ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 280

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Один из людей, равнодушных к мирским благам, как-то сказал: «Я не знал, что человек, слышавший о Рае и Аде, может проводить хоть небольшой промежуток времени, не демонстрируя покорность Аллаху посредством поминания Его, молитвы, чтения Корана или совершения благих дел». Один человек сказал ему: «Поистине, я много плачу». Он же сказал в ответ: «Если бы ты смеялся, признавая при этом грех свой, это было бы лучше для тебя, чем плакать, будучи уверенным в безупречности деяний своих, ибо поистине, деяния того, кто уверен в их безупречности, не поднимаются выше головы его». Тот человек сказал: «Дай же мне наставление».

Он сказал: «Оставь мир этот его приверженцам, подобно тому, как они оставили мир вечный его приверженцам, и будь в этом мире как пчела: когда она ест, то ест благое, когда кормит, то кормит благим, и когда опускается на что-то, то не ломает его и не повреждает.

См. "Фаваид"

ДОСТОИНСТВО СПРАВЕДЛИВЫХ ПРАВИТЕЛЕЙ

Благодаря справедливым правителям поддерживается безопасность на дорогах и благополучная жизнь в мире. К ним обращается за помощью слабый, благодаря им оказывается униженным притеснитель и обретает безопасность боящийся. Благодаря им применяются установленные Шариатом наказания и предотвращается нечестие. Они побуждают к одобряемому и удерживают от порицаемого. Благодаря им осуществляется правление согласно Корану и Сунне и тушится пламя нововведений и заблуждения.

Именно для этих людей будут установлены возвышенности из света по правую руку от Милостивого в Судный день, и они пребудут на них. А несправедливых правителей в это время будет жечь солнце, и они будут все в поту и понесут на своих слабых спинах тяжкое бремя своих несправедливостей в День, который будет продолжаться пятьдесят тысяч лет, после чего каждый из них увидит свой путь – либо в Рай, либо в Огонь.

Пророк сказал: «Справедливые пребудут на возвышенностях из света по правую руку от Милостивого, Благодатен Он и Возвышен, а обе Руки Его – правые. Это те, которые справедливы в своем правлении, а также по отношению к своим близким и в том, что поручено им».

И от него передается: «Поистине, самым любимым из творений для Аллаха и самым близким к Нему по своему положению в Судный день будет справедливый правитель. И поистине, самым ненавистным для Аллаха и самым далеким от Него по своему положению в Судный день будет несправедливый правитель».

Или же он сказал нечто подобное.


Справедливые правители составляют одну из семи категорий людей, которых Аллах укроет в тени Трона Своего в День, когда не будет иной тени, кроме тени Его. Подобно тому, как в этом мире люди пребывали под сенью их справедливости, они пребудут в тени Трона Милостивого в Судный день. Тень за тень – таково справедливое воздаяние.

И даже если бы у них не было иных достоинств и почета, кроме того, что обитатели небес и земли и птицы в воздухе призывают на них благословение, просят прощения для них и обращаются к Аллаху с мольбами за них, а несправедливых правителей проклинают между небесами и землей, даже животные и птицы, так же как обучающего людей благому благословляют Аллах и ангелы Его, а скрывающего знание и верное руководство, ниспосланные Аллахом, и побуждающего к их сокрытию проклинают Аллах и ангелы Его и другие проклинающие…

Всего этого было бы достаточно для высокого и почетного положения: правитель пребывает на ложе своем и вершит благое, и благие дела записываются в свитке его, и число их все увеличивается – до тех пор, пока он поступает справедливо. Один час такого правителя лучше несколько лет поклонения других. Куда до него тому, кто несправедлив к пастве своей и притесняет ее, за что Аллах делает Рай запретным для него, а Огонь – обязательным для него?

Достаточно в качестве достоинства и почета для такого правителя того, что его справедливость избавляет его от мольбы притесненного. Как сказано в одном предании: «О обольщенный правитель-тиран! Поистине, Я послал тебя не для того, чтобы ты собирал мирские блага, но Я послал тебя для того, чтобы не приходила ко Мне мольба притесненного. Поистине, Я послал тебя не для того, чтобы ты собирал мирские блага! Поистине, Я не стану преграждать путь этой мольбе, даже если исходить она будет от неверующего».

