Файл: Конституционное право университетский курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 288

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Преамбула провозглашает предпосылки и цели принятия Конституции, преемственность конституционных традиций, верность христианскому наследию и общечеловеческим ценностям, ответственность за принятие конституции «перед Богом или перед собственной совестью». Упоминание о Боге обусловлено спецификой менталитета поляков, на формирование которого существенно повлияла католическая церковь, остающаяся влиятельной политической силой.

Согласно Конституции Республика Польша есть единое демократическое правовое государство, осуществляющее принципы социальной справедливости. Поэтому закрепляется обязанность Республики Польша обеспечивать свободы и права человека и гражданина, безопасность граждан, охрану окружающей среды, национального наследия, создавать условия для распространения благ культуры как источника самобытности, существования и развития польской нации, и для равного доступа к ним. Указывается на оказание Польшей помощи живущим за границей полякам в сохранении связей с национальным культурным наследием.

В нескольких статьях закрепляется принцип народного суверенитета (народовластия), хотя вместо термина «народ» используется термин «нация» в этатическом (государственно-политическом) смысле. Провозглашается принадлежность верховной власти нации, осуществляющей ее через своих представителей или непосредственно.

В польской конституции непосредственного не закреплен принцип государственного суверенитета, хотя о суверенном характере польской государственности свидетельствуют провозглашение охраны Польшей собственной независимости и нерушимости своей территории; положения о вооруженных силах как о военном средстве охраны независимости и безопасности государства; об официальном статусе польского языка. Особо отмечается необходимость ратификации международных договоров.

О провозглашении правового характера польской государственности свидетельствует обязывание органов публичной власти действовать на основе и в границах права. Верховное место в его системе («верховное право») занимает Конституция, обладающая непосредственным действием, если иное не постановлено в самой Конституции, и обязательные для Республики международные правовые акты.

Организация и деятельность государственных органов Польши основаны
на «разделении и равновесии законодательной власти, исполнительной власти и судебной власти». Такая формулировка более удачна, чем просто «разделение властей», поскольку создает своеобразную конституционную гарантию от неправомерного доминирования органов одной из сфер государственно-властной деятельности и узурпации ими всей полноты государственной власти.

В отличие от Конституции Российской Федерации, в Конституции Польши нет термина «политическое многообразие». Это оправданно, ибо при буквальном переводе слова «политический» с греческого языка на русский данная формулировка означает «многовластие». Ее использование противоречит принципу государственного суверенитета, неотъемлемым элементом которого является единство государства в выражении властной воли или единство государственной власти. Все это вносит терминологическую путаницу, требует дополнительного ограничительного толкования конституционного текста.

Польская конституция непосредственно закрепляет принцип свободы создания и деятельности политических партий и иных общественных объединений. Конституция провозглашает открытый характер финансирования политических партий и то, что их целью может быть только влияние «демократическими методами на формирование политики государства. Основными политическими партиями являются: «Гражданская платформа», «Право и справедливость», антиклерикальное «Движение Паликота», «Союз демократических левых сил», «Польская крестьянская Партия».

В Польше существуют профессиональные союзы. Два центральных профсоюза - «правый» Независимый самоуправляемый профсоюз «Солидарность» с центральным органом в Гданьске, и симпатизирующее социал-демократам Всепольское объединение профсоюзов с центром в Варшаве. К менее крупным профсоюзным объединениям относятся Независимый самоуправляемый профсоюз «Солидарность-80» и некоторые отраслевые профсоюзы - Союз польских учителей, Союз польских шахтеров, Всепольский профсоюз медсестер и акушерок.

Особую роль занимают профсоюзы фермеров, ведущих индивидуальную трудовую деятельность, которые защищают интересы жителей села. Наиболее крупные из них - Союз земледельцев, крестьянских кружков и организаций и Независимый самоуправляемый профсоюз фермеров «Солидарность».

В Польше много других общественных объединений: различные общества, гражданские движения, иные добровольные объединения, а также фонды. Достаточно активны Катынский комитет - общественная организация, имеющая «целью увековечение памяти жертв катынского преступления и сохранение памяти о польских жертвах коммунизма в СССР», «Федерация катынских семей».



Польская конституция запрещает партии и иные организации, «программа или деятельность которых предполагает или допускает расовую и национальную ненависть», формально оставляя за пределами запрета социальную и религиозную рознь, нарушение целостности государства, подрыв его безопасности и создание вооруженных формирований. В то же время польская формулировка «применение насилия с целью захвата власти или влияния на политику государства» более широкая, чем в России, где насилие связано лишь с изменением основ конституционного строя. Согласно польской конституции, ориентация на насилие, независимо от его целей и форм, является основанием для запрета любого общественного объединения. Эта формулировка допускает основания запрета, отсутствующие в Конституции России. Например, запрет организаций, предусматривающих «сокрытие в тайне структур или членства». Кроме того, «запрещается существование политических партий и иных организаций, обращающихся в своих программах к тоталитарным методам и практике деятельности нацизма, фашизма и коммунизма». Думается, подобная конкретизация нецелесообразна, ибо в любое время могут появиться тоталитарные идеологии под другими названиями, и они под этот формальный запрет попадать не будут.

