ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 290

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На тот же вопрос Кубас иби Ашьям ответил: «Он больше [по величию], а я старше по возрасту». У одного судьи был слепой собеседник, и всякий раз, когда он вставал, чтобы уйти, судья говорил: «О слуга, пойди с Абу Мухаммадом». И он не говорил: «Возьми его за руку». Этот человек рассказывал: «Клянусь Аллахом, он ни разу не сказал иначе». Основой в этом являются слова Всевышнего: «Скажи Моим рабам, чтобы они говорили наилучшие слова, ибо шайтан вносит между ними раздор» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 53). Если они не будут говорить друг другу наилучшие слова, то всё может закончиться конфликтами и войной, поводом для чего послужат скверные слова. В обоих «Сахихах» приводится хадис Сахля ибн Хунайфа о том, что Посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть никто из вас не говорит: “Моя душа испортилась” Но пусть говорит: “Душе моей сделалось плохо”». Эти фразы близки по смыслу, однако Посланнику Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует) не нравилось слово, употреблённое в первом выражении, из-за его скверности, и он указал своим сподвижникам на фразу, которая лучше, хоть и с тем же значением, дабы научить их этикету речи и побудить их к использованию наилучших фраз и отказу от использования скверных. К тому же он побуждал их и в нравственности, и в деяниях.

См. [Ат-турук аль-хукмиййа]

ВАЖНОСТЬ МЕТОДА И ВЫРАЖЕНИЙ

Сколько ложного люди облекают в красивую форму, приукрашивая и придавая ему таким образом вид истины. И как часто истина из-за неумелой и скверной передачи приобретает вид ложного. И это видит каждый человек, у которого есть хоть немного проницательности и опыта. Более того, так получается у людей в большинстве случаев, и поскольку случаев таких очень много и они широко известны, нет нужды приводить примеры. Кто задумается о ложных высказываниях и нововведениях, непременно обнаружит, что изрекающие их люди облекают их в красивую форму, используя выражения, которые с лёгкостью принимают те, кому неизвестна их истинная суть. Один царь увидел во сне, что у него выпали зубы, и толкователь снов сказал ему: мол, это указание на смерть твоих близких. И царь отдалил его от себя и прогнал, и позвал другого. Тот сказал ему: «Не переживай, твоя жизнь будет длиннее, чем у любого из членов твоей семьи». И царь наделил его, почтил и сделал своим приближённым. Таким образом, этот толкователь передал тот же смысл другими словами, придав ему благой вид.


См. [Илям аль-муваккы'ин]

БУКВАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ СКАЗАННОГО И ПРИВЫЧКА НАЗЫВАТЬ ВЕЩИ НЕ СВОИМИ ИМЕНАМИ

Буквальное понимание слов, без учёта целей и смысла высказывания, подобно тому случаю, когда человеку сказали: «Не приветствуй приверженца нововведений», — и тот поцеловал руку и ногу такого человека, но не стал приветствовать его. Или же человеку сказали: «Иди и наполни сосуд». И он пошёл и наполнил его, и оставил у источника, сказав: мол, ты ведь не говорил, что сосуд нужно ещё и принести обратно к тебе. Или же человек говорит своему доверенному: «Продай этот товар». И тот продаёт товар за дирхем, хотя на самом деле он стоит сто. Тот, кто ратует за буквальное понимание слов, обязан считать подобную продажу правильной и обязывать владельца товара признать её. Однако если посмотреть на смысл, то очевидно, что всё на самом деле не так. Или же человек даёт другому одежду, а тот говорит: «Клянусь Аллахом, я не стану надевать её, дабы меня не попрекали ею», — и первый идёт, продаёт эту одежду, приносит второму вырученные деньги и тот принимает их. Или человек говорит: «Клянусь Аллахом, я не стану пить этот напиток!» — а когда его делают сгущённым или крошат туда хлеб, он ест это. И сторонник буквального понимания слов не может упрекнуть того, кто поступает подобным образом даже с вином. Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует) указал на то, что в общине будут люди, которые будут употреблять запретное и совершать запретное, называя это другими именами. Он сказал: «Люди из моей общины непременно станут пить вино, называя его другими именами, и над их головами будут играть на музыкальных инструментах и петь певицы. Аллах сделает так, что они провалятся под землю, и некоторых из них Он превратит в обезьян и свиней» [Ахмад; Абу Дауд; Ибн Маджа|. И Посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Люди из моей общины будут пить вино, называя его другими именами» [Ахмад!.

