Файл: Учебное пособие для студентов Под общ ред. Поважной Е.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 529

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Также детям первых 3 месяцев жизни при отсутствии признаков задержки психомоторного развития в занятия по лечебной физкультуре можно включать рефлекторные гимнастические упражнения в виде ползания, разгибания спины в положении на боку, рефлекторных упражнений для стоп и т.д. В процедуру вводят выкладывание ребенка на живот, приемы общего поглаживающего массажа туловища и конечностей. В зависимости от лечебных задач увеличивается количество упражнений, кроме общего массажа, избирательно может назначаться массаж тех или иных областей.

При построении занятия для детей раннего возраста, особенно в первые месяцы жизни, обяза­тельно соблюдается принцип чередования (рассеивания) мышечной на­грузки, когда последовательно чередуются упражнения для разных мышечных групп и не повторяются подряд несколько упражнений для одних и тех же мышц. Перед упражнениями для мышц рук, ног, спины или брюшного пресса проводится массаж соответствующей области.

Начиная с конца 3-го месяца жизни, у здоровых детей постепенно исчезает повышенный тонус сгибателей, движения конечностей становятся более свободными, быстро развиваются движения рук, а вслед за ними и локомоторные реакции. Но у больного ребенка гипертонус сгибателей нередко сохраняется длительно. Наличие гипертонуса является противопоказанием для включения пассивных упражнений. Пассивные гимнастические упражнения проводятся у детей по мере исчезновения повышенного тонуса сгибателей, при отсутствии сопротивления со стороны ребенка. Физиологическая и лечебная роль пассивных упражнений преимущественно заключается в возможности воздействия через проприорецепторный аппарат мышц на формирование рефлекторного кольца двигательного навыка, возможности формирования активных движений. Пассивные гимнастические упражнения сопровождаются регионарными изменениями биохимических структур, лимфо- и кровоснабжения без увеличения требований к аппарату кровообращения и дыхания, что весьма важно при некоторых патологических состояниях этих систем.

Из активных локомоторных реакций ребенка в первом полугодии развиваются умение переворачиваться со спины на живот и с живота на спину, а в кон­це 5-го - на 6-м месяце – ползание на животе. В занятия лечебной физкультурой у детей 1-го полугодия жизни после исчезновения повышенного тонуса сгибательной мускулатуры и некоторых врожденных рефлексов могут включаться пассивные гимнастические упражнения для верхних и нижних конечностей. Выкладывание на живот на уменьшенной площади опоры, активные или активные с помощью повороты со спины на живот, а в дальнейшем и с живота на спину – упражнения для стимуляции ползания. Их необходимо сочетать с приемами поглаживающего массажа, растиранием, разминанием, вибрацией. Конкретное содержание занятия определяется отбором средств, соответствующих лечебным задачам. Для проведения индивидуальных назначений, самостоятельно выполняемых матерью ребенка, рекомендуются повторные выкладывания на живот, стимуляция поворотов туловища и ползания, использование в периоды бодрствования игрушек, способствующих мануальным реакциям и локомоторной активности. Исходные положения для гимнастических упражнений и массажа в 1-м полугодии только горизонтальное – лежа на спине, животе, боку.


Во 2-м полугодии 1-го года жизни психомоторное развитие ребенка характеризуется освоением поз сидения и стояния. На 7-м месяце жизни дети хорошо ползают на четвереньках, в период от 7 до 9 месяца – самостоятельно садятся из положения лежа и ложатся из положения сидя. В последней четверти года они встают, сохраняют равновесие в положении стоя без поддержки, приседают, начинают переступать в боковом направлении и вперед с поддержкой, а затем сознательно.

Наконец, в конце 1-го – начале 2-го года жизни начинается самостоятельная ходьба. Происшедшие в развитии движений сдвиги находят отражение как в подборе средств ЛФК, так и в исходных положениях. Ведущее место занимают активные гимнастические упражнения, непосредственно связанные с естественными движениями ребенка: повороты туловища вправо и влево из исходных положений на животе и на спине, ползание на четвереньках, в конце 1-го года жизни ходьба на четвереньках и при поддержке. Для детей, овладевших позой сидения и стояния, вводятся исходные положения сидя и стоя, но число их ограничивается индивидуальными возможностями ребенка. Включаются упражнения в переходе из одного положения в другое: из положения лежа на животе в положение стоя на коленях и стоя при поддержке за руки, из положения лежа на спине в положение сидя и т. д. В данный период меньшее место отводится массажу, некоторые его приемы осуществляются в вводной и заключительной частях занятия, если нет необходимости его введения по специальным показаниям и в основную часть. Пассивные, а в некоторых случаях и рефлекторные гимнастические упражнения, включаются в занятия лечебной физкультурой при задержке в психомоторном развитии, либо в связи с его извращением в резуль­тате болезни. Общая длительность занятий на 1-м году жизни колеблется от 8 до 15 мин.

