ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 222
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сборник научных трудов
120
эффективного инструментария повышения функциональной грамотности педагога в условиях цифровой эволюции образования. Статья обращена к преподавателям организаций педагогического образования и институтов повышения квалификации, сотрудникам методических центров, дипломированным и будущим педагогам.
Ключевые слова: функциональная грамотность педагога, цифровизация обучения, образовательный процесс, педагогическая деятельность, качество образования, профессиональный рост.
Введение
Современный быстро изменяющийся мир вносит коррективы не только в экономическое развитие многих стран, но и в сферу образования. Переход на обучение с применением дистанционных технологий и цифровая трансформация системы образования в целом являются опорной точной изменения методических подходов к профессиональному росту педагогических кадров.
В своем исследовании Н. В. Налимова рассматривает подходы к системе цифровизации образовательного процесса [1]. В сфере образования актуальным является возможность использования онлайн-обучения как в образовательном процессе ученической среды, так и в профессиональном развитии педагогов. В связи с этим профессиональный рост педагога необходимо рассматривать как систему комплексных мер – формирование единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников [2] на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Системой предусмотрен комплекс процедур, который позволяет многопланово и комплексно оценить уровень обученности школьников, а также выявить уровни предметной и методической компетенций педагога.
Цифровизация образования предполагает принятие управленческих решений (в том числе разработку программных и/или проектных документов, дорожных карт и т.п.), а также анализ эффективности принятых мер, адресную методическую поддержку педагогическим работникам.
Сегодня системе образования необходима глобальная конкурентоспособность. В Указе президента Российской Федерации от
21.07.2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» говорится об осуществлении прорыва Российской
Федерации в сфере образования [3]. Основной задачей образования является формирование функциональной грамотности у обучающихся, что актуализирует необходимость обеспечения высокого качества обученности школьников, сформированности способности обучающегося эффективно использовать полученные знания во всех реалиях быстроизменяющегося мира.
Данные способности школьника – это показатель его сформированной функциональной грамотности во всех ее шести направлениях: читательской, математической, естественно-научной, финансовой, креативного мышления, глобальных компетенций.
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
121
Формировать функциональную грамотность обучающегося может только высококвалифицированный педагог.
Анализируя исследования С. И. Беловицкой, Н. Ф. Виноградовой,
Ж. И. Исмуратовой, Г. А. Мальхиной, Г. Б. Нажикеновой и др., следует отметить, что грамотность имеет процесс расширения до функциональной и является основой для развития компетентности личности [4-8]. Цифровизация обучения способствует формированию профессиональных компетенций педагога, в частности и функциональной грамотности.
Сформированность функциональной грамотности педагога дает возможность решать различные виды задач в ходе обучения школьников с использованием цифровых технологий, что облегчает организацию обучения в ситуации эпидемиологических ограничительных мер.
Положительным моментом в части формирования функциональной грамотности является наличие политических решений и их организационная и финансовая поддержка (Национальный проект в области образования).
Обновление федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования отражает мировые тенденции развития образования. В Российской Федерации прослеживается позитивная динамика в образовательном процессе начальной ступени обучения. В образовании России создана система оценки качества образования на федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях, а также представлена объективная оценка качества образования [9].
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 28
Целью
статьи является рассмотрение вопроса повышения функциональной грамотности педагога для эффективной организации школьного образовательного процесса в условиях цифровизации обучения. В ходе исследования были выявлены связи между повышением функциональной грамотности педагога и цифровизацией обучения в Российской Федерации.
Концепция и методология исследования
Эмпирическим массивом являются психолого-педагогические и научно- методические исследования ряда ученых в области цифровизации обучения и формирования функциональной грамотности, а также правовые акты в сфере образования, представленные в справочной правовой системе
КонсультантПлюс, Интернет-версии системы Гарант.
Методы исследования: кластерный анализ, контент-анализ, обобщение, интерпретация.
Результаты и обсуждение
1. На первом этапе исследованиянам необходимо было выявить информационный ресурс, который обеспечивает повышение функциональной грамотности педагога в условиях цифровизации обучения. Распоряжением
Минпросвещения России от 01.09.2021 г. № Р-210 «Об утверждении
Методологии мотивирующего мониторинга деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих
Сборник научных трудов
122
государственное управление в сфере образования» [10] утверждена
Методология мотивирующего мониторинга, в которой определена система управления качеством образования.
Среди показателей мотивирующего мониторинга деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования в разделе I «Показатели создания условий для достижения результатов» определен п. 20 «Механизмы
управления качеством образования» (Приложение №1 к Методологии мотивирующего мониторинга деятельности органов исполнительной власти субъектов
Российской
Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования) [10].
Согласно статистической справке ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО), по результатам оценки механизмов управления качеством образования в Ростовской области в 2021 году результат региона составил 590 из 1105 возможных баллов, индекс региона - 53%, рейтинг региона - 44–45 место.
Анализ статистической справки позволил нам определить «тревожные» показатели по оценке функциональной грамотности в регионе, которые легли в основу принятия управленческих решений.
Второй этап аналитического исследования был связан с определением целей и разработкой системы педагогических мер, направленных на повышение функциональной грамотности педагога в условиях цифровизации обучения.
Нами исследовалась достоверность цифровизации обучения на современном уровне и рассматривалась достаточность либо недостаточность сформированности функциональной грамотности у педагогических работников.
