д.
Компетенция прокуроров, возглавляющих соответствующие проку- ратуры, зависит от их уровня. Безусловно, наибольшим объемом правомо- чий наделен Генеральный прокурор РФ.
77
Нужно уточнить, что термин «прокурор» означает более широкий круг должностных лиц органов прокуратуры. В их число входят: Гене- ральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие по- мощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители
Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по осо- бым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощ- ники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, дей- ствующие в пределах своей компетенции (в ред. Федеральных законов от
05.06.2007 г.
№ 87-ФЗ, от 31.12.2017
г. № 492-ФЗ, от 09.11.2020
г.
№ 367-ФЗ).
Еще одним правовым понятием, закрепленным в ст. 54 Закона о про- куратуре РФ, является термин «прокурорский работник». К ним относят- ся: прокуроры, а также другие работники органов и организаций прокура- туры, имеющие классные чины (воинские звания) (в ред. Федеральных за- конов от 28.12.2010 г. № 404-ФЗ, от 21.07.2014 г. № 233-ФЗ).
В Законе о прокуратуре РФ (в ред. Федерального закона от
09.11.2020
г. № 367-ФЗ) закреплено еще одно понятие – «специализиро- ванные прокуроры». Под ними понимаются военные прокуроры, прокуро- ры транспортных, природоохранных и других специализированных про- куратур.
И, наконец, что же означает понятие «работник прокуратуры»? Сле- дует иметь в виду, что указанное понятие не равнозначно понятию «про- курорский работник». Данный термин никакого нормативного содержания не несет и используется применительно к лицам, организационно и техни- чески обеспечивающим деятельность органов и учреждений прокуратуры, и не имеющим классных чинов. Хотя следует отметить, что в Законе о прокуратуре РФ иногда допускается применение понятия «работник» практически равнозначного с понятием «прокурорский работник».
Например, согласно ст. 43.1 работник, избранный депутатом либо выбор- ным должностным лицом органов государственной власти или органов местного самоуправления, на период осуществления соответствующих