ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 219
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
57
Дефициты обучающихся часто коррелируют с дефицитами педагогов.
Несомненно, обучение педагогов по программам повышения квалификации, направленных на развитие функциональной грамотности, находит свое отражение и в результативности написания диагностической работы обучающимися.
По тем программам повышения квалификации, ориентированным на развитие финансовой грамотности, где обучилось наибольшее количество педагогов, наблюдается положительная (и наибольшая в регионе) результативность выполнения диагностической работы обучающимися.
Содержание программ повышения квалификации нацелено на то, чтобы, во-первых, в контексте совокупности предметных, межпредметных, метапредметных знаний, умений, навыков и способов решения проблем раскрыть сущность функциональной грамотности как способа социальной ориентации личности, интегрирующего связь образования с многоплановой человеческой деятельностью; во-вторых, познакомить слушателей с моделями и технологиями формирования результатов образования обучающихся, своевременного выявления и эффективной корректировки трудностей в обучении. Реализация программ повышения квалификации способствует профессиональному росту педагогических работников, которые применяют полученные знания на практике, подготавливая обучающихся.
Следует избегать шаблонного «нарешивания» заданий. Важно работать на понимание содержания (сути) задания, при этом представляя его в разных формах (типах), постановке вопроса или указания, а также выявления той или иной закономерности. Такая развивающая составляющая позволит избежать
«натаскивания» и формирования «поверхностных» и неглубоких знаний.
Важно использовать тьюторство и / или наставничество учеников с высоким показателем качества знаний в отношении учеников, имеющих слабую предметную подготовку и демонстрирующих качественно низкие метапредметные и личностные результаты обучения.
Учителям важно оказывать адресную методическую помощь, реализовывать семинары-практикумы, практикумы-интенсивы, где можно давать задачи с нестандартными формулировками и показывать различные способы их решения, предусматривать составление самими педагогами дидактического материала для своего урока, задействуя креативные познавательные способности.
Анализ результатов выполнения работы показал, что обучающиеся седьмых классов уверенно работают со сплошными текстами, успешно справляясь с решением задач любого познавательного уровня. В том случае, когда обучающимся предлагаются несплошные тексты (включающие диаграммы, таблицы, схемы), у них возникают затруднения в поиске информации, соотнесения ее с другими источниками.
Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении комплексных задач по математической грамотности, которые требуют погружения в контекст ситуации и умения переформулировать проблему на
Сборник научных трудов
58
языке математики; отбирать информацию, если задача содержит избыточные сведения; задавать самостоятельно точность данных с учетом условий задачи; размышлять, используя здравый смысл; методом проб и ошибок перебирать возможные варианты; находить и удерживать все условия, необходимые для решения.
Для изменения ситуации в перспективе можно рекомендовать усилить практическую ориентированность процесса обучения в основной школе и вводить в процесс обучения дополнительно компетентностно- ориентированные и ситуационные задания, нацеленные на формирование всех видов функциональной грамотности. Подкреплять интерес и мотивацию учащихся путем вовлечения в исследовательскую и проектную деятельность, организовывая межпредметные уроки, реализуя школьные конференции междисциплинарного характера.
Важным видится усиление внимания к проблеме развития умений у обучающихся по рациональному планированию времени при выполнении комплексных заданий.
Для эффективной работы по формированию функциональной грамотности обучающихся в учебную деятельность необходимо включать такие задания, в которых требуется определить место конкретной информации (в том числе при чтении нескольких источников); извлечь несколько элементов информации, расположенных в разных частях текста (схем, графиков, диаграмм); критически оценить текст; построить гипотезу на основе прочитанной информации или сформулировать выводы. Современному учителю важно переводить знания из пассивных в активные, знакомить обучающихся с алгоритмами решения проблем, способствовать интеграции и переносу знаний, алгоритмов и способов действий, способов рассуждений; создавать учебные ситуации, инициирующие продуктивную учебную деятельность обучающихся; предлагать задания, которые отличает неопределённость в способах действий; проблемность во внеучебном контексте; создавать учебные ситуации, требующие применения знаний; использовать практики развивающего обучения (учение в общении, или учебное
(позиционное) сотрудничество; поисковая активность; самостоятельная оценочная деятельность школьников).
Список литературы
1.
Бочарова Е. П. Акмеологический подход к образованию
[Электронный ресурс] // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на
Дальнем Востоке. Педагогика. Социология. 2008. №4. С. 5–10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akmeologicheskiy-podhod-k-obrazovaniyu
(http://nevmenandr.net/personalia/smirnov.pdf) (дата обращения: 07.06.2022).
2.
Деркач А.
А. Акмеология. М.: РАГС, 2004. 299 с.
3.
Караев Ж. А. Трехмерная методическая система обучения – основа формирования функциональной грамотности учащихся [Электронный ресурс] //
Международный журнал экспериментального образования. АО НЦПК
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
59
«Oрлеу».
2013.
№ 11
(часть
2).
С.
19-25.
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4308 (дата обращения: 08.06.2022).
4.
Лысиченкова
С. А.
Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию [Электронный ресурс] //
Молодой ученый. 2012. №4. С. 428–431. URL https://moluch.ru/archive/39/4654/
(дата обращения: 08.06.2022).
5.
Фролова П. И. Функциональная грамотность в структуре профессиональной компетентности студентов // NovaInfo (53). Раздел:
Педагогические науки. 2016. С.265-269.
References
Bocharova E. P. Akmeologicheskij podhod k obrazovaniyu [Elektronnyj resurs] // Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke.
Pedagogika.
Sociologiya.
2008.
№4.
S.
5-10.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akmeologicheskiy-podhod-k-obrazovaniyu
(http://nevmenandr.net/personalia/smirnov.pdf) (data obrashcheniya: 07.06.2022).
Derkach A. A. Akmeologiya. M.: RAGS, 2004. 299 s.
Frolova P. I. Funkcional'naya gramotnost' v strukture professional'noj kompetentnosti studentov // NovaInfo (53). Razdel: Pedagogicheskie nauki. 2016.
S.265-269.
Karaev ZH. A. Trekhmernaya metodicheskaya sistema obucheniya – osnova formirovaniya funkcional'noj gramotnosti uchashchihsya [Elektronnyj resurs] //
Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. AO NCPK «Orleu».
2013.
№ 11
(chast'
2).
S.
19-25.
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4308 (data obrashcheniya: 08.06.2022).
Lysichenkova S. A. Vliyanie osobennostej sovremennyh shkol'nikov na ih poznavatel'nuyu motivaciyu [Elektronnyj resurs] // Molodoj uchenyj. 2012. №4. S.
428-431. URL https://moluch.ru/archive/39/4654/ (data obrashcheniya: 08.06.2022).
Сборник научных трудов
60
ПЕДАГОГ VS ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ:
ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИЗМЕНЕНИЯМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И СТРАТЕГИИ ИХ
ПРЕОДОЛЕНИЯ
Курасов Сергей Александрович, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой образовательных технологий ГАОУ ДПО ВО
«Владимирский институт развития образования им Л.И. Новиковой»,
600001, г. Владимир, пр-т Ленина 8А, учитель истории МБОУ СОШ № 15 г. Владимира,
600014, г. Владимир, ул Чернышевского, д. 76, старший преподаватель кафедры истории России
ФГБОУ «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых»,
600001, г. Владимир, ул. Горького 87, e-mail: Kurasov-serg@mail.ru
С 2021 года начались стремительные изменения в образовательном процессе в контексте международного исследовании PISA (Programme for
International Student Assessment). В центре внимания оказалась функциональная грамотность (ФГ) – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Главная цель мониторинга среди учащихся 15-летнего возраста, получивших обязательное общее образование, - изучение уровня владения знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. На основе результатов происходит сравнение национальных систем образования и оценка эффективности стратегических решений в области образования.
Для подготовки к такому международному исследованию начал работать
Всероссийский семинар по формированию и оценке функциональной грамотности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Владимирская область активно влилась в этот процесс.
Обсуждение различных аспектов нового направления в образовательном процессе выявило проблему готовности педагогов к изменениям. Если учащиеся спокойно приняли обращение к заданиям нового формата и осознали важность навыков, то у педагогов появилась тревожность, напряженность и сомнения в отношении формирования ФГ. Для изучения этого аспекта в ноябре-декабре 2021 года среди педагогов Владимирской области был проведен опрос, который не только был призван выявить проблемные зоны, но и с опорой на опыт педагогов понять их взгляд на систему образования в контексте
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
61 особенностей образовательного и воспитательного пространства школы, найти ресурсы для создания эффективной системы по формированию и оценке ФГ учащихся. В нем приняли участие 1240 человек.
Свою готовность к формированию ФГ учителя оценили по шкале от 1 до
10 (рис. 1). Самооценка позволяет говорить о том, что уровень компетенций и страхов у педагогов средний. 15,5 % полностью готовы к изменениям в силу своего опыта. Для части педагогов ФГ – знакомое понятие, с которым педагоги сталкивались и особенности которого понимают. Такие учителя восприняли основной посыл, что ФГ – это не новые знания, не новые грамотности, которые нужно осваивать, поэтому с вызовом легко справиться, если скорректировать свою работу.
Рис. 1. Оценка готовности педагогов к формированию и оценке функциональной
грамотности учащихся
Вместе с тем значительная часть педагогов испытывает затруднения (рис.
2). Очевидно, что тревога связана с некоторыми дефицитами: от самого понимания термина до профессиональных компетенций и организацией образовательного процесса. Сегодня важно преодолеть эти моменты, чтобы самооценка педагогов повысилась и появилась дополнительная мотивация для изменений.
Среди шести направлений ФГ проблемными («западающими») называются креативное мышление, глобальные компетенции и читательская грамотность.
