Файл: И лиц с ограниченными возможностями здоровья.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Глава 1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

2.2 Медико-социальная экспертиза. Порядок и условия признания лица инвалидом. Категории инвалидов

2.5 Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина

4.4 Правовая защита семьи ребенка-инвалида

5.4 Условия труда инвалидов. Режим рабочего времени и времени отдыха, оплата труда инвалидов

5.5 Оснащение специальных рабочих мест для инвалидов

6.2 Административная ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости

в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов

Глава 7 ДОСТУПНОСТЬ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

объектов социальной инфраструктуры для инвалидов

8.5 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ



Наличие специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, в соответствии со ст. 79 Закона об образовании является одним из лицензионных требований к осуществлению образовательной деятельности (пп. ж п. 4 Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (ред. от 03.12.2015) «О лицензировании образовательной деятельности»).

Под специальными условиями для получения образования такими обучающимися понимаются условия обучения, воспитания и развития, которые включают в себя использование специальных образовательных пр грамм, методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (п. 3 ст. 79 Закона об образовании).

8.3 Обеспечение доступности зданий образовательных организаций и безопасного в них нахождения

Образовательные организации обязаны обеспечить условия доступности для инвалидов зданий, строений, сооружений и помещений, доступность услуг в сфере образования, а также оказывать инвалидам необходимую помощь в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.

Условия доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, включают в себя:

а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта
, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;

в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него

перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта;

г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;

д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, инфор-

мирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;

е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

ж) обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 июня 2015 г. №386н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 21 июля 2015 г., регистрационный № 38115).

Руководители органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивают создание инвалидам условий доступности услуг, которые включают в себя: специальные вывески, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля, предоставление инвалидам по слуху услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика; адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих); обеспечение предоставления услуг тьютора; предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования и др). Кроме того, руководители органов и организаций должны обеспечить условия доступности услуг в сфере образования для инвалидов

, предусмотренные соответствующими нормативными актами, регламентирующими порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам различного уровня, утвержденным Министерством образования и науки.

Органами и организациями, предоставляющими услуги в сфере образования, осуществляются меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки с 1 июля 2016 г. вновь вводимых в эксплуатацию, а также прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов, в которых осуществляется предоставление услуг, с соблюдением требований к их доступности для инвалидов, установленных ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ, а также норм и правил, предусмотренных п. 41 перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил).

Органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования в арендуемых для предоставления услуг объектах, которые невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, принимают меры по заключению дополнительных соглашений с арендодателем либо по включению в проекты договоров их аренды условий о выполнении собственником объекта требований по обеспечению условий доступности для инвалидов данного объекта.

В случае предоставления услуги в арендуемом помещении (здании) или с использованием арендуемого транспортного средства в состав комиссии включается представитель собственника арендуемого помещения (здания) или транспортного средства, а в предложениях по повышению уровня доступности объекта учитываются его предложения, которые вытекают из обязанности собственника обеспечивать условия доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального зак на № 181-ФЗ.

Органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.

Паспорт доступности содержит следующие разделы:

а) краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг;

б) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и

имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов с использованием предусмотренных показателей;

в) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием предусмотренных показателей;


г) управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых

для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства РФ.

Создание безбарьерной среды должно учитывать потребности следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • с нарушениями зрения;

  • с нарушениями слуха;

  • с ограничением двигательных функций.

Территория образовательной организации должна соответствовать условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных студентов, обеспечения доступа к зданиям и сооружениям, расположенным на нем. Требуется обеспечить доступность путей движения, наличие средств информационно-навигационной поддержки, дублирование лестниц пандусами или подъемными устройствами, оборудование лестниц и пандусов поручнями, контрастная окраска дверей и лестниц, выделение мест для парковки автотранспортных средств инвалидов.

В зданиях, предназначенных для реализации программ подготовки инвалидов, требуется обеспечить как минимум один вход, доступный для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Помещения, где могут находиться люди на креслах-колясках, следует размещать на уровне доступного входа. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для людей с ограниченными возможностями или лифты.

Комплексная информационная система для ориентации и навигации инвалидов в архитектурном пространстве образовательной организации должна включать визуальную, звуковую и тактильную информацию.

В каждом учебном помещении (в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, учебных мастерских, библиотеке и пр.) необходимо предусматривать возможность оборудования по 1–2 места для студентов-инвалидов по каждому виду нарушений здоровья – опорнодвигательного аппарата, слуха и зрения.

Оборудование специальных учебных мест предполагает увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота креслаколяски, увеличение ширины прохода между рядами столов, замену двухместных столов одноместными.

В общем случае в стандартной аудитории необходимо первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотреть для обучаемых с нарушениями зрения и слуха, а для обучаемых, передвигающихся в кресле-коляске, выделить 1–2 первых стола в ряду у дверного проема.


На каждом этаже необходимо обустройство минимум одной туалетной кабины, доступной для маломобильных студентов. В универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями студентов с ограниченными возможностями, следует предусматривать возможность установки откидных опорных поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.

Проектные решения зданий образовательных организаций должны обеспечивать безопасность маломобильных студентов в соответствии с требованиями СНиП 21-01 и ГОСТ 12.1.004, с учетом мобильности инвалидов различных категорий, их численности и места нахождения в здании.

Особое внимание необходимо уделить обеспечению визуальной, звуковой и тактильной информацией для сигнализации об опасности и других важных мероприятиях.

Пути движении к помещениям, зонам и местам обслуживания внутри здания следует проектировать в соответствии с нормативными требованиями к путям эвакуации людей из здания.

В общежитиях при необходимости следует выделить зону для проживания инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, обеспеченную хорошей взаимосвязью с помещениями входной зоны и другими помещениями (группами помещений), используемыми людьми с ограниченными возможностями здоровья. В общежитиях необходимо предусмотреть оборудованные санитарно-гигиенические помещения для студентов различных нозологий.

8.4 Рекомендации по организации образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования. Кадровое обеспечение

Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности

образовательного процесса, утвержденными Минобрнауки России 26.12.2013 № 06-2412вн.

В профессиональной образовательной организации рекомендуется создание отдельного структурного подразделения, основной целью деятельности которого является создание специальных условий для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Структурное подразделение осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом профессиональной образовательной организации.