Куда до того, кто спит, а люди бодрствуют, обращаясь к Аллаху с мольбами за него, тому, из-за которого люди не спят, обращаясь к Аллаху с мольбами против него?..

См. «Тарик аль-хиджратейн»

ПЛОДЫ ПОКОРНОСТИ В ЭТОМ МИРЕ

Всевышний Аллах сказал:

«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (16:97).

Это сообщение Правдивейшего, и Его сообщения для верующих в Него – бесспорная истина. Всякому, кто совершал благие деяния, будучи верующим, Аллах непременно дарует благую жизнь в соответствии с его верой и деяниями.



Однако недалекие и невежественные люди ошибочно понимают эту жизнь, полагая, что подразумевается наслаждение разными видами пищи, питья, одежды и удовлетворения страсти, или же имеется в виду удовольствие, приносимое главенством, имуществом, победой над врагами и разнообразными мирскими наслаждениями.

Не приходится сомневаться в том, что эти виды наслаждения испытывают и животные – более того, зачастую животные испытывают даже больше этих наслаждений, чем человек. И тот, у кого нет наслаждений, кроме тех, которые делят с ним дикие звери, домашние животные и скотина, относится к числу тех, к которым взывают из далекого места.

Куда этим наслаждениям до наслаждения, которое, проникнув в сердце, отдаляет человека от сыновей, женщин, родных мест, имущества, братьев и жилищ, так что он с довольством покидает все это и отходит от всего этого и преодолевает неприятное и трудное, наслаждаясь этим, ощущая простор в груди, спокойно воспринимая убийство сына, отца, спутницы жизни и брата, и порицания порицающих не оказывают на него влияния.

Доходит до того, что один из них встречает грудью копье со словами: «Преуспел я, клянусь Господом Каабы!». А другому кажется, что жизнь его слишком затянулась – настолько, что он бросает пищу из рук своих со словами: «Поистине, если я потерплю, пока не доем это, это будет слишком долгая жизнь!» - после чего бросается навстречу смерти, преисполненный радости. А другой говорит, несмотря на бедность свою: «Если бы правители и сыновья правителей знали о нашем положении, то они набросились бы на нас своими мечами, лишь бы обрести это».

А другой говорит: «Поистине, бывают такие времена, когда сердце готово пуститься в пляс от радости».

Один знающий сказал: «Поистине, бывают такие времена, когда я говорю: «Если обитатели Рая испытывают нечто подобное, то жизнь их действительно благая».

Пророк сказал, запрещая людям пост в течении нескольких дней без разговения и отвечая на их слова: «Но ведь ты поступаешь так!»: «Поистине, я не подобен вам. Поистине, я при Господе моем, и Он кормит меня и поит».

Размышляющий над этими словами Пророка понимает, что речь идет о пище духовной, а также о разных видах радости и наслаждения, в чем Посланник Аллаха достиг наивысшего предела. А другие, обретя даже ничтожную долю этого, начинают считать, что владеть всем миром с его наслаждениями – ничто по сравнению с этим – более того, это всего лишь нечто ложное, обольщение.


См. «Мифтах дар ас-са’ада»

ОЩУЩЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОКОРНОСТИ И ОСЛУШАНИЯ

Сердца приверженцев нововведений и отвернувшихся от Корана, беспечных в своем отношении к Аллаху и ослушников попадут в ад земной жизни прежде попадания в Ад настоящий. А сердца благочестивых пребудут в наслаждении, прежде чем испытают величайшее наслаждение:

«Поистине, благочестивые непременно окажутся в блаженстве. Поистине, грешники окажутся в Огне» (82:13-14).

Это относится ко всем трем обителям, а не к одному только миру вечному, хотя в наиболее полной мере и наиболее совершенном виде это проявится именно там, тогда как в промежуточном мире (барзахе) это проявление будет слабее. Как сказал Всевышний Аллах:

«Поистине, несправедливым уготованы мучения и перед этим» (52:47).

Всевышний Аллах сказал: «Они говорят: «Когда же сбудется это обещание, если вы говорите правду?» Скажи: «Возможно, некоторое из того, что вы торопите, уже настигает вас» (27:71-72).

