ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 290
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
вопросы социально-экономического развития муниципального образования; -
вопросы муниципального хозяйства; -
финансовые вопросы; -
социальные вопросы; -
административно-организационные вопросы; -
исполнение переданных государственных полномочий.
Указанные направления деятельности являются основными,
в соответствии с которыми формируется структура местной администрации, создаются соответствующие структурные подразделения администрации.
В соответствии со статьей 38 Закона №131-Ф3 в структуре органов местного самоуправления может быть предусмотрен контрольно-счетный орган (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие). Исходя из норм, Закона № 131-ФЗ, наличие в структуре органов местного самоуправления контрольно-счетного органа не является обязательным. Между тем Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», определяет контрольно-счетный орган муниципального образования как постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля. Таким образом, в силу приоритета специальной нормы над общей, наличие контрольного органа в системе органов местного самоуправления представляется обязательным.
Избирательная комиссия муниципального образования в соответствии с ч. 2 ст. 39 Закона № 131-ФЗ является муниципальным органом, организующим подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, который не входит в структуру органов местного самоуправления.
Таким образом, избирательная комиссия муниципального образования является, прежде всего, элементом единой системы избирательных комиссий в Российской Федерации.
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что обязательным в системе органов местного самоуправления и управления является наличие представительного органа, исполнительнораспорядительного органа и главы муниципального образования.
Например, в Великобритании местная власть представлена органами местного самоуправления, к которым относятся советы, избираемые населением, а также избираемый мэр и исполнительный кабинет либо управляющий от совета. Законодательство Соединенного Королевства определяет компетенцию органов местного самоуправления каждого уровня административно-территориального деления: советы графств занимаются вопросами транспортного развития, дорожного движения, охраны порядка (полиции), образования, социального обслуживания и пожарной безопасности. Советы округов занимаются здравоохранением, местным планированием, жилищным строительством; советы приходов или общие собрания избирателей (в тех приходах, где население насчитывает менее 150 избирателей, советы создаваться не могут) решают все те вопросы, которые не входят в компетенцию вышестоящих органов. Ответственность за положение дел в области образования, здравоохранения и охраны порядка делится между центральными и местными органами власти.
В Канаде представительным органом местного самоуправления является совет, который избирается в городах, графствах и сельских округах. В провинциях Онтарио и Квебек прямые выборы членов совета не проводятся, - представительный орган формируется из выборных представителей нижестоящих муниципальных органов, осуществляющих свою деятельность на территории графства. В графствах Канады существует должность руководителя или старшего должностного лица совета, которое избирается членами совета из своего состава. В отличие от графств, в городском муниципалитете мэр обычно избирается непосредственно всеми жителями города, хотя иногда встречаются и выборы мэра городским советом (например, в Британской Колумбии).
В. Индии органы местного самоуправления классифицируются на панчаяты (panchayats) - органы местного самоуправления в сельской местности, наджар панчаяты (nagar panchayats) - для областей, которые находятся в процессе перехода от сельской местности к городскому устройству, муниципальные советы - для небольших городских территорий и муниципальные корпорации - для больших городских территорий, а также определяется их структура.
Полномочия органов местного самоуправления в Индии подразделяются на обязательные и дискреционные (выполняемые по собственному усмотрению). Обязательные полномочия включают: водоснабжение, строительство и содержание улиц
, освещение и полив улиц, поддержание чистоты улиц и общественных мест, содержание или поддержка государственных больниц, основание и содержание начальных школ, регистрация рождений и смертей, наименование улиц и нумерация домов, и др. Дискреционные (предоставленные на собственное усмотрение) полномочия заключаются в благоустройстве территорий; сооружении и содержании общественных парков, садов, библиотек, музеев, домов отдыха, лепрозориев, детских домов, учреждений для женщин, скрывающихся от домашнего насилия; помощи социально незащищенным группам населения; проведении исследований; организации общественных приемов, выставок, развлекательных мероприятий; обеспечении транспортного сообщения внутри муниципального образования; заботе о благосостоянии муниципальных служащих.
В США процесс создания муниципальных органов необходимо рассматривать как двусторонний, исходящий, с одной стороны, от граждан определенной территории, а, с другой, от законодательного органа штата, желающего иметь определенную систему местного управления, которая предполагает делегирование части властных полномочий штата на местный уровень. Основанием для такого вывода служит общее признание правовой концепции, в соответствии с которой статус органов муниципального управления в США определяется формулой «муниципалитеты - креатуры штатов». Таким образом, местный орган власти в США является уполномоченным органом штата, осуществляющим функции, которые переданы законодательным органам штата на уровень местного управления. Вопрос о создании эффективной системы органов местного управления является весьма актуальным во внутриполитической жизни США, т. к. он непосредственно связан с обеспечением нормального функционирования муниципалитетов, выполняющих важные задачи в системе государственного механизма США.
