ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вом периоде; А амортизационный фонд на конец планируемого периода.

  1. На третьем этапе производится оценка стоимости привлечения собственного ка- питала из различных источников (внутренних и внешних). В результате такой оценки принимается управленческое решение относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов.

В качестве таковых могут выступать:

  • изменение амортизационной политики;

  • формирование эффективной политики распределения прибыли;

  • решение об увеличении уставного капитала за счет роста долей пайщиков, рас- ширения их числа или дополнительной эмиссии акций.

Самофинансирование имеет ряд преимуществ:


  1. За счет дополнительно образованного из чистой прибыли собственного капитала повышается финансовая устойчивость предприятия.

  2. Формирование собственных средств происходит стабильно в течение всего года.

  3. Минимизируются затраты по внешнему финансированию (по обслуживанию долга кредиторам).

  4. Упрощается процесс принятия управленческих решений по развитию предприя- тия за счет дополнительных инвестиций, так как источники покрытия инвестиционных затрат известны заранее.

Уровень самофинансирования предприятия зависит не только от его внутренних возможностей, но и от внешней среды (налоговой, амортизационной, бюджетной, тамо- женной и денежно-кредитной политики государства, конъюнктуры финансового рынка).

Положительные характеристики собственного капитала:


  • простота привлечения, так как решения по его увеличению (особенно за счет внутренних источников) принимают собственники и менеджеры без участия других хо- зяйствующих субъектов (например, банков);

  • сравнительно более стабильное обеспечение прибыли от всех видов деятельности корпорации, так как при использовании собственного капитала нет необходимости в уплате ссудного процента и процента по облигационным займам;

  • обеспечение финансовой устойчивости развития корпорации и ее платежеспособ- ности в долгосрочном периоде. Это достигается, прежде всего, за счет нераспределенной прибыли, которая служит источником пополнения оборотного капитала и финансирова- ния капиталовложений.

Недостатки использования только собственного капитала:


  • ограниченность привлекаемых средств при необходимости расширения масшта- бов предпринимательской деятельности;

  • более высокая стоимость собственного капитала в сравнении с альтернативными заемными источниками (дивиденд по акциям, как правило, выше процента по корпора- тивным облигациям, так как риск последних ниже);

  • дополнительная эмиссия акций, как правило, сопровождается пересмотром разме- ра уставного капитала;

  • невозможность реализации прироста рентабельности собственного капитала с помощью финансового рычага (левериджа) за счет привлечения заемных средств.

Таким образом, корпорация, использующая только собственный капитал, имеет максимальную финансовую устойчивость (коэффициент ее финансовой независимости близок к единице). Однако она ограничивает темпы своего будущего развития, так как, отказавшись от привлечения заемного капитала в период благоприятной рыночной конъ- юнктуры, лишается дополнительного источника финансирования активов (имущества). Особенно это относится к крупномасштабным инвестиционным проектам, которые часто невозможно реализовать только с помощью собственных средств.

2. Управление заемным капиталом



Эффективная финансовая деятельность организации невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить масштаб хозяйственной деятельности, обеспечить более эффективное исполь- зование собственного капитала, повысить рыночную стоимость компании. В современной отечественной хозяйственной практике объем заемных средств может существенно пре- вышать размер собственного капитала.

Структуразаемногокапитала:

    • кредиты банков;

    • заемные средства других предприятий и организаций;

    • средства от выпуска и продажи облигаций;

    • товарный (коммерческий) кредит;

    • средства внебюджетных фондов;

    • бюджетные ассигнования на возвратной основе;


-кредиторская задолженность и др.

Заемные средства предприятие может получить в виде краткосрочных кредитов для пополнения и прироста оборотных фондов: производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, средств в расчетах. Краткосрочные ссуды — это креди- ты, срок пользования которыми не превышает одного года.

К долгосрочным ссудам относятся кредиты, сроки которых превышают один год. Такие кредиты необходимы для формирования основных средств и финансовых активов. Долгосрочные ссуды направляются на кредитование строительства производственных объектов, реконструкцию, техническое перевооружение, приобретение техники, оборудо- вания и транспортных средств, организацию выпуска новой продукции, строительство объектов непроизводственного назначения.

