ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 285

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ибн Мас‘уд сказал: «Кто даёт людям фетву по каждому вопросу, который они задают ему, тот сумасшедший». От Ибн ‘Аббаса передаётся нечто подобное.

Хусайн аль-Асади сказал: «Поистине, один из вас даёт фетву по такому вопросу, что, если бы его задали ‘Умару ибн аль-Хаттабу, он собрал бы для его решения участников битвы при Бадре».

От аль-Хасана аль-Басри и аш-Ша‘би передаются подобные высказывания.

Аль-Хаким передаёт сообщение с иснадом до Мухаммада ибн ‘Аджляна такое сообщение: «Если учёный не говорит: “Я не знаю”, он подвергает себя смертельной опасности».

Нечто подобное передаётся от Ибн ‘Аббаса.

Абу ‘Умар рассказывает об аль-Касиме ибн Мухаммаде, что к нему пришёл один человек и спросил его о чём-то и он сказал: «Я не знаю». Тот же стал говорить: «Поистине, меня отправили к тебе и никого другого я не знаю». Аль-Касим сказал: «Не смотри на длину бороды моей и множество людей вокруг меня. Клянусь Аллахом, я не разбираюсь в этом». Тогда один пожилой курайшит, сидевший рядом с ним, сказал: «О сын брата моего, ответь, ибо, клянусь Аллахом, я не видел на собрании отца твоего подобного дня». Аль-Касим сказал: «Чтобы мне отрезали язык желаннее для меня, чем говорить о том, чего я не знаю».

Абу ‘Умар передаёт от Ибн ‘Уяйны и Сахнуна: «Легче всего дают фетву те люди, у которых меньше всего знаний».

Малик ибн Анас сказал: «Прежде чем отвечать на вопрос, следует напомнить душе своей, что она попадёт либо в Рай, либо в Ад, и о том, как ей спастись в мире вечном».

Ему задали вопрос и он сказал: «Я не знаю». Ему сказали: «Это же не очень важный и лёгкий вопрос». Тогда он разгневался и сказал: «В знании нет ничего маловажного. Разве не слышали вы слова Всевышнего: “Мы непременно ниспошлём тебе весомые слова” (73:5)? Всё знание весомое и особенно то, о чём люди будут спрошены в Судный день».

И он сказал: «Сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) затруднялись отвечать на некоторые вопросы, и человек из их числа не отвечал, пока не спрашивал мнение товарища, и это несмотря на благоразумие, которое им было даровано, содействие Всевышнего и чистоту. А что говорить о нас, чьи сердца покрыты грехами?»

Абду-р-Рахман ибн Махди сказал: «Один человек пришёл к Малику и в течении нескольких дней спрашивал его о чём-то, но тот не отвечал ему. И вот он сказал: “О Абу ‘Абду-р-Рахман, поистине, я собираюсь отправиться в путь, ибо я уже долго наведывался к тебе”. Он надолго опустил голову, а потом поднял её и сказал: “Как пожелал Аллах, о такой-то. Поистине я говорил о том, благодаря чему надеюсь обрести благо [в мире вечном]. И поистине, я не разбираюсь в этом твоём вопросе”».


Аш-Шафи‘и как-то задали вопрос и он промолчал. Ему сказали: «Почему бы тебе не ответить, да помилует тебя Аллах?» Он ответил: «Я стараюсь понять, что лучше: промолчать или ответить».

Са‘ид ибн аль-Мусайяб, давая фетву или говоря что-нибудь, почти всегда говорил: «О Аллах, убереги меня и убереги от меня!»

Сахнун сказал: «Несчастнейший из людей — тот, кто продаёт свой мир вечный за мирские блага. Но ещё более несчастен тот, кто продаёт свой мир вечный за чужие мирские блага».

Он сказал: «Мне случалось видеть такого дающего фетвы: приходит к нему человек, совершивший грех, связанный с женой его или невольником его, и тот говорит ему: “Никакого искупления не требуется”. И он уходит и продолжает наслаждаться женой своей и пользоваться невольниками своими, и получается, что этот дающий фетвы продаёт религию свою за мирские блага этого человека».

Один человек пришёл к Сахнуну и задал ему вопрос. Он ходил к нему три дня и наконец сказал: «А как же мой вопрос, да дарует Аллах тебе благо? Прошло уже три дня» Он сказал ему: «А что мне делать с твоим вопросом? Он из тех, на которые трудно ответить. Есть разные мнения, и я не могу выбрать наиболее правильное». Тот человек сказал: «Но ведь ты, да дарует Аллах тебе благо, способен ответить на всякий трудный вопрос!» Сахнун ответил: «Увы, о сын брата моего, не стану я ради этих твоих слов подставлять Огню плоть и кровью мою! Как много того, чего я не знаю… Если ты проявишь терпение, то я надеюсь, на вопрос твой найдётся ответ. А если желаешь, ты можешь обратиться к кому-нибудь другому и они сразу же дадут тебе ответ». Тот человек сказал: «Поистине, я пришёл к тебе и не стану обращаться ни к кому другому». Он сказал: «Тогда потерпи» — и впоследствии он дал ему ответ.