А в этом мире это проявляется в еще более слабой форме, чем в барзахе. Однако в нашем мире нам мешает почувствовать это погруженность в опьянение страстями и стремление обогнать от себя мысли об этом и не размышлять на эту тему.

Бывает, что раб Аллаха испытывает вполне ощутимую телесную боль, и при этом он старается не думать о ней, не обращать на нее внимание и занять себя чем-то иным, дабы не чувствовать ее, а если бы он не делал этого, то закричал бы от силы этой боли. Так что говорить о мучениях и боли сердец?

Всевышний Аллах сделал так, что благие деяния и покорность Ему оказывают желанное, приятное и благое влияние в этом мире. Они приносят человеку несравненно большее наслаждение, нежели ослушание. И Он сделал так, что скверные деяния и ослушание приносят боль и влекут за собой неприятные последствия, которые во много раз сильнее наслаждения, доставляемого этим ослушанием.

Ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Поистине, благое дело приносит свет сердцу, сияние лицу, силу телу, увеличение удела и внушение сердцам творений любовь (к вершащему его). И поистине, ослушание приносит черноту лицу, мрак сердцу, слабость телу, уменьшение удела и внушает сердцам творений ненависть (к вершащему их)».

Человек проницательный знает все это и видит это в себе и в других.

Не оказывается раб в скверном положении иначе как за грех, а то, что Аллах прощает, больше.

Всевышний Аллах сказал: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (42:30).


И Всевышний Аллах сказал лучшему из Своих творений и сподвижникам Своего пророка, мир ему и благословение Аллаха:

«Когда несчастье постигло вас после того, как вы причинили вдвое большее несчастье, вы сказали: «Откуда все это?» Скажи: «От вас самих» (3:165).

И Всевышний сказал: «Все хорошее, что постигает тебя, приходит от Аллаха. А все плохое, что постигает тебя, приходит от тебя самого» (4:79).

Под хорошим и плохим подразумеваются соответственно милости и трудности, приходящие к рабу Аллаха от Него.

Причиной всякого недостатка, беды и зла в этом мире и в мире вечном являются грехи и противоречие велениям Господа, и нет в мире иного зла, кроме грехов и последствий, которые они влекут за собой.

Влияние благих и скверных деяний на сердца, тела и имущества мы постоянно наблюдаем в нашем мире, и ни один здравомыслящий человек не отрицает его. Это явление известно верующему и неверующему, благочестивому и нечестивому.

Созерцание рабом Аллаха этого в самом себе и в других, а также размышление над этим относится к тому, что укрепляет его веру в то, что принесли посланники, и в награду и наказание. Это справедливость, наблюдаемая и осязаемая в нашем мире, и награда и наказание уже в этом мире, указывающие на нечто более великое тому, кто обладает проницательностью.

Как сказал один человек: «Если мне случится совершить и я не поспешу раскаяться, то я ожидаю скверных последствий этого греха. И если постигает меня то, чего я ожидал, или более значимое или менее значимое, то спасением моим становятся слова «Свидетельствую, что нет (истинного) божества, кроме Аллаха» и «Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха».

Это относится к свидетельствам веры, ибо, поистине, когда правдивый сообщает тебе, что если ты будешь делать то-то и то-то, то тебя постигнет из неприятного то-то и то-то, и всякий раз, как ты делаешь нечто подобное, тебя постигает то неприятное, о котором тебя предупреждали, то это не добавит тебе ничего, кроме убежденности в правдивости сообщившего тебе об этом. Однако (понимание этого) есть не у всех. Большинство людей позволяют грехам покрывать сердце свое и при этом не видят и не чувствуют ничего подобного.

Бывает, что в сердце есть свет веры и при этом грехи и ослушание бушует в нем, подобно ураганному ветру, то есть оно знает и то, и другое. Оно видит положение лампы веры своей под воздействием этих ураганных ветров и сравнивает себя с плывущим по морю в сильный шторм, переворачивающий корабль, - особенно в тот момент, когда корабль разлетается на части. Человек остается на его деревянном обломке, и волны швыряют его. Так же чувствует себя верующий, когда совершает грехи, если Аллах желает ему блага. Если же Он желает ему иного, то сердце его оказывается совсем в ином месте.