В своих исследованиях Т. А. Бондаренко, А. А. Васильева, Е. В.
Каштанова, А. С. Лобачева, Али Ризашах и другие раскрывают проблему формирования функциональной грамотности педагогов в современных условиях перехода образовательного пространства в режим цифровизации [11-
15].
Повышение функциональной грамотности педагогов актуальна для системы образования, в частности системы дополнительного профессионального образования. Мы не рассматриваем абсолютный уход от традиционного повышения педагогического мастерства, однако использование инновационных педагогических технологий является наиболее продуктивным способом решения поставленных задач перед образованием. С учетом цифровизации обучения использование данных технологий направлено на развитие профессионально значимых качеств личности учителя. Считаем, что важным моментом могут стать сопровождение и подготовка педагога к формированию и оцениванию функциональной грамотности школьников, в основе которой лежит проектирование и реализация индивидуального образовательно-профессионального маршрута учителя.
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
123
Исходя из вышеизложенного, очевидна необходимость создания модели повышения функциональной грамотности педагога в условиях цифровизации обучения.
Создание модели направлено на отражение механизма управления качеством образования: в регионе утвержден состав регионального координационного совета по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ростовской области на 2021-2022 учебный год. Созданы региональные, муниципальные и школьные команды по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся; определены опорные школы во всех 55 муниципальных образованиях Ростовской области.
Разрабатывая модель повышения функциональной грамотности педагога в условиях цифровизации обучения, мы выявили проблемные зоны повышения функциональной грамотности педагога:
1. Расширение практики использования оценочных процедур по определению сформированности функциональной грамотности педагога.
В связи с этим возникла необходимость создания региональной системы оценочных процедур по определению формирования функциональной грамотности. На данный момент перед региональной командой стоит вопрос разработки данной системы.
2. Создание педагогических предметных ассоциаций в части повышения функциональной грамотности с использованием цифровых технологий.
Считаем, что организация педагогических ассоциаций по всем направлениям функциональной грамотности станет опорной точкой роста профессиональной мотивации педагогов и будет способствовать повышению их функциональной грамотности в условиях цифровизации обучения.
Таким образом, можно говорить о целесообразности организации мероприятий по повышению функциональной грамотности учителей общеобразовательных организаций Ростовской области по следующим уровням:
1. Средствами организации личностного взаимодействия педагога и обучающихся.
Так, например, учителем русского языка и литературы Еленой
Викторовной Белкиной из МБОУ г. Шахты «Лицей № 11» разработан опросник и система заданий по развитию читательских умений в 8 классе. Данные материалы размещены на сайте ИНФОУРОК.
Педагог использует разработанный опросник для саморефлексии обучающихся и их мотивации, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории овладения читательской грамотностью. В лицее организовано сотрудничество с городской детской библиотекой, составлена циклограмма работы. Учителями русского языка и литературы совместно с сотрудниками библиотеки каждый месяц проводятся мероприятия по чтению школьниками художественной книги.
2. Средствами организации внеурочной деятельности.
Сборник научных трудов
124
В МБОУ казачья СШ № 22 г. Гуково Ростовской области учителя истории и обществознания формируют финансовую грамотность у обучающихся 8–9 классов через внеурочную деятельность. Формированию финансовой компетентности обучающихся способствуют межпредметные связи: учителя истории и обществознания, а также иностранного языка проводят внеурочные занятия по изучению истории на английском языке. В школе проходят дискуссионные клубы на английском и русском языках, на которых каждое выступление предварительно тезисно прорабатывается на уроках обществознания и факультативных занятиях, а аргументы берутся из издания «Financial Times».
С сентября 2018 года в МБОУ «Лицей № 24» г. Волгодонска реализуется образовательный проект «Школа финансовой грамотности как средство успешной социализации в современном обществе».
Руководитель инновационного проекта Герасимова Светлана Вячеславовна – заместитель директора по УВР, авторы: творческая группа педагогов лицея. Проект «Школа финансовой грамотности» в 2019 – 2020 учебном году был представлен для участия и стал финалистом во Всероссийском конкурсе «Моя страна – моя
Россия!» в номинации «Моя педагогическая инициатива».
3. Средствами деятельности методических объединений.
Приоритетным направлением деятельности РМО (регионального методического объединения) учителей математики является формирование математической грамотности – способности индивидуума проводить математические рассуждения; формулировать, применять и интерпретировать содержание математики для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Так, в учебной практике каждой образовательной организации наиболее востребованы следующие цифровые ресурсы:
1. «Российская электронная школа»
(https://resh.edu.ru/)
– государственный портал дистанционного обучения школьников.
2. Образовательная платформа Учи.ру (https://uchi.ru/) – один из лидеров в сфере цифрового школьного образования (контент платформы позволяет
ученикам самостоятельно изучать школьные предметы, готовиться к ОГЭ и
ЕГЭ, участвовать в онлайн-олимпиадах; учителю – проводить уроки в
«Виртуальном классе», создавать проверочные работы).
3. http://skiv.instrao.ru
– сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»
(содержит
открытый банк заданий для формирования математической грамотности
обучающихся 5-9 классов).
На данном уровне работу над формированием математической грамотности можно проследить и во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования, в частности, с городским объединением «Квант» при МБУ ДО ДДТ г. Гуково (традиционно в дни школьных весенних каникул