А ‘Убада ибн ас-Самит ( да будет доволен им Аллах) передаёт от Пророка ( да благословит его Аллах и приветствует) такие слова: «Будут люди из моей общины пить вино, называя его другими именами».

А Абу Умама ( да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не закончатся ночи и дни до тех пор, пока не начнёт часть моей общины пить вино, называя его другими именами".


Наш шейх сказал: «Есть ещё один хадис, соответствующий этому» в виде хадиса и в виде слов сподвижника, от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом): “Наступит такое время, когда люди спишут считать дозволенными пять вещей. Они будут считать дозволенным вино, называя его другими именами, взятку — подарком, убийство — устрашением, прелюбодеяние — браком, а ростовщичество — продажей"». Это правда. Поистине дозволение ростовщичества под видом продажи явно имеет место — это разного рода ухищрения, которые придают сделке вид продажи, тогда как по сути своей это ростовщичество. Известно при этом, что ростовщичество было запрещено из-за своей сути и вреда, который оно причиняет, а не из-за своей формы и названия. И если занимающийся ростовщичеством не называет это ростовщичеством, а называет это продажей, то суть от этого не меняется. Что же касается имущества, которое приобретают запретным путём, называя это подарком, будь то взятка, даваемая правителю, наместнику и так далее, то и дающий, и берущий взятку прокляты, поскольку в этом действии заключён вред. И доподлинно известно, что взятка не перестаёт быть взяткой лишь потому, что её назвали подарком. Мы знаем, и это известно Аллаху, Его ангелам и всем, кто знаком с подобными ухищрениями, что это взятка... Если бы из-за смены названий менялось постановление Шариата в отношении этих вещей и их суть, то религия пришла бы в упадок, законы подверглись бы изменению и ислам ослабел бы. Какую пользу принесло язычникам то, что они называли своих идолов богами? Ведь они не обладали божественными качествами и ничего божественного в них на самом деле не было. И какую пользу принесло им то, что они назвали придавание Аллаху сотоварищей приближением к Нему?

И какую пользу принесло отрицающим суть имён Аллаха и Его качеств то, что они называют это верой в то, что Аллах свободен от каких-либо изъянов и недостатков? И какую пользу принесло впавшим в крайность людям, которые поклоняются кому-то или чему-то помимо Аллаха, то, что они называют это почитанием и уважением? И какую пользу принесло отрицающим предопределение и выводящим самое почётное из того, что в царстве Всевышнего Господа, — покорность Его пророков и посланников, ангелов и рабов — из-под Его власти то, что они назвали это справедливостью? И какую пользу принесло отрицающим Его качества, свидетельствующие о совершенстве, то, что они назвали это исповеданием единобожия? И какую пользу принесло врагам посланников из числа философов, утверждающих, что Аллах не создал небеса и землю за шесть дней и не оживит умерших и не воскресит тех, кто в могилах, и что Он не знает ни о чём сущем, и что Он не посылал к людям пророков, призывающих их к покорности Ему, то, что они называют это мудростью? И какую пользу принесло лицемерам то, что они называют своё лицемерие житейским умом, и то, что они критикуют разум тех, кто не впадает в лицемерие, подобно им, и не ведёт себя нечестно по отношению к религии? И какую пользу принесло мытарям то, что они называют взимаемое несправедливо, с агрессией, правами правителя, а творимую ими тиранию и несправедливость, противоречащие законам Аллаха и Его религии, законом канцелярии [диван)! И какую пользу принесло приверженцам нововведений и заблуждения то, что они называют свои несостоятельные пред Господом и пред учёными и людьми, приверженными религии и обладающими верой, ложные утверждения рациональными рассуждениями и доказательствами? А многие из тех, кто относит себя к приверженцам суфизма, называют игру воображения, которое заводит их очень далеко, истиной Все эти люди заслуживают того, чтобы прочитать этот аят: «Они — всего лишь имена, которыми нарекли их вы и ваши отцы, относительно которых Аллах не ниспослал никакого доказательства» (сура 53 «Звезда», аят 23)


См. Илям аль-муваккы'ин.

