Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 214

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

84
Глава 4. Проблема бытия.
Философская, религиозная и научная картина мира
Мир имеет внутреннюю логику своего существования и развития, его суще- ствование объективно, то есть он реально предзадан сознанию и действию отдель- ных людей и общества в целом.
Целостный мир — это всеобщее единство, которое включает в себя бесчислен- ное множество существующих в их конкретности и целостности вещей, процессов,
состояний, организмов, структур, систем, человеческих индивидов. Следуя фило- софской традиции, их можно назвать сущими, а мир в целом — сущим как таковым.
Каждое сущее уникально, то есть «наличное бытие» всякого сущего неповторимо,
оно занимает свое место в целостном бытии мира.
Бытие Вселенной имеет сложную структуру. Поэтому целесообразно выделить его основные взаимосвязанные формы бытия:
1. Бытие вещей (тел), процессов, которые в свою очередь делятся на бытие вещей, процессов, состояний природы: бытие природы как таковой и бытие вещей и процессов, произведенных человеком.
2. Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие.
3. Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализирован- ное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное.
4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие от- дельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.
4.3 Анализ форм бытия мира
Бытие вещей, процессов и состояний природы
Материализм во всех своих формах признает объективное существование есте- ственной природы: она сама, ее вещи, процессы, состояния существуют вне и неза- висимо от сознания человека и общества, что подтверждается общечеловеческой,
социально-исторической практикой и всей системой научно-теоретического зна- ния. В истории материализма менялось лишь понимание «строения» этой реаль- ности, от субстрата (конкретного вещества) до субстанции и до «объективной ре- альности».
Природа в целом бесконечна в пространстве и времени — она всегда и вез- де была, есть и будет. До человека — и «после него» (если человек не справится с глобальными проблемами современности). Это уникальная особенность природы не присуща отдельным вещам, процессам, состояниям природы, которые конечны и в пространстве, и во времени, то есть говоря философским языком, их небытие сменяется их бытием, которое в свою очередь заменяется их небытием.
Бытие природы есть реальность особого типа: она объективна и первична в том смысле, что человек и его дух рождаются благодаря этой первичной природе, и,
во-вторых, без нее невозможна жизнь и деятельность человека.


4.3 Анализ форм бытия мира
85
Бытие произведенных человеком вещей («второй природы»)
Человек в процессе своей жизнедеятельности из материала первой, естествен- ной природы создает «вторую природу», мир культуры, в которой опредмечивает свой труд, свои знания, свой интеллект, которые выступают в качестве «социаль- ной души» созданных человеком вещей.
Бытие предметов и процессов «второй природы» представляет собой нерастор- жимое единство природного материала и духовного, идеального конкретных инди- видов, реализованное в конкретных предметах их деятельности. Так создается со- вершенно новая по сравнению с первой природой комплексная природно-духовно- социальная реальность. Бытие «второй природы» по самому своему существу есть социально-историческое, цивилизованное бытие. Вещи «второй природы», живя природной жизнью, проживают и другую свою жизнь: они обретают особое место в бытие человеческой цивилизации.
«Вторая природа» дана каждому отдельному человеку, поколениям людей объ- ективно, реально, она существует вне и независимо от их сознания, но в отличие от первой природы уже воплощает в себе, опредмечивает человеческие цели, идеи,
а значит, не может считаться совершенно независимой от сознания человека и об- щества. «Вторая природа» имеет объективное, но относительно самостоятельное бытие.
Бытие человека в мире вещей
Бытие отдельного человека специфично, уникально. Однако в этом бытии есть стороны существования, общие и для человека, и для любой преходящей вещи природы. Человек, имеющий тело, может быть представлен как вещь среди вещей,
как тело среди тел. Но в общефилософском учении о бытии важно ответить на вопрос, как именно существует человек, поэтому сущность человека нельзя свести только к бытию его тела, к бытию вещей.
Тем не менее в человеческом бытии, каким бы специфическим оно ни было,
первична предпосылка существования тела. Без этого вообще невозможно суще- ствование человека.
Для того чтобы мыслить, надо обеспечить жизнь человеческого тела, что ре- ализуется в системе человеческого материального производства, в котором всегда участвует человеческий дух — интеллект. Философия всегда искала и ищет связь между телом человека и его страстями, переживаниями, психическим состоянием,
мыслями, характером, волей, поступками — с его духом, психикой. Таким образом,
бытие отдельного человека есть непосредственно данное диалектическое единство тела и духа.
Человек для себя самого — не только первая, но и «вторая природа». Мысли и эмоции — важнейшая сторона целостного бытия человеческого индивида. Чело- век рождается и живет в человеческом обществе, а это значит, что между бытием человека в качестве природного тела и социальным бытием всегда существует диа- лектическое единство.


