Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 4 – Данные самооценки участниками ЭГ и КГ мотивации учебной деятельности на констатирующем этапе
Группы | Средний балл по шкалам | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
КГ | 3,7 | 2,5 | 3 | 3,8 | 3,3 | 3,6 | 3,4 |
ЭГ | 3,6 | 2 | 2,8 | 3,9 | 3,5 | 3,6 | 3,1 |
Таблица 5 – Данные самооценки участниками ЭГ и КГ мотивации учебной деятельности (по шкалам) на констатирующем этапе
Шкалы мотивов | Группы | ||||
КГ | ЭГ | ||||
место | уровень | место | уровень | ||
Коммуникативные | 2 | высокий | 2 | высокий | |
Избегания | 7 | низкий | 6 | низкий | |
Престижа | 6 | средний | 5 | средний | |
Профессиональные | 1 | высокий | 1 | высокий | |
Творческой самореализации | 5 | средний | 3 | средний | |
Учебно-познавательные | 3 | высокий | 2 | высокий | |
Социальные | 4 | средний | 4 | средний |
Критерий «становление индивидуальности на основе ее творческой природы» креативно-личностного компонента художественно-эстетической воспитанности и «самореализация в творческой деятельности» активно-деятельностного компонента были нами диагностированы с помощью методики диагностики уровня эмпатии (И.М. Юсупова), методики «Кто Я?» (М. Куна), диагностики креативности (Е. Торренса) и методики незаконченных предложений.
Данные констатирующего этапа методики определения уровня эмпатии представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Соотношение характеристик самоописания участников ЭГ и КГ на констатирующем этапе (в % от общего количества ответов в каждой группе)
Как видно на рисунке 1, в самоописаниях подростков экспериментальной группы в большей степени, чем в КГ, преобладают индивидуальные характеристики, выраженные преимущественно в описании их черт характера (гордый, свободный, отзывчивый, эмоциональный), пристрастий (любящий природу, геймер), увлечений (спортсмен, меломан, фанат, рок-н-рольщик) и т.д.
Такие результаты говорят о ярко выраженной индивидуальности подростков, решивших заниматься театральным творчеством, их сильном стремлении к самораскрытию, а также демонстративности, свойственной творческим личностям. Однако сильный пропорциональный дисбаланс между объективными и индивидуальными характеристиками в сторону последних в ЭГ говорит как о наличии выраженной индивидуальности, так и сложностях в выполнении правил, которые исходят от тех или иных социальных ролей, а также в некоторых случаях при отсутствии объективных характеристик (41,7% подростков ЭГ) о возможном кризисе идентичности или инфантильности личности. Это подтверждается малым количеством профессиональных самоописаний в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой.
Анализ индивидуальных характеристик позволил выделить следующие особенности в личностных самоописаниях подростков обеих групп.
Во-первых, активное использование метафорических самоописаний (как отдельными словами, так и словосочетаниями). При этом подростки ЭГ в большей степени склонны к использованию метафор – 79,2% всех характеристик этой группы, относительно КГ – 29,6%.
Примеры метафорических описаний по данным КГ и ЭГ: грусть; фиалка; зима; дождь; планктон; тишина; радуга; пирожок; ведьма; часть искусства; одинокий цветок; тот, кто спас мир; вещь в себе; маска; черная дыра; бесконечность; вода; огонь; старичок-боровичок; цепь жизни; хаотическое движение; таблетка счастья.
Во-вторых, самоописание личных ресурсов (черт характера, позволяющих добиваться поставленных целей). Например, упорный, трудолюбивый, сильный, старательный и т.п. Описание личных ресурсов, встречающееся у подростков ЭГ – 16,7% и КГ – 14,8%.
В-третьих, присутствие в самоописаниях личностных характеристик, связанных с творчеством. К таким характеристикам относятся:
– самооценка творческих возможностей (способный, талантливый и пр.);
– ориентация на рефлексию и познание мира (познающий, ищущий, думающий, наблюдающий, мыслитель, философ и пр.);
– творческое восприятие мира (романтик, мечтатель, эстет, идеалист и пр.);
– деятельное творческое Я – характеристика себя в качестве создателя творческого продукта (творец, создающий, выдумщик, фантазер).
Данные констатирующего эксперимента показывают, что творческие характеристики представлены в самоописаниях подростков контрольной и экспериментальной групп примерно в равной степени и малом количестве. У подростков КГ – 7,5 % всех самоописаний, ЭГ – 6%.
Уровень креативности был диагностирован нами с помощью методики Е. Торренса. Креативность, согласно Торренсу, это чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации. Креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений.
Подросткам было предложено два рисуночных теста, время выполнения задания не ограничивалось. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывался. При обработке результатов всего теста была сделана оценка по пяти показателям: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий». «Беглость» характеризует творческую продуктивность человека. «Оригинальность» – самый значимый показатель креативности.
Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления.
«Абстрактность названия» выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. «Сопротивление замыканию» отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею».
«Разработанность» отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Данные констатирующего этапа отражены в таблице 6.
Таблица 6 – Уровень креативности у участников ЭГ и КГ на констатирующем этапе (в числах и %)
Группы | Уровень креативности | ||||||
ниже нормы | норма | выше нормы | |||||
КГ | 8 | 29,5% | 17 | 63% | 2 | 7,5% | |
ЭГ | 6 | 25% | 18 | 75% | – | – |
В среднем, подростки обеих групп набрали следующее количество баллов: КГ – 29,5, ЭГ – 25; что соответствует среднему уровню креативности (несколько ниже нормы). При этом в распределении факторов креативности, во всех группах самый высокий показатель, на втором месте в КГ и ЭГ – сопротивление замыканию, затем оригинальность. Самые низкие показатели в обеих группах по фактору абстрактность названия.
Модифицированная методика «Незаконченные предложения» применялась с целью изучения имеющихся у подростков представлений о себе (творческая направленность в личностных вопросах). Качественный анализ позволяет все высказывания разделить на три группы по типу эмоциональных реакций:
1) конструктивные реакции, отражающие ориентацию на саморазвитие, самоутверждение личности, самоопределение, конструктивное общение, внимание к родителям и близким;
2) конфликтные реакции, содержанием которых является чувство вины, недовольство собой и окружающими, агрессия, пессимизм и разочарованность;
3) нейтральные реакции, которые не позволяют судить об эмоциональном состоянии человека, так как он не смог или не захотел пойти на самораскрытие, отделавшись шуткой или ничего не значащей фразой.
В результате мы получили следующие данные, что подростки обеих групп находятся примерно в равной степени открытости, но подростки экспериментальной группы в большей степени имеют положительный эмоциональный фон.
Анализ данных, полученных с помощью методики «Незаконченные предложения», позволил выделить следующие личностные особенности подростков:
– внимание к творчеству (творческая самореализация);
– самопознание и саморазвитие;
– присутствие «глобальных» жизненных целей (желание стать счастливым, познать мир, изменить мир к лучшему, альтруизм, стремление достичь гармонии и т.п.);
– внимание к семье, близким (желание сделать счастливыми близких, родителей);
– профессиональная самореализация (самоутверждение, стремление к успеху);
– страх одиночества, смерти (страх быть ненужным, невостребованным и т.п.).
Из полученных данных стало известно, что для подростков экспериментальной группы более характерны «глобальные» жизненные цели, связанные с их стремлением быть счастливыми, достичь гармонии с собой и с окружающим миром, а также проявлять внимание к семье и близким.