Файл: ульяновскии педагогическии колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


7. Замечает и самостоятельно устраняет непорядок в своем внешнем виде;

8. Умеет правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом);

9. Ест аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом;

10. Обращается с просьбой, благодарит.

Результаты наблюдения при входной диагностике представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты наблюдения за культурно-гигиеническими навыками на этапе входной диагностики


Имя ребенка

Показатели культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Саша Д.

-

-

+

-

+

-

-

+

-

+

Артем К.

-

-

+

-

+

-

-

-

-

+

Вася В.

+

-

+

+

+

-

-

+

-

+

Роман К.

+

+

+

-

+

-

-

-

-

+

Карина З.

-

+

+

-

+

-

-

+

-

-

Анна Г.

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

Катя Ж.

+

-

-

-

-

-

-

+

+

-

Рома У.

+

-

-

-

-

-

-

-

-

+

Алена Г.

-

-

+

+

+

-

-

+

-

-

Даша Ц.

-

-

-

-

-

-

-

+

+

-

Александра Г.

+

+

+

-

+

+

+

-

+

-

Вика А.

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

Ксения М.

+

-

-

-

-

-

-

+

+

+

Малика П.

+

-

+

+

+

+

+

+

-

-

Марк Т.

+

-

+

-

+

-

-

+

+

+

Всего:

«+»

«-»


9

6


4

11


11

4


4

11


10

5


2

13


3

12


10

5


6

9


9

6



В таблице знаком «+» отмечено наличие сформированного культурно-гигиенического навыка, «-» отмечено отсутствие навыка.

Описание проведения некоторых форм работы со старшими дошкольниками, согласно представленному перспективному плану представлены в протоколе анализа в таблице 4.

Таблица 4

Протокол анализа форм работы по формированию культурно-гигиенических навыков со старшими дошкольниками

Дата проведения

Мероприятие / форма проведения

Анализ / выводы

25.10.2021

Беседа «Как нужно ухаживать за своими зубами?»

Цель – систематизация и обобщения знаний детей о правилах чистки зубов, развитие ответственного отношения к поддержанию гигиены зубов и ротовой полости.

Беседа проводилась в первой половине дня. Началом беседы послужила проблемная ситуация: «У смешарика Кроша заболели зубы. Он сходил к врачу. Ему залечили зуб, но посоветовали правильно ухаживать за зубами, чтобы они не болели. Но Крош пока шел все советы забыл. Нужно ему их напомнить».

После этого в совместном диалоге с воспитателем дети устанавливали эти правила, вспоминали последовательность действий при чистке зубов, объясняли значение правильного ухода за ротовой полостью. Во время беседы использовали наглядность: картинки с зубными щетками (обычными, электрическими), пастами, зубной нитью; карточки-схемы с последовательностью действий при чистке зубов.

Дети во время беседы были активны. Они быстро включились в работу. С удовольствием отвечали на все вопросы, старались рассуждать. Им понравилось составлять схему чистки зубов и объяснять последовательность действий Крошу.

Вывод: беседа позволила систематизировать и обобщить знания детей о правилах чистки зубов.

27.10.2021

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Цель – закрепить знания детей о последовательности действий при чистке зубов: намочить зубную щетку – выдавить на нее зубную пасту размером с горошину – начать чистить (с верхней челюсти на нижнюю, с задних зубов к передним и пр.) – прополоскать рот) – вымыть щетку.

Игра проводилась во второй половине дня. Детям было предложено напомнить Крошу о том, как нужно чистить зубы. Он перепутал все картинки. Дети должны были восстановить правильную последовательность.

Во время игры большинство детей достаточно быстро и правильно справились с игровым заданием. Они расставляли карточки с действиями достаточно уверенно, совершая ошибки видели их и исправляли. Некоторые дети недостаточно хорошо справлялись с заданием. Поэтому им задавали дополнительные вопросы («Вспомни, что сначала ты делаешь утром, когда чистишь зубы?» и пр.).

Вывод: игра была интересна детям, никто из них не отказался от нее. В ходе игры дети закрепили знания о последовательности действий при чистке зубов.

29.10.2021

Беседы «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»

Цель – развитие представлений о значимости гигиенических процедур для поддержания здоровья и опрятного вида, закрепление представлений о последовательности действий при умывании.