РАДУШНОЕ И УГРЮМОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА

К разновидностям козней Иблиса относится то, что посредством благонравия и радушия он призывает раба Аллаха к разного рода грехам и мерзостям. Встречается человеку тот, от кого можно спастись, только встретив его враждебно, с хмурым выражением лица и отвернувшись от него. А Иблис внушает ему, чтобы он встречал его радушно, приветливым выражением лица и благими словами. И тот привязывается к нему, и когда человек хочет избавиться от него, то уже не может. И Иблис движется так между ними до тех пор, пока не достигнет своих целей. Таким образом, этот враг подбирается к рабу Аллаха через благонравие и приветливое выражение лица. Именно поэтому врачеватели сердец предписывают отворачиваться от заядлых приверженцев ереси и не приветствовать их, не показывать им лицо своё и встречать их исключительно хмуростью. Они также сказали, что при встрече с теми, кто может стать искушением, будь то женщина или безбородый юноша, если ты улыбнёшься им, то рискуешь впасть в искушение, а если встретишь их с хмурым лицом, то убережёшь себя от зла их. К козням Иблиса относится и то, что он побуждает тебя встречать бедных и нуждающихся с хмурым лицом и не выказывать ни приветливости, ни радушия по отношению к ним, дабы не давать им повода ждать от тебя чего-то и дабы они не начали проявлять дерзость, а сохраняли почтительно-трепетное отношение к тебе. Таким образом, он лишает тебя их доброй мольбы. Сердца их не будут склоняться к тебе, и они не будут любить тебя. И он побуждает тебя демонстрировать скверный нрав и воздерживаться от приветливости и радушия к этим людям, а посредством благонравия и радушия по отношению к тем, другим, он открывает пред тобой врата зла и закрывает врата блага.

См. [Игасат аль-ляхфан]

ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ

К козням и обманам Иблиса относится и то, что он побуждает человека к постоянному пребыванию в мечети, в рибате, в завии или на кладбище и удерживает его от покидания этих мест и говорит ему: мол, если ты выйдешь, то люди потеряют уважение к тебе и ты уронишь себя в их глазах, и они перестанут испытывать почтение к тебе, и по дороге ты можешь увидеть нечто порицаемое. Цель у этого врага — склонить человека к высокомерию, пренебрежительному отношению к людям, чванливости и стремлению к главенству. Общение с людьми и пребывание среди них гонит всё это прочь. Человек начинает стремиться к тому, чтобы люди сами посещали его, а не он посещал кого-то, чтобы люди шли к нему, а он не шёл к ним. Он желает радоваться визитам высокопоставленных людей и тому, что люди собираются у него и целуют ему руку. И он отказывается от совершения обязательного и дополнительного и того, что приближает его к Аллаху, занимая вместо этого своё время приближением людей к себе.


Посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует) выходил на рынок, и кто-то из учёных — знатоков хадисов сказал: «Он покупал то, что ему было нужно, и сам нёс это». Об этом упоминал Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи и другие. И Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) приносил на рынок одежду и продавал и покупал.

Абдуллах ибн Салям как-то нёс на голове связку дров и его спросили: «Что побуждает тебя к этому, ведь Аллах избавил тебя от необходимости в этом?» Он ответил: «Таким образом я хотел отогнать от себя высокомерие, ибо, поистине, я слышал, как Посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Не войдёт в Рай тот, в чьём сердце было высокомерие хотя бы на вес мельчайшей частички».

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сам носил дрова и другие необходимые вещи, будучи наместником Медины, и говорил: «Дайте дорогу вашему наместнику... Дайте дорогу вашему наместнику».

А 'Умар ибн аль-Хаттаб, уже будучи халифом, однажды вышел по какой-то своей надобности пешком и очень утомился. Увидев мальчика, который ехал на своём осле, он сказал: «О мальчик, позволь мне проехать немного на твоём осле, ибо я очень утомился». Мальчик слез с осла и сказал: «Поезжай, о повелитель верующих». Он же сказал: «Нет, ты поезжай, а я сяду позади тебя». И он сел позади мальчика, и они ехали так, пока не въехали в город, и люди видели его в таком положении.

См. [Игасат аль-ляхфан]

СКВЕРНОСТЬ ВНУШЕНИЯ ТВОРЕНИЯМ АЛЛАХА НЕНАВИСТИ К НЕМУ

Не знающие Аллаха, Его имён и качеств, отрицающие их истинное значение делают Аллаха ненавистным для Его творений и, сами того не осознавая, мешают им полюбить Его и стараться снискать Его любовь посредством покорности Ему. Приведём несколько примеров.

Они утверждают в душах слабых людей представление, согласно которому для Всевышнего не имеет значения покорность, какой бы длительной она ни была и как бы раб Аллаха ни усердствовал в своей покорности Ему, внешне и внутренне — он всё равно не может быть уверен в своей безопасности от Него. Мол, Всевышний таков, что покорного и богобоязненного раба переносит из михраба в притон, а от единобожия и восхваления Аллаха — к придаванию Ему сотоварищей и музыкальным инструментам, и поворачивает сердце его от чистой веры к неверию.