ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 287

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


'Абдуллах ибн аль-Мутамир сказал: «Нет разницы между скотиной, которая идёт за ведущим её, и человеком, который слепо подражает кому-то»

См. [И‘лям аль-муваккы‘ин]

СКВЕРНЫЙ УЧЁНЫЙ

Каждый учёный, который предпочёл мир этот и привязался к нему, непременно будет возводить навет на Аллаха в своих фетвах и выносимых им решениях, в том, что передаёт, и к чему обязывает, потому что решения Всевышнего Господа часто идут вразрез с устремлениями людей, особенно обладающих властью и тех, которые следуют своим влечениям. Чтобы достичь желаемого, они должны часто противоречить истине и отталкивать её. И если учёный и правитель любят власть и следуют своим страстям, они смогут добиться своего, только если оттолкнут истину, противоречащую их желаниям… Особенно если у него возникнет сомнение, и сомнение соединится со страстями, и страсти забушуют, и правильное скроется из виду и истина станет неузнаваемой. А если истина ясна и очевидна и никаких сомнений нет, то он всё равно поступает наперекор ей, говоря себе: “У меня есть выход — покаяние”. О таком человеке и ему подобных Всевышний Аллах сказал: “После них пришли потомки, которые перестали совершать молитву и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток” (сура 19 “Марьям”, аят 59). И Всевышний Аллах сказал о них: “Их преемниками стало поколение, которое унаследовало Писание. Они схватились за блага этой жалкой жизни и сказали: “Мы будем прощены”. Если бы им снова встретились подобные блага, они снова схватились бы за них. Разве с них не был взят завет Писания о том, что они будут говорить об Аллахе только правду? Они изучили то, что было в нём [Писании]. Обитель Последней жизни лучше для тех, кто богобоязнен. Неужели вы не понимаете?” (сура 7 “Преграды”, аят 169).

Всевышний Аллах сообщил о том, что они схватились за блага этой жалкой жизни и сказали: “Мы будем прощены”. Но если бы им снова встретились подобные блага, они снова схватились бы за них. Они упорствуют в этом, и это побуждает их наговаривать на Аллаха то, что не соответствует истине. Они говорят: мол, это — Его постановление, Его религия, Его Шариат. При этом они знают, что Его религия, Его Шариат и Его постановление как раз противоречат этому. Или они не знают (т. е. не имеют доказательств), что это — Его религия, Его Шариат и Его постановление. Иногда они говорят об Аллахе то, о чём у них нет знания, а иногда говорят о Нём то, о ложности чего им известно. Что же касается богобоязненных, то они знают, что мир вечный лучше мира этого, и стремление к власти и страсти не могут заставить их предпочесть мир этот миру вечному. Они придерживаются Корана и Сунны и обращаются за помощью к терпению и молитве, размышляют о мире этом, его недолговечности и ничтожности, и о мире вечном, его скором приходе и его постоянстве…


А те люди непременно вносят нововведения в религию, не говоря уже об их нечестивых делах, и получается, что они совершают два скверных деяния. Поистине, следование страстям ослепляет сердце, и оно перестаёт отличать нововведение от Сунны или же для него всё переворачивается, и нововведение начинает казаться ему Сунной, а Сунна — нововведением.

См. [ Фаваид ]


ГЛАВА ПЯТАЯ

Призыв

ДОСТОЙНСТВА ПРИЗЫВА К РЕЛИГИИ АЛЛАХА

Степени правдивейших, ведомых Господом, наследников пророков и преемников посланников - лучшие из степеней, которые есть в мусульманской общине. И если бы единственным достоинством обладателей этих степеней было то, что за всякого, кто обрёл знание благодаря их обучению и наставлению или передал это знание кому-то другому, они будут получать награду, подобную его награде, до тех пор, пока этот процесс продолжается, этого было бы достаточно.

От Пророка (да благославит его Аллах и приветствует) передаётся достоверным путём, что он сказал ‘Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах): «Клянусь Аллахом, если Аллах выведет через тебя на прямой путь одного человека, это будет лучше для тебя, чем обладание красными верблюдами» [Бухари 3701; Муслим, 2406].

От Пророка (да благославит его Аллах и приветствует) также передаётся достоверным путём: «Кто положит начало благому обычаю в исламе, которому люди продолжат следовать после него, тот получит награду, подобную их награде, причём это ничуть не уменьшит их собственную награду» [Муслим‚ 1017].

Передаётся и такой достоверный хадис: «Когда раб Алаха умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трёх. Это непрерывная милостыня, приносящее пользу, знание и праведный потомок, обращающийся к Аллаху с мольбами за него» [Муслим‚ 1631 ].

Передаётся такой достоверный хадис: «Кому Аллах желает блага, того Он наделяет пониманием религии» [Бухари, 71; Муслим, 1037].

А в «Сунан» приводится такой хадис: «И, поистине, прощения для знающего непременно станут просить обитатели небес и земли, и даже муравей в своей норке» [Абу Дауд; Тирмизи].

И от Пророка (да благославит его Аллах и приветствует) передаётся такой хадис: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют обучающего людей благому» [Тирмизи].

Передаётся и такой хадис: «Поистине, обладающие знанием -наследники пророков, пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобрёл его, достался великий удел» [Абу Дауд, 3641].

