Файл: Сборник научных трудов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 179

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сборник научных трудов
240
- повышение качества знаний по предмету за счет использования интерактивных технологий обучения на основе заданий по финансовой грамотности РЭШ.
Список литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Офиц. сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/ (дата обращения: 30.05.2022).
2. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от
20.05.2022) «Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования» [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/
(дата обращения: 30.05.2022).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287).
5. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности / Г. С. Ковалева // Вестник образования России: сборник приказов и официальных документов сферы образования. 2019. №16. С. 32–36.
References
Chto neobhodimo znat' kazhdomu uchitelyu o funkcional'noj gramotnosti /
G. S. Kovaleva // Vestnik obrazovaniya Rossii: sbornik prikazov i oficial'nyh dokumentov sfery obrazovaniya. 2019. №16. S. 32–36.
Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya (Utverzhden prikazom Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj
Federacii ot 31 maya 2021 g. № 286).
Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya (Utverzhden prikazom Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj
Federacii ot 31 maya 2021 g. № 287).
Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.12.2017 N 1642 (red. ot 20.05.2022) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy
Rossijskoj
Federacii
«Razvitie obrazovaniya» [Ofic. sajt]. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya:
30.05.2022).
Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2018 goda № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» [Ofic. sajt]. URL: http://www.kremlin.ru/ (data obrashcheniya:
30.05.2022).

«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
241
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   28

К ВОПРОСУ О РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Красноусов Сергей Дмитриевич, кандидат юридических наук, доцент, заведующий Региональным центром финансовой грамотности,
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования,
660079, г. Красноярск, e-mail: krasnousov@kipk.ru
Аннотация. В статье представлен опыт Красноярского края по созданию региональной модели формирования финансовой грамотности, в основание которой изначально была заложена идея о необходимости формирования культуры представления и тиражирования опыта педагога и внедрения материалов, подготовленных в рамках реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ» с 2010 по 2020 годы Министерством финансов
РФ совместно с Всемирным банком (далее – Проект ВБ) [1].
Ключевые слова: модель, финансовая грамотность, управление, опыт педагогов.
Вступление
Задача создания модели формирования финансовой грамотности в
Красноярском крае была впервые представлена в подпрограмме «Повышение уровня финансовой грамотности населения» государственной программы
Красноярского края «Управление государственными финансами» [2] и в настоящий момент закреплена в Региональной программе Красноярского края
«Повышение финансовой грамотности населения Красноярского края на 2021–
2023 годы» [3]. Работа по данному направлению организована Красноярским краевым институтом повышения квалификации (далее – КИПК), на базе которого 1 сентября 2019 года создан Региональный центр финансовой грамотности (далее - РЦФГ). Особое место в реализации программ занимает вопрос тиражирования опыта педагогов и использование ими знаний, полученных в рамках повышения квалификации по программам КИПК, в том числе, в рамках сотрудничества с Федеральным методическим центром ВШЭ, а также материалов, подготовленных в рамках реализации Проекта ВБ.
Постановка проблемы и цель
В соответствии с Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая
2021 г. № 287 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» [4] программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся должна обеспечивать формирование знаний и навыков в области финансовой

Сборник научных трудов
242
грамотности. В соответствии с Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [5] предметные результаты по учебному предмету «Математика» предметной области
«Математика и информатика» должны обеспечивать: 7) использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений, в том числе в сфере личных и семейных финансов; Предметные результаты по учебному предмету «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» должны обеспечивать: 9) формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов. Прием на обучение в соответствии с прежним ФГОС прекращается с
1 сентября 2022 г.
Сегодня можно говорить, что процесс внедрения ФГОС в части финансовой грамотности обеспечения максимально методическими и иными ресурсами, так как в рамках Проекта ВБ подготовлено 17 учебно-методических комплектов (83 книги) для школ (со 2 по 11 класс). Комплекты включают учебные пособия для учеников, материалы для учителей и родителей. Было обучено более 60000 педагогов. Проект реализуется при взаимодействии с
Роспотребнадзором, Центральным Банком РФ, Министерством образования и науки РФ, Министерством экономического развития РФ, другими ведомствами и организациями. Работа продолжает в условиях реализации Государственной программы РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».
Однако при обсуждении вопроса с профессиональным сообществом региона выяснилось, что педагоги в большинстве случаев не используют подготовленные в рамках проекта материалы и тратят впустую много времени на разработку их самостоятельно. В части материалов они не могут разобраться самостоятельно и не обращаются за помощью в пояснении их содержания. В рамках совместной работы с Региональным центром финансовой грамотности они готовы их использовать, но масштаб региона не позволяет отработать с каждой школой региона индивидуально. Возможно, что у них есть материалы лучше, чем те, что разработаны и апробированы в рамках проекта, возможно, есть хуже, и они пытаются скрыть их, возможно, что у них нет никаких ресурсов.
К сожалению, когда мы говорим о представлении своего опыта педагогами и об использовании и тиражировании опыта других, возникают определенные барьеры, в том числе, страх у педагогов быть «неуспешным» при работе со сложным материалом по финансовой грамотности. Как показывают


