Файл: Разработка управленческих решений является важным связующим элементом на этапе реализации основных функций управления планирования, организации, мотивации и контроля.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1.1 Теоретические основы принятия управленческих решений и их основные характеристики

1.2 Методы принятия управленческих решений на предприятии

1.3 Технологии принятия управленческих решений и оценка их эффективности

2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА АО РАТЕП

2.1 Общая характеристика АО РАТЕП

2.2 Анализ системы принятия оперативных управленческих решений на АО РАТЕП

2.3 Оценка технологии принятия стратегических управленческих решений

3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА АО РАТЕП

3.1 Разработка мероприятий направленных на совершенствование системы принятия управленческих решений на АО РАТЕП

3.2 Эффективность предложенных мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Кроме того, каждое управленческое решение должно отвечать следующим требованиям и условиям их разработки и внедрения:

1) соответствие УР действующему законодательству и положениям уставных документов общества-обязывает руководителей соблюдать действующее законодательство и положения уставных документов общества, утвержденные учредителями (акционерами). Действия управленческого решения и результаты его реализации не должны выходить за рамки правового поля;

2) обладают ли руководители соответствующими полномочиями (правами и обязанностями) для принятия УР – это можно сделать при четком распределении управленческих функций и путем разработки должностных инструкций для конкретной должности и положений для конкретного подразделения. Каждый менеджер должен знать свою должностную инструкцию;

3) Наличие в тексте УР четкой направленности и адресности в тексте управленческого решения представляют собой четкую цель, для достижения которой разрабатывается и реализуется УР, а также перечень конкретных исполнителей с необходимой информацией о них (наименование подразделения, должность и т.д.). В тексте УР или в приложении укажите средства, необходимые для завершения УР;

4) соответствие формы УР ее содержанию-касается организационно-правовой стороны разработки управленческого решения. Основные формы СД (приказы, распоряжения, решения и др.) изготавливаются в соответствии со стандартами информационно-библиотечного и издательского дела (СИБИД);

5) Обеспечение своевременности-исходя из того, что те решения, которые ожидаются, более востребованы. Раннее поступление или развитие СД может быть утрачено или стать ошибочным из-за изменившихся обстоятельств. Запоздалые решения могут оказаться излишними. Это требование довольно трудно выполнить;

6) текст решения не допускается противоречить самому себе или ранее реализованным решениям-он носит технический характер. Руководители иногда забывают о том, что это похоже на предыдущий операционный уровень. Новое управленческое решение может вступать в противоречие со старым, поэтому если есть несоответствие, то одно из них должно быть отменено;

7) возможность технико-экономического и организационного обоснования УР-касается технологической разработки управленческого решения. Каждая УР должна обладать реальной осуществимостью и полезными возможностями. Для достижения этой цели менеджер может воспользоваться услугами соответствующих специалистов своей компании или консалтинговых фирм. Чтобы юридически закрепить гарантию осуществимости, текст УР должен содержать визы специалистов (экспертов);


8) наличие параметров внешнего или внутреннего контроля реализации УР-подразумевает осуществление обратной связи в цепочке разработки или реализации управленческого решения. Контроль является необходимой функцией как управления, так и производства. В тексте управленческого решения должны быть указаны промежуточные и окончательные сроки контроля за ходом работ с указанием конкретных контролирующих лиц или подразделений. Результаты контроля должны быть доведены до сведения инициатора УР (субъекта принятия решения);

9) рассмотрение возможных негативных последствий при реализации УР в экономической, социальной, экологической и других сферах. Это связано со сложностью социальной системы, в которой работает менеджер. Необходимо спрогнозировать возможные негативные последствия и указать в тексте управленческого решения меры по снижению их влияния на отдельных исполнителей или компанию в целом;

10) наличие разумной возможности положительного результата-относится к активизации персонала, который будет разрабатывать или реализовывать управленческое решение 22, С.48.

Подводя итог, повторяем, что решение должно приниматься только ЛНР или органом, который имеет на это право. В противном случае решение, скорее всего, не будет выполнено. Это подразумевает требование директивного решения, которое подкрепляется силовым потенциалом ЛНР. Директивное требование является основой для получения надежного результата. Если решение принято, то необходимо обеспечить его обязательность и установить процесс контроля за его выполнением.

