Файл: Ответы на экзамен АП.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Типы архитектур предприятия – описание моделей togaf и Захмана – их соответствия и различия.

В модели Захмана выделяются следующие перспективы:

8. Эволюция представлений об архитектуре предприятия.

9. Контекст Архитектуры предприятия.

Эффективная архитектура предприятия должна обеспечивать целостный и всеобъемлющий взгляд на следующие аспекты:

10.Интегрированная концепция архитектуры предприятия

11.Уровни абстракции (перспективы) в описании архитектуры предприятия

12.Архитектура и управление ит-портфелем

13. Домены (предметные области) описания архитектуры предприятия. Принципы, модели и стандарты в рамках архитектуры предприятия.

14. Бизнес-архитектура. Основные элементы, модели и инструменты описания бизнес-архитектуры.

15. Элементы бизнес архитектуры предприятия. Описание подхода Gartner к построению бизнес архитектуры.

16.Элементы бизнес архитектуры предприятия. Основные модели описания бизнес-архитектуры. Подход декомпозиции.

17.Архитектура информации. Основные элементы, модели и инструменты описания архитектуры информации.

18.Архитектура информации – для чего служит, какие задачи решает, какие используются принципы, модели и стандарты.

В Архитектуре приложений, как правило, выделяют две основные области:

Модели и инструменты

Смотри вопрос 19!!!!

22. Роль технологической архитектуры предприятия. Описание Gartner в технологической архитектуре.

23. Роль технологической архитектуры предприятия. Подход п. Кина в описании технологической архитектуры.

24. Адаптивная технологическая инфраструктура. Использование.

25. Модель Захмана. Структура и модель описания ит-архитектуры Gartner.

26. Методики разработки архитектуры предприятия «сверху-вниз» и «снизу-вверх».

34. Определение понятии функция и бизнес-процесс.

23. Роль технологической архитектуры предприятия. Подход п. Кина в описании технологической архитектуры.

Роль: ТА обеспечивает надежные ИТ-сервисы, предоставляемые в рамках всего предприятия в целом и координируемые централизованно, как правило, департаментами ИТ. + определяет актуальный набор аппаратного, системного, программного обеспечения, сетей и коммуникаций, необходимых для создания среды работы приложений, которые обеспечивают работу по управлению данными и обеспечивают бизнес-функции.

Оценка состояния технологической инфраструктуры предприятия на основе подхода, предложенного Питером Кином, основана на критериях:

  • Функциональные возможности: возможности по выполнению бизнес- активностей, начиная с простых, таких как пересылка информации (сообщений), до выполнения сложных транзакций, которые могут производиться совместно сотрудниками, а также поставщиками и клиентами;

  • Охват: физические места расположения и группы людей, которые инфраструктура способна объединить, начиная от отдельного подразделения и до уровня отдельного сотрудника, где бы он ни находился.

На рисунке приведен вариант матрицы, которая использует эти два критерия. Чем шире функциональные возможности и охват инфраструктуры, тем более сложные, одновременно совершаемые в разных системах транзакции, может выполнять организация в различных местах расположения бизнеса. Например, точка "A" на рисунке означает возможность обеспечить, например, прием заказа и его обработку, включая информацию о складе, планах производства, выставление счетов во всех соответствующих системах и подразделениях независимо от местоположения. В то же время точка "B" соответствует ограниченным функциональным возможностям и широте охвата инфраструктуры, которая обеспечивает возможности по пересылке электронных сообщений в рамках отдельных подразделений.

24. Адаптивная технологическая инфраструктура. Использование.

В настоящее время адаптивность технологической инфраструктуры рассматривается в качестве одного из наиболее перспективных направлений развития ИТ. В данном случае адаптивность следует понимать как способность технологической инфраструктуры подстраиваться под требования бизнес-процессов в определенных пределах. При этом процесс подстраивания может осуществляться в автоматическом или полуавтоматическом режимах.


Чтобы быть адаптивной, технологическая инфраструктура должна обладать следующими основными характеристиками:

  • самоконфигурирования (организация в соответствии с текущими требованиями);

  • самозащиты (предотвращение сбоев в результате нарушения конфигурации отдельных компонентов или потери целостности данных);

  • самовосстановления (диагностика неисправностей, локализация ошибок и устранение их последствий);

  • самооптимизации (наиболее рациональное использование имеющихся ресурсов без вмешательства человека).

Основные идеи адаптивной технологической инфраструктуры сводятся к следующему:

  • все ИТ-ресурсы являются общими и разделяемыми;

  • выделение ресурсов конкретным приложениям производится автоматически в соответствии с организационными требованиями;

  • качество обслуживания является предсказуемым и стабильным, несмотря на непредсказуемый спрос на ресурсы.


25. Модель Захмана. Структура и модель описания ит-архитектуры Gartner.

Модель Захмана – одна из первых попыток создать систематизированный подход к построению архитектуры предприятия, на котором информационные технологии являются лишь набором отдельных разрозненных элементов.

