Файл: Самостоятельная работа По дисциплине мдк. 03. 02. Теория и методика развития речи у детей Выполнил студент Бурова Анна Группа 303до заочное отделение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В случаях затруднения взрослый просит показать определенную картинку, затем ее назвать.

4. Методика «Назови одним словом».

Цель: проверка умения обобщить одним словом предметы и изображения на картинках, сгруппированные по функциональному признаку. игрушки — машинка, зайка, мишка, пирамидка, матрешка, картинки с изображением нескольких предметов: одежда и овощи.

Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением одежды и овощей, а также игрушки и назвать их одним словом.

5.Методика «Назови ласково»

Цель: диагностика сформированности умения образовывать имена существительнные с уменньшительно-ласкательным суффиксом.

Оборудование: картинки с изображением большого и маленького предметов: цветок - цветочек, шапка - шапочка, кольцо - колечко, скамейка - скамеечка.

Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть и назвать картинки с изображением большого в маленького предметов.


Подраздел 2. Детская литература

Тема 2.2.1. Детский фольклор



Самостоятельная работа

1. Разработать тематический лист для родителей на тему: «Детский фольклор - источник формирования словаря детей» (младший дошкольный возраст)

«Детский фольклор - источник формирования словаря детей»

«Ладушки» и «коза-дереза» так прочно вошли в игровой обиход малыша, что слово «фольклор» не сразу приходит на ум. А между тем все детские потешки, сказки и большинство игр придуманы, возможно, не одну сотню лет назад. И не так просты, как кажется.

Фольклор – устное народное творчество. Передаваясь из уст в уста, он меняется, принимает разные формы, но остается таким же полезным и нужным нашим детям. Почему? Потому что устное народное творчество – это способ кодирования и передачи важной информации. В сказках, песенках, играх скрыты богатства народной мудрости: правила поведения, герои-эталоны и отрицательные примеры, духовные ценности и меткие наблюдения над жизнью.

С самого раннего возраста малыши незаметно для себя обучаются и развиваются, впитывая народные традиции, учатся отличать добро от зла. Но не только иносказательное содержание делает народное творчество таким ценным для воспитания. Сама форма привлекает малышей: яркая, метафоричная, с интересными сюжетами, напевностью, загадками, игрой слов.

Чтение сказок вслух, пение колыбельных, загадывание загадок и потешные стишки способствуют развитию фонематического слуха у ребенка (правильно слышу – правильно говорю), пополняет его словарь, прививает культуру речи и обогащает знание грамматики родного языка. Разные жанры помогают всесторонне развивать малыша. Например, загадки позволяют ребенку замечать многозначность слов, улавливать игру, развивать способность к анализу и обобщению, умение лаконично и четко выстраивать мысль. Народные загадки отгадать сложнее, чем авторские, написанные специально для малышей. Но тем интереснее познавать мир, видеть необычное в обычном: «сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает». «Шел долговяз, во сыру землю увяз» (дождь). Придется объяснить малышу, что слова «дед» и «долговяз» имеют переносное значение. Это научит ребенка мыслить шире, чувствовать образность языка. Загадки такого типа подходят для малышей старше 3-4 лет. До этого возраста дети понимают только буквальное значение слов. Самым маленьким предложите загадки попроще: «Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык» (заяц). Не столько важен результат, сколько процесс – ребенок учится находить скрытый смысл слова, обращается к своему,
пока еще маленькому, жизненному опыту, строит догадки.

Тема 2.2.2. Фольклор народов мира


Самостоятельная работа

1. Составить конспект занятия «Чтение ненецкой сказки «Кукушка» в обработке К. К.Шаврова для использования в работе с детьми 5-6 лет. Подготовить вопросы к беседе по формированию восприятия произведения.

Конспект занятия по чтению ненецкой народной сказки «Кукушка»

Тип занятия

Закрепления ранее приобретённых знаний


Вид занятия

Тематическое

Цель занятия

Понимание морали сказки

Программные задачи

Обучающие: учить понимать мораль сказки, расширять представления детей о сказках разных народов, о традициях и обычаях народов севера.

Развивающие: развивать внимание, мышление, память, внимание.

Воспитывающие: воспитывать способность к сочувствию, отзывчивости, уважения к матери.

Методы и приемы

Наглядные, словесные, практические

Предварительная работа




Части занятия и их длительность

Организационный момент – 3 мин, основная часть – 20 мин, заключительная часть – 3 мин.

Методические пособия, оборудования, дидактический и речевой материала

Словарь: чум, малица, пимы, тундра.