Видытоварного(коммерческого)кредита:

  • отсрочка платежа;

  • товарный кредит с оформлением задолженности векселем;

  • открытый счет для постоянных клиентов при многократных поставках;

  • консигнация, предусматривающая поручение на реализацию товара и его опла- ту после реализации.

Внутренняя кредиторская задолженность – наиболее краткосрочный вид заемных средств, используемых на бесплатной основе, который является периодическим и, как правило, не поддается точному количественному расчету на планируемый период. В его составе:

  • задолженность по оплате труда;

  • задолженность во внебюджетные фонды;

  • задолженность по налогам перед бюджетами разных уровней;

  • задолженность по обязательному страхованию имущества и личному страхова- нию персонала;

  • задолженность по расчетам с дочерними и материнскими компаниями.

Положительные характеристики заемного капитала:


  • широкие возможности привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге заемщика (наличия ликвидного залога или гарантии платежеспособного поручителя);


  • способность обеспечения роста финансового потенциала корпорации в целях уве- личения активов при расширении объема производства и продаж;

  • возможность генерировать прирост рентабельности собственного капитала за счет эффекта финансового рычага при условии, что доходность активов превышает среднюю процентную ставку за кредит;

  • более низкая стоимость кредитов по сравнению с эмиссией акций за счет эффекта

≪налогового щита≫, поскольку проценты за краткосрочный банковский кредит относят к операционным расходам. В результате сумма этих процентов понижает величину прибы- ли для целей налогообложения.

Недостатки использования заемного капитала:


  • привлечение заемных средств в больших объемах (в форме кредитов и займов) порождает наиболее опасные для корпорации финансовые риски: кредитный, процентный, риск потери ликвидности и др.;

  • возникают дополнительные расходы по обслуживанию долга перед кредиторами;

  • высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний на кредитном рынке (особенно при долгосрочном заимствовании средств);

  • сложность процедуры привлечения заемных средств (особенно в крупных разме- рах и на срок более одного года), так как предоставление кредитных ресурсов зависит от возможностей банков, требующих залога имущества, или солидарных гарантий других хозяйствующих субъектов.

Этапыполитикиуправлениязаемнымкапиталом:

  1. На первом этапе анализируется сложившаяся практика привлечения и использо- вания заемных средств, исходя из которой принимается решение о целесообразности их использования в существующих объемах и формах. В этих целях:

  • изучается общий объем привлечения заемных средств и его динамика в сопо- ставлении с объемом активов, масштабом операционной деятельности и инвестиционны- ми программами;

  • темпы этой динамики сравниваются с темпами роста/снижения собственного капитала;

  • рассматриваются и анализируются в динамике основные формы привлечения за- емных средств (финансовый и товарный кредиты, внутренняя кредиторская задолжен- ность) и объем заимствований по длительности использования;

  • оценивается состав кредиторов и условия предоставления различных форм фи- нансового и товарного кредитов и их соответствие конъюнктуре финансового и товарного рынков;

  • изучается эффективность использования заемных средств с помощью показате- лей оборачиваемости и рентабельности.


  1. На втором этапе определяются цели привлечения заемных средств в предстоящем периоде. В качестве таковых выступают:

  • формирование недостающих объемов инвестиционных ресурсов;

  • пополнение постоянной части оборотных активов;

  • обеспечение формирования переменной части оборотных активов; при любой модели финансирования активов эта их часть полностью или частично финансируется за счет заемных средств;

  • обеспечение социальных программ.

  1. На третьем этапе определяется предельный объем заимствований. Лимит исполь- зования заемных средств в хозяйственной деятельности определяется двумя факторами:

  • эффектом финансового левериджа — механизмом управления рентабельностью собственного капитала за счет оптимизации соотношения собственных и заемных средств;

  • финансовой устойчивостью организации, в долгосрочной перспективе с позиций самого хозяйствующего субъекта и с позиций возможных его кредиторов.

  1. На четвертом этапе оценивается стоимость привлечения заемного капитала из различных источников (внешних и внутренних) и общий размер средств, необходимых для обслуживания желаемого объема заимствований.

  2. На пятом этапе определяется структура объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, и состав основных кредиторов, формируются приемле- мые условия привлечения заимствований.

  3. Обеспечение эффективного использования кредитов и своевременных расчетов по ним.