«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
243 анкеты обратной связи по итогам повышения квалификации, у многих педагогов нет опыты самостоятельного принятия решений и практик, о которых они должны быть готовы рассказать своим ученикам, что порождает низкую интенсивность использования материалов, либо избежание преподавателями тем, которые они считают «сложными». При построении модели в
Красноярском крае нам было важно создать некоторые «точки безопасного применения знаний», с одной стороны, и, с другой, – места представления
«передовых «практик». Подобный ход разумен в ситуации многообразия учебных заведений и разного опыта внедрения финансовой грамотности педагогами.
Результат
Далее мы опишем региональную модель с акцентом на возможности педагогов как представить свой опыт, так и попробовать использовать опыт других.
Одним из ключевых элементов модели выступает систематическое повышение квалификации работников системы образования. В настоящий момент в регионе обучено более 2000 педагогов. Важно, что при реализации модели использовать систему повышения квалификации, как регионального, так и федерального уровней. Подобный ход позволяет, с одной стороны, учесть федеральные тренды, с другой стороны, в рамках региональных практик повышения квалификации можно гибко реагировать на местную повестку.
Отметим, что регион является в части повышения квалификации партнером одного из федеральных методических центров – ФМЦ ВШЭ [6].
Принципиальное отличие программ повышения квалификации объемом 72 часа на федеральном и региональном уровнях – итоговая аттестация предполагает защиту образовательного или методического проекта с описанием перспектив внедрения подготовленного материала в конкретной образовательной организации. Часто именно в рамках курсов повышения квалификации педагоги впервые знакомятся с рядом тем и некоторыми источниками методических разработок.
Очевидно, что после повышения квалификации педагогам важно иметь возможность задать вопросы, ознакомиться с новыми материалом и, что немаловажно, получить поддержку в реализации тех или иных образовательных задач. С этой целью в регионе на базе образовательной платформы КИПК [7] в 2022 году был создан «Ресурсный центр по финансовой грамотности». Ключевые блоки ресурса выглядят следующим образом: Запись на программы ПК; Тесты по финансовой грамотности; Онлайн-игры по финансовой грамотности; Полезные материалы; Рейтинг активности;
Функциональная грамотность; «Финансовая среда»; Формирование финансовой грамотности в условиях загородных и пришкольных оздоровительных детских лагерей; Краевой семейный финансовый фестиваль; «Партнерский вторник»;
Ежемесячный дайджест АРФГ; Опыт других регионов; Документы планирования; Муниципальные информационные ресурсы по финансовой