По форме государственного единства Республика Польша является децентрализованным унитарным государством. Она разделена на 16 воеводств, являющихся крупнейшими административными единицами Польши, аналогичными губерниям. Во главе каждого из них находится Маршал воеводства, являющийся в своем воеводстве представителем Совета Министров. Воеводства делятся на повяты, а те, в свою очередь, на гмины.

Конституция закрепляет принцип самоуправления, проявляющийся в создании территориального, профессионального и иных видов самоуправления. Территориальные самоуправляющиеся сообщества образуются совокупностью жителей единиц основного территориального деления, будучи аналогом того, что в России называется местным самоуправлением. Территориальное самоуправление участвует в осуществлении публичной власти, выполняя принадлежащую ему часть публичных задач от собственного имени и под собственную ответственность.

Единицы территориального самоуправления являются юридическими лицами, обладающими правом собственности и иными имущественными правами. В определенном законом объеме они устанавливают размеры местных налогов и сборов. Собственной задачей этих единиц является удовлетворение потребностей населения своего сообщества. Споры о компетенции, которые могут возникнуть между органами территориального самоуправления и правительственной администрацией, разрешаются административными судами.


Единицы территориального общественного самоуправления участвуют в распределении публичных доходов сообразно возложенным на них задачам. Доходы гмин и повятов складываются из их собственных доходов, а также из общих субвенций и целевых дотаций из бюджета государства.

Гмины и повяты создают свои представительные нормотворческие («постановляющие») и исполнительные органы. Выборы в постановляющие органы всеобщие, равные, прямые при тайном голосовании. Во главе повята находится Совет и староста. Во главе гмины - совет гмины и формируемое советом правление. В сельских гминах председатель называется войт, в градо-сельских - бурмистр, в относительно крупных городах - президент.

Самостоятельность единиц территориального самоуправления подлежит судебной защите.

Профессиональное самоуправление представляет интересы лиц, занятых в профессиях, требующих публичного доверия, заботясь о надлежащем осуществлении этих профессий в интересах общества («публичного интереса») и для его охраны.

Иные виды самоуправления также допустимы, при условии, что они не будут нарушать или ограничивать свободу профессиональной деятельности и хозяйственного предпринимательства.

Не упоминая непосредственно о принципе социальной государственности, Конституция Польши закрепляет социально-экономические принципы государства. Это не только особая забота о ветеранах войн за независимость и военных инвалидов, но и провозглашение конституционной основой экономического устройства Польши принципа социального рыночного хозяйства. Его содержание включает свободу хозяйственной деятельности; частную собственность; солидарность, диалог и сотрудничество социальных партнеров. На уровень конституционных принципов выведены охрана труда, а также охрана государством собственности и права наследования, допускающая лишение имущества лишь в публичных целях и за справедливое возмещение. Ограничение свободы хозяйственной деятельности допускается только законом для важных общественных нужд («публичного интереса»).

Конституционное провозглашение семейного хозяйства в качестве основы аграрного устройства государства
отражает исторически сложившуюся традицию польского крестьянства, не утраченную даже в период социализма.

Как и в других социальных государствах, принципом конституционного строя Польши провозглашена государственная охрана и покровительство брака, семьи, материнства и родительства. Кроме того, польская конституция прямо определяет «брак как союз мужчины и женщины». Тем самым создается конституционная гарантия укрепления традиционных брачных отношений, противодействия пропаганде и распространению однополых браков.

Однако польская Конституция не упоминает о минимальном гарантированном размере оплаты труда, о государственных пенсиях, пособиях и иных гарантиях социальной защиты, о равноправии форм собственности, единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг

и финансовых средств, поддержке конкуренции.

Не называя Польшу светским государством, конституция провозглашает беспристрастность публичной власти в вопросах религиозных убеждений, равноправие церквей и иных религиозных объединений («вероисповедных союзов»). Однако реально в Польше доминирует католическая церковь, отношения которой с государством определяются не только польскими законами, но и международным договором со Святым Престолом (Ватиканом).

На уровень конституционного принципа государством гарантируется свобода печати и иных средств массовой информации.

Регулирование государственно-правовых отношений на территории Республики Польша осуществляется нормами Конституции, законов, ратифицированных международных договоров, а также имеющих подзаконный характер распоряжений и актов. Распоряжения издаются указанными в Конституции органами на основании специального закона. Закон определяет субъект, компетентный издать распоряжение, круг переданных вопросов и директивы по содержанию издаваемого акта.

Подзаконный характер носят постановления Совета Министров, приказы его Председателя и министров. Они имеют внутренний характер и обязательны только для структур, подчиненных издавшим эти акты органам. Акты «местного права» издаются органами территориального самоуправления и местными органами правительственной администрации на основании и в границах отведенных им в законе полномочий. Они обязательны только на территории деятельности издавших их органов.