Таким образом, принимая во внимание заявленные требования к управленческим решениям, лицо, принимающее решение, имеет основания для достижения не только конечной цели, но и промежуточных результатов без каких-либо потерь. Это одно из условий формирования управленческой культуры, когда текущие результаты шаг за шагом обеспечивают конечный успех всей организации.

С теоретической точки зрения разработка управленческих решений рассматривается как процесс выработки информации, обеспечивающий последовательное снижение неопределенности. Поэтому целесообразно сосредоточиться на процессном подходе.

Алгоритм, описывающий процесс РУР, включает в себя несколько стадий:

1) постановку системы целей предприятия и формирование критериев эффективности;

2) системный анализ проблем и оценку альтернатив их решения в соответствии с конечными целями, которые выступают в данном случае в качестве критерия;


3) выбор из альтернативных вариантов более рационального решения в соответствии с критериями эффективности и заданными ограничениями;

4) разработку плана реализации системы решений;

5) выполнение принятых решений в рамках процесса управления производством и реализацией продукции;

6) оценку результатов и сравнение их с поставленной целью;

7) корректировку алгоритмов процесса разработки УР.

Процесс управления включает в себя все, что связано с управленческими решениями, подготовку которых можно назвать технологией разработки (принятия) решений. Это совокупность последовательно повторяющихся действий, их отдельных этапов, процедур и операций 21, С.45.

Специалисты по управлению предлагают различные схемы процесса разработки решений, которые отличаются уровнем детализации отдельных процедур и операций.

Напротив, из-за большого разнообразия ситуаций и решений на практике менеджеры не всегда придерживаются этих действий. Они основаны на специфике задачи: сложности ее решения, временной атрибутивности, информационной определенности, срочности разработки и используемых методах. Технологическая модель процесса разработки решения, показанная на рис. 1.1, является более традиционной.


Определение цели решения

Выявление проблемной ситуации и постановка цели

Определение критериев оценки результата решения

Сбор всесторонней информации выявление ограничений

Изучение вопроса

Изучение условий для эффективного решения

Разработка альтернатив решения и выбор оптимального варианта

Разработка и оценка альтернативных вариантов


Выбор оптимального решения по заданным критериям




Выбор оптимального решения по заданным критериям


Оптимизация выполнения принятого решения

Разработка плана и срока реализации решения


Назначение ответственных лиц


Инструктаж исполнителей

Контроль выполнения решения

Предупреждение отклонений, срывов выполнения решений


Возможность принятия нового решения


Рисунок 1.1 – Традиционная схема разработки и реализации управленческих решений
На первом этапе разработки решения необходимо иметь представление о том, что является неудовлетворительным и почему, и какое состояние (процесс, результат) желательно. Взаимосвязанность проблем затрудняет диагностику, поэтому структурирование проблем и их связей-это сложная, высококвалифицированная и ответственная работа. Определение целей работы и их формализация в виде каких-либо критериев (обычно они, как правило, имеют количественные критерии) задают направление решения выявленных проблем и во многом определяют результаты деятельности организации 16, С.45.

Любая работа требует ресурсов, которые всегда ограничены. Некоторые ограничения могут иметь юридический характер, некоторые могут быть связаны с распределением полномочий, а некоторые ограничения могут быть неформальными.

Определение набора альтернатив во многом является искусством управления, поскольку для этого этапа не существует формализованных методов и четких алгоритмов. Тем не менее, этому можно и нужно учиться как на собственном, так и на чужом опыте.

Четвертый этап работы является наиболее формализованным, и для него предлагается большой набор методов и рекомендаций. Достаточно подробно изучен также вопрос учета неопределенности будущих состояний системы и ее окружения.

Практически всегда реализация любой альтернативы влечет за собой некоторые негативные последствия
, поэтому выбор альтернативы (Пятый этап) является компромиссом. Из-за этого, а также из-за того, что представительство ЛНР обычно шире формальных критериев, выбранная альтернатива может оказаться не самой "лучшей".

Этап внедрения показывает качество разработанного решения и соответствует ли оно всем обязательным требованиям к управленческим решениям 15, С.45.

Обратная связь предоставляет информацию о состоянии системы до принятия решения и ходе его реализации, что позволяет вводить корректирующие действия.

Таким образом, принятие управленческих решений – это методический подход к сбору, анализу, систематизации и оценке информационных данных о существующей проблеме, требующей осуществления тех или иных действий для ее разрешения.