Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По показателям мотивации учебно-творческой деятельности в театре- студии сложилась следующая картина. У подростков КГ в сфере мотивации учебной деятельности преобладающими стали профессиональные мотивы (3,5; уровень высокий), также выросли учебно-познавательные мотивы (3,4), мотивы престижа (2,1).
В ЭГ выросли показатели профессиональных мотивов (4,3) и мотивов творческой самореализации (4,2), такие же высокие показатели сохранились по группам коммуникативных (3,7) и учебно-познавательных мотивов (3,7), немного уменьшились показатели социальных мотивов (3) и мотивов избегания (1,8).
На основе анализа данных мотивации занятия театральным творчеством, на основе разработанной нами анкеты для участников театральных коллективов, мы выявили следующее.
В КГ на высоком уровне находятся следующие группы мотивов: на первом месте – эмоциональные мотивы (84%), на втором месте – коммуникативные (74%). На среднем уровне – познавательные и саморазвития (67%), самоутверждения и социальные (52%).
В ЭГ на высоком уровне находятся мотивы саморазвития (92%), познавательные (88%), эмоциональные (79%), коммуникативные (75%), на среднем – самоутверждения и социальные (55%).
Таким образом, подростки ЭГ более направлены на процесс самораскрытия и самопознания и в целом более высоко оценивают собственную мотивацию занятия в театре-студии.
На формирующем этапе выявилась положительная динамика развития эмпатии, выраженная в отсутствии подростков с низким уровнем в обеих группах, что может говорить о влиянии театрального искусства на данный процесс. Однако в ЭГ увеличилось число подростков с высоким уровнем (33,3%, 8 человек), тогда как количество подростков с высоким уровнем эмпатии в КГ осталось прежнем. Также было выявлено, что подростки ЭГ проявляют высокий уровень эмпатии по отношению к незнакомым людям (25%), героям художественных произведений (20,8%), и детям (20,8%), а подростки КГ – к родителям (33,3%), детям (11,1%), и животным (7,4%), что также свидетельствует о художественно-эстетической направленности подростков ЭГ в развитии эмпатийной сферы.
Анализ данных эксперимента показал, что у подростков в процессе театрального творчества активно развивается представление о себе как субъекте художественно-творческой деятельности, творческого Я. В таблице 8 представим распределение участников по уровням художественно-эстетической воспитанности в начале и конце эксперимента.
Таблица 8 – Распределение участников по уровням художественно-эстетической воспитанности в начале и конце эксперимента (в числах и % от общего числа по ЭГ и КГ)
Группы | Уровни | ||||||||||||
В начале: | В итоге: | ||||||||||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | ||||||||
число | % | число | % | число | % | число | % | число | % | число | % | ||
КГ | 11 | 40,7 | 14 | 51,8 | 2 | 7,5 | 8 | 29,6 | 16 | 59,3 | 3 | 11,1 | |
ЭГ | 10 | 41,7 | 11 | 45,8 | 3 | 12,5 | – | – | 14 | 58,3 | 10 | 41,7 |
Сравнительный анализ динамики формирования художественно- эстетической воспитанности позволил сделать вывод о том, что театральное творчество в целом способно оказывать положительное воздействие на данный процесс. Об этом свидетельствует значительное по сравнению с констатирующим экспериментом количество подростков, перешедших на более высокий уровень. Однако при сопоставительном анализе результатов у участников двух театральных коллективов нами установлен гораздо больший уровневый прирост у студийцев театра-студии «Старая школа». На основании этого можно констатировать, что результаты опытно-экспериментальной работы по реализации выявленных нами педагогических условий, способствующих эффективности процесса художественно-эстетического воспитания подростков в театре-студии «Старая школа», демонстрируют высокую положительную динамику сформированности всех его компонентов по соответствующим критериям и показателям.
Таким образом, опираясь на результаты теоретической и эмпирической работы исследования, нами была разработана модель реализации педагогического потенциала театра-студии в процессе формирования эстетических качеств личности подроста.
