ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 218
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
133
Таблица 1
Характеристика основных этапов формирования компетенций,
являющихся основой математической, естественно-научной грамотности
Компоненты
дидактической
системы
Этапы формирования интеллектуальных действий как основ
компетенций
Подготовительный
и ознакомительный
Формирующий
Совершенствующий
и рефлексивно-
оценочный этап
Дидактическая цель
- Осознание учащимися необходимости овладения конкретным способом выполнения познавательного учебного действия
(ПУД);
- осмысление состава
ПУД на основе построения ориентировочной основы способа действия (ООД) и его первичного выполнения под руководством учителя с помощью
ООД.
- Овладение учащихся способом
ПУД в форме
«громкой» речи
(вслух) и
«внутренней» речи
(«про себя»), с использованием
ООД и с пошаговым контролем и самоконтролем.
- Применение способа
ПУД при решении предметно- практических и учебных задач в изменённых, новых условиях с выполнением само-, взаимоконтроля, самооценки, самокоррекции.
Общее содержание управляющей деятельности учителя и учебной деятельности обучающихся
- Составление ориентировочной основы деятельности
(ООД)
(совместно с учащимися);
- организация понимания готовой
ООД;
- апробация ООД: демонстрация учителем использования ООД для выполнения деятельности; вовлечение учащихся в совместное использование ООД для выполнения деятельности;
- контроль за включением учащихся в деятельность;
- контроль со стороны учителя выполнения каждым учащимся действия воспроизведения ООД.
- Формулирование учителем обязательного требования:
«использование
ООД» при выполнении любого задания;
- составление учителем инструкции по использованию
ООД при выполнении действия;
- включение в критерии оценки требования использования
ООД;
- увеличение степени самостоятельности учащихся при выполнении учебного действия
- ООД переходит во внутренний план деятельности ученика, отсутствует требование пользоваться
ООД при выполнении действия;
- ООД преобразуется самим учеником при решении сложных задач;
- самостоятельное выполнение действия учащихся;
- контроль со стороны учителя, взаимоконтроль и самоконтроль по результату.
Сборник научных трудов
134
(от роли руководителя к роли помощника)
- осуществление пошагового контроля выполнения действия.
- организация взаимоконтроля и самоконтроля.
Намеренное упрощение восприятия педагогами содержания процесса формирования интеллектуальных действий объясняется тем, что формируемые интеллектуальные действия рассматриваются как основа математической, естественно-научной грамотности. Содержание отдельных компетенций также не конкретизируется в виде перечня познавательных действий намеренно, для понимания общего подхода к процессу формирования компетенций.
С целью первичного осмысления педагогами процесса формирования математической и естественно-научной грамотности соответствующие компетенции рассматриваются как обобщенные интеллектуальные действия, формирование которых происходит в три этапа.
В таблице 2 представлен фрагмент методического конструктора формирования математической грамотности.
Таблица 2
Методический конструктор
формирования математической грамотности
Компетенции
(виды мыслительной деятельности)
Этапы формирования интеллектуальных умений /компетенций математической грамотности
Подготовительный и ознакомительный
Формирующий
Совершенствующий и рефлексивно- оценочный
Планируемые результаты формирования компетенций
1.1.
Формулирование ситуации на языке математики
1. Воспроизводить ориентировочную основу действия
«Формулирование ситуации на математическом языке» (план, памятку, алгоритм):
Ориентировочная
основа действия
«Формулирование
ситуации на
математическом
языке»
(вопросы для построения
1. Выполнять действие
«Формулирование ситуации на математическом языке» с помощью ориентировочной основы и с проговариванием ответов вслух под контролем учителя.
2. Выполнять действие
«Формулирование ситуации на математическом
1. Выполнять действие
«Формулирование ситуации на математическом языке» в стандартных условиях.
2. Выполнять действие
«Формулирование ситуации на математическом языке» в измененной ситуации с контролем по
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
135 математической модели):
1. Какие знания
можно использовать,
чтобы ответить на
главный вопрос
задачи, ситуации?
2. К какому типу
математической
задачи сводится
данная ситуация?
3. Какие данные
нужны из условия для
ответа на главный
вопрос?
4. Что нужно
сделать, чтобы
ответить на главный
вопрос?
2. Выполнять пробу действия
«Формулирование ситуации на математическом языке» по ориентировочной основе, под руководством и с помощью учителя. языке» с помощью ориентировочной основы и с проговариванием ответов про себя, с пошаговым контролем / самоконтролем.
