ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 220
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сборник научных трудов
64
практической деятельности учителя смогут повысить свою квалификацию и достойно давать ответ современным вызовам педагогики.
4.
Проблемы, связанные с учащимися. Самые распространенные затруднения, по мнению педагогов, вызваны умениями работать с информацией. Базовые навыки формируются у детей, но при использовании одновременно разных методов нахождения и обработки учебного материала требуется внешний контроль. Это связано со знаниевой парадигмой образования и крайне малым опытом обучения в таких ситуациях. При столкновении с заданиями, отличными от обычной урочной практики, подростки испытывают желание пропустить его, увеличивается время на выработку алгоритма решения. В совокупности с низкой учебной мотивацией это приводит к низким результатам и международных исследователей. Причем следует отметить, что здесь не идет речь о способностях ребенка: он может находить решения сложных задач в повседневной жизни, не связанных с учебной познавательной деятельностью. В данном случае проявляется его ценностное отношение к учебе. К сожалению, сегодня наблюдается достаточно узкий кругозор у подростков, что мешает выйти за рамки учебного предмета, на что и нацелено международное исследование PISA. Большинство учителей также отмечают низкий уровень читательской грамотности школьников, что еще раз подчеркивает актуальность ФГ в образовании. Понимание этих проблем позволяет скорректировать работу и создать такую образовательную и воспитательную среду, которая могла бы дать возможности самим учащимся получить опыт познавательной деятельности и развиваться в этом направлении.
5.
Проблемы взаимодействия с родителями. В этом контексте можно выделить два аспекта. Первый – понимание родителями целей обучения.
Международное исследование PISA не проверяет предметные знания, а часть родители желает, чтобы их дети успешно справились с экзаменами ОГЭ и ЕГЭ, основанными на программном материале. Поэтому формирование ФГ воспринимается как угроза непосредственной цели обучения, в результате чего формируется негативный образ и отношение к ФГ. Вместе с тем формирование
ФГ школьников позволяет решать задачи разных типов, которые все чаще включаются материалы ГИА. Эксперты предметных комиссий по проверке
ОГЭ и ЕГЭ отмечают, что причинами плохого выполнения заданий является непонимание формулировки задания, что связано, как отмечалось выше, с уровнем читательской грамотности. Сейчас необходимо на основе общих ценностей создавать позитивный образ новых целей образования для дополнительной поддержки и мотивации учащихся. Второй аспект, которые выделяют педагоги, — это вовлеченность родителей в образование детей.
Сотрудничество школы и родителей позволит создать комфортную атмосферу для обучения. Кроме того, жизненный опыт родителей позволит расширить кругозор подростков и их представления о мире.
Наряду с проблемными точками педагоги выделили и потенциальные ресурсы, которые могут помочь в выстраивании системы формирования и оценки уровня ФГ учащихся (рис. 3).
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
65
Рис. 3. Ресурсы формирования ФГ
Основными признаются цифровые ресурсы, разработанные ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования Росийской академии образования» и издательством «Просвещение». На платформе «Российская электронная школа» (РЭШ) созданы диагностические работы, а также отдельные задания для того, чтобы проверить уровень ФГ школьников по всем шести направлениям. Отдельные диагностические работы размещены на портале
Института стратегии развития образования Росийской академии образования.
Они прошли апробацию в 24 регионах страны. Еще один банк заданий сформирован издательством «Просвещение», выпустившим 17 сборников серии
«Функциональная грамотность. Учимся для жизни». Каждая ситуация подкреплена дидактической карточкой для педагога, в которой содержится подробный план отработки ситуации-задания, а также и рекомендации по включению материала в урок. Такие платформы частично решают проблему разработки материалов, а с другой стороны, выступают образцами для самостоятельного творчества педагога.
Важным пространством в образовательном процессе становится внеурочная деятельность и дополнительное образование. Именно в рамках реализации соответствующих программ можно непосредственно нацелиться на формирование ФГ учащихся на отдельных занятиях, не вторгаясь в урок. Опыт школы № 25 г. Владимира показывает, как можно реализовать полноценную программу по решению жизненных ситуаций с героями мультфильма
«Простоквашино». Технопарк «Кванториум-33» представил свое видение формирования ФГ в рамках своих программ дополнительного образования.
Центры «Точки роста» также обладают возможностями для проведения практикоориентированных занятий. В нашем регионе уже накапливается опыт,
Сборник научных трудов
66
который можно использовать при организации внеурочной деятельности в школах.
Еще одним ресурсом являются партнеры, которые включаются в образование детей. Дети осваивают финансовую грамотность лучше в процессе общения с представителями соответствующих организаций. Встречи со специалистами определенных сфер, посещение музеев, библиотечные уроки – все это расширяет кругозор детей и позволяет им на практике увидеть применение школьных знаний.
Расширение образовательного пространства в виде проектной деятельности позволяет овладеть навыками научного познания и получения опыта решения практических задач. Научно-практические конференции школьников также способствуют развитию исследовательской культуры подростков, которая основывается на ФГ. Участие в различных конкурсах обогащает учащихся.
Особую ценность для педагогов представляет обмен опытом. Знакомство с лучшими педагогическими практиками и обсуждение возникающих проблем среди экспертов и мастеров-педагогов, педагогов-наставников позволяет ощутить поддержку.
Организация консультаций методистов как муниципальных, так и региональных способствует преодолению индивидуальных затруднений, поиску оптимальных решений.
Изменения образовательного процесса в контексте формирования ФГ –
новый тренд в обучении детей. Причем это не новомодное веяние науки и практики, а международная тенденция образования, которая требует коррекции функционирования национальных систем. Важно понять, что ФГ – это не новые знания и грамотности, а навыки, необходимые человеку в практической жизни.
