ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 212
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сборник научных трудов
228
Анализ ключевых затруднений учащихся при выполнении заданий в формате PISA [1], показывает недостаток опыта взаимодействия российских учащихся с естественно-научной информацией, представленной в различных форматах. Это позволяет сделать вывод, что систематическая работа с составным текстом учебника в целом создает условия для развития у учащихся умений, составляющих все компетентностные области оценки естественно-
научной грамотности.
Завершается каждое занятие блоком «Самостоятельная работа».
Авторами учебного комплекса предлагается большое многообразие форм деятельности, которые позволяют учащимся применить полученные знания на практике и предполагают обращение к реальной жизни обучающегося и его личному опыту. Выполнение заданий самостоятельной работы учащимися предполагает применение учащимися естественно-научных знаний в различных контекстах, что способствует развитию компетенций «Научное объяснение
явлений» и «Интерпретация данных и использование научных
доказательств для получения выводов».
Задания для самостоятельной работы не сводятся к отработке умений в рамках учебного процесса в классе, а предлагают учащемуся выступить в качестве исследователя окружающей местности; не просто выявить проблемы экологического характера, но и стать активным участником в поиске путей их рационального разрешения, осмыслить значимость ответственного экологического поведения каждого человека. Для иллюстрации приведем несколько примеров заданий:
-
Узнайте, какие биологические виды охраняются в вашем районе.
Сделайте информационные листовки и плакаты о них для населения, расскажите об этих видах как можно большему числу людей. Это будет вашим личным вкладом в охрану природы.
-
Представьте себе, что ваша семья решила завести собаку.
Проанализируйте, есть ли у вас такая возможность.
-
Составьте листовку для местных жителей — в ней приведите 3 аргумента в пользу необходимости раздельного сбора мусора.
-
Подготовьте агитационный листок для жителей вашего дома с просьбой поучаствовать в уборке придомовой территории от бытового мусора.
Какие аргументы вы приведёте в пользу проведения такой акции?
-
Узнайте у родителей или в Интернете, как зовут главу вашего муниципального района и городского округа (в их ведении находятся вопросы организации сбора и утилизации мусора).
В контексте развития компетенции естественно-научной грамотности, связанной с пониманием методов естественно-научных исследований, ценность представляет детально проработанный комплекс практических и лабораторных работ, которые рассредоточены в тексте учебника. Предлагаемые форматы работы, содержащие подробное описание плана деятельности, достаточно просты в исполнении, что актуально в контексте организации самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся.
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
229
Предлагаемый лабораторный практикум в меньшей степени нацелен на отработку учащимися навыков постановки естественно-научного эксперимента, а в большей - на осмысление тех действий, которые осуществляются ими в рамках исследований. Это находит отражение в детализации пунктов отчета о проделанной работе. Полученные данные в рамках лабораторных и практических работы выступают основой для формулирования выводов за пределами модельных ситуациях - реальной жизни, тем самым актуализируя ценность естественно-научного исследования как способа учебного и научного познания.
Совокупность компетенций, составляющих естественно-научную
грамотность, актуализируются в рамках организации и проведения учебных экскурсий. Данный формат работы позволяет не только познакомиться с изучаемыми объектами, процессами и явлениями в реальных условиях, а также предусматривает организацию комплекса исследовательских процедур, что позволяет учащемуся осмыслить ценность изучения природы для сохранения природы своего родного края.
Особое место в реализации учебного комплекса занимает организация социологических опросов, предполагающих развитие целого комплекса умений, личностных качеств, которые выходят за пределы компетентностной области оценки естественно-научной грамотности. Полученные данные служат основой для разработки множества учебных проектов.
Каждая глава (модуль) завершается итоговым обобщением, которое представлено в виде обобщающих идей и заданий на формирование функциональной грамотности. Обобщающие идеи отражают ценностно- смысловые ориентиры учебного модуля. В рамках обобщения учащимся предлагается осмыслить те меры, которые принимаются на глобальном и государственном уровне, а также возможные жизненные стратегии в контексте освоенного содержания.
Комплексное задание, ориентированное на формирование функциональной грамотности, разрабатывалось в формате международного исследования PISA и предусматривает работу с информацией, представленной в различных форматах; требует перевода жизненной задачи на язык предметной области; предусматривает решение задач трех уровней (личностный, местный, глобальный) и др. Предлагаемые задания предполагают многообразие форм деятельности учащегося, в том числе возможность привлечения дополнительных источников информации
(например, возможностью использовать материалы, представленные в сети Интернет). Выполнение заданий, направленных на формирование функциональной грамотности, опираются на совокупность тех знаний и умений, которые были освоены учащимся в рамках модуля. Например, в рамках модуля «Сохраняем воду» учащиеся выполняли лабораторную работу по очистке воды с помощь фильтров, а в итоговом обобщении учащимся предлагается проанализировать фильтрующую способность различных почв для оценки риска загрязнения грунтовых вод местности, в которой проживает учащийся. Данный пример
Сборник научных трудов
230
иллюстрирует реализацию стратегии «от академической к функциональной грамотности», предусматривающей активное использование учащимся учебного содержания для анализа реальных жизненных ситуаций.
Совокупность элементов итогового обобщения создает условия для перевода знаний, умений и навыков обучающихся в новое качество - компетенции, составляющие функциональную грамотность в целом и естественно-научную грамотность, в частности.
Заключение (выводы). Организация внеурочной деятельности на основе рассматриваемого комплекта позволяет создать условия, которые способствуют планомерному и системному формированию умений, составляющих естественно-научной грамотности с 5 по 9 класс. Заметим, что данные умения рассматриваются как способ освоения содержания, а само содержание выступает основой для решения актуальных практических задач.
