ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
безубыточности, определяется по формуле:

НР СРТБ,

ТБ ЦЕП

где ЦЕП цена единицы реализуемой продукции.

  1. Определение «предела безопасности» (или «запаса прочности») предприя- тия, то есть размера возможного снижения объема реализации продукции в стоимостном выражении, который позволяет осуществлять прибыльную операционную деятельность.

Графически формирование «предела безопасности» предприятия представлено на рисунке 2.




Чисты й доход , издержк

И

И

пост

пер
РТБ

РВОП
ПБ

Объем реализации продукции

Рисунок 2 – График формирования «предела безопасности» предприятия в процессе осуществления операционной деятельности
Предел безопасности» («запас прочности») характеризует тот объем реализации продукции, который находится в пределах между точкой запланированной (фактически достигнутой) суммы валовой операционной прибыли предприятия (ТВОПП) и точкой без- убыточности его операционной деятельности (ТБ).

В стоимостном выражении предел безопасности операционной деятельности предприятия рассчитывается по формуле

ПБС=СРВОПСРТБ,

где ПБС стоимостной объем реализации продукции предприятия, обеспечиваю- щий предел безопасности (запас прочности) его операционной деятельности;

СРВОП стоимостной объем реализации продукции, обеспечивающий формирова- ние плановой (или фактически достигнутой) суммы валовой операционной прибыли;

СРТБ стоимостной объем реализации продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности операционной деятельности предприятия.

Предел безопасности в натуральных объемах реализуемой продукции может быть определен из выражения

ПБ ПБС.

НЦЕП

Разделение операционных затрат предприятия на постоянные и переменные позво- ляет использовать механизм управления операционной прибылью, известный как «опера- ционный леверидж».

Действие этого механизма основано на том, что наличие в составе операционных затрат постоянной их части приводит к тому, что при изменении объема реализации про- дукции сумма операционной прибыли всегда изменяется более высокими темпами.

Чем выше удельный вес постоянных операционных затрат в общей их сумме, тем в большей степени предприятие способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по сравнению с темпами роста объема реализации продукции и, как следствие, генериро- вать предпринимательский риск – риск, связанный с конкретным бизнесом в его рыноч- ной нише.


Эффект операционного левериджа ОЛ) определяется по cледующим формулам:

Э ВОП; Э МП,

ОЛ ОР ОЛ

где ЭОЛ эффект операционного левериджа;

ВОП

ВОП темп прироста валовой операционной прибыли, %;

ОР – темп прироста объема реализации продукции, %; МП – маржинальная прибыль.

В целях раздельного изучения влияния на операционную прибыль прироста объема реализации продукции в натуральном выражении и изменения уровня цен на нее для определения эффекта операционного левериджа используется формула

ЭОЛ

ВОП ,

ОРН ЦЕ

где ОРН – темп прироста объема реализации продукции в натуральном выраже- нии, %;

ЦЕ темп изменения уровня средней цены на единицу продукции, %.

Проявление эффекта операционного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования для управления прибылью.

Рассмотрим основные из этих особенностей.

  1. Положительное воздействие операционного левериджа начинает проявляться только после преодоления предприятием точки безубыточности своей деятельности.

Предприятие вначале должно получить достаточный размер маржинальной прибы- ли, чтобы покрыть свои постоянные операционные расходы. При высоком удельном весе постоянных затрат точка безубыточности лежит гораздо правее при наращивании объемов реализации продукции.

  1. После преодоления точки безубыточности, чем выше удельный вес постоянных затрат, тем большей силой воздействия на прирост прибыли обладает наращивание объе- ма реализации продукции. Проиллюстрируем это на рисунке 3.






Чистый

доход,

И

И

пост

пер
РТБ

РФ Объем реализации


Чистый доход, издержки, п

пер
продукции



И

пост
РТБ

РФ Объем реализации


издерж

И
Рисунок 3 – Сравнение объема реализации продукции, обеспечивающего достиже- ние точки безубыточности, на предприятиях с различным удельным весом постоянных

операционных затрат


  1. Наибольшее положительное воздействие операционного левериджа достигается в непосредственной близости к точке безубыточности (после ее преодоления).

Из приведенного графика на рисунке 4 видно, что при одинаковых объемах приро- ста реализации продукции валовая операционная прибыль снижается при удалении пред- приятия от точки безубыточности или увеличении предела безопасности: ВОП2

ВОП1.





доход, издержки, п
2




Чистый
РТБ

Р1 Р2
Объем реализации

Рисунок 4 – Сравнение темпов прироста валовой операционной прибыли (ВОП) по мере удаления от точки безубыточности


  1. Механизм операционного левериджа имеет и обратную направленность – при любом снижении объема реализации продукции в еще большей степени будет уменьшать- ся размер валовой операционной прибыли.

Аналогично, по мере приближения к точке безубыточности в обратном направле- нии, негативный эффект операционного левериджа будет возрастать.

  1. Эффект операционного левериджа стабилен только в коротком периоде. Это объясняется тем, что постоянные операционные затраты остаются неизменными лишь временно. В процессе роста объемов реализации продукции происходит скачок постоян- ных затрат, и предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности.

Управление операционным левериджем может осуществляться путем воздействия как на постоянные, так и на переменные затраты. Сокращения постоянных операционных затрат можно достичь снижением накладных расходов (расходов на управление), реали- зацией части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов, использованием различных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность и др.

В число основных резервов экономии переменных затрат можно отнести снижение численности работников основного производства за счет роста производительности труда, сокращение размера запасов сырья, материалов и готовой продукции и так далее.


Модуль 3. Корпоративная стратегия




Тема 5. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ КОРПОРАЦИИ


  1. Сущность и содержание корпоративной стратегии

  2. Типы стратегий развития бизнеса

  3. Выбор корпоративной стратегии



    1. Сущность и содержание корпоративной стратегии


Выбор стратегии и ее реализация составляют основное содержание стратегическо- го управления. Организации нужны стратегии, чтобы знать как достичь поставленных це- лей и как выполнить миссию организации. Стратегия формируется из множества возмож- ных альтернатив, в этом процессе руководитель планирует ответы на возможные измене- ния рынка, ищет новые возможности и синтезирует различные действия и подходы, кото- рые будут использованы в различное время. Стратегия по своей природе сориентирована на действия, она отвечает на вопросы: что делать, когда делать и кто должен участвовать в этих действиях.

Стратегия представляет собой долгосрочное качественное определенное направ- ление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, систе- мы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям и осуществлению ее миссии. В качестве при- меров стратегий могут выступать:

-увеличить долю объема продаж на рынке до определенного процента, не понижая при этом цены;

-начать производство нового продукта при одновременном сокращении производ- ства другого продукта;

-проникнуть в сети распределения, контролируемые конкурентом;

-осуществить переход на групповую форму организации труда и т.д.

Стратегия организации изменяется с течением времени. Очень редко удается заранее спланировать все детали и