Беседа проводилась во второй половине дня. Началом беседы послужила ситуация-спор двух сказочных персонажей: Незнайки и Знайки. Первый их них утверждал, что можно не умываться, а второй – что умывать надо обязательно. Во время беседы дети рассуждали с опорой на вопросы воспитателя о значимости умывания. Ответы на вопросы и рассуждения детей позволили им сделать выводы о том, что умывание позволяет делать нас чистыми, здоровыми, красивыми. В завершении беседы дети вспоминали о том, как нужно правильно умываться: засучить рукава – открыть кран – сделать теплую водичку – намочить лицо – намылить мыло и умыть лицо – смыть водой мыло – насухо вытереть лицо полотенцем, но не сильно его растирая – закрыть кран.

Вывод: с помощью беседы дети закрепили знания о значении умывания для поддержания здоровья, опрятности. Вспомнили последовательность действий при умывании. Активность и заинтересованность детей была высокая.

01.11.2021

Игры-упражнения (словесные загадки):

«Что будет, если мы не будем мыть руки перед едой?»

Цель – закрепление представлений о значении мытья рук для поддержания здоровья и опрятности.

Игра-упражнение проводилась в первой половине дня. Детей вовлекли в игровое упражнение перед приемом пищи, напомнив, что скоро они будут кушать, надо идти мыть руки. А потом задали вопрос: «Что будет, если мы не будем мыть руки перед едой?». Они должны придумать как можно больше ответов. Дети начали отвечать активно. Многие сразу указали, что это важно для сохранения здоровья («убиваются микробы»), для того, чтобы грязь не попала в рот и на стол и пр.

Вывод: игра-упражнение способствовала закреплению знаний детей о значении мытья рук для поддержания здоровья и опрятности, развитию осознанной привычки соблюдать это гигиеническое правило.

02.11.2021

Дидактическая игра «Расскажем малышам о том, как нужно мыть руки».

Цель – закрепление и совершенствование знаний о последовательности действий при мытье рук, развитие осознанного соблюдения этого правила

Дидактическую игру провели в первой половине дня. Чтобы вовлечь детей в игру, была разыграна ситуация воспитателем, которая познакомила их с проблемой малышей – они не знают как мыть руки. Поэтому с помощью картинок-схем дети собрали последовательность действий мытья рук, а потом по цепочке составляли рассказ. Воспитатель обещал все передать воспитанникам младшей группы. Во время игры дети были очень активны. Размещая карточки в нужной последовательности, некоторые из них ошибались, но другие тут же поправляли их. Рассказ получился у детей достаточно подробным.

Вывод: эта дидактическая игра позволила закрепить знания детей о правилах мытья рук, а также развить у них способность объяснять свои действия.

08.11.2021

Беседа «Зачем нужно быть опрятным»

Цель – формирование знаний о важности опрятного вида, соблюдения правил гигиены, развитие ответственного отношения к своему внешнему виду.

Беседа была проведена во второй половине дня. Для вовлечения детей в беседу, воспитатель обратился к ним с просьбой разъяснить, зачем нужно быть опрятным, почему об этом всегда говорят детям. Во время беседы педагог с помощью вопросов к детям активизировал имеющиеся знания, а также в процессе рассуждения совместно с детьми формировал знания о важности соблюдения правил гигиены для здоровья и красивого внешнего вида. Дети достаточно активно отвечали на вопросы. Им было интересно, они старались рассуждать, давать оценки. Для поддержания интереса применялись картинки, на которых были изображены опрятные и аккуратные детей, а также неопрятные, грязные.

Вывод: в беседе с помощью рассуждений дети приобрели представления о важности опрятного вида, соблюдения правил гигиены. Сопоставление опрятных и неопрятных детей позволяло наиболее осознанно относиться к правилам гигиены и поддержания опрятности.

10.11.2021

Игра «Можно – нельзя» (с использованием мимики и пантомимики)

Цель – закрепление знаний детей о правилах гигиены, развитие понимания значимости опрятности и аккуратности.