Анализ данного комплекта позволяет учителю более наглядно проследить реализацию стратегии формирования от академической грамотности к функциональной посредством организации разнообразной деятельности в моделируемых жизненных ситуациях, актуальных для обучающихся трех уровней: личностный (я и мой дом); локальный (я и мой край); глобальный (я и мир). Обозначенные в данной статье особенности комплекта, в контексте формирования функциональной естественно-научной грамотности, призваны дать ориентиры учителю для осознания того, что формирование функциональной грамотности не предусматривает отказ от имеющегося успешного педагогического опыта, а актуализирует смещение акцентов в организуемой деятельности обучающихся в контексте компетентностного подхода.
Список литературы
1. PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) // Официальный сайт ФИОКО [Электронный ресурс].
URL: https://fioco.ru/pisa
2. Алексашина И. Ю., Лагутенко О. И. Естественно-научные предметы.
Экологическая культура. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. М.:
Просвещение, 2020. 128 с.
3. Алексашина И. Ю., Лагутенко О. И. Естественно-научные предметы.
Экологическая культура. 6 класс: учеб. для обще образоват. организаций. М.:
Просвещение, 2020. 127 с.
4. Алексашина И. Ю., Лагутенко О. И. Естественно-научные предметы.
Экологическая грамотность. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. М.:
Просвещение, 2020. 111 с.
5. Алексашина И. Ю., Лагутенко О. И. Естественно-научные предметы.
Экологическая грамотность. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. М.:
Просвещение, 2020. 143 с.
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
231 6. Алексашина И. Ю., Абдулаева О. А., Киселев Ю. П. Вектор развития содержания общего образования: от академической грамотности к функциональной грамотности // ЧиО. 2019. №2 (59). С. 9–13.
References
Aleksashina I. Yu., Abdulaeva O. A., Kiselev Yu. P. Vektor razvitiya soderzhaniya obshchego obrazovaniya: ot akademicheskoj gramotnosti k funkcional'noj gramotnosti // ChiO. 2019. №2 (59). S. 9-13.
Aleksashina I. Yu., Lagutenko O. I. Estestvenno-nauchnye predmety.
Ekologicheskaya gramotnost'. 8 klass : ucheb. dlya obshcheobrazovat. organizacij.
M.: Prosveshchenie, 2020. 143 s.
Aleksashina I. Yu., Lagutenko O. I. Estestvenno-nauchnye predmety.
Ekologicheskaya kul'tura. 5 klass: ucheb. dlya obshcheobrazovat. organizacij. M. :
Prosveshchenie, 2020. 128 s.
Aleksashina I. Yu., Lagutenko O. I. Estestvenno-nauchnye predmety.
Ekologicheskaya kul'tura. 6 klass: ucheb. dlya obshche obrazovat. organizacij. M.:
Prosveshchenie, 2020. 127 s.
Aleksashina I. Yu., Lagutenko O. I. Estestvenno-nauchnye predmety.
Ekologicheskaya gramotnost'. 7 klass: ucheb. dlya obshcheobrazovat. organizacij.
M.: Prosveshchenie, 2020. 111 s.
PISA (Mezhdunarodnaya programma po ocenke obrazovatel'nyh dostizhenij uchashchihsya)//
Oficial'nyj sajt
FIOKO
[Elektronnyj resurs].
URL: https://fioco.ru/pisa
Сборник научных трудов
232
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ
СОТРУДНИКОВ ФГБНУ «ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
ПО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Научные статьи
1. Заграничная Н. А., Пентин А. Ю. Возможности формирования естественно-научной грамотности учащихся при изучении химии в основной школе: материалы шестого Прикамского съезда учителей и преподавателей химии / отв. за выпуск М. П. Зубарев; Пермский государственный национальный исследовательский университет. Сборник материалов шестого
Прикамского съезда учителей и преподавателей химии «Непрерывное химическое образование как инструмент преодоления вызовов современности»
Пермского естественно-научного форума «Наука и глобальные вызовы XXI века», 14–17 сентября 2022 г. Пермь, 2022.
2. Заграничная Н. А., Пентин А. Ю. О чем говорят результаты исследования естественно-научной грамотности учащихся? // Проблемы управления качеством образования.
Сборник избранных статей
Международной научно-методической конференции. Санкт-Петербург, 2020. С.
38–44.
3. Заграничная Н. А., Пентин А. Ю. Проблемы формирования и оценки естественно-научной грамотности учащихся в курсе химии основной школы //
Естественно-научное образование: методические основы разработки заданий по химии. Сборник / Под общей ред. проф. Г. В. Лисичкина. М.: Издательство
Московского университета, 2022. Т. 18. С. 49–60.
4. Заграничная Н. А., Пентин А. Ю. Формирование естественно-научной грамотности при изучении химии // Материалы Пятого Прикамского съезда учителей и преподавателей химии «Непрерывное химическое образование:
Формирование практико-ориентированных компетенций обучающихся».
Сборник научных статей. Пермь, 2021.
5. Никишова Е. А. Формирование у обучающихся читательской и естественно-научной грамотности при изучении биологии // Педагогические измерения. 2019. № 2. С. 72–78.
6. Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 80–97.
7. Пентин
А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Формы использования заданий по оцениванию и формированию естественно-научной грамотности в учебном процессе // Отечественная и зарубежная педагогика.
2019. Т.1 № 4 (61). С. 177–195.
«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
233
Учебные пособия
8. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий.
Выпуск 1 / Г. С. Ковалева, А. Ю. Пентин, Е. А. Никишова, Г. Г. Никифоров /
Под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина.
9. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий.
Выпуск 2 / Г. С. Ковалева, Е. А. Никишова, А. Ю. Пентин, Н. А. Заграничная,
Г. Ю. Семенова, К. П. Вергелес / Под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина.
Сборник научных трудов
234
1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 28