Файл: И лиц с ограниченными возможностями здоровья.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Глава 1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

2.2 Медико-социальная экспертиза. Порядок и условия признания лица инвалидом. Категории инвалидов

2.5 Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина

4.4 Правовая защита семьи ребенка-инвалида

5.4 Условия труда инвалидов. Режим рабочего времени и времени отдыха, оплата труда инвалидов

5.5 Оснащение специальных рабочих мест для инвалидов

6.2 Административная ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости

в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов

Глава 7 ДОСТУПНОСТЬ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

объектов социальной инфраструктуры для инвалидов

8.5 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ



Действующая редакция ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ содержит ряд мер для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам. Положения ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ получают развитие в ряде федеральных законов – в Основах законодательства РФ о культуре от 09.10.1992 № 3612-1, ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», федеральных законах от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле», от 26.05.1996 № 54ФЗ «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ», от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,

п. 12 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». На органы государственной власти возлагается обязанность по разработке порядка обеспечения условий доступности для инвалидов3. Требования по обеспечению условий доступности государственных и муниципальных услуг для инвалидов включаются в административные регламенты предоставления государственных или муниципальных услуг.

Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения относится к основным принципам законодательства о градостроительной деятельности (п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ). Каким образом обеспечивается беспрепятственный доступ? Порядок реализации требований доступности для инвалидов зависит от категории объектов.

В отношении существующих объектов осуществляется их адаптация с помощью архитектурно-планировочных решений и соответствующих ремонтно-строительных работ с учетом соответствующих строительных норм и правил и стандартов. Кроме того, возможно организационное решение вопросов предоставления соответствующих социально значимых услуг. Адаптация существующих и не предполагаемых к реконструкции объектов ведется с учетом требований Строительных правил 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» (приняты Постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999 № 73) и Строительных правил 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям» (одобрены и рекомендованы к применению Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 72). Согласно п. 6 Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры


(утв. Постановлением Госстроя РФ № 74, Минтруда РФ № 51 от

22.12.1999), последовательность работ в этом случае определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 № 1449 местными органами социальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, образования и др.) на основе реальных сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов. При этом подчеркивается, что «проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий».

В отношении новых объектов, вводимых в результате строительства (в том числе реконструкции, капитального ремонта), требования обеспечения доступности реализуются на стадии разработки проектной документации. Согласно абз. 13 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Порядок разработки, согласования, утверждения и реализации проектной документации для строительства объектов социальной инфраструктуры на территории РФ определен Градостроительным кодексом РФ. При разработке проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии с требованиями нормативных документов. Согласно ст. 48 Градостроительного кодекса РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства включается в том числе раздел «Перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения
, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социальнокультурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда» (пп. 10 п. 12). Проектная документация на строительство (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры содержит специальный раздел проекта с пояснительной запиской «Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов».

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 № 689-О-О вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами РФ финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

7.2 Региональное законодательство в сфере обеспечения доступности

объектов социальной инфраструктуры для инвалидов




Основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение на территории субъектов Российской Федерации реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. В целях реализации на территориях субъектов РФ государственной политики в отношении инвалидов в части создания им условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, средствам информации и связи органы власти субъектов РФ в соответствии со ст. 4 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» разрабатывают, утверждают и обеспечивают исполнение нормативноправовых актов, регулирующих деятельность по указанным направлениям на соответствующей территории, в том числе территориальных и ведомственных программ и планов, направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Для обеспечения единообразного унифицированного подхода к реализации комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Министерством труда и социальной защиты РФ утверждена примерная программа субъекта РФ по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

В Ростовской области принят Областной закон от 5 июля 2013 г. № 1115-ЗС «Об обеспечении на территории Ростовской области беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственного пользования ими транспортом, средствами связи и информации». Статья 6 данного закона в целом воспроизводит положения ст. 15 Федерального закона № 181ФЗ. Постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 585 утверждена государственная программа Ростовской области «Доступная среда». Программа направлена на обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Программа включает в себя две подпрограммы: «Адаптация приоритетных объектов социальной, государственной транспортной и инженерной инфраструктуры для программы беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими маломобильными группами населения» и «Социальная интеграция инвалидов и других маломобильных групп населения в общество».


Целью подпрограммы 1 является создание безбарьерной среды в приоритетных объектах социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения. В рамках подпрограммы 1 должны быть решены задачи оценки состояния и повышения уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Для этого предусматривается реализация следующих основных мероприятий:

  • совершенствование нормативной правовой основы формирования жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

  • адаптация для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов и услуг социальной инфраструктуры путем ремонта и дооборудования техническими средствами адаптации.

Целью подпрограммы 2 является реализация мероприятий по предоставлению услуг в сфере реабилитации инвалидов с целью интеграции их в общество.

Для достижения цели подпрограммы 2 должно быть обеспечено решение следующих задач:

  • преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов;

  • повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов).

Для решения задач подпрограммы 2 предусматривается реализация следующих основных мероприятий:

  • совершенствование организационной основы формирования жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

  • выплата компенсации инвалидам страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

  • обеспечение инвалидов услугами по сурдопереводу, диспетчерской связи и техническими средствами реабилитации;

  • организация выездного цикла мероприятий «Шаги навстречу».

Важным инструментом достижения обозначенных Государственной программой и программами субъектов РФ целей, эффективного решения поставленных задач является наличие оперативной и объективной информации о состоянии доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также о реализации мер, направленных на повышение уровня их доступности.

Основой для разработки адресных программ и планов либо соответствующими плановыми мероприятиями могут стать мероприятия по определению состояния доступности и систематизации объектов социальной инфраструктуры и услуг – их паспортизация, их адаптация с учетом потребностей инвалидов. Исполнителями указанных мероприятий являются органы власти (территориальные и отраслевые) согласно предмету ведения и подведомственные организации. Территориальные органы социальной защиты населения осуществляют координацию работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации, строящимся и реконструируемым объектам социальной инфраструктуры (п. 8 Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры»). В Ростовской области паспортизация и классификация объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов осуществляется на основании Постановления Правительства Ростовской области от 07.02.2013 № 56 «Об организации работы по паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения». При организации работ по паспортизации и классификации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов рекомендуется применять «Методику, позволяющую объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики» (утв. Приказом Минтруда России от 25.12.2012 № 627).