В другом же хадисе говорится: «Обладающий знанием и приобретающий знания соучастники в награде и нет блага в других людях по сравнению с ними» [Ибн Маджа, 228}.

И Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Да облагодетельствует Аллах [сделав благим его облик внешний и внутренний] человека, который услышал мои слова и усвоил их, а потом передал их другим в точности».


Мы привели двести указаний на достоинства знания и его обладателей в отдельной книге. И действительно, какое высокое место отводится знанию и какие прекрасные у него особенности! Человек занят своими делами или, умерев, истлевает в своей могиле, а его свиток с записью благих дел постоянно пополняется, и благие дела даруются ему оттуда, откуда он и не ожидал их получить. Это, клянусь Аллахом, почёт и трофеи, и в этом пусть состязаются состязающиеся, и этому завидуют завистники. Это милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает, а Аллах Обладатель великой милости.

Эта степень заслуживает того, чтобы отдать за неё самое ценное и чтобы люди опережали друг друга в стремлении достичь её, тратили на её достижение своё время и стремились к этому.

Просим Всевышнего Аллаха‚ в руках Которого ключи ко всякому благу, открыть нам сокровищницы милости Своей и сделать нас достойными этого качества по милости и щедрости Своей. Достигшие этой степени будут названы великими в царстве небесном. Как сказал один из наших праведных предшественников: «Кто обладал знанием, поступал согласно ему и обучал ему других, тот будет назван великим в царстве небесном».

Это действительно праведные и надёжные люди, поскольку сам Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) засвидетельствовал это. От него передаются несколькими путями, подкрепляющими друг друга, следующие слова: «Это знание несут в каждом поколении наиболее праведные и надёжные. Они гонят от него искажение впавших в крайность, вольнодумство сторонников ложного и толкование невежественных» [Табарани, Байхакы].

Как прекрасно сказал о них имам Ахмад в своей книге «Ответ джахмитам»: «Хвала Аллаху‚ Который сдедал так, чтобы в каждый период между пришествием двух посланников оставались обладающие знанием, призывающие заблудших на путь истинный и терпеливо сносящие обиды‚ наносимые ими, и заставляющие слепых прозреть с помощью света Аллаха. Сколько жертв Иблиса спасли они, сколько заблудших и невежественных наставили они на путь истинный. Как прекрасно влияли они на людей, и как скверно относились к ним люди! Они оберегали Книгу Аллаха от толкований невежественных, искажения впавших в крайности и вольнодумства приверженцев ложного».

Ибн Ваддах передаёт эти слова и от ‘Умара ибн аль-Хаттаба.


См. [Тарик аль-хиджратейн]

СУТЬ ПРИЗЫВА ПОСЛАННИКОВ

Все посланники, от первого до последнего (мир и благословение Аллаха всем им) были направлены, чтобы призывать людей к Аллаху и разъяснять путь, ведущий к Нему, а также положение призываемых после прибытия к Нему. Эти три столпа присутствовали в призыве каждого посланника.

Они познакомили людей с Господом, к Которому они призывали их через Его имена, качества и действия, с подробностями так, словно рабы Аллаха видели Его воочию, глядя на Него, пребывающего над Своими небесами над Троном Своим, говорящего с ангелами Своими, распоряжающегося царством Своим, слышащего голоса творений Своих, видящего их действия и движения, видящего внутреннюю сущность их так же, как видит Он внешнюю. Он повелевает и запрещает, и Он бывает доволен и разгневан и Он любит одно и недоволен другим...

Он внимает зову попавшего в трудное положение, помогает взывающему о помощи, нуждающемуся и слабому, обогащает бедного. Он умерщвляет и оживляет, лишает и дарует, и Он наделяет мудростью, кого пожелает. Он обладающий властью, и дарует власть‚ кому пожелает, и лишает власти, кого пожелает. Он возвеличивает, кого пожелает, и принижает, кого пожелает, в руке Его благо, и Он может всё.

Каждый день Он занят делом, прощая грехи, отводя беды, освобождая пленников, помогая притеснённому, карая притеснителя, милуя неимущего, помогая просящему о помощи, осуществляя предопределение Своё в назначенный срок в нужном порядке, приближая, что пожелает, и отодвигая, что пожелает. Он контролирует всё и только Он распоряжается царством Своим. Это суть призыва и основа послания.

Столп второй: ознакомление людей с путём, ведущим к Нему. Это Его прямой путь, который Он предназначил для Своих посланников и их последователей. Это исполнение Его велений, соблюдение Его запретов и вера в Его благие обещания и угрозы.

Столп третий: ознакомление с положением после прибытия к Нему, то есть с событиями Судного дня. Раем и Адом. Входит сюда и то, что будет происходить перед поподанием в Рай либо в Ад, - расчёт, водоём, весы и сырат.

См. [Мадаридж ас-саликин]

ЗНАМЕНИЯ ПОСЛАННИКОВ И ИХ МЕТОДЫ ПРИЗЫВА

К наиболее скрытым знамениям относится знамение пророка Худа (мир ему) его соплеменники даже сказали ему:

«О Худ! Ты не показал нам ясного знамения» (сура 11 «Худ», аят 53).