Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.5 Структура современного философского знания
23
ке прогресс проявляет себя в обогащении, уточнении, увеличении категориально- го аппарата, то, например, в мировоззрении нет такого накопительного развития,
а идеологии вообще способны возникать и отмирать, сменяя друг друга.
И, наконец, рассматривая историю философии, можно выделять определенные этапы ее развития, в зависимости от центральной проблемы, решаемой философи- ей в данный период времени. Так, можно выделить:
1. Античную философию, которая носила космоцентрический характер,
а центральной проблемой имела проблему соотношения человека и космоса.
2. Средневековую философию, которая носила теоцентрический характер и решала центральную проблему соотношения человека и Бога.
3. Философию нового времени, которая по характеру была антропоцентриче- ской, а в центре главной проблемы стоял сам человек.
4. Философию новейшего времени, которая стала социоцентрической по сво- ему характеру и пытается осмыслить проблему взаимоотношений человека и общества.
Вместе с тем эти предложенные четыре деления нельзя рассматривать в чи- стом виде или в виде прогресса. При всем их временном различии каждая из фи- лософских систем имеет и свою специфику, и взаимосвязь с последующими или предыдущими философскими размышлениями или построениями.
1.5 Структура современного философского знания
Философия — как любое другое сложное образование — может быть структури- рована различными способами. Вычленение ее составляющих частей может осу- ществляться по разным основаниям исходя из тех познавательных задач и интере- сов, которые определяют деятельность исследователей.
Многомерность предмета философии, его изменение на протяжении истории обуславливают многообразие подходов к этому феномену и различие вариантов его структурирования. Дифференциация философского знания, его дальнейшее дроб- ление приводят к тому, что некоторые разделы философии со временем становятся самостоятельными дисциплинами, как, например, педагогика, психология, социо- логия. Современная философия — динамичная, гибкая, изменчивая система, эле- ментами или подсистемами которой являются различные философские дисципли- ны, так или иначе связанные между собой. В настоящее время существует множе- ство схем, попыток упорядочить, систематизировать многообразие философских знаний. Традиционно выделяют следующие разделы, части или области философ- ского знания.
Онтология и (или) метафизика — философское учение о бытии,
его принципах и началах.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Одна из наиболее древних философских дисциплин. Аристотель считал ее главным разделом философии. Онтология пытается синтезировать целостную кар-


24
Глава 1. Теоретическая характеристика философии как целого
тину мира, вскрыть его сущностные причины, глубинные, предельные основания.
Метафизика трактуется более широко как учение о сверхчувственной реальности,
трансцендентном, ориентированное на постижение скрытой сущности вещей, об- наружение их внутреннего единства и взаимосвязи.
Гносеология или (и) эпистемология — философское учение о по-
знании, рассматривающее особенности процесса познания мира
общественным человеком.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Гносеология выявляет условия, сущность и границы познания, отношения зна- ния к реальности, а также условия достоверности и истинности познания. В рам- ках теории познания вычленяется теория науки, как один из видов познавательной деятельности. Здесь анализируются особые познавательные процедуры в науке,
способы создания идеализированных объектов, которыми оперирует наука, изуче- ние соотношения эмпирического и теоретического уровней исследования.
Иногда комплекс указанных проблем выделяется в специальный раздел знания, который называют философией и методологией науки.
Логика — наука о формах правильного (т. е., связного, последова-
тельного, доказательного) мышления.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Иначе говоря, логика есть наука об общезначимых формах и средствах мысли,
необходимых для рационального познания в любой области знания. Задача логики,
которую вслед за Кантом обычно называют формальной логикой, исторически сво- дилась к каталогизации правильных способов рассуждений, позволяющих из ис- тинных суждений-посылок всегда получать истинные суждения-заключения. При этом логические теории не субъективны и не произвольны, а представляют собой глубокое и адекватное отображение посредством символов объективной «логики вещей» на ступени абстрактного мышления.
Значительная специфика двух важнейших сфер бытия — природы и общества,
необходимость их философского анализа обуславливает существование натурфи- лософии и социальной философии.
Натурфилософия (философия природы) стремится объяснить
как неживую, так и живую природу во всем многообразии свя-
зей и закономерностей ее явлений, проанализировать основные
естественнонаучные понятия: субстанция, материя, движение,
энергия, сила, время, пространство, жизнь, развитие, прогресс,
закон природы и т. д.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