Современные педагоги должны понять, что формирование ФГ стоит выстраивать в определенной системе. Выявление основных проблем, которые мешают такую систему работы создать, помогает определить дальнейшие шаги образовательных организаций и методических служб. Сегодня нам необходимо преодолеть эти препятствия и найти ресурсы, помогающие педагогу использовать различные инструменты в формировании ФГ.
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
67
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 28
МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ
Романова Оксана Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогических и управленческих технологий, государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», Нижнетагильский филиал,
622034, г. Нижний Тагил, e-mail: rom.oksana2010@yandex.ru
Аннотация. В статье представлена региональная модель методического сопровождения профессионального развития педагогов в области формирования и оценивания функциональной грамотности, основанная на
«пакетном решении», которая реализуется в Свердловской области.
Описывается опыт тьюторского сопровождения в рамках предлагаемой модели.
Ключевые слова: методическое сопровождение, функциональная грамотность, «пакетное решение», тюторское сопровождение.
Введение
Мы часто произносим фразу, что мир изменился. При этом осознаем, что если сегодня ребенку дать фиксированный набор предметных знаний, но при этом не научить его самостоятельно чему-то учиться, то это серьезно ограничит его будущие возможности и его гибкость по отношению к миру.
Правительством Российской Федерации поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В связи с этим приоритетной целью образования становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования.
Запрос на повышение качества общего образования диктует необходимость формирования функциональной грамотности у обучающихся в качестве приоритетной цели образования, что требует создания мотивирующей образовательной среды в контексте изменения форм и содержания образования для более полного учета интересов обучающихся и требований XXI века.
Постановка проблемы
Формирование функциональной грамотности школьников является одной из главных целей деятельности современной школы. Результаты проведенного в Свердловской области в 2021 году мониторинга функциональной грамотности учащихся 4 и 8 классов показали недостаточный уровень владения
Сборник научных трудов
68
умениями делать прогнозы, вычленять из текста необходимую информацию, интерпретировать и оценивать ее, сравнивать описываемые в тексте объекты, процессы, проводить аналогии, строить рассуждения, классифицировать, формулировать выводы на основе проведенного анализа текстовой информации. У учащихся также наблюдаются трудности в усвоении логической и алгоритмической культуры, в решении жизненной задачи средствами учебных предметов.
Таким образом, на региональном уровне подтвердились выводы международных и национальных исследований о том, что по важнейшему практико-ориентированному показателю региональное образование не отвечает международным требованиям и стандартам. Формирование функциональной грамотности возможно только в деятельности ученика по добыванию, преобразованию и применению освоенных им знаний и умений. Обновленные
Федеральные государственные стандарты начального общего и основного общего образования также детерминируют деятельностную парадигму всех групп образовательных результатов.
Как показал мониторинг профессиональных компетенций педагогических работников, педагоги также испытывают профессиональные затруднения при организации работы по формированию и оцениванию функциональной грамотности у обучающихся. И данные затруднения возникают в двух случаях:
– у педагогов (особенно молодых) недостаточно сформированы профессиональные компетенции, и они испытывают затруднения при организации работы по формированию и оцениванию функциональной грамотности у обучающихся;
– вторая проблема заключается в недостаточности учебных и методических материалов.
Результат
Решить эти проблемы, на наш взгляд, можно при реализации практико- ориентированной модели методического сопровождения педагогов по формированию и оценке функциональной грамотности, которая основана на принципах диагностичности, объективности, вариативности траекторий профессионального развития, сетевого взаимодействия, адресности и открытости.
Для достижения целей национального проекта «Образование», одной из которых является вхождение России в десятку ведущих стран по качеству общего образования, а также для достижения региональной цели – к 2024 году у 100 % обучающихся сформировать базовый уровень функциональной грамотности, мы пересмотрели систему организации методической поддержки педагогов и пришли к выводу, что требуется адресное методическое сопровождение педагогических команд образовательных организаций.
Наиболее перспективным является включение педагогических работников в непрерывное профессиональное образование, которое основано на идеях
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
69 интеграции формального, неформального и информального образования, а также сетевого взаимодействия.
Методологической основой создания модели методического сопровождения профессионального развития педагогов в области формирования и оценивания функциональной грамотности являются:
– системный подход, отражающий связи между структурными элементами и функциональными компонентами системы;
– личностно-ориентированный подход, предполагающий ориентацию на личность педагогического работника;
– ресурсный подход, обосновывающий целенаправленное развитие потенциальных возможностей всех образовательных организаций, направленных на создание мотивирующей образовательной среды, способствующей формированию функциональной грамотности обучающихся.
Региональная модель основывается на принципах:
– диагностичности, обусловливающий детальную конкретизацию измеряемых индикаторов с последующей разработкой валидных и надёжных измерительных инструментов;
– объективности, предполагающий абсолютно безукоризненное исполнение комплекса условий, регламентирующих ту или иную оценочную процедуру;
– вариативности траекторий профессионального развития педагога, предполагающего учет различий в профессиональных компетентностях и содержании профессиональных дефицитов, возможность выбора разнообразных программ и форм реализации траектории;
– сетевого взаимодействия, предусматривающего использование мобильных форм интеграции методических, информационных, кадровых и иных ресурсов организаций-партнеров для обеспечения профессионального развития;
– адресности, предполагающий оказание тьюторского сопровождения школьных команд образовательных организаций как в части внедрения новых образовательных технологий, так и в части создания мотивирующей образовательной среды;
– открытости, характеризующийся своевременным информированием педагогических работников о деятельности организаций-партнеров в рамках системы научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников по вопросам формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся.
Региональная модель методического сопровождения профессионального развития школьных команд основана на пакетных решениях в соответствии с запросом педагогической команды образовательной организации и на основании диагностики и мониторинга (рис. 1).