86
Глава 4. Проблема бытия.
Философская, религиозная и научная картина мира
Специфика человеческого бытия
Специфика бытия человеческого тела в отличие от бытия животных заклю- чается в «нежесткой» природной детерминации. Человек способен регулировать,
контролировать свои фундаментальные потребности, удовлетворяя их не в про- стом соответствии с повелениями природы, а в пределах и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и самосознанием индивида.
Бытие человека — не внеприродное, но и не только природно-телесное. Специ- фика его состоит в соединении, пересечении и взаимодействии трех относительно разных бытийственных измерений:
1) отдельный человек как тело (вещь);
2) человек как индивид рода человеческого;
3) человек как социально-историческое существо, продукт определенной культуры.
Духовное бытие
Духовное — это единство многообразного, которое охватывает процессы созна- ния и бессознательного, включает знания, материализующиеся в формах есте- ственных языков и искусственных знаково-символических систем. К духовным продуктам и процессам принадлежат также нормы, принципы человеческого обще- ния, включая нормы и критерии нравственности, права, художественного творчества.
Первый вид духовного — бытие индивидуализированного духовного мира от- дельного человека. Сознание человека существует, бытийствует как порожденный деятельностью мозга невидимый поток чрезвычайно быстро меняющихся побуж- дений, впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также как совокупность более стабильных идей, убеждений, ценностей, установок, стереотипов и т. д.
Сознание человека — это одновременно и его самосознание, т. е. осознание че- ловеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отно- шения к другим людям — осознание себя как особой и единой личности.
Индивидуальное духовное бытие включает и бессознательное. Можно выде- лить три уровня бессознательного:
1) неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, ко- ординацией функций, удовлетворением некоторых наиболее простых нужд и потребностей тела;
2) процессы и состояния, сходные с сознанием человека в период бодрствова- ния, но до поры до времени остающиеся неосознанными, хотя в принципе они могут перемещаться в поле сознания («созрела мысль», «мне подумалось»);
3) этот уровень бессознательного находит проявление в некоторых процессах художественной, научной, философской и иной интуиции, в вызревающих в душе человека высших побуждениях духа.
Бытие индивидуального — это лишь относительно самостоятельная форма бы- тия. Она связана с бытием объективированного духовного.


4.3 Анализ форм бытия мира
87
Бытие объективированного духовного
Объективированное духовное рождается в лоне человеческой культуры и при- надлежит к внеиндивидуальным формам бытия. Наиболее универсальны естест- венные и искусственные, знаково-символические формы существования духовного.
Ярким примером единства индивидуализированного и объективированного ду- ховного является язык. Связь языка и сознания, языка и мысли несомненна: язык есть действительность мысли.
Формой бытия объективированного духовного является общественное созна- ние и вся культура общества.
Объективированное духовное возникает и работает в рамках индивидуализи- рованных форм (в сознании индивида), а затем становится достоянием общества,
приобретает свою самостоятельную форму жизнедеятельности, опредметившись в реальных вещах. Все бессмертные идеи порождены смертными людьми.
Материальными «носителями» духовного являются предметы и процессы —
книги, чертежи, формулы, проекты, скульптура, архитектура и т. д. Мир идей в про- цессе развития человечества кристаллизуется, обогащается, формируя духовные сокровища общечеловеческих ценностей.
Но неправомерно делать вывод об абсолютной независимости бытия духовно- го от бытия мира, природного и человеческого. Бытие идей не просто неотделимо от бытия природы и человеческого мира, но изначально и непреложно включено в целостное бытие как таковое.
Бытие социального: бытие отдельного человека и бытие общества
Бытие социального связано с проблемой антропогенеза и социогенеза, что вы- ступает в действительности как антропосоциогенез. Социальное бытие, это ре- альный процесс жизни людей. Бытие социального синтезирует все формы бытия на основе материальной деятельности человека и общества, что рассматривается в разделах философии, посвященных проблемам человека и общества. (В марк- систской философии — это раздел исторического материализма; в современной фи- лософии — это многообразные социологические концепции, пытающиеся выстро- ить картину отношений человека и социума.) Основные философские концепции понимания социальной реальности будут рассмотрены несколько позже, в главе,
посвященной проблемам общества.
Современная научная картина мира
Наука XX века достигла огромных успехов в познании структуры и законо- мерностей развития Вселенной. Различают следующие основные структурные эле- менты Вселенной: мегамир — мир космических объектов; макромир — мир объек- тов нашей планеты; микромир — мир элементарных частей. В особые структурные группы выделяют неживую природу, живую природу и социально-организованную природу.
Научная картина мира является важнейшим блоком оснований научного зна- ния, на основе которого формируются специальные картины мира.


88
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   25