1.5 Структура современного философского знания
25
Социальная философия (философия общества) — область фило-
софского знания, исследующая наиболее общие характеристики
общественной жизни, социальные закономерности, их специфику.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Иногда разделом социальной философии считают философию ис-
тории (историософию), анализирующую сущность, направление,
ход истории развития общества и человека, как субъекта исто-
рического процесса.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Некоторые исследователи выделяют философию истории в самостоятельный раздел философского знания.
Философская антропология — философское учение о человеке,
человеческом бытии, не сводимым только к социальным и био-
логическим свойствам и качествам.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Человек — существо универсальное, его активное отношение к миру облада- ет значительной спецификой и требует специального философского анализа. Соб- ственно, бытие человека — главная проблема философии, ее основной предмет ис- следования. Философская антропология стремится показать целостного человека в единстве его телесности, воли, эмоций и разума.
Этика — тесно связанное с философской антропологией учение
о нравственности, интеллектуальных предпосылках морального
сознания.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
И. Кант считал этику главным разделом философии, полагая, что познание не может являться основным средством ориентации человека в мире и обеспечения его свободы. Поэтому именно этике должны быть подчинены и онтология, и гно- сеология. Цель этики — выявить фундаментальные основания справедливых дей- ствий в совместной жизни людей. Она ставит вопросы о природе добра и зла,
о свободе воли человека, его добродетелях и пороках, о счастье, справедливости и общественном благе.
Эстетика — философское учение о прекрасном и формах его по-
явления в искусстве, жизни и природе.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Представители немецкого романтизма считали эстетику главной философской дисциплиной, поскольку именно она, по их мнению, способна дать целостное


26
Глава 1. Теоретическая характеристика философии как целого
представление о «всеобщем». Истина и добро приходят во взаимное соответствие именно в красоте и через красоту.
Выводы
Кроме перечисленных разделов философского знания, нередко выделяют в ка- честве автономных философских дисциплин философию религии, права, полити-
ки, искусства и др. Являясь результатом взаимодействия философии с другими формами общественного сознания, они применяют познавательные средства для решения мировоззренческих и методологических проблем соответствующих сфер,
областей сознания. Философия же получает возможность продемонстрировать эф- фективность своих понятий, принципов и методов.
Контрольные вопросы по главе 1 1. Что определяет возможности философии в современном мире?
2. Нужна ли философия «обычному человеку»?
3. В чем состоит основное содержание перехода от мифологии к философии?
4. Современна ли философия?
5. В чем состоит специфика рефлексии как метода философии?
6. В чем состоит принципиальная разница в следующих формулировках:
• «проблемы науки» и «наука как проблема»;
• «проблемы религии» и «религия как проблема»;
• «проблемы морали» и «мораль как проблема»?
Поясните.
7. Каковы основные принципы и подходы к проблеме периодизации истории философии?
8. Какие области современного философского знания связаны с проблемати- кой Вашей деятельности?

Рекомендуемая литература к главе 1
27
Рекомендуемая литература к главе 1
[1]
История философии: Запад — Россия — Восток : в 4 кн. — М. : Греко- римский кабинет, 1995–1999.
[2]
Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней : в 4-х т. /
Дж. Реале, Д. Антисери. — Спб. : Петрополис, 1994.
[3]
Рассел Бертран. История западной философии : в 3-х кн. / Бертран Рас- сел. — Новосибирск : Изд-во НГУ, 1997.