Ему как-то сказали: «Поистине, бывает, что тебе задают вопрос, на который ответил бы любой из твоих товарищей, а ты воздерживаешься от ответа». Он же сказал: «Поистине, дать правильный ответ на вопрос труднее, чем побороть искушения, связанные с имуществом».

Один учёный сказал: «Мало кто стремился давать фетвы и спешил делать это и настойчиво желал этого и при этом не лишался содействия Всевышнего: его положение непременно становилось неустойчивым. Если же человек не желал давать фетвы и делал это не по своему выбору, а потому что у него не было выхода, то Аллах помогает ему намного больше и большинство его ответов и фетв получаются благими и правильными».

Бишр аль-Хафи сказал: «Кто любит, чтобы ему задавали вопросы, тот не достоин на эти вопросы отвечать».



Абу ‘Умар передаёт от Малика: «Один человек рассказывал мне, что он зашёл к Раби‘а и застал его плачущим и спросил: “Почему ты плачешь? Какая-то беда постигла тебя?” Его испугал этот плач. Он ответил: “Нет, просто люди стали обращаться за фетвами к тем, у кого нет знания — страшное случилось в исламе».

Раби‘а также говорил: «Поистине некоторые из тех, кто даёт здесь фетвы, больше заслуживают быть взятыми под стражу, чем некоторые воры”»

См. [Бадаи аль-фаваид]

ФЕТВЫ

Всевышний Аллах сказал:

«и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете» (сура 7 «Преграды», аят 33).

Это включает и те случаи, когда человек наговаривает на Аллаха без знания в том, что касается Его имён, качеств, Шариата и религии.

А в хадисе Абу Хурайры, возводимом к Пророку ( да благословит его Аллах и приветствует) говорится: «Если кому-то дали фетву без знания, то грех этого человека ляжет на того, кто дал ему эту фетву» [Ибн Маджа; Ахмад].

Аз-Зухри передаёт от ‘Амра ибн Шу‘айба от его отца от его деда [‘Амра ибн аль-‘Аса]: «Однажды Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует) услышал, как некие люди спорят относительно Корана, и сказал: “Поистине, жившие до вас погибли как раз из-за этого. Они начали сталкивать друг с другом части Книги Аллаха, а ведь поистине, части Книги Аллаха ниспосланы, чтобы подтверждать друг друга, а не опровергать, и что знаете из него, то говорите, а то, чего не знаете, оставьте тому, кто знает это”» [Ахмад].

Таким образом, он велел тому, кто не знает чего-то из Книги Аллаха, оставлять это тому, кто знает, вместо того, чтобы говорить о том, о чем у него нет знания.

Малик ибн Мигваль передаёт от Абу Хусайна от Муджахида от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), что, когда были ниспосланы оправдавшие её аяты, Абу Бакр поцеловал её голову. Она передаёт: «Я сказала: “Почему ты не оправдывал меня перед Пророком ( да благословит его Аллах и приветствует) ?" Он ответил: «Какое бы небо прикрывало меня и какая бы земля носила меня, если бы я сказал то, чего не знаю?»

Айюб передаёт, что Ибн Абу Муляйка сказал: «Абу Бакра ас-Сыддика ( да будет доволен им Аллах) спросили об одном аяте, и он сказал: «Какая бы земля носила меня и какое бы небо прикрывало меня, куда бы я пошёл и что бы делал, если бы я сказал о Книге Аллаха не то, что желал сказать Аллах в этом аяте?»

Аль-Байхакы приводит хадис Муслима ибн Абу ‘Имрана аль-Бутайна от Азары ат-Тамими: «‘Али ибн Абу Талиб ( да будет доволен им Аллах) сказал: “О прохлада для печени моей!” Он повторил эти слова трижды. Его спросили: “О повелитель верующих! О чём это ты?” Он ответил: “О том случае, когда человека спрашивают о том, чего он не знает, и он говорит: ‹Аллах знает лучше›”».


От А'ли  также передают такие слова: «Есть пять вещей, ради которых стоит даже отправиться в Йемен. Это когда человек не боится никого, кроме Господа своего, и не опасается ничего, кроме греха своего, и не стесняется обучаться тому, чего не знает, и не стесняется сказать о том, чего не знает: “Аллах знает лучше. А терпение для религии - словно голова для тела».

Аз-Зухри передаёт от Халида ибн Асляма, брата Зейда ибн Асляма: «Мы вышли вместе с Ибн ‘Умаром и, пока мы шли, нас нагнал бедуин, который сказал: “Ты ‘АбдуАллах ибн ‘Умар?” Он ответил: “Да". Тот сказал: “Я спросил о тебе и мне указали на тебя. Скажи же мне: наследует ли тётя со стороны отца?” Он ответил: “Я не знаю".  Тот воскликнул: “Ты не знаешь?!” Он ответил: “Да". Иди к учёным Медины и спроси их".

И, прежде чем уйти, тот поцеловал его руки и сказал: “Как прекрасно сказал Абу ‘Абду-р-Рахман! Его спросили о том, чего он не знал, и он сказал: ‹Я не знаю›”».