3. Выполнять действие
«Формулирование ситуации на математическом языке» с помощью ориентировочной основы и с контролем / самоконтролем по результату. результату.
Шаблон для конструирования текста учебной задачи
1.1.
Формулирование ситуации на языке математики
I. Прочитайте задачу и ответьте на вопросы:
1.
Какие знания можно использовать, чтобы ответить на главный вопрос задачи, ситуации?
2.
К какому типу математической задачи сводится данная ситуация?
3.
Какие данные нужны из условия для ответа на главный вопрос?
4.
Что нужно сделать, чтобы ответить на главный вопрос?
II. Дайте развернутые ответы на эти вопросы в соответствии с
Задание 1.
I. Какие вопросы надо себе задать, чтобы сформулировать задачу на математическом языке?
II. Ответьте на эти вопросы вслух.
Задание 2.
I. Сформулируй ответы на вопросы:
1. Какие знания можно использовать, чтобы ответить на главный вопрос задачи, ситуации?
2. К какому типу математической задачи сводится данная ситуация?
1.1.
Прочитай задачу и построй ее математическую модель (устно, письменно)
Сборник научных трудов
136
формой:
1. «Чтобы ответить на главный вопрос задачи, ситуации, можно использовать следующие знания:
………………………»
3. Какие данные нужны из условия для ответа на главный вопрос?
4. Что нудно сделать, чтобы ответить на главный вопрос?
II. Сделай вывод, как решить задачу.
Задание 3.
I. Сделай вывод, к какой математической задаче сводится данная задача, отвечая на вопросы и проверяя себя по эталону.
Планируемые результаты формирования компетенций
1.2. Применение математических понятий, фактов, процедур
1. Воспроизводить способ (алгоритм) решения типовой математической задачи.
2. Демонстрировать решение типовой математической задачи выбранным способом по алгоритму с комментированием действий (под руководством учителя).
1. Решать типовую задачу с использованием опоры (алгоритма, памятки) с проговариванием в громкой речи, пошаговым контролем со стороны учителя.
2.Решать типовую задачу с использованием опоры с проговариванием про себя и пошаговым контролем / самоконтролем.
3. Решать типовую задачу с использованием опоры, с письменными комментариями и самоконтролем по результату.
1. Решать типовую задачу без опоры с самоконтролем, взаимоконтролем по результату.
2. Решать задачу в измененных условиях с само- и взаимоконтролем по результату.
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
137
Аналогичный подход реализуется относительно других компетенций: применение математических понятий, фактов, процедур; интерпретация результата; математических рассуждений.
Технология функционирования обучающегося сообщества является одним из вариантов организации работы с педагогами и основана на том, что андрагог включает слушателей в деятельность на учебных занятиях таким образом, как учитель включает на уроках школьников [6]. Использоваться может тот же предметный материал (например: дидактические материалы по формированию функциональной грамотности). Применяются такие же приёмы организации учебной деятельности слушателей на занятии, которые учитель может использовать в рамках формирования новый умений обучающихся.
Поскольку технология функционирования обучающегося сообщества реализуется только в практических формах (практикум/тренажёр), это в большей степени способствует эффективной коммуникации. Например, андрагог ставит учебную задачу для групповой работы и отводит на её выполнение время, задаёт параметры работы. В процессе решения участниками сообщества учебной задачи он может менять условия работы, следовательно – качественно усложнять коммуникацию и управлять ею: например, поменять участников местами, когда один/два/три/все партнёры одной группы оказываются в другой группе, или изменяются параметры ответа/ продукта, или вносится новый параметр в ответ. Это способствует тому, что, попадая в постоянные ситуации неопределённости, учитель развивает свою коммуникативную компетенцию и приобретает опыт выстраивания таких ситуаций в процессе обучения школьников.
Рассмотрим реальную практику формирования читательской в обучающемся сообществе педагогов. Учителям предлагается небольшой текст, который необходимо прочитать вслух.
С целью развития умения находить и извлекать имплицитную информацию из текста предлагается универсальный вопрос: «О чём этот текст?». Обязательно задаётся параметр ответа - «необходимо сформулировать ответ 2–3 словами / одним простым предложением и др.». В качестве вспомогательного ответа для определения темы текста задаётся дополнительный вопрос:
«Какая второстепенная информация об объекте / явлении / процессе есть в тексте?». На основании двух ответов обучающимся в сообществе необходимо сформулировать тему и основную мысль текста.
Для формирования умения интерпретировать и интегрировать информацию из текста предлагаются следующие задания:
«Выделить / выписать слова, которые обозначают необходимые для раскрытия объекта / явления / процесса понятия». Снова задаётся параметр ответа.