Сборник научных трудов
244
грамотности; Мониторинги и информационные карты; Олимпиады по финансовой грамотности; Площадка «Финансовая грамотность людям».
Отметим важный момент. Данный ресурс выполняет функцию «единой точки входа» и содержит ссылки на все актуальные федеральные ресурсы, ресурсы региона и ресурсы других территорий. Подобный подход позволяет педагогам иметь доступ к опыту других и представить свой при поддержке
РЦФГ.
Часто можно услышать, что педагог после повышения квалификации нуждается в том, чтобы его инициативы были поддержаны в территории. В региональной модели для этого предусмотрен механизм – ответственные за формирование финансовой грамотности в муниципальном образовании (далее – муниципальные ответственные). Такой ответственный назначается органом местного самоуправления либо в управлении образования, либо в управлении финансов. С каждой территорией подписывается план взаимодействия до 2023 года. Такой План содержит направления совместной деятельности, также предусмотрено участие представителей территории в обмене опытом на площадках региональных мероприятий, в том числе на Всероссийской конференции «Финансовая грамотность на Енисее» и Краевом семейном финансовом фестивале, о которых мы скажем позже. Закрепление необходимости участия представителей территории является в какой-то степени «окном возможности» для педагогов.
Для самих муниципальных ответственных ежемесячно проходят встречи
«Финансовая среда», где обсуждаются актуальные вопросы формирования финансовой грамотности. По нашему мнению, такие встречи позволяют поддерживать интерес со стороны муниципальных систем образования к вопросам финансовой грамотности, с другой стороны, представить свой опыт другим, сформировать общие подходы и единый понятийный аппарат.
Отметим, что в этом случае речь идет о муниципальном уровне управления. По итогам работы с муниципальными образованиями в 2022 году было принято решение о необходимости повышения квалификации данной категории.
Осенью 2022 года для ответственных будет проведено обучение по теме
«Эффективные способы организации работы по формированию финансовой грамотности в муниципальном образовании».
Цель обучения: совершенствование компетенций сотрудников органов управления образования и педагогических работников, в полномочия которых входит организация работ по формированию финансовой грамотности в муниципальном образовании в рамках региональных программ по развитию функциональной финансовой грамотности.
Другим элементом модели является Краевой семейный финансовый фестиваль [8], который в 2021 году прошел с 11 по 17 октября. В фестивале приняли участие все муниципалитеты края, 930 соорганизаторов, 628 организаций (402 - ОО, 200 - ДОУ, 8 - СПО, 7 - организаций-партнеров, 11 - прочие организации). Всего за время фестиваля было проведено более 2500 мероприятий, в которых приняло участие более 53000 человек.


«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
245
Целью Фестиваля является просвещение жителей края в области финансовой грамотности, в том числе по вопросам разумного управления личными и семейными финансами, повышения благосостояния.
Фестиваль представляет собой образовательное мероприятие с тематическими площадками для разных возрастных и социальных групп: детей; подростков; родителей; педагогов; людей среднего и старшего возраста.
Фестиваль проводится в двух частях: 1-я часть – в форме онлайн- трансляции, к просмотру которой могут подключиться все желающие; 2-я часть
– в очной форме в образовательных учреждениях в виде внутришкольных
(классных) мероприятий по финансовой грамотности, которые проведут педагоги-соорганизаторы Фестиваля с учетом санитарно-эпидемиологических требований и рекомендаций. Педагоги были приглашены на фестиваль в качестве соорганизаторов фестиваля. Соорганизатор – это педагог, который проводит очные мероприятия по финансовой грамотности в какой-либо образовательной организации в рамках фестиваля. Количество соорганизаторов в одной образовательной организации – не более двух человек. В Красноярском крае 61 муниципальное образование и для организации масштабного мероприятия важно, что его проводят педагоги на местах. В конкурсных процедурах в рамках фестиваля конфликт интересов с их стороны минимизируется включением в положения о конкурсе принятия итогового решения РЦФГ, муниципалитет представляет свои предложения в части победителей.
Важно отметить, что педагоги
– организаторы в рамках подготовительных работ получают со стороны РЦФГ все необходимые методические материалы, в том числе все возможные ресурсы, подготовленные в рамках Проекта ВБ. Они могут провести на основании этого мероприятие, разработать свое собственное. Большое число соорганизаторов связано с тем, что они берут готовые материалы и при необходимости адаптируют их. При этом сокращаются затраты на разработку нового материала.
Региональная модель предполагает, что должно быть место для обсуждения тех практик, которые формируются в регионе, возможности их экспертного разбора. Для этого в системе предусмотрены следующие мероприятия в формате обсуждения: площадка по финансовой грамотности рамках конференции «Практики развития», площадка по финансовой грамотности на Августовском педагогическом совете, конференция
«Финансовая грамотность на Енисее». Три представленных мероприятия направлены на обсуждение актуальных тем с профессиональным сообществом.
Элемент состязательности в работе педагогов по направлению в модели связан с ежегодным региональным конкурсом методических разработок образовательных организаций Красноярского края по учебному курсу «Основы финансовой грамотности» (далее - Конкурс). В 2021 году Конкурс предполагал несколько способов получения работ: заявочная кампания Конкурса и отбор лучших практик из проектных работ слушателей курсов повышения квалификации. Помимо этого, были определены формы методических