Исторически модель Захмана впервые была создана именно для ИТ-систем. Этот подход в последующей работе был обобщен для рассмотрения не только ИТ-систем, но и для описания предприятия в целом, так что предложенная модель, вообще говоря, может использоваться как средство для описания архитектур сложных производственных систем любого типа.

Основная идея заключается в том, чтобы обеспечить возможность последовательного описания каждого отдельного аспекта системы в координации со всеми остальными.

Собственно модель представляется в виде таблицы, имеющей шесть строк и шесть столбцов, которая приведена на рисунке ←.

Столбцы таблицы описывают основные аспекты, отражающие все сферы деятельности организации, отвечающие на простые вопросы: что, как, где, кто, когда, почему.

  • Данные (DATA) - что? Уровень описывает любые формы предоставления информации необходимой для эффективного функционирования предприятия.

  • Функции (FUNCTION) – как? Описывает набор бизнес-процессов, обеспечивающих функционирование предприятия.

  • Место (NETWORK) – где? Определяет географическое расположение объектов и сетевую организацию предприятия.

  • Люди (PEOPLE) - кто? Определяет участников процесса, описывает распределение ответственности и функции работников.

  • Время (TIME) - когда? Описывает временные характеристики. Время может быть абсолютным или относительным, отражать взаимосвязь процессов.

  • Мотивация (MOTIVATION) - почему? Определяет направление развития бизнес-цели и стратегии.

Строки таблицы:

  • Первая строка соответствует уровню планирования бизнеса в целом (бизнес-модель). На этом уровне вводятся достаточно общие основные понятия, определяющие бизнес (продукты, услуги, клиенты), а также формулируется бизнес-стратегия. Фактически, данная строка определяет контекст всех последующих строк.

  • Вторая строка (концептуальная модель) предназначена для определения в терминах бизнеса структуры организации, ключевых и вспомогательных бизнес-процессов.

  • Третий уровень (логическая модель) соответствует рассмотрению с точки зрения системного архитектора. Здесь бизнес-процессы описываются уже в терминах информационных систем, включая различные типы данных, правила их преобразования и обработки для выполнения определенных на уровне бизнес-функций

  • На четвертом уровне — технологической или физической модели — осуществляется привязка данных и операций над ними к выбранным технологиям реализации.

  • Пятый уровень соответствует детальной реализации системы, включая конкретные модели оборудования, топологию сети, производителя и версию СУБД, средства разработки и собственно готовый программный код. Многие из работ на данном уровне часто выполняются субподрядчиками.

  • Шестой уровень описывает работающую систему. На этом уровне могут быть введены такие объекты, как инструкции для работы c системой, фактические базы данных и т.д.. Надо заметить, что в исходной работе Захмана содержание этого уровня не детализируется.


Gartner

В 2002 году Gartner сформулировала новую концепцию архитектуры предприятия, которая стала определенным обобщением модели ИТ-архитектуры на уровень Бизнес-архитектуры. То есть концепция Gartner стала косвенным отражением растущей важности вопросов взаимодействия предприятий между собой, влияния концепций сервис-ориентированной архитектуры, осознания того факта, что существуют различные стили архитектуры ИС, соответствующие различным стилям бизнес-процессов. Типичными стилями бизнес-процессов являются массовая обработка транзакций, операции в реальном времени, аналитические процессы и бизнес-анализ, совместная работа.

Модель Gartner 2002 года сформулирована в виде четырех связанных, взаимозависимых и усложняющихся уровней.

УРОВНИ

При этом уровни ИТ-архитектуры соответствуют различным уровням выполнения операций реального бизнеса так, как показано на следующем рисунке ↓:

В этой схеме верхние два уровня ориентированы на совместное обсуждение с бизнес-руководителями и ИТ-специалистами и в какой-то степени соответствуют бизнес-архитектуре, а нижние два уровня входят во внутреннюю компетенцию ИТ-службы:

  • верхний уровень Среды бизнес-взаимодействия описывает новую модель "виртуального" бизнеса, а также все, что связано с кооперацией предприятий и бизнесом B2B. Этот уровень получил развитие в связи с распространением Интернет как среды взаимодействия.

  • второй уровень Стили бизнес-процессов описывает, как организация выполняет свои ключевые функции, т.е. включает в себя бизнес-процессы предприятия, такие как обработка заказа, мониторинг производственных процессов, анализ использования критически важных ресурсов, совместная работа с информацией;

  • следующий уровень Шаблоны описывает модели и алгоритмы, которые могут широко использоваться для решения различных задач на предприятии.

  • нижний уровень Строительные блоки (Bricks) соответствует технологической архитектуре и включает в себя операционные системы, серверы, базы данных, сами данные и пр.

Данный подход Gartner представляет собой пример реализации методологии достаточно высокого уровня. Что касается разработки архитектуры, то в данном подходе сформулированы важные и полезные рекомендации в виде последовательности шагов и задач участников, которые, однако, не детализированы до уровня моделей процесса разработки архитектуры.