Оборудование: иллюстрации: чума, малицы, пимов, шкатулка, золотой ключик, наперсток, цветные полоски (синяя, красная, желтая) каждому ребенку, книжка- малышка сказка «Кукушка», ребус.

Виды детской деятельности

Игровая



Ход занятия

1. Организационный момент. «Ключик, ключик золотой!»

Сказку новую открой!»

- Кто может прочитать название сказки?

- Как вы думаете, о ком эта сказка?

- Кто такая кукушка?

- Что вы знаете о ней?

Отвечает подготовленный ребенок. (Кукушка - перелетная птица. Она не строит гнездо, свои яйца подкладывает в чужие гнезда. Никогда не заботиться о своем потомстве.)


-Какие бывают сказки? (о животных, волшебные, бытовые) Сказки каких народов вы знаете? (русские, казахские, украинские и т. д)

«Кукушка» - это ненецкая народная сказка. Кто такие ненцы? Отвечает подготовленный ребенок. (Ненцы - это жители севера. Занимаются оленеводством. На севере очень длинная и холодная зима, поэтому люди носят теплую одежду из меха и оленьих шкур.)

2. «Мастерская слов»

В шкатулке что-то лежит. (иллюстрации) Что такое чум? Подготовленный ребенок: чум - это жилище северных народов, покрытое шкурами оленей, по форме похож на шалаш. Что такое малица? Подготовленный ребенок: малица - это одежда из оленьих шкур с капюшоном мехом вовнутрь. Что такое пимы? Подготовленный ребенок: пимы- это у северных народов меховые сапоги.

3. Рассказывание сказки воспитателем.

4. Физминутка. (воспитатель читает, дети показывают действия)

Жила на земле бедная женщина. Дети одежду промочат, а женщина - сушит. Снегу натащат, а мать - убирай. И рыбу она ловила на реке. От жизни тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, просит принести ей воды. Мать встала посреди чума, малицу надевает. Берет мать доску, она превращается в хвост. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей, вылетела из чума.

5. Индивидуальное задание. (5 детей отгадывают ребус по первым буквам предметных картинок. У каждого одно слово.)

6. Беседа по сказке:

- Почему мать превратилась в птицу и покинула свой дом?

-Как называется сказка?

-Кто ее автор?

- Какая это сказка?

- Вам понравился конец сказки?

- Как вы относитесь к своим мам?

- Чем помогаете своим близким и родным?

- Какие слова говорите своим мамам, когда они устают?

7. Пословицы и поговорки. Какие вы знаете пословицы и поговорки о матери? (При солнышке тепло, при матери добро, Нет такого дружка, как родная матушка, Материнская ласка не знает конца) Что они означают?

Ребята отгадали ребус. Назовите свои слова. (Сердце матери лучше солнца греет) Кто может повторить пословицу? Как понять?

8. Итог. Как называется сказка? Кто ее автор? Какая это сказка? Вам понравился конец сказки? Какой конец сказки предложили бы вы? Из трех цветных полосок выберите две: первая - это ваше настроение в начале сказки, а вторая - ваше настроение в конце сказки. Какие полоски выбрали вы? Почему? Я выбрала три полоски: в начале сказки у меня было
спокойное настроение поэтому желтая полоска, синяя - в середине, потому, что заболела мать и дети не дали ей воды, красная полоска в конце сказки потому, что мать улетела и дети остались одни.
2.Составить конспект занятия «Рассказывание воспитателем сказки «Самый красивый наряд на свете» в переводе с японского В. Марковой для использования в работе с детьми 6-7 лет. Подготовить 2-3 вопроса назидательного характера.

Конспект занятия в старшей группе «Самый красивый наряд на свете»

Тип занятия

Закрепления ранее приобретённых знаний

Вид занятия

Комбинированное

Цель занятия

Развивать речь детей старшего возраста

Программные задачи

Обучающие:

- Расширить представление о быте народов.

-Формировать умение поддерживать беседу, рассуждать и давать необходимые пояснения.

- Пополнить лексический запас за счёт знакомства со сказочными словами и выражениями, со словами и оборотами народной речи.

Развивающие:

-Развивать художественное творчество при создании красивых изображений в рисовании

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к устному народному творчеству других народов.

Методы и приемы

Наглядные, словесные, практические

Предварительная работа

- чтение сказок, слушание в грамзаписи, рассматривание

Части занятия и их длительность

Организационный момент – 2 мин, основная часть – 25 мин, заключительная часть – 3 мин.

Методические пособия, оