Файл: Сборник научных трудов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 211

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сборник научных трудов
246
разработок для оформления конкурсной заявки – урок, занятие, мероприятие.
Также были определены одиннадцать критериев оценки конкурсных работ и
10-балльная шкала экспертной оценки. В рамках Конкурса были объявлены следующие конкурсные номинации: «Лучшая методическая разработка по финансовой грамотности, реализуемая в ДОО»; «Лучшая методическая разработка по финансовой грамотности, реализуемая в ОО»; «Лучшая методическая разработка по финансовой грамотности, реализуемая в СПО»;
«Лучшая методическая разработка соорганизатора мероприятия «Краевой семейный финансовый фестиваль» (Красноярский края)».
Общее количество конкурсных заявок – 823. От представителей дошкольных образовательных организаций – 165; от представителей общеобразовательных организаций – 631; от представителей среднее профессиональных организаций – 5; от соорганизаторов Краевого семейного финансового фестиваля – 22. Участники конкурса в рамках площадки конференции «Финансовая грамотность на Енисее» получили рекомендации от представителей экспертной комиссии, направленные на развития методической компетенции в области преподавания финансовой грамотности.
Любая система работ в рамках классического подхода к циклам управления предполагает организацию и проведение мониторингов. В региональной модели заложено три: организации изучения основ финансовой грамотности в рамках образовательных программ общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального образования; уровня финансовой грамотности населения в Красноярском края; в 2020 году был проведен мониторинг формирования функциональной финансовой грамотности с элементами заданий PISA. Данные, полученные в рамках мониторингов, позволяют скорректировать деятельность по формированию финансовой грамотности в регионе, процесс подготовки педагогов и организации мероприятий.
Заключение (выводы)
Завершая описание модели, можно сказать следующее. Опыт
Красноярского края по созданию региональной модели формирования финансовой грамотности показывает, что при формировании функциональной финансовой грамотности важно построение единой системы мер в регионе за счет использования различных ресурсов разных субъектов. Педагоги при наличие такой системы получают возможности методических проб как внутри образовательного учреждения, так и во время неучебных мероприятий. При выборе форм важно учитывать опыт региона и возможность вовлечения всей системы образования в работу, определения мест для экспертного обсуждения хода работ, формирования культуры совместной деятельности педагогов.


«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
247
Список литературы
1.
Портал «Ваши финансы». URL: https://vashifinancy.ru/about/o- proekte/tzeli-proekta/
2.
Постановление Правительства Красноярского края от 29.09.2020 N
679-п «О внесении изменения в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 501-п «Об утверждении государственной программы
Красноярского края «Управление государственными финансами» // СПС
Консультант плюс.
3.
Распоряжение Правительства Красноярского края от 17.02.2021 N
90-р «Об утверждении региональной программы Красноярского края
«Повышение финансовой грамотности населения Красноярского края на 2021 -
2023 годы» // СПС Консультант плюс.
4.
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России
05.07.2021 N 64101) // СПС Консультант плюс.
5.
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России
05.07.2021 N 64100) // СПС Консультант плюс.
6.
Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования».
URL: https://fmc.hse.ru
7.
Дистанционное обучение Красноярья. URL: https://dl.kipk.ru
8.
Краевой семейный финансовый фестиваль. URL: https://finfest24.ru
References
Portal «Vashi finansy». URL: https://vashifinancy.ru/about/o-proekte/tzeli- proekta/
Centr «Federalnyj metodicheskij centr po finansovoj gramotnosti sistemy obshego i srednego professionalnogo obrazovaniya». URL: https://fmc.hse.ru
Distancionnoe obuchenie Krasnoyarya. URL: https://dl.kipk.ru
Kraevoj semejnyj finansovyj festival. URL: https://finfest24.ru
Postanovlenie Pravitelstva Krasnoyarskogo kraya ot 29.09.2020 N 679-p «O vnesenii izmeneniya v Postanovlenie Pravitelstva Krasnoyarskogo kraya ot
30.09.2013 N 501-p «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Krasnoyarskogo kraya «Upravlenie gosudarstvennymi finansami» // SPS Konsultant plyus.
Rasporyazhenie Pravitelstva Krasnoyarskogo kraya ot 17.02.2021 N 90-r «Ob utverzhdenii regionalnoj programmy Krasnoyarskogo kraya «Povyshenie finansovoj gramotnosti naseleniya Krasnoyarskogo kraya na 2021 - 2023 gody» // SPS
Konsultant plyus.
Prikaz Minprosvesheniya Rossii ot 31.05.2021 N 287 «Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta osnovnogo obshego obrazovaniya» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 05.07.2021 N 64101) // SPS

Сборник научных трудов
248
Konsultant plyus.
Prikaz Minprosvesheniya Rossii ot 31.05.2021 N 286 «Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta nachalnogo obshego obrazovaniya» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 05.07.2021 N 64100) // SPS
Konsultant plyus.

