ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 287
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Президент Республики избирается «нацией» путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании на пятилетний срок и может быть избран повторно только один раз. Кандидатом в Президенты может быть польский гражданин, достигший на день голосования 35 лет, не ограниченный в избирательных правах, выдвинутый не менее, чем 100 тысячами избирателей. Избранным считается кандидат, получивший более половины поданных голосов.
Полномочия Президента Республики начинаются с момента принесения перед Национальным Собранием торжественной присяги. Возможно досрочное прекращение его полномочий в случаях: смерти; отказа от должности; подтверждения недействительности выборов Президента или иных причин, в силу которых должность после выборов оказалась не занята; признания Национальным Собранием стойкой неспособности Президента исполнять полномочия по состоянию здоровья; отрешения Президента Республики от должности решением Государственного Трибунала.
Президент Республики не может занимать иную должность или выполнять иную публичную функцию, за исключением тех, которые связаны с исполняемой должностью.
Президент Республики Польша осуществляет свои полномочия в сфере внешней политики; в сфере обороны; в сфере прав и свобод человека и гражданина; в сфере координации деятельности органов власти и формирования политического курса; в сфере нормотворчества.
Условием придания юридической силы официальным актам Президента Республики является подпись Председателя Совета Министров, который после подписания акта несет ответственность за его исполнение перед Сеймом. Однако на ряд актов распорядительного характера (например, назначение выборов в Сейм и Сенат; созыв первого заседания этих органов после их избрания; досрочное прекращение полномочий Сейма в определенных Конституцией случаях; законодательная инициатива; назначение общепольского референдума; подписание закона или отказ от подписи) данное правило не распространяется.
Президент Республики может быть привлечен к ответственности перед Государственным Трибуналом за нарушение Конституции, закона или за совершение преступления. Обвинение Президенту Республики предъявляется постановлением Национального Собрания, принятым большинством не менее % голосов от установленного законом числа членов Национального Собрания по предложению не менее 140 его членов.
Высшим коллегиальным органом исполнительной власти в Польше является
Совет Министров, состоящий из Председателя Совета Министров, вице-председателей Совета Министров, министров и председателей комитетов. Он проводит внутреннюю и внешнюю политику Республики Польша, руководит правительственной администрацией, осуществляя полномочия по предметам ведения, не закрепленным за другими государственными органами и органами территориального самоуправления, обеспечивает исполнение законов; издает распоряжения; координирует и контролирует работу органов правительственной администрации; разрабатывает и представляет проект государственного бюджета; руководит исполнением бюджета государства, представляет отчет о его исполнении; обеспечивает внешнюю и внутреннюю безопасность государства, а также общественный порядок; осуществляет общее руководство в области внешней политики, и другие полномочия, установленные конституцией и законом.
Председатель и члены Совета Министров несут ответственность перед Сеймом или перед Государственным Трибуналом.
Система органов правосудия. Отправление правосудия в Республике Польша осуществляют Верховный Суд, общие еды, административные суды и военные суды. Особое место занимают Конституционный Трибунал и Государственный Трибунал.
Общие суды осуществляют отправление правосудия по всем делам, кроме дел, отнесенных законом к компетенции иных судов. Верховный Суд осуществляет надзор за деятельностью общих и военных судов в сфере судебной практики и осуществляет иную деятельность, определенную Конституцией и законами. Первый Председатель Верховного Суда назначается Президентом Республики на шестилетний срок полномочий из кандидатов, представленных Общим Собранием Судей Верховного Суда.
Высший Административный Суд, а также иные административные суды осуществляют контроль деятельности публичной администрации. Это, прежде всего, вынесение судебных решений о соответствии законам постановлений органов территориального самоуправления и нормативных актов местных органов правительственной администрации.
Конституционный Трибунал разрешает дела: о соответствии Конституции законов и международных договоров; о соответствии законов ратифицированным международным договорам, ратификация которых требовала предварительного согласия, выраженного в законе; о соответствии правовых актов («предписаний права») центральных государственных органов Конституции, ратифицированным международным договорам и законам; о соответствии Конституции целей или деятельности политических партий; о соответствии Конституции нормативного правового акта, на основании которого судебный или иной орган публичной власти вынес окончательное решение о конституционных свободах, правах или обязанностях индивида; по спорам между центральными конституционными органами государства о компетенции.
Государственный Трибунал предназначен для привлечения виновных к конституционной ответственности за нарушение Конституции или закона в связи с занимаемой должностью или в сфере исполнения своих служебных обязанностей. Субъектами ответственности являются: Президент Республики, Председатель Совета Министров, члены Совета Министров, Председатель Польского Национального Банка, Председатель Верховной Палаты Контроля, члены Всепольского Совета Радиовещания и Телевидения, лица, которым Председатель Совета Министров вверил руководство министерством, а также Высший Командующий Вооруженными Силами, депутаты и сенаторы.
Государственный Трибунал состоит из председателя, двух его заместителей и 16 членов.
Все судьи при осуществлении своих функций независимы и подчиняются только Конституции и законам, а судьи Конституционного Трибунала подчиняются только Конституции. Всем судьям обеспечиваются условия труда и вознаграждение, соответствующие достоинству должности, а также объему их обязанностей. Судья не может принадлежать к политической партии, профессиональному союзу, вести публичную деятельность, несовместимую с принципами независимости судов и независимости судей.
