Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 216

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

94
Глава 5. Основные понятия и принципы теории познания
У животных отношение к предмету определено биологической потребностью.
Поэтому тот или иной предмет интересует животное не сам по себе, не его объек- тивная природа (естественная суть), а только как фактор удовлетворения биологи- ческих потребностей.
Человек как субъект деятельности способен отражать предметы не только с точки зрения возможности удовлетворить биологические потребности, но и с точ- ки зрения их собственной определенности. Такой подход задается потребностями человеческой деятельности: может ли тот или иной предмет по своим свойствам и качеству быть использован в процессе деятельности и как может быть использо- ван. В ходе деятельности, воздействуя на предметы, изменяя их, субъект переходит от наглядного плана решения задачи (через восприятие) к мысленно-абстрактному,
к выявлению причин, то есть к гносеологическим отношениям.
В категории «гносеологическое отношение» сливаются воедино два смысла понятия «отношение»:
а) отношение как взаимосвязь вещей и процессов, как отношение между раз- личными предметами;
б) отношение к чему-либо, как отношение субъекта или даже любой активно действующей системы к какому-либо предмету.
В первом случае эта категория употребляется в объективном смысле, во вто- ром — в субъективном.
Основное содержание гносеологического отношения составляет сложная, ис- торически развивающаяся система взаимосвязи различных субъектов, средств и методов исследования объективной действительности, способов рефлексии са- мопознания субъекта деятельности. Содержание гносеологического отношения ор- ганизовано динамическими структурами, включающими в себя такие устойчивые элементы, как формы, методы и средства познания.
Внутренняя качественная определенность гносеологического отношения со- стоит в том, что в нем субъект объективирует любую реальность, преобразуя ее в объект познания. Человек может устанавливать гносеологические отношения с миром несуществующих сущностей: не только созданных его творческим во- ображением сверхчувственных явлений, но и тех, которые активно используются в научном познании: мнимые числа и др.
В гносеологических отношениях можно выделить следующие элементы:
1) формы восприятия объекта;
2) язык как основной «инструмент» и способ идеализации;
3) система обобщенных представлений, эмпирических и теоретических зна- ний, организованных в совокупность дисциплинарно предметных тезауру- сов (словарь языка), банков данных, с помощью которых субъект преодоле- вает понятийную общесмысловую неопределенность познаваемых им си- туаций;
4) совокупность методов познания и целостных методологий как особого ро- да интеллектуальных технологий, связывающих субъект познания с объек- том и позволяющих субъекту заниматься собственно познанием.


5.2 Структура познавательного процесса
95
Все эти компоненты выступают в качестве средств, орудий, с помощью кото- рых субъект осуществляет перекодирование информации, оперирование гносеоло- гическим образом. Формы восприятия, язык, система знаний и методов познания обуславливают как процесс, так и содержание познания как отражения действи- тельности. Автоматизация экспериментов, компьютерная обработка информации,
математическое моделирование и др. способы технизации познавательных процес- сов существенно изменяют содержание и структуру гносеологических отношений,
по-новому ставят традиционные философские проблемы о сущности субъекта по- знания, месте и роли знаний, форм восприятия, языка и методов.
Но что представляет собой гносеологический субъект? (То есть тот субъект,
который осуществляет познание.)
Уже в рамках немецкого классического идеализма проявились попытки вы- работать понятие гносеологического субъекта. Одним из первых такую попытку предпринял Кант, а дальнейшее развитие она получила у Фихте, Шеллинга, Геге- ля. Кант называет подлинным субъектом познания не индивидуальное, эмпириче- ское «Я», а некоторый субъект вообще, «Трансцендентальный субъект», лежащий в основе всякого индивидуального Я, но вместе с тем выходящий за его пределы.
Догадка Канта о социальной природе субъекта познавательной деятельности по- лучает в философии Гегеля более конкретное воплощение. Будучи объективным идеалистом в решении онтологической проблемы (бытие — Абсолютный дух), Ге- гель считает, что общественный дух есть субстанция индивида, его «неорганиче- ская природа», выступающая для каждого отдельного индивида во внешне данных формах культуры.
Диалектический материализм связывает познавательную деятельность субъек- та с материально-практической деятельностью человека по преобразованию окру- жающего мира. И именно в ходе этой деятельности (как мы уже отмечали выше)
формируется субъект и вычленяется объект познания. Субъектом познания чело- век выступает не просто как индивид, наделенный определенными психическими способностями, а как личность, усвоившая и вобравшая в себя достижения матери- альной и духовной культуры, накопленные обществом к определенному моменту своего развития.
Ортега-и-Гассет, характеризуя гносеологические отношения субъекта с объек- том, подчеркивает, что миссией мышления является отображение мира вещей, так или иначе, приспособление к ним. Что у феномена мышления имеются две сторо- ны: «с одной — он рождается как жизненная необходимость индивида и управляет- ся законом субъективной полезности, с другой — мышление заключается в точном соответствии вещам и им правит объективный закон истины». Если бы мышление,
делает вывод автор, все время давало бы нам мир, отклоняющийся от истины, это вело бы нас к постоянным практическим ошибкам, что, в конечном счете, повлек- ло бы «исчезновение человеческой жизни». То есть для истинности мышлению необходимо совпадать с вещами. (См.: Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия?
М., 1991.)
Бердяев Н. А. мыслит совершенно иначе в данном вопросе. Он считает, что ра- ционалисты и эмпирики видели в знании отражение действительности в познании.
Поэтому познающий субъект оказывался в роли копировальной машины. Но при таком понимании природы познания, утверждает Бердяев, «знание оказывается


96
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   25

Глава 5. Основные понятия и принципы теории познания
дублированием действительности», а если это так, то «непонятно, в чем творче- ская ценность знания». На его взгляд «знание ни в коем смысле не есть отражение,
копирование, дублирование бытия и ни в каком смысле не есть создание, констру- ирование бытия. Познающий субъект не есть пассивный отражатель бытия и не есть активный его создатель, он живой деятель в бытии. . ., создатель ценностей бытия».
Таким образом, Бердяев считает, что «знание есть акт самопознания», а фи- лософское познание носит интуитивный характер: «Дискурсивное развитие мысли существует не для самого познающего, оно существует для других. Таким спосо- бом надеются приобщить других к своему познанию, убедить их». И реальность для меня, говорит Бердяев, совсем не тождественна бытию и еще менее тожде- ственна объективности. «Мир же субъективный и персоналистический есть един- ственный, подлинно реальный». «А подлинное познание совершается в церковном,
соборном, божественном сознании и разуме» (См.: Бердяев Н. А. Самопознание.
М., 1991; Философия свободы. Смысл творчества. — М., 1989.).
На наш взгляд, наиболее объективно суть гносеологических отношений позво- ляет вскрыть именно деятельностный подход.
В самом общем плане его сущность проявляется в следующем:
• он выступает как антитеза созерцательному подходу к познанию, прин- ципам зеркального отражения; а также концепциям эмпиризма, который рассматривает познание как усвоение данных опыта. . ., и рациональной интуиции как непосредственного восприятия самоочевидных интеллекту- альных истин;
• он позволяет рассматривать познание не только как отражательный про- цесс, связанный с физиологическими механизмами, но и как социальное явление. Отражение на уровне животных всегда опирается на некоторые генетически закрепленные и передаваемые биологическим путем програм- мы. Человеческие формы активного отношения к миру (а познание пред- ставляет собой такое отношение) носят не природный, а социальный, об- щественно-исторический характер;
• он позволяет выяснить подлинную роль субъекта в познании, не ограничи- вая ее ролью экрана, воспринимающего сигналы; субъект добывает знания,
формирует их, развивает, выдвигая гипотезы, создавая теории;
• знание не появляется и не развивается само по себе, оно вырабатывается определенным усилием людей;

• деятельностное начало выступает условием и предпосылкой осуществле- ния познавательного процесса.
Итак, субъект — это источник целенаправленной активности,
носитель предметно-практической деятельности, оценки и по-
знания.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Субъектом познания является, прежде всего, индивид. Именно он наделен ощущениями и восприятиями, эмоциями и способностью оперировать образами,

5.2 Структура познавательного процесса
97
самыми общими абстракциями. Индивид действует в процессе практики как ре- альная материальная сила, изменяющая материальные системы.
Но субъект — не только индивид; это и коллектив, и социальная группа, обще- ство в целом. Общество считается универсальным субъектом (гносеологическим субъектом) в том смысле, что в нем объединены субъекты всех других уровней,
люди всех поколений, что вне общества нет и не может быть никакого познания и практики. В то же время общество как субъект реализует свои познавательные возможности лишь через познавательную деятельность индивидуальных субъек- тов. Между гносеологическим, общественным субъектом и субъектом индивиду- альным в ходе познания существует сложная диалектическая взаимосвязь. Гносео- логический субъект в отличие от Трансцендентального Субъекта Канта обладает реальным существованием только через познавательную деятельность отдельных индивидов. В свою очередь, отдельный индивид начинает выполнять функции гно- сеологического субъекта в познании лишь постольку, поскольку он овладевает вы- работанным обществом «миром культуры». Индивид выступает субъектом позна- ния лишь в той степени, в какой он освоил способы познавательной деятельности,
накопленные гносеологическим субъектом. . . В то же время способы познаватель- ной деятельности, накопленные обществом, всегда богаче по своему содержанию и объему, чем способы деятельности, усвоенные отдельными индивидами.
Объект же — это то, что противостоит субъекту, на что на-
правлена предметно-практическая, оценочная и познавательная
деятельность субъекта.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
То есть понятие объекта познавательной деятельности уже понятия объектив- ной реальности. Существуют еще многие материальные системы, не ставшие пока объектами познания, не включенные пока в познавательные интересы субъекта.
(Даже о наличии существования таких систем человек может пока не догадывать- ся). Но объектом могут выступать не только материальные, а и духовные явления.
Например, сознание индивида — это объект исследования для психолога. Более то- го, каждый человек способен делать объектом познания самого себя: свое поведе- ние, чувства, ощущения, мысли. В этих случаях понятие субъекта как индивидуу- ма сужается до субъекта как актуального мышления, до «чистого «Я», но и в этих случаях субъект выступает как источник целенаправленной активности. Здесь мы будем иметь дело с самопознанием. Таким образом, под объектом в гносеологии следует понимать не просто любой фрагмент объективной (или субъективной) ре- альности, а только такой фрагмент, на который направляется внимание субъекта,
который вовлекается в деятельность субъекта, который становится предметом тео- ретической или практической деятельности субъекта.
Итак, понятия «субъект» и «объект» различные, но в то же время связаны друг с другом. И только деятельность цементирует, объединяет субъект и объект позна- ния. В ходе практического взаимодействия меняется как объект, так и субъект де- ятельности; через эволюцию практической деятельности осуществляется прогресс человека и общества. Но познание — это особый вид деятельности, отличающий-