Например, если речь идёт об объекте, то предлагается сформулировать определения для него (из текста и самостоятельно на основе обобщения информации).
Сборник научных трудов
138
С целью развития умения оценивать содержание и форму текста предлагается на основе уже имеющейся информации сформулировать идеи/проблемы текста, обязательно аргументировать выбор.
Для развития умения использовать информацию из текста андрагог предлагает учебно-практическую задачу, содержащую уже сформулированные на основе текста идеи/проблемы/понятия, включённые в реальный жизненный контекст. В процессе работы обучающегося сообщества он руководит коммуникацией, задавая параметры ответа, определяя участников для ответа на конкретный вопрос, выбирая нужные продукты деятельности и оценивая их, включая в оценку всех участников сообщества [7].
Заключение (выводы)
Технологические решения в организации, отборе содержания материалов, разработанных как сотрудниками Института, так и совместно с педагогами, позволяет осуществлять управление формированием функциональной грамотностью на разных уровнях. Отработка общего технологического алгоритма формирования функциональной грамотности обучающихся ведет к осознанному включению учителями заданий в образовательный процесс.
Реализация технологии обучающегося сообщества позволяет учителям воссоздать условия урочной и внеурочной работы с обучающимися, направленной на формирование функциональной грамотности, освоить конкретные приемы и повысить компетентность в области рассматриваемой проблемы.
Список литературы
1.
Боженкова Л. И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 205 с.
2.
Боженкова Л. И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении алгебре. М.: Лаборатория знаний. 2017. 240 с.
3.
Гальперин П. Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов. М.: КДУ, 2005. 400 с.
4.
Горбунова
Т. С.
Колядинцева
О. А.,
Ляшевская
Н. В.
Экспериментальная и инновационная деятельность как подсистема региональной системы образования Омска // Академия профессионального образования. 2020. № 5 (96). С. 67–80.
5.
Макашева З. М., Макашев М. О. Брендинг: Учебное пособие.
Санкт-Петербург: Питер, 2020. 288 с.
6.
Рублёва Ю. Ю. Формирование обучающихся сообществ как педагогическая проблема // Мир науки. 2016. Т. 4.
7.
Четвертных Т. В. Технология функционирования обучающегося сообщества при повышении квалификации педагогов // Образование Омской области. 2021. №3 (58). С. 29–31.
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
139
References
Bojenkova L. I. Metodika formirovaniya universalnih uchebnih deistvii pri obuchenii geometrii. M.: BINOM. Laboratoriya znanii, 2015. 205 s.
Bojenkova L. I. Metodika formirovaniya universalnih uchebnih deistvii pri obuchenii algebre. M.: Laboratoriya znanii. 2017. 240 s.
Chetvertnih
T. V.
Tehnologiya funkcionirovaniya obuchayuschegosya soobschestva pri povishenii kvalifikacii pedagogov // Obrazovanie Omskoi oblasti.
2021. №3 (58). S. 29-31.
Galperin P. Ya. Lekcii po psihologii: Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov.
M.: KDU, 2005. 400 s.
Gorbunova T. S., Kolyadinceva O. A., Lyashevskaya N. V. Eksperimentalnaya i innovacionnaya deyatelnost kak podsistema regionalnoi sistemi obrazovaniya
Omska // Akademiya professionalnogo obrazovaniya. 2020. № 5 (96). S. 67-80.
Makasheva Z. M., Makashev M. O. Brending: Uchebnoe posobie. Sankt-
Peterburg: Piter, 2020. 288 s.
Rubleva
Yu. Yu.
Formirovanie obuchayuschihsya soobschestv kak pedagogicheskaya problema // Mir nauki. 2016. T. 4.
Сборник научных трудов
140
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ
СОТРУДНИКОВ ФГБНУ «ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
ПО ОБЩИМ ПОДХОДАМ К ФОРМИРОВАНИЮ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Научные статьи
1. Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т.1, № 4 (61). С. 13–33.
2. Дюкова С. Е., Ковалева Г. С., Рутковская Е. Л., Яковлева Е. Г.
Использование педагогических практик стран — лидеров международных сравнительных исследований в повышении квалификации педагогов в контекстеформирования функциональной грамотности// Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т 2, № 5. С.193-214.
3. Ковалева Г. С. К новому учебному году: на пути решения стратегических задач // Вестник образования России. 2019. Июль. №14. С. 49–
52.
4. Ковалева Г. С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности // Вестник образования России. 2019. Август.
№ 16. С. 32–36.
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
141
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 28