Теоретическое обоснование сущности и специфики художественно- эстетического воспитания позволило нам выделить компонентный состав художественно-эстетической воспитанности личности, а также критерии и соответствующие им показатели:
– развитое художественно-эстетическое сознание (художественно- творческая познавательная активность, понимание и интерпретация языка искусства, интегрально-синтетическое отражение картины мира в художественных образах);
– субъектная самоактуализация в системе духовно-нравственных ценностей (ценностные ориентации на духовно-эстетические идеалы мировой культуры, мотивационная рефлексия как основа художественно-эстетической деятельности, индивидуальная саморегуляция в системе общечеловеческих ценностей);
– становление индивидуальности на основе ее творческой природы (развитие эмпатии, самоидентификация как творчески активного субъекта, развитие креативности в решении художественно-эстетических задач);
– творческая самореализация в театральной деятельности (владение способами и приемами осуществления творческой деятельности в сфере театрального искусства, самостоятельность в воплощении художественно- эстетических идей в процессе творческой деятельности, глубина и сложность создаваемых художественных образов). На основе сформулированных критериев и показателей, с помощью ряда диагностических методов нами было произведено измерение уровня художественно-эстетической воспитанности подростков в процессе творческой деятельности в театре-студии и выявлено три уровня сформированности данной системы: низкий (фрагментарный, обыденный), средний (достаточный, информативный) и высокий (интегративный, творческий).
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил определить у подростков исходный уровень художественно-эстетической воспитанности и сделать вывод о том, что у большей половины опрошенных преобладает низкий уровень сформированности компонентов художественно-эстетического воспитания, и выделить приоритетные направления дальнейшей педагогической деятельности в театре-студии.
В ходе технологической реализации разработанной модели в театре- студии «Старая школа», а также использования комплекса педагогических условий (в составе: группы условий организации художественно-творческого процесса в театре-студии, группы условий социально-педагогического взаимодействия в театральном коллективе, группы условий художественно- эстетического саморазвития личности) у подростков экспериментальной группы в процессе их творческой деятельности в театре-студии постепенно происходили положительные изменения. В частности, повышалась осознанная направленность к самопознанию своей творческой природы и самореализацию своей творческой индивидуальности, воспитанию в себе гармоничного позитивного мироотношения на основе глубоких эстетических переживаний. Воспитание ценностно-смысловой ориентации на высокие идеалы мировой культуры помогло развить умение управлять своим поведением на основе морально-нравственных норм, принятых в обществе, способности к самоконтролю и самокоррекции.
Заключение
Проведённое научное исследование выявления влияния театра на формирование эстетических качеств личности подростков, позволяет сделать ряд выводов.
Выявленные в исследовании теоретико-методологические подходы: (культурологический (М.А. Ариарский, В.Н. Всеволодский-Гернгросс, П.А. Марков, Е.Ю. Стрельцова), аксиологический (М.С. Каган, И.С. Кон, Е.П. Торренс), системно-деятельностный (В.П. Беспалько, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), личностно-ориентированный (Г.К. Селевко, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев), акмеологический (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина)) позволяют всесторонне изучать феномен театра в контексте решения задач художественно-эстетического воспитания современных подростков.
На основе сравнительно-сопоставительного анализа работ по театроведению и театральной педагогике (К.Е. Антарова, А.Г. Буров, Е.Б. Вахтангов, М.А. Голодов, Б.Г. Голубовский, П.М. Ершов, З.Я. Корогодский, К.С. Стани- славский, Л.А. Сулержицкий, А.Ю. Титов, В.А. Тришин и др.) в исследовании установлено, что театр-студия является универсальным учебно-творческим объединением, созданным для реализации художественно-эстетических задач на основе единства идейно-художественных и педагогических принципов. Массовое распространение театров-студий в отечественной художественно-творческой практике, результатом которого стало студийное театральное движение, позволяет рассматривать театр-студию как особое социально-культурное явление, определяющее эвристический характер художественно-творческой деятельности в парадигме художественно-эстетического воспитания личности в студийном театральном коллективе.
При этом основными социально-культурные функциями театра-студии являются:
– субъектоформирующая (взаимное формирование коллектива и личности как субъектов творческой деятельности);
– поисково-исследовательская (создание особой культурной среды общения и творчества: эстетический эксперимент в области репертуара, формы, выразительных средств, контактов со зрителем);
– культуротворческая (освоение ценностей культуры, вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, создание условий для развития и реализации творческого потенциала личности);