Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 4 – Данные самооценки участниками ЭГ и КГ мотивации учебной деятельности на констатирующем этапе

Группы

Средний балл по шкалам

1

2

3

4

5

6

7

КГ

3,7

2,5

3

3,8

3,3

3,6

3,4

ЭГ

3,6

2

2,8

3,9

3,5

3,6

3,1


Таблица 5 – Данные самооценки участниками ЭГ и КГ мотивации учебной деятельности (по шкалам) на констатирующем этапе


Шкалы мотивов


Группы

КГ

ЭГ

место

уровень

место

уровень

Коммуникативные

2

высокий

2

высокий

Избегания

7

низкий

6

низкий

Престижа

6

средний

5

средний

Профессиональные

1

высокий

1

высокий

Творческой

самореализации

5

средний

3

средний

Учебно-познавательные

3

высокий

2

высокий

Социальные

4

средний

4

средний


Критерий «становление индивидуальности на основе ее творческой природы» креативно-личностного компонента художественно-эстетической воспитанности и «самореализация в творческой деятельности» активно-деятельностного компонента были нами диагностированы с помощью методики диагностики уровня эмпатии (И.М. Юсупова), методики «Кто Я?» (М. Куна), диагностики креативности (Е. Торренса) и методики незаконченных предложений.


Данные констатирующего этапа методики определения уровня эмпатии представлены на рисунке 1.




Рисунок 1 – Соотношение характеристик самоописания участников ЭГ и КГ на констатирующем этапе (в % от общего количества ответов в каждой группе)

Как видно на рисунке 1, в самоописаниях подростков экспериментальной группы в большей степени, чем в КГ, преобладают индивидуальные характеристики, выраженные преимущественно в описании их черт характера (гордый, свободный, отзывчивый, эмоциональный), пристрастий (любящий природу, геймер), увлечений (спортсмен, меломан, фанат, рок-н-рольщик) и т.д.

Такие результаты говорят о ярко выраженной индивидуальности подростков, решивших заниматься театральным творчеством, их сильном стремлении к самораскрытию, а также демонстративности, свойственной творческим личностям. Однако сильный пропорциональный дисбаланс между объективными и индивидуальными характеристиками в сторону последних в ЭГ говорит как о наличии выраженной индивидуальности, так и сложностях в выполнении правил, которые исходят от тех или иных социальных ролей, а также в некоторых случаях при отсутствии объективных характеристик (41,7% подростков ЭГ) о возможном кризисе идентичности или инфантильности личности. Это подтверждается малым количеством профессиональных самоописаний в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой.

Анализ индивидуальных характеристик позволил выделить следующие особенности в личностных самоописаниях подростков обеих групп.

Во-первых, активное использование метафорических самоописаний (как отдельными словами, так и словосочетаниями). При этом подростки ЭГ в большей степени склонны к использованию метафор – 79,2% всех характеристик этой группы, относительно КГ – 29,6%.

Примеры метафорических описаний по данным КГ и ЭГ: грусть; фиалка; зима; дождь; планктон; тишина; радуга; пирожок; ведьма; часть искусства; одинокий цветок; тот, кто спас мир; вещь в себе; маска; черная дыра; бесконечность; вода; огонь; старичок-боровичок; цепь жизни; хаотическое движение; таблетка счастья.

Во-вторых, самоописание личных ресурсов (черт характера, позволяющих добиваться поставленных целей). Например, упорный, трудолюбивый, сильный, старательный и т.п. Описание личных ресурсов, встречающееся у подростков ЭГ – 16,7% и КГ – 14,8%.

В-третьих, присутствие в самоописаниях личностных характеристик, связанных с творчеством. К таким характеристикам относятся:


– самооценка творческих возможностей (способный, талантливый и пр.);

– ориентация на рефлексию и познание мира (познающий, ищущий, думающий, наблюдающий, мыслитель, философ и пр.);

– творческое восприятие мира (романтик, мечтатель, эстет, идеалист и пр.);

– деятельное творческое Я – характеристика себя в качестве создателя творческого продукта (творец, создающий, выдумщик, фантазер).

Данные констатирующего эксперимента показывают, что творческие характеристики представлены в самоописаниях подростков контрольной и экспериментальной групп примерно в равной степени и малом количестве. У подростков КГ – 7,5 % всех самоописаний, ЭГ – 6%.

Уровень креативности был диагностирован нами с помощью методики Е. Торренса. Креативность, согласно Торренсу, это чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации. Креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений.

Подросткам было предложено два рисуночных теста, время выполнения задания не ограничивалось. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывался. При обработке результатов всего теста была сделана оценка по пяти показателям: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий». «Беглость» характеризует творческую продуктивность человека. «Оригинальность» – самый значимый показатель креативности.

Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления.

«Абстрактность названия» выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. «Сопротивление замыканию» отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею».

«Разработанность» отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Данные констатирующего этапа отражены в таблице 6.

Таблица 6 – Уровень креативности у участников ЭГ и КГ на констатирующем этапе (в числах и %)

Группы

Уровень креативности

ниже нормы

норма

выше нормы

КГ

8

29,5%

17

63%

2

7,5%

ЭГ

6

25%

18

75%







В среднем, подростки обеих групп набрали следующее количество баллов: КГ – 29,5, ЭГ – 25; что соответствует среднему уровню креативности (несколько ниже нормы). При этом в распределении факторов креативности, во всех группах самый высокий показатель, на втором месте в КГ и ЭГ – сопротивление замыканию, затем оригинальность. Самые низкие показатели в обеих группах по фактору абстрактность названия.

Модифицированная методика «Незаконченные предложения» применялась с целью изучения имеющихся у подростков представлений о себе (творческая направленность в личностных вопросах). Качественный анализ позволяет все высказывания разделить на три группы по типу эмоциональных реакций:

1) конструктивные реакции, отражающие ориентацию на саморазвитие, самоутверждение личности, самоопределение, конструктивное общение, внимание к родителям и близким;

2) конфликтные реакции, содержанием которых является чувство вины, недовольство собой и окружающими, агрессия, пессимизм и разочарованность;

3) нейтральные реакции, которые не позволяют судить об эмоциональном состоянии человека, так как он не смог или не захотел пойти на самораскрытие, отделавшись шуткой или ничего не значащей фразой.

В результате мы получили следующие данные, что подростки обеих групп находятся примерно в равной степени открытости, но подростки экспериментальной группы в большей степени имеют положительный эмоциональный фон.

Анализ данных, полученных с помощью методики «Незаконченные предложения», позволил выделить следующие личностные особенности подростков:

– внимание к творчеству (творческая самореализация);

– самопознание и саморазвитие;

– присутствие «глобальных» жизненных целей (желание стать счастливым, познать мир, изменить мир к лучшему, альтруизм, стремление достичь гармонии и т.п.);

– внимание к семье, близким (желание сделать счастливыми близких, родителей);

– профессиональная самореализация (самоутверждение, стремление к успеху);

– страх одиночества, смерти (страх быть ненужным, невостребованным и т.п.).

Из полученных данных стало известно, что для подростков экспериментальной группы более характерны «глобальные» жизненные цели, связанные с их стремлением быть счастливыми, достичь гармонии с собой и с окружающим миром, а также проявлять внимание к семье и близким.