Основными элементами системы органов местного управления США являются: совет
(представительный орган), а также мэр, менеджер или комиссия в качестве исполнительного органа. Системе органов местного управления США, в целом, свойственна раздробленность, что является одной из причин постепенной деградации деятельности многих муниципальных единиц. Подразделения органов местного управления, лишенные объективно обусловленной территориальной и финансовой базы, оказались не в состоянии выполнять функции, возложенные на них государством. Для преодоления последствий такой фрагментации практика государственного строительства в США выработала ряд способов, одни из которых не связаны с изменениями в системе местных органов власти (так называемые «межмуниципальные соглашения» об осуществлении тех или иных полномочий), в то время как другие способы предполагают изменение территориальной юрисдикции муниципальных единиц или изменение системы органов местного управления.
Теоретическая конструкция компетенции органов муниципального управления, разработанная американской наукой государственного права, включает в себя два элемента: предметы ведения и полномочия. При этом все полномочия органов муниципального управления возможно поделить на две группы: обязательные и необязательные. Полномочия первой группы рассматриваются как необходимое средство выполнения муниципалитетами возложенных на них штатом задач, в то время как необязательные полномочия подразумевают установление штатом права местного органа на совершение определенных положительных действий, причем момент реализации этого права зависит от самого органа местного управления.
Таким образом, несмотря на вариативный опыт организации систем местного самоуправления и управления в различных странах, возможно выделить постоянные элементы системы органов местного самоуправления и управления и отнести к таковым: представительный орган, избираемый населением, а также исполнительные органы, представленные, как правило избираемыми мэрами, их кабинетами и комиссиями.
§ 4. Взаимоотношения органов местного управления и самоуправления с органами
государственной власти
Конституция РФ организационно отделила органы местного самоуправления от органов государственной власти, установив, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государствен ной власти и самостоятельно решают вопросы местного значения (статьи 12, 132).
Вместе с тем существуют определенные формы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти, установленные федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации. Необходимо выделить следующие формы такого взаимодействия.
-
Осуществление органами государственной власти правового регулирования в сфере местного самоуправления. В частности, федеральными законами урегулированы вопросы, связанные с определением основных гарантий избирательных прав при проведении муниципальных выборов, порядка государственной регистрации уставов муниципальных образований, основ организации муниципальной службы, финансовых основ местного самоуправления, порядка передачи федеральной собственности в муниципальную собственность п иные вопросы.
Законами субъектов РФ урегулированы вопросы, связанные с установлением границ и статуса муниципальных образований, наименований органов местного самоуправления, порядка проведения муниципальных выборов, местного референдума, передачи собственности субъекта РФ в муниципальную собственность, административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением местного самоуправления и т. д.
-
Создание органами государственной власти организационных структур, специализирующихся на взаимодействии с органами местного самоуправления. Таковыми являются Министерство регионального развития РФ, его территориальные органы, а также подведомственные Министерству организации. В субъектах РФ данные функции выполняют различные департаменты и комитеты, например, Комитет территориального развития Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия, департамент по развитию муниципальных образований Воронежской области и другие. -
Осуществление координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В рамках данной формы заключаются договоры и соглашения между органами государственной власти и органами местного самоуправления для решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения, осуществляется обмен информацией. -
Осуществление мер государственной поддержки местного самоуправления. К числу данных мер относятся: 1) принятие федеральных и региональных программ развития местного самоуправления; 2) разработка модельных проектов муниципальных правовых актов; 3) оказание органам местного самоуправления финансовой помощи в решении вопросов местного значения; 4) предоставление органам местного самоуправления материальных ресурсов для решения вопросов местного значения; 5) организация органами государственной власти профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации муниципальных служащих, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления; 6) оказание методической помощи органам местного самоуправления. -
Принятие органами государственной власти мер по обеспечению законности и
правопорядка на территории муниципального образования. В рамках данной формы взаимодействия осуществляется: 1) государственная регистрация уставов муниципальных
образований территориальными органами Министерства юстиции РФ в субъектах РФ; 2) ведение государственного реестра муниципальных образований; 3) контроль за осуществлением деятельности органами местного самоуправления, в том числе контроля за использованием финансовых средств, предоставленных местным бюджетам и имеющим целевое назначение; 4) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ; 5) прокурорский надзор; 6) привлечение органов и должностных лиц местного самоуправления к ответственности перед государством в порядке, предусмотренном статьями 72-74 Федерального закона 2003 г.; 7) проведение переговоров и согласительных процедур для разрешения споров и разногласий, возникающих между органами государственной власти и органами местного самоуправления.