Ибн Мас‘уд ( да будет доволен им Аллах) сказал: «У кого есть знание, пусть говорит в соответствии с ним, а у кого нет знания, пусть говорит: “Аллах знает лучше’’, - ибо, поистине, Аллах сказал Своему Пророку ( да благословит его Аллах и приветствует): “Скажи: ‹Я не прошу у вас за это никакого вознаграждения и не обременяю себя измышления” (38:86) ».

Также передаётся достоверным путём от Ибн Мас‘уда и Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими): «Кто отвечает людям на каждый вопрос, которым они ему задают, тот сумасшедший».

Ибн Шубрума передаёт: «Я слышал, как, когда аш-Ша‘би задавали трудный вопрос, он говорил: «Эта [норовистая] обладательница шерсти не подчиняется и не идёт... Если бы сподвижников спросили о таком, и им было бы трудно ответить».

Абу Хусайн аль-Асади сказал: «Поистине, один из вас даёт фетву по такому вопросу, что, если бы его задали ‘Умару [ибн аль-Хаттабу], он собрал бы для его решения участников битвы при Бадре».

Ибн Сирин сказал: «Умереть невежественным лучше для человека, чем говорить то, чего он не знает».

Аль-Касим сказал: «К проявлениям почтения к самому себе относится отказ говорить то, что он не объемлет знанием».

И он сказал: «О жители Ирака! Клянусь Аллахом, мы не знаем многого из того, о чём вы спрашиваете нас. И жить невежественным, зная лишь то, что Аллах вменил ему в обязанность, лучше для человека, чем наговаривать на Аллаха и Его Посланника то, чего он не знает».

Малик сказал: «К признакам глубокого понимания религии учёным относится то, что он говорит: “Я не знаю’,’ - ибо, поистине, возможно, что ему будет даровано благо».


Он же сказал: «Я слышал, как Ибн Хурмуз говорил “Учёному следует вести себя так, чтобы его собеседники унаследовали от него [привычку говорить]: ‹Я не знаю›‚ - дабы это было у них основой, к которой они постоянно обращались бы”».

Аш-Ша‘би сказал: «“Не знаю” половина знания».

Ибн Джубайр сказал: «Горе тому, кто говорит о том, чего не знает: “Поистине, я это знаю”».

Аш-Шафи‘и сказал: «Я слышал, как Малик говорил: “Я слышал, как Ибн ‘Аджлян говорил ‹Если учёный не использует слова ‘Я не знаю,’ он подвергает себя смертельной опасности›”». Ибн ‘Аджлян передавал эти слова от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом).

Абду-р-Рахман ибн Махди сказал: «Один человек пришёл к Малику и в течение нескольких дней спрашивал его о чём-то, но тот не отвечал ему. И вот он сказал: “О Абу ‘Абду-р-Рахман, поистине, я собираюсь отправиться в путь, ибо я уже не раз приходил к тебе". Малик надолго опустил голову, а потом поднял её и сказал: “Как пожелал Аллах, о такой-то. Поистине, я говорю о том, благодаря чему надеюсь обрести благо [в мире Вечном]. И поистине, я не разбираюсь в этом твоём вопросе”».

Ибн Вахб сказал : «Я слышал, как Малик говорил “Поспешность В фетве - разновидность невежества и признак недалёкого ума ". И люди говорили: “Неторопливость - от Аллаха, а поспешность - от шайтана”».

Эти слова аль-Лейс ибн Са‘д передаёт от Язида ибн Абу Хабиба от Са‘да ибн Синана от Анаса, что Посланник Аллаха (да благославит Его Аллах и приветствует) сказал: «Неторопливость - от Аллаха, а поспешность - от шайтана» [Абу Я‘ля]. Это хадис с хорошим иснадом.

Ибн аль-Мункадир сказал: «Учёный между Аллахом и Его творениями, так пусть же он смотрит, как он входит между ними!»

Ибн Вахб сказал: «Малик сказал мне, порицая привычку отвечать на множество вопросов: “О раб Аллаха! Что знаешь, то говори, и остерегайся оставить людям скверные слова, воздействие которых будет очень продолжительным"».

Малик сказал: «Раби‘а рассказывал мне: "Абу Халяда, который был прекрасным судьёй, сказал мне: ‹О Раби'а! Я вижу, ты даёшь людям фетвы... Когда приходит к тебе человек, чтобы спросить тебя, пусть не будет твоей главной заботой избавиться от вопроса, который он задал тебе›"».

Ибн адь-Мусайяб, давая фетву, почти всегда говорил «О Аллах! Убереги меня и убереги от меня!»

Малик сказал: «Я не дал фетву, не спросив предварительно того, кто знал больше меня: “Считаешь ли ты меня достойным отвечать на этот вопрос?” Я спрашивал Раби'а и спрашивал Яхью ибн Са‘ида, и они велели мне отвечать». Его спросили: «О Абу ‘АбдуЛлах, а если бы они запретили тебе?» Он ответил «Тогда я бы воздержался».