Игра проводилась во второй половине дня. Ее отличительной особенностью было то, что дети должны были выразить свое отношение к нарушениям или соблюдениям правил гигиены, о которых рассказывал воспитатель. Если ребенок реагировал неправильно (выражал радость от того, что девочка пришла в детский сад не причесанной, то один из детей должен был пояснить ошибку). Дети играли с удовольствием, они проявляли высокую активность. Некоторыми были допущены ошибки, но объяснения сверстников совместно с педагогом, помогали исправить ответ и показать нужную эмоциональную реакцию;

12.11.2021

Этическая беседы «Вспомним, как правильно надо кушать».

Цель – уточнение, углубление и закрепление знаний детей о правилах поведения за столом, развитие потребности вести себя за столом аккуратно, правильно пользоваться столовыми приборами.



Беседа была проведена в первой половине дня. Перед ней детям была рассказана история о девочке, которая пришла в гости и плохо вела за столом. С ней отказались дружить. После этого дети с помощью вопросов воспитателя начали вспоминать о правилах поведения за столом. Они отметили, что за столом нужно сидеть прямо и класть локти на стол. Нужно жевать с закрытым ртом и не разговаривать, когда жуешь пищу. С помощью игровых муляжей ложек, вилок и ножей, повторили способы их удерживания и использования. Беседа прошла очень динамично. Дети не отвлекались и охотно отвечали на вопросы. Некоторые дети не сразу смогли вспомнить действия со столовыми приборами, поэтому воспитатель с помощью сверстников хорошо усвоивших эти действия заново их показал. В конце беседы были сформулированы правила поведения за столом.

Вывод: во время беседы были уточнены, углублены и закреплены знания детей о правилах поведения за столом. Совместные рассуждения и примеры способствовали развитию у дошкольников осознанного отношения к их выполнению.

15.11.2021

Сюжетно-ролевая игра «В кафе»

Цель – закрепление знаний и умений по соблюдению правил поведения за столом, развитие самостоятельности.


Игра проводилась во второй половине дня. Вначале ее проведения совместно с детьми было организовано игровое пространство: расставлено два столика, подобрана игрушечная посуда и пр. Потом дети самостоятельно распределили роли: посетители (7 человек), официанты (4 человека), повара (2 человека). Споров при распределении ролей не наблюдалось. В процессе разворачивания игрового сюжета дети воспроизводили все основные правила поведения за столом, а также в общественных местах. Игра понравилась детям, они играли с увлечением.

Вывод: с помощью игры закреплялись знания и умения по соблюдению правил поведения за столом. Игровая ситуация позволяла стимулировать самостоятельность детей их соблюдения.

17.11.2021

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»

Цель – закрепление знаний и навыков об опрятности, уходе за волосами и ногтями, развитие стремления детей к поддержанию опрятного вида.

Игра проводилась во второй половине дня. Вначале была проведена с детьми небольшая беседа о том, чтобы быть красивыми, чистыми и опрятными люди ходят в салон красоты. Там ухаживают за волосами и ногтями. В салоне красоты работают парикмахеры, которые мою голову, стригут, и укладываю волосы в прически. Люди становятся красивыми и опрятными. Еще там работают маникюрщицы, которые ухаживают за ногтями и делают маникюр. Это беседа позволила уточнить представления детей о культурно-гигиенических навыках ухода за волосами и ногтями, а также о профессиях. Потом совместно с детьми было обустроено игровое пространство: установлен столик с расческами, заколками, игрушечным набором парикмахера и пр. Потом дети распределили роли, конфликтов не было. Дети с удовольствием и интересом включились в игру. При воспроизведении действий они старались выполнять их точно. Они проявили хорошие знания о правилах ухода за волосами и ногтями, привносили увиденное при посещении с родителями салонов красоты.

Вывод: игра позволила закрепить знания и умения ухода за волосами и ногтями. Игровая ситуация позволила активизировать детей, развить их самостоятельность при выполнении необходимых действий.

19.11.2021

Занятие «Каждой вещи свое место»

Цель – формирование знаний об аккуратном отношении к вещам, умений поддерживать порядок, развитие самостоятельности.



Занятие было проведено в первой половине дня. На нем использовались такие методы, как беседа «Для чего нужен порядок?», рассказ воспитателя «Где и что должно быть?», игра «Расставь вещи по местам», рассматривание картинок с порядком беспорядком и рассуждение о том, что нужно делать, чтобы привести все в порядок. На занятии дети были достаточно активны. Многие из них быстро усваивали материал и хорошо использовали его в игре.