Судьи несменяемы. Смещение судьи с должности, приостановление исполнения им обязанностей, перевод его в другую местность или на другую должность без его согласия может иметь место только по решению еда и только в случаях, определенных в законе.
Судья без предварительного согласия определенного в законе суда не может быть привлечен к уголовной ответственности или лишен свободы; не может быть задержан или арестован, за исключением случая, когда застигнут на месте преступления и если его задержание необходимо для обеспечения надлежащего хода производства. О задержании незамедлительно уведомляется председатель соответствующего суда, который может приказать немедленно освободить задержанного.
Согласно конституции в Республике Польша сформированы и другие государственные органы. Всепольский Судебный Совет не является органом правосудия и обеспечивает независимость судов и судей.
Верховная Палата Контроля является высшим органом государственного контроля; подчиняется Сейму и действует на принципах коллегиальности; контролирует деятельность органов правительственной администрации, Польского Национального Банка, государственных юридических лиц и иных государственных организационных единиц с точки зрения законности, экономности, целесообразности и добросовестности.
Уполномоченный по Гражданским Правам охраняет и защищает свободы и права человека и гражданина на основании Конституции и законов.
Всепольский Совет Радиовещания и Телевидения охраняет и защищает свободу слова, право на информацию и публичные интересы в радиовещании и телевидении.
Польский Национальный Банк является центральным банком государства. Ему принадлежит исключительное право эмиссии денег, установления и реализации денежной политики. Польский Национальный Банк отвечает за стоимость польской валюты.
При особо угрожающих ситуациях, если обычные конституционные средства недостаточны, в Республике Польша может быть введено чрезвычайное положение. Во время чрезвычайного положения не могут изменяться; Конституция, положения о выборах в Сейм, Сенат и органы территориального самоуправления, закон о выборах Президента Республики, а также законы о чрезвычайных положениях. Режимами чрезвычайного положения являются: военное положение, исключительное положение, положение стихийного бедствия.
§ 2. Основы конституционного права Финляндии
Финляндия или официально - Финляндская Республика - скандинавское государство на севере Европы, член Европейского союза и Шенгенского соглашения. С 1955 г. является членом Организации Объединенных Наций. Входит в зону евро. Площадь - 338 145 км2, численность населения - свыше 5 млн 220 тыс. жителей. Столица - город Хельсинки.
Действующая Конституция (Основной закон) Финляндии была принята парламентом (Эдускунтой) И июня 1999 года, вступила в силу 1 марта 2000 г. и состоит из 131 параграфа, объединенных в 13 глав. В отличие от Российской Федерации вступление Конституции Финляндии в силу урегулировано не специальным разделом самой Конституции, а особым законом от 1 августа 1999 г. «О порядке вступления в силу Основного Закона Финляндии, принятого в Хельсинки 11 июня 1999 года». Подобный порядок представляется более целесообразным, поскольку избавляет конституционный текст от включения правил, большинство из которых по истечении переходного периода утрачивает свою актуальность.
Финляндия представляет собой суверенное демократическое унитарное правовое государство с республиканской формой правления. Глава 1 Конституции провозглашает принципы государственного суверенитета и республиканской формы правления; парламентаризма и разделения властей, которое в Финляндии имеет более точное название - «разграничение государственных функций»; неделимости территории и невозможности ее изменения без согласия парламента.
Принцип народовластия интерпретируется как принадлежность государственной власти «народу, представленному в Эдускунте». Тем самым подчеркивается приоритет представительной формы демократии, несмотря на закрепление выборного порядка формирования представительных органов и юридических возможностей каждого участвовать в выборах и референдумах.
Принцип верховенства закона Конституция видит в том, что любое осуществление государственной власти и государственной деятельности должно основываться на законе.
Изложение в гл. 2 Конституции основных прав и свобод начинается с провозглашения принципа равноправия (§ 6), согласно которому «все равны перед законом». Аналогичная формулировка ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации более совершенна, ибо предполагает равенство не только перед законом, но и перед судом. В то же время ч. 2 данного параграфа содержит отдельное правило о правах детей. С детьми «следует обращаться как с равными индивидуумами, и они должны иметь право оказывать влияние на решение вопросов, которые касаются их самих в соответствии с уровнем их развития».
Менее развернуто, чем в Российской Конституции, закреплены право на жизнь и право на личную свободу и неприкосновенность, объединенные финляндской Конституцией в одну статью (параграф). Как законодательный принцип уголовного права провозглашается отсутствие обратной силы уголовного закона. Принцип презумпции невиновности непосредственно в Основном Законе Финляндии не закреплен.
Гражданам Финляндии и законно проживающим в стране иностранцам предоставляется свобода передвижения и выбора места жительства, включая право свободно покидать страну. В приобретении детьми финляндского гражданства доминирует «принцип крови».
Каждому гарантируется защита частной жизни, его честь и неприкосновенность жилища, неприкосновенность переписки, телефонных переговоров, а также иных интимных сведений.
Законом могут устанавливаться исключения, необходимые для обеспечения основных свобод и
прав или для выявления преступления.
Каждому обеспечивается «свобода религии и совести», аналогичная по содержанию российской формулировке «свобода совести и вероисповедания». Состав верующих Финляндии многообразен. Самая крупная по числу верующих - Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии