Файл: В пособии рассмотрены основные требования к эксплуатационным материалам, производимым за рубежом и широко поставляемым в Россию.doc
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2.2. Особенности эксплуатационных свойств моторных масел
Классы вязкости моторных масел
3.1. Способы передачи крутящего момента
Физико-химические характеристики гидравлических жидкостей
6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода ГСМ
6.3. Борьба с потерями нефтепродуктов
6.4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов и этилового спирта
6.6.1. Влияние ГСМ на природу и человека
6.6.2. Пожароопасность и токсичность топлив и масел
6.6.3. Меры безопасности при обращении с топливами и маслами в процессе обслуживания техники
Продолжение табл. 6.2
Марка, модель автомобиля | Моторные масла | Трансмиссио-нные и гидравличес-кие масла | Специальные масла и жидкости | Пластичные смазки |
ЛАЗ-4202 всех модификаций | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
ЛиАЗ-5256 всех модификаций | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
ПАЗ-672, -3201, - 3205, -3206 всех модификаций | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
УАЗ-452, -2206, -3962 всех модификаций | 2,2 | 0,2 | 0,05 | 0,2 |
Бортовые грузовые автомобили | ||||
ГАЗ-53, -53-27 всех модификаций | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
ГАЗ-53-07, -53-19 | 2,1 | 0,25 | 0,07 | 0,2 |
ЗИЛ-130, -131 всех модификаций | 2,2 | 0,3 | 0,1 | 0,2 |
ЗИЛ-4331 всех модификаций | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
КамАЗ-4310, -5320, -5321 всех модификаций | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
КрАЗ-255, -256, -257, -258, -260 всех модификаций | 2,9 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
МАЗ-5334 всех модификаций | 2,9 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
МАЗ-543, -7310, -7313 всех модификаций | 4,5 | 0,5 | 1,0 | 0,3 |
Урал-4320 всех модификаций | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
УАЗ всех модиф. | 2,2 | 0,2 | 0,05 | 0,2 |
Окончание табл. 6.2
Марка, модель автомобиля | Моторные масла | Трансмиссио-нные и гидравличес-кие масла | Специальные масла и жидкости | Пластичные смазки |
Тягачи | ||||
Зил-130, -131 | 2,0 | 0,3 | 0,1 | 0,2 |
КамАЗ-5410, -54118 всех модификаций | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
КрАЗ всех модификаций | 2,9 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
МАЗ-5429, -5430, -5432, -5433 всех модификаций | 2,8 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
Mercedes-Benz всех модификаций | 2,5 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
Самосвалы | ||||
ГАЗ-53Б | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
Зил-ММЗ-555 всех модификаций | 2,0 | 0,3 | 0,1 | 0,2 |
КамАЗ-5511 | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
КрАЗ-222 | 3,0 | 0,4 | 0,1 | 0,35 |
МАЗ | 2,9 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
Фургоны | ||||
ГЗСА-731, -947, -3713, -3714, -3718, -3719 | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
ИЖ-2715 всех модификаций | 1,8 | 0,15 | 0,05 | 0,1 |
Москвич-2733, -2734 | 1,8 | 0,15 | 0,05 | 0,1 |
УАЗ-374101, -396201 | 2,2 | 0,2 | 0,05 | 0,2 |
Урал-49472 | 1,8 | 0,35 | 0,1 | 0,2 |
Для автомобилей и их модификаций, не вошедших в «Нормы…» [20] (приведённый перечень неполный), установлены временные нормы расхода масел, специальных жидкостей и смазок.
В Приложении 4 (справочное) приведены нормы расхода топлива на обогрев салона автобусов и кабин автомобилей независимыми отопителями.
Пример расчёта
Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 выполнил 6413 т. км транспортной работы в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте 800–2000 м и совершил общий пробег 475 км.
Исходные данные:
– базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-5320 составляет л/км;
– норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет л/100 т. км;
– норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа составляет л/100 т. км;
– надбавка на работу в зимнее время составляет Д = 8%, на работу в горных условиях на высоте от 800 до 2000 метров над уровнем моря Д = 10%;
– масса снаряжённого прицепа ГКБ-8350 Gпр = 3,5 т;
– норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 составляет:
.
Нормируемый расход топлива:
6.2. Потери топлива
Потери горючего наносят огромный ущерб экономике страны, приводят к затратам общественного труда и снижению эффективности производства.
Кроме того, потери горючего при авариях, разливах и утечках загрязняют окружающую среду (почвы, грунтовые воды, водоёмы).
Основные причины потерь горючего – смешение, утечки из резервуаров и тары, неполный слив нефтепродуктов из средств транспортирования, обводнение, зачистка средств хранения и транспортирования, а также последствия аварий, разливов, разбрызгивания и испарения.
Транспортирование, хранение, приём и выдача горючего сопровождается потерями, которые условно можно разделить на группы:
естественные;
эксплуатационные;
аварийные.
Естественные потери – это потери от испарения. Они обуславливаются физико-химическими свойствами горючего, климатическими условиями, условиями движения или хранения горючего, совершенством средств защиты нефтепродуктов от потерь при транспортно-складских операциях.
На современном этапе технического развития естественные потери всегда имеют место. Задача руководителя – организовать работу так, чтобы они были минимальными и не превышали установленных норм.
Эксплуатационные потери – это потери, которые возникают в результате эксплуатации технических средств и технологического оборудования при производстве работ, связанных с движением и хранением горючего. К эксплуатационным относят потери от проливов, утечек, неполного слива, загрязнения и обводнения нефтепродуктов. Исходя из определения эксплуатационных потерь существуют реальные возможности их устранения.
Аварийные потери горючего возникают при повреждении резервуаров, трубопроводов и другого оборудования при стихийных бедствиях и в других случаях.
Потери горючего можно по видам разделить на количественные, качественные и количественно-качественные.
Количественные потери приводят к уменьшению количества горючего без изменения качества и возможности использования по прямому назначению. Они проявляются в виде утечек, разлива и неполного слива горючего в процессе выполнения работ.
Качественные потери – это потери, после которых горючее не может быть использовано по прямому назначению. К ним относят смешение, обводнение, загрязнение и окисление нефтепродуктов. Количество продукта не изменяется или изменяется незначительно.
Количественные и качественные потери следует отнести, в подавляющем большинстве, к группе эксплуатационных потерь.
Количественно-качественные потери представляют собой, главным образом, потери горючего от испарения, в результате чего уменьшается количество и ухудшаются качественные показатели, в первую очередь, из-за потери лёгких фракций. При количественно-качественных потерях оставшееся горючее только в определённых пределах может быть использовано по прямому назначению. Количественно-качественные
потери составляют, в основном, группу естественных потерь.
В табл. 6.3 приведены различные источники потерь горючего [S].
Таблица 6.3
Источники и сверхнормативные потери нефтепродуктов
при складских операциях и эксплуатации техники
Источник потерь | Единица измерения | Количество потерь |
Разбрызгивание топлива при переливе автоцистерны (более 95 % вместимости) | кг/ездку % перевозки | 10 0,5–0,6 |
Испарение топлива при заполнении автоцистерны (АЦ) ниже отметки (95 %) | кг/ездку % перевозки | 3–10 0,15–0,5 |
Испарение бензина при неплотном закрывании люка горловины АЦ | кг/ездку % перевозки | 15–40 0,75–1,7 |
Утечка топлива из бочки через неплотно закрытую пробку | кг/ездку % перевозки | 0,1–1,0 0,07–0,7 |
Потери при перевозке топлива в бочках по сравнению с цистерной | раз | 10 |
Испарение автобензина при сливе в резервуар открытой струёй, а не под уровень | кг на тонну слитого % сливаемого | 2–3 0,3–0,4 |
Испарение автобензина при заполнении резервуаров: на 90 % на 80 % на 70 % на 60 % на 40 % на 20 % | % ёмкости | 0,3 0,6 1,0 1,6 3,6 9,6 |
Испарение автобензина: из бочки без пробки, из 10 л бидона | кг/сутки | 6 15 |
Утечка топлива через неплотные соединения, пропускающие две капли в секунду | кг/сутки т/год | 3,5 1,35 |
Разлив при заправке вёдрами | % отпуска | 1–2 |
Общие потери нефтепродуктов при несоблюдении правил заправки топливом | % заправки | 1,5 |
Ущерб, наносимый потерями горючего, определяется не только их стоимостью, но и загрязнением окружающей среды. Поэтому сокращение потерь топлива на каждом этапе его доставки от нефтеперерабатывающих заводов до баков машин является актуальной задачей.