Вывод: занятие позволило сформировать знания об аккуратном отношении к вещам, умения поддерживать порядок. Беседа и игра позволила максимально активизировать детей и пробудить осознанное понимание назначения порядка в окружающей действительности.

22.11.2021.


Досуг «Чистота – залог здоровья»

Цель – формирование представлений о здоровом образе жизни; создание позитивного настроения.

Задачи:

- Образовательная: способствовать закреплению знаний детей о культурно-гигиенических навыках и применении их на практике; закрепить правила чистоты и порядка.

- Развивающая: развивать у детей познавательный интерес к правилам личной гигиены, о ее соблюдении ради сохранения здоровья.

- Воспитательная: воспитывать желание быть аккуратным и любовь к опрятности, чистоте.



Досуг проводился во второй половине дня в музыкальном зале. Вначале детей встречал Мойдодыр, появление которого вызвало особый интерес детей, повысив их внимательность. Рассказанная история о чумазой девочке, заинтересовала детей и они с удовольствием включились в работу. Активно отвечали на вопросы беседы о мытье рук и лица, сделали правильные выводы о необходимости поддержания чистоты рук. Потом дети активно играли в игру «Можно – нельзя», которая позволила уточнить и закрепить правила личной гигиены. Для повышения активности и профилактики переутомления была проведена физкультминутка в стихах, которая позволила детям размяться, выполняя несложные упражнения. После этого дети отгадывали загадки о носовом платке, мыле, мочалке, полотенце, расческе и пр. Это позволило активизировать и систематизировать знания о предметах, которые необходимы при выполнении правил личной гигиены. Потом провели задание, которое требовало с выражением прочитать стихи о зубной щетке. Дети отнеслись к нему с большим интересом. Желание прочитать стихотворения выразили несколько детей. Затем в игре «Кто с кем дружит?», которая проводилась с помощью карточек, дети закрепили знания о правилах личной гигиены, их значении, о предметах, необходимых для их выполнения. В заключительной части были подведены итоги.

Вывод: мероприятие было интересным для детей. Его содержание, представленное беседами, играми, загадками, чтением стихотворений, позволило систематизировать, углубить и активизировать знания детей о культурно-гигиенических навыках, развить осознанное понимание их значения.

23.11.2021

Игра-соревнование «Кто быстрее и аккуратнее заправит кровать»

Цель – развитие навыка застилать постель, самостоятельность действий



Игра проводилась после сна. Дети с удовольствие включились в игру, стремясь сделать все быстро. Но у некоторых получилось не очень аккуратно. У нескольких детей отмечено то, что они просто натягивали на кровать одеяло. Поэтому после окончания игры провели беседу и позволили детям потренироваться заправлять кукольную кровать.

Вывод: игра достаточна полезна, так как позволяет отработать навыки застилания кровать, а также осознать детям необходимость следования определенным действия.

25.11.2021

Совместное сочинение и рассказывание познавательной сказки «Про Шампуньку»

Цель – закреплять представления детей о пользе мытья волос, о назначении шампуня, развивать творческие способности детей.

В первой половине дня детям было предложено задание сочинить сказку о Шампуньке для малышей. Для этого был заготовлен пустой флакончик шампуня. Дети рассмотрели его и с ними побеседовали о том, зачем нужен шампунь, как нужно мыть голову и пр. Потом дети попробовали оживить персонаж придумав поучительную историю по вопросам, обыграв ситуацию – малыши не любят мыть голову, потому что шампунь попадает в глаза. Дети с удовольствием отвечали на вопросы, постепенно выстроился сюжет, который затем совместно с детьми был рассказан и записан.

Вывод: сочинение и рассказывание познавательной сказки способствовало закреплению представлений детей о назначении шампуня, о пользе мытья головы и последовательности действий. Кроме того это позволило настроить детей на творческое объяснения знакомых процедур, на проявление своей фантазии.

29.11.2021

Чтение сказки «Федорино горе» (К.И. Чуковский)

Цель – формировать представление о навыках чистоты, понимания ухода за посудой, развивать воображение, способность анализировать поступки Федоры.


Чтение было организовано в вечерний отрезок времени. В ходе чтения были использованы иллюстрации сюжета сказки. После чтения совместно с детьми обсудили содержание сказки. Детям задавали не только вопросы на понимание сюжета, но и заставляющие размышлять. Например, Почему посуда решила, что ей живется плохо у Федоры? Или «Почему Федора в начале сказки так относилась к посуде?» (Была ленивая, неряха и пр.). Потом вместе с детьми было определено правило – посуду надо обязательно мыть, ее не надо оставлять грязной, потому что мы не грязнули и не неряхи.

Вывод: чтение сказки и беседа по ней позволила детям осознать значимость необходимости мытья посуды, сформировать представление о том, что плохо быть грязнулей и неряхой.



Общие результаты входной диагностики культурно-гигиенических навыков представлены в таблице 5.

Таблица 5

Общие результаты входной диагностики культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников

Уровень

Показатели культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Кол-во


%

Кол-во


%

Кол-во


%

Кол-во


%

Кол-во


%

Кол-во


%

Кол-во


%

Кол-во


%

Кол-во


%

Кол-во


%

Сформирован

9

60%

4

27%

11

73%

4

27%

10

67%

2

13%

3

20%

10

67%

6

40%

9

60%

Несформирован

6

40%

11

73%

4

27%

11

73%

5

33%

13

87%

12

80%

5

33%

9

60%

6

40%


Итак, результаты мониторинга диагностики культурно-гигиенических навыков показали, что у старших дошкольников не сформированы следующие показатели:

- опрятность: следит за опрятностью прически (73%);


- следит за чистотой ногтей (73%);

- при кашле и чихании закрывает рот и нос платком (87%);

- замечает и самостоятельно устраняет непорядок в своем внешнем виде (80%);

- ест аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом (60%).

Наиболее сформированы у старших дошкольников следующие культурно-гигиенические навыки:

- опрятность: следит за опрятностью одежды (60%);

- самостоятельно моет руки (73%);

- самостоятельно умывается (67%);

- умеет правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом) (67%);

- обращается с просьбой, благодарит (60%).

После проведения работы по формированию у старших дошкольников культурно-гигиенических навыков согласно перспективному плану была проведена заключительная диагностика, определяющая уровень сформированности этих навыков. Она проводилась по той же методике, что и начале работы. Ее результаты представлены в таблице 6.

Таблица 6

Результаты наблюдения за культурно-гигиеническими навыками на этапе заключительной диагностики


Имя ребенка

Показатели культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Саша Д.

+

+

+

-

+

-

-

+

-

+

Артем К.

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

Василиса В.

+

+

+

+

+

+

-

+

-

+

Роман К.

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

Карина З.

+

+

+

+

+

-

+

+

-

-

Анна Г.

-

-

+

+

+

+

-

-

+

+

Катя Ж.

+

+

-

-

+

+

-

+

+

-

Роман У.

+

-

+

-

-

-

-

+

+

+

Алена Г.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Даша Ц.

-

-

-

-

-

-

-

+

+

-

Александра Г.

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

Вика А.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Ксения М.

+

-

-

-

-

-

-

+

+

+

Малика П.

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

Марк Т.

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

Всего:

«+»

«-»


13

2


9

6


12

3


8

7


12

3


9

6


8

7


13

2


11

4


12

3



В таблице знаком «+» отмечено наличие сформированного культурно-гигиенического навыка, «-» отмечено отсутствие навыка.

Общие результаты заключительной диагностики культурно-гигиенических навыков представлены в таблице 7.

Таблица 7

Общие результаты заключительной диагностики культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников

Уровень

Показатели культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Кол-во


%

Кол-во


%

Кол-во


%

Кол-во


%

Кол-во


%

Кол-во


%

Кол-во


%

Кол-во


%

Кол-во


%

Кол-во


%

Сформирован

13

87%

9

60%

12

80%

8

53%

12

80%

9

60%

8

53%

13

87%

11

73%

12

80%

Несформирован

2

13%

6

40%

3

20%

7

47%

3

20%

6

40%

7

47%

2

13%

4

27%

3

20%


Для определения эффективности проведенной работы результаты входной и заключительной диагностики были подвергнуты сравнению. Полученные данные представлены в таблице 8.