Методические особенности проведения лечебной физкультуры

с детьми 2-го и 3-го лет жизни.

На 2-м году у ребенка происходят значительные сдвиги в развитии речи, он овладевает элементарными навыками основных движений и способами действий с предметами. Между 1 годом и 1 годом 6 месяцами активно развивается ходьба; она характеризуется множеством сопутствующих движений рук, раскачиванием туловища, наклоном его вперед, согнутыми в коленях ногами, короткими и неравномерными шагами, быстрой потерей равновесия. Ползание также
улучшается, появляются более точная координация движений, умение хорошо проползать под различными препятствиями и подползать под них, при целенаправленных занятиях дети начинают лазать по лесенке. Во 2 половине 2-го года жизни развивается равновесие, ребенок ходит по дорожке определенной ширины, по доске, приподнятой над полом, перешагивает через препятствия.

При проведении занятий лечебной физкультурой с детьми 2-го года жизни чаще всего приходится прибегать к индивидуальному способу ведения процедуры, хотя возможны и малогрупповые занятия. Упражнения выполняются с помощью инструктора (активные упражнения с помощью). Непосредственное мышечное чувство в сочетании с речевыми сигналами при выполнении таких упражнений способствует восстановлению условных двигательных рефлексов. В дальнейшем ребенок может выполнять упражнение самостоятельно, по привычной уже команде: «подними руки высоко», «ножки согни» и т. д. Из активных упражнений с использованием локомоторных реакций важную роль играют конкретные задания, хорошо понимаемые ребенком: «пролезь в обруч», «возьми игрушку». Игрушки, пособия во время занятий лечебной физкультурой с детьми раннего возраста не только способствуют возникновению положительных эмоций, но и обеспечивают определенную точность движений. Так, разложенные в определенном порядке шарики, флажки или иные игрушки, позволяют использовать активную ходьбу в требуемом направлении в сочетании с наклонами и выпрямлением туловища при команде «собери шарики, флажки». В связи с развитием речи и расширением представлений ребенка об окружающей среде возможно включение активных имитационных упражнений (прыгать, как зайчики, ходить, как косолапый мишка), в том числе и активных дыхательных упражнений (понюхать цветочек, сдуть пушинку).

На 3-м году жизни возрастает объем и интенсивность общей двигательной активности (и, что очень важно потребности в движениях), происходит дальнейшее развитие навыков основных движений ходьбы, лазания, бросания и метания, возникают бег. Формируются и развиваются новые элементы прыжка: дети спрыгивают с небольшой высоты, при подпрыгивании вверх слегка отрывают ноги от опоры.

Основны­ми формами лечебной физкультуры с детьми на 3-м году жизни уже становятся специальное занятие лечебной гимнастикой и утренняя гимнастика, сочетающиеся с элементами лечебной физкультуры в режиме дня. Занятие лечебной физкультурой целесообразно проводить малогрупповым способом с детьми, близкими по уровню психо­моторного развития, со сходными заболеваниями. Специальное занятие проводится в кабинете лечебной физкультуры, имеющем необходимые пособия и оборудование для упражнений с детьми раннего возраста. Очень хорошим воспитательным приемом, значительно повышающим эмоциональный уровень занятий, является переодевание детей в специальную форму – физкультурные костюмы и тапочки. Во вводной части занятия, в зависимости от уровня развития навыка ходьбы, вводятся либо ходьба «стайкой», либо построения простейшего типа: дети ходят по кругу, взявшись за руки, парами, в колонну. В основную часть, помимо активных упражнений, соответ­ствующих лечебным задачам, вводятся общеразвивающие, в сочетании с упражнениями по тренировке и развитию основных движений: бросания, прыжков, лазания, бега. Включение этих упражнений проводится последовательно, в течение нескольких занятий – так, чтобы в каждом из них происходило закрепление и тренировка 1-2 двигательных навыков. При восстановлении движений, обучении детей общеразвивающим гимнастическим упражнениям применяется метод показа движений инструктором с одновременной командой, затем совместного выполнения упражнения инструктором и детьми. По-прежнему важную роль в проведении занятий играют пособия и яркие игрушки. Основным методическим приемом проведения занятия в целом является имитационный. Для подражания выбирается образ наиболее понятный ребенку. При объяснении упражнения инструктор обращает внимание на главную деталь движения, важную для решения лечебной или воспитательной задачи: «прыгать легко, как зайчи­ки», «ручки, ножки сделались мягкими, как тряпочки». Прекрасно оправдал себя метод построения занятий в виде сюжетного, игрового рассказа. Например, инструктор ведет рассказ и одновременный показ по сюжету «прогулка». Дети собрались, пошли друг за другом, вошли в лес. Кругом растут деревья, подняли наши ручки – они веточки. На берегу речки растут травка и цветочки, которые дети собирают и ню­хают. Вот прилетели стрекозы и жучки. Расправили наши ручки – они машут, как крылышки. Жучок сел на песочек и пополз – дети совершают ползающие движения и т.п. По мере развития сюжета рассказа дети выполняют разнообразные, упоминающиеся в нем движения.