«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
249
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ,
РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
(ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРАСНОЯРСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО
ЦЕНТРА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА БАЗЕ КК ИПК И ПП РО)
Мамонтова Людмила Павловна,
Отличник народного просвещения, старший преподаватель,
Региональный центр финансовой грамотности
Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
РЦФГ КК ИПК и ПП РО,
660079, г. Красноярск, ул. Матросова, д. 19, e-mail: mamontova@kipk.ru
Аннотация. Статья оформлена по итогам выступления автора на секции
«Финансовая грамотность» в рамках Всероссийского семинара «Формирование и оценка функциональной грамотности» по теме «Опыт деятельности
Красноярского регионального центра финансовой грамотности по формированию финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных организаций». Содержание статьи отражает цель, задачи, некоторые виды деятельности и результаты функционирования и развития направлений деятельности
РЦФГ, связанных с формированием функциональной грамотности педагогов через освоение основ финансовой грамотности и овладение способами их реализации.
Ключевые слова: программы повышения квалификации педагогов, актуализация программ, мероприятия по поддержке профессионального развития работников образования, вожатые финансовой грамотности, мониторинг уровня финансовой грамотности обучающихся, формирование функциональной грамотности.
Сегодня в мире наблюдается большой интерес к финансовой грамотности. Финансовый аспект затрагивает практически все сферы жизни современного человека. В повседневной жизни ему постоянно приходится принимать финансовые решения относительно формирования источников дохода и статей расходов личного или семейного бюджета, встречаться и вести переговоры с сотрудниками банков и брокерских компаний, страховыми агентами и работниками пенсионной системы. Развитие рыночной экономики предполагает широкое участие населения в долгосрочных накопительных пенсионных, страховых и ипотечных программах, помогающих решить вопросы пенсионного накопления, социального и медицинского страхования, образования и жилья. Формирование и рациональное использование сбережений обеспечивает более высокий уровень экономической, социальной стабильности и одновременно создает основы устойчивости финансовой системы страны.


Сборник научных трудов
250
Реализация «Стратегии повышения финансовой грамотности в
Российской Федерации на 2017–2023 годы» позволяет создать условия для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых инструментов.
Особое внимание в Стратегии уделяется формированию основ финансовой грамотности у обучающихся общеобразовательных организаций, так как в ближайшем будущем именно им предстоит развивать и совершенствовать финансовую систему страны, стать основными потребителями финансовых услуг.
В рамках реализации Стратегии финансовой грамотности в РФ на 2017–
2023 годы и требований федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального основного и среднего общего образования целью Регионального центра финансовой грамотности является формирование функциональной финансовой грамотности обучающихся. Для реализации поставленной цели необходимо решать задачу развития кадрового потенциала в области финансового просвещения, то есть подготовить педагогов, владеющих содержанием основ финансовой грамотности и способами его реализации [3].
Поэтому одним из основных направлений Региональной модели повышения финансовой грамотности, обеспечивающим решение задачи кадрового потенциала является повышение квалификации работников образования (базовый и продвинутый уровни). Преподавателями центра разработаны и реализуются на базе краевого государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» программы повышения квалификации для педагогов всех уровней общего образования:
- Основы финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации, базовый уровень, 48 часов, очно / дистанционно;
- Содержание и методика преподавания основ финансовой грамотности, базовый уровень, 72 часа, очно/дистанционно;
- Финансовая грамотность: цифровые сервисы и ресурсы сети Интернет
(поиск и подбор в рамках планирования занятий), ЦОС ДПО, 24 часа/дистанционно.
Предназначением базовых программ является формирование финансовой компетенции педагогов через освоение знаний об инструментах финансового рынка и овладение способами формирования модели грамотного и безопасного поведения потребителя финансовых услуг.
Содержание программы представлено 4 модулями, обеспечивающими освоение:
- концепции основ финансовой грамотности,
- активных форм и технологий формирования финансовой грамотности,


«Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт»
251
- организационных подходов к разработке и реализации проектов учебных занятий, просветительских мероприятий и программ по финансовой грамотности обучающихся.
Следует отметить, что на базовых курсах большое внимание мы уделяем мотивации педагогов к повышению собственного уровня финансовой грамотности. Так, в начале модуля № 1 «Государственная политика в области повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации», целью которого является освоение нормативно-правовых документов в области потребления финансовых услуг и формирование представление о финансово грамотном человеке, мы проводим входную рефлексию знаний и опыта слушателей в области финансовой грамотности с использованием анкеты «Мое финансовое здоровье». По итогам анализа содержания анкет делаем обзор актуальных финансовых услуг и инструментов, позволяющих эффективно управлять личным / семейным бюджетом. Наш опыт показывает, что обнаружение собственных дефицитов в области финансовой грамотности повышает интерес и активность слушателей в изучении следующих модулей программы.
В целях повышения эффективности занятий с педагогами мы взаимодействуем с финансовыми институтами гражданского общества. Мы организовываем встречи со специалистами региональных банков, страховых компаний, пенсионного фонда в форме круглого стола, игры или совместного тематического семинара. Экспертами проектов слушателей по итогам обучения на курсах выступают специалисты Отделения Красноярск ЦБ России.
Наши слушатели активно используют для обучения основам финансовой грамотности онлайн-сервисы на официальных сайтах: Банка России – www.cbr.ru, раздел «Финансовая культура»; Министерства финансов
Российской
Федерации
– www.minfin.ru;
Проекта
Минфина
РФ
«Национальная программа повышения финансовой грамотности населения» – моифинансы.рф; Федерального методического центра по финансовой грамотности общего и среднего профессионального образования www.fmc.hse.ru и т.д.
А в 2022 году на сайте КК ИПК и ПП РО оформлен Ресурсный центр
РЦФГ, в рамках которого систематизированы сервисы, ресурсы Интернет и актуальные материалы по всем направлениям нашей деятельности в области финансового просвещения [2].
В целях организации повышения квалификации по программам продвинутого уровня мы сотрудничаемс центром «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования».
Центр создан в апреле 2016 года как структурное подразделение НИУ
ВШЭ в рамках реализации совместного проекта Министерства финансов
Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в
Российской Федерации».


Сборник научных трудов
252
Мы имеем возможность повышать квалификацию педагогов в рамках проекта «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности» по следующим программам:
- Программа ПК «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся», 72час.
- Программа ПК «Финансовая грамотность в курсе истории», 24 час.
- Программа ПК «Финансовая грамотность в обществознании», 24 час.
- Программа ПК «Финансовая грамотность в математике», 24 час.
-
Программа ПК «Формирование финансовой грамотности у обучающихся с использованием интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов», 36 час.
Ежегодно мы берем на себя следующее обязательство: не менее 200 педагогических работников пройдут подготовку по программам повышения финансовой грамотности.
Кроме курсов повышения квалификации в целях поддержки профессионального развития педагогов РЦФГ организует семинары
- по актуальным направлениям Региональной модели повышения финансовой грамотности, например, о подготовке вожатых финансовой грамотности,
- по организации взаимодействия с учреждениями финансового рынка,
- по применению цифровых ресурсов для формирования финансовой грамотности обучающихся.
Одним из направлений деятельности Регионального центра финансовой грамотности является подготовка и методическое сопровождение педагогов, реализующих программы по формированию финансовой грамотности школьников в условиях детских летних пришкольных и загородных лагерей.
По итогам участия в 2020 году педагогов Красноярского края в проекте
Минфина РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ»
• 61 человек прошел подготовку по программе повышения квалификации «Содержание и методика обучения детей финансовой грамотности в загородных лагерях отдыха и оздоровления детей, детских оздоровительных центрах, базах и комплексах, детских оздоровительно- образовательных центрах и специализированных (профильных) лагерях»;
• по итогам обучения педагоги организовали и провели 15 кружков и 16 образовательных модулей в августе – октябре с участием в мероприятиях 789 детей в возрасте 11-16 лет; в связи с ограничениями из-за распространения в крае коронавирусной инфекции программы финансовой грамотности
(образовательный модуль, кружок) для детей загородных оздоровительных лагерей были реализованы в условиях пришкольных лагерей образовательных учреждений не менее 10 территорий края.