Глава 2
СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ ФИЛОСОФИИ.
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
Термин «философия» в наши дни является не только достоянием специальной научной литературы. Он широко вошел в практику периодической печати, средств массовой информации, стал непременным элементом повседневного общения лю- дей. Вместе с тем, очевидно, просматривается неоднозначность в употреблении термина «философия». Но может быть это характерно только для той среды, где нет надобности использовать его в строго научном смысле? Вполне правомерно предположить, что в научной и учебной литературе этот недостаток преодолен.
Однако знакомство с учебниками и учебными пособиями не дает оснований для такого вывода. При определении философии в целом авторы одних учебников акцентируют внимание на том, что философия — это форма общественного созна- ния; другие — что это «специфическое по своему содержанию и форме мировоззре- ние; третьи — представляют философию как «мировоззрение и метод познания»;
четвертые особо подчеркивают роль философии как науки.
Ортега-и-Гассет отмечает, что если физику и математику заранее известны гра- ницы и основные атрибуты их объекта, то философия начинает с поиска своего объекта, с определения предмета своего исследования.
2.1 Философы о предмете философии
Описанная ситуация обостряет интерес к вопросу: чем занимается философия,
что является предметом ее исследования?
На первый взгляд, самый простой и легко доступный каждому способ решить этот вопрос состоит в том, чтобы обратиться к авторитету самих философов, к их высказываниям по этому поводу. Действительно, кому другому, кроме самих фи- лософов, лучше знать, чем они занимаются, что изучают. Безусловно, что мысли всех философов учесть трудно, да, вероятно, не так уж и необходимо. Попыта- емся обратиться к суждениям наиболее авторитетных, оставивших глубокий след в развитии философской мысли.


2.1 Философы о предмете философии
29
Античные мыслители, для которых философия была мудростью, отмечали, что она представляет собой высшее знание, отличающееся от знания единичных, пре- ходящих вещей. «Мудрость, — считал Аристотель, занимается первыми причина- ми и началами». (Аристотель. Сочинения : в 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 67.) Это — знание непреходящего, сущности или природы самих вещей.
Таким образом, задача философии — изучение не отдельных вещей самих по себе, а первоначал, лежащих как в их основе, так и в ос- нове всего мира; изучение того общего, что составляет их сущ- ность, природу.
Философия выступает как учение о бытии, о мире, о человеке и человеческом обществе и о познании.
По мнению родоначальника английского материализма Ф. Бэкона «у филосо- фии троякий предмет — бог, природа, человек. . .» (Ф. Бэкон. Соч. В 2-х т. — М.,
1971. Т. 1. C. 209.). Соответственно этому философия подразделяется им на три учения: учение о божестве, учение о природе, учение о человеке. Бэкон допуска- ет существование одной всеобщей науки, которая была бы «матерью» остальных наук. Эту науку он называет «первой философией» или «мудростью». Задачей ее является показать единство природы.
Другой представитель английского материализма Т. Гоббс считает, что филосо- фия — это учение о телах, ибо ничего другого вообще не существует. «Предметом философии, или материей, о которой она трактует, является всякое тело, возник- новение которого мы можем постичь посредством научных понятий и которое мы можем в каком-либо отношении сравнить с другими телами. . .» (Гоббс Т. Избран- ные произведения в двух томах. — М., 1964. Т. 1. С. 58.).
Французский философ Р. Декарт, представитель классического рационализма,
сравнивал философию с деревом, о чем уже говорилось раньше. Если философия есть дерево, корни и ствол которого составляют ее же части (метафизика и физи- ка), то все остальные науки (медицина, механика, этика) выступают в виде ветвей этого дерева. Метафизика содержит в себе начала познания, в физике «рассмат- ривается, как образован весь мир вообще; затем, особо, какова природа Земли и всех остальных тел, находящихся около Земли. . . .» (Декарт Р. Начала филосо- фии. Избранные произведения. — М., 1950. С. 420–421). Кроме того, философия занимается изучением живой природы и особенно человека.
И. Кант — родоначальник немецкой классической философии определяет фи- лософию в ее высшем значении, как учение о мудрости, как «законодательницу разума», которая призвана ответить на вопросы о том, что человек может знать,
что он должен делать, на что он смеет надеяться и что такое сам человек Фило- софия, по Канту, имеет два предмета — природу и свободу, она содержит в себе естественный и нравственный закон и делится на метафизику природы, или тео- ретического, спекулятивного познания того, что есть, и метафизику нравов, или практического познания того, что должно быть. (См.: Кант И. Сочинения : в 6 т.
М., 1963–66. Т. 3. С. 685–686; Т. 5. С. 167–168).