У детей 2-го и 3-го года жизни в занятия включаются подвижные игры, понятные по своему содержанию и двигательным действиям всем участвующим в игре. Правила игры выражаются и краткой форме, сигналы к действию – короткие и понятные, поддер­живающие интерес к игре. Длительность занятий на 2-м и 3-м годах удлиняется до 15-20 минут.

Методические особенности ЛФК в дошкольном возрасте

Период от 3 до 6-7 лет представляет собою дошкольный возраст, отличающийся быстрым темпом развития. Для психики ребенка, развития его речи и моторики этот период особенно продуктивен. К 3 годам нормально развивающийся ребенок владеет почти всеми основными движениями и начинает их реализовать в свободной двигательной деятельности. В течение всего дошкольного возраста двигательные навыки совершен­ствуются, развиваются и двигательные качества ребенка. На 4-м году жизни ходьба сохраняет неравномерность длины шага, разброс ног и параллельную постановку стоп. Ребенок совершает много дополнительных движений в виде боковых раскачиваний, шарканий и шлепанья стоп, легко теряется прямое направление. В динамике бега отмечаются появление скрестной координации рук и ног, фаза полета к концу 4-го года жизни встречается более чем у половины всех детей, возрастает скорость бега. На 4-м году жизни совершенствуются прыжки в высоту, хотя одновременный отрыв обеих ног от опоры наблюдается лишь у 85% детей. Бросание и метание совершенствуются без координированных движений туловища. Равновесие достигается с трудом и легко утрачивается. При выполнении общеразвивающих упражнений ребенок так же легко теряет координацию. На 5-м году увеличивается длина шага и замедляется темп ходьбы. Бег приобретает более координированный характер, общая длина шага в беге также удваивается, у всех детей наблюдается фаза полета. Прыжки с места детям 5-го года жизни удаются с отрывом обеих ног, развивается прыжок в длину, но приземление еще не координированно. Бросание развивается за счет дальности, в то время как точность попадания еще недостаточна. На 6-7-м годах жизни все двигательные навыки характеризуются большей точностью. Ходьба становится координированной и синхронизированной, исчезают лишние движения, длина шага еще более возрастает, шаги равномерны, постановка стоп, перекат с пятки на носок, движения рук приближаются к физиологической норме. Дефекты ходьбы у больных детей, либо при задержке физического развития у детей старшего дошкольного возраста особенно заметны, так как у них движения не автоматизированны. Могут наблюдаться неестественные, напряженные движения ног и рук, вялая, тяжелая походка, неправильная постановка стоп. Во время занятий лечебной физкультурой дети дошкольного возраста постепенно совершенствуют навык ходьбы. Чем старше дети, тем большее внимание следует обращать на сохранение при ходьбе правильной осанки, добиваться легкой, непринужденной ходьбы.


В возрасте 6-8 лет наблюдается первый пик вытяжения у детей, что часто сопровождается дефектами осанки в связи со слабостью связочно-мышечного аппарата, обязательно назначаются детям данного возраста физические упражнения для укрепления мышц спины, пресса, ягодиц и бедер, использование гимнастических предметов для специализации движений. Бег у детей старшего дошкольного возраста становится энергичным, шаг ритмичным, движения рук и ног координированными, возрастают длина шага и скорость бега. Благодаря хорошей координации движений во время бега можно давать различные задания на изменение направления движения, на временные и пространственные ориентировки. Хорошо развито у детей 6-7 лет лазание, как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях, движения рук и ног при этом согласованны, развивается их перекрестная координация, хотя легче удается детям лазание одноименным способом (поочередные движения левой рукой и ногой, правой рукой и ногой). К 6 годам появляется навык пружинистого приземления при прыжке с перекатом с носка на пятку или с пятки на носок, но он наблюдается не у всех детей, мягкость приземления вырабатывается медленно, координация движений при толчке, полете и приземлении зависит от длительности и характера применяемых упражнений.

Из возрастных физиологических особенностей ребенка дошкольного возраста, безусловно, учитываемых в методике занятий лечебной физкультурой, помимо закономерностей становления основных двигательных навыков, следует иметь в виду особенности координации движений. Сама по себе координированная работа скелетных мышц является обязательным физиологическим условием произвольных движений. Такая координация обеспечивается сложным взаимодействием центральных нервных механизмов и вырабатывается медленно. Смена диффузных двигательных реакций целенаправленными, с участием лишь необходимых мышц, происходит в результате систематических упражнений и зависит от физического воспитания. В дошкольном возрасте у детей наблюдаются сопутствующие основным различные ориентировочные движения, которые, наряду с механизмом двигательно-осязательных тренировок, способствуют совершенствованию координации двигательных актов. Практический вывод из этих физиологических данных заключается в необходимости создания условий для осязательных, проприоцептивных ощущений, сопровождающих мышечную работу во время