Рис. 2. Проблемные («западающие») направления функциональной грамотности
Сборник научных трудов
62
Новые направления вызывают затруднения, потому что они проходят сквозной линией через многие предметы. Как измерить уровень креативного мышления при субъективном восприятии творчества? Что такое глобальные компетенции, и на каких уроках их формировать? Оценка уровня читательской грамотности вызвана общими представлениями о чтении подростков и их умении читать. Кроме того, часто неправильное выполнение заданий школьниками объясняется неумением понять вопрос и требований задания, что делает актуальной системную работу в этом направлении. Парадоксально то, что педагоги в меньшей степени выделяют среди проблемных естественно- научную грамотность (20,9 %). Результаты национального исследования качества образования в формате PISA говорят о том, что данное направление показывает на общем фоне низкий уровень сформированности ФГ российских школьников.
Вопросы закономерно возникают и требуют серьезной просветительской работы в педагогической среде на всех уровнях: школьном, муниципальном, региональном и всероссийском. Наиболее эффективными оказываются система курсов повышения квалификации, в рамках которых рассматривалась ФГ, а также методические объединения на уровне школ и муниципалитетов, где педагоги в непосредственном контакте друг с другом разъясняют основные положения ФГ. Ценным для работы методистов оказались материалы
Всероссийского семинара по формированию и оценке функциональной грамотности ФГНУ «Институт стратегии развития образования Российской акаедмии образования». Однако вебинары на всех уровнях, несмотря на все достоинства и высокий уровень материалов, существенно вносили напряженность. Бессистемность работы, когда в неделю проходило по несколько встреч со специалистами из разных учреждений, а также их продолжительность, а в итоге и дублирование материала обесценивали отношение педагога к ФГ.
Важным аспектом в оценке готовности педагогов к выстраиванию системы работы по формированию ФГ стало выявление проблемных областей и дефицитов, преодоление которых позволит создать оптимальные условия для организации образовательного процесса и повышения уровня ФГ учащихся.
Мы выделили пять блоков.
1.
Проблема системы работы. В своих ответах педагоги часто отмечали, что такой системы нет, в школах не ведется подготовительная работа. К февралю 2022 года в 92 % школ Владимирской области были сформированы координационные группы и 96 % образовательных организаций составили свой план работы на основе регионального плана мероприятий по формированию и оценке ФГ учащихся. Постепенно выстраивается организационная система, а также приходит понимание направлений и форм работы. Проведен региональный мониторинг уровня сформированности ФГ учащихся 8-9 классов. Коллективом Владимирского института развития образования разработаны методические рекомендации, педагоги делятся накопленным опытом.
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
63
Еще одной стороной проблемы представляют «сложности, вызванные условиями работы». Стоит признать, что колоссальная нагрузка на педагогов требует предложения готовых решений, а не самостоятельный поиск. При этом возрастает роль методического сопровождения процесса формирования ФГ у учащихся, которое помогает рационально распределить время. С одной стороны, требуется время на разработку и адаптацию заданий, а с другой стороны, нужно найти еще время на уроке, чтобы использовать такие задания не в ущерб предметным и метапредметным планируемым результатам. Еще одной проблемой остается материально-техническое обеспечение образовательных организаций. Неустойчивый интернет, особенно в сельских школах, не позволяет пользоваться интернет-платформами. Вместе с тем ФГ предполагает формирование навыков на практическом материале. Результаты национального мониторинга в 2021 году показывают, что уровень естественно- научной грамотности владимирских школьников не зависит от индекса материально-технической обеспеченности. Вместе с тем исследование PISA уделяет этому особое внимание. Государство также в рамках национального проекта «Образование» пытается решить проблему.
2.
Проблемы преподавания. Ключевые моменты этого блока связаны с преобладанием репродуктивных методов обучения над инновационными
(компетентностно-ориентированными). При столкновении с заданиями формата PISA у учащихся возникают сложности, так как они привыкли, что педагог инструктирует при выполнении заданий, дает подсказки для их решения, а международные исследования требуют самостоятельности от школьников. Кроме того, традиционная ориентация на достаточно большой объем предметных знаний сужает возможности практического применения этих знаний в нестандартных, жизненных ситуациях, что и проверяет международное исследование. Проблема связана с качеством УМК, так как они написаны специалистами-предметниками и не нацелены на формирование ФГ.
Сегодня необходима адаптация заданий учебников под новые задачи образовательного процесса. Кроме того, педагога стоит вооружить еще и системой диагностики и оценивания уровня сформированнности ФГ. Причем это должны быть эффективные инструменты, которые позволят учителю отслеживать изменения, в том числе на уроке.
3.
Компетенции учителя. Наряду с преподаванием педагоги выделяют комплекс затруднений, связанных с профессиональными компетенциями. В первую очередь, о ФГ в контексте учебного процесса активно стали говорить с осени 2021 года, поэтому у части учителей не хватает представлений о ФГ как педагогической категории, а также о комплексе методов и технологий, позволяющих формировать соответствующие компетенции учащихся. Ряд педагогов отметил затруднения в разработке заданий. Действительно, учителю сложно перестроиться и оптимально выстроить новую систему заданий к текстам, уточнить привычные задания с учетом среднего и высокого уровня сложности в контексте ФГ. Такие дефициты педагогов требуется восполнять через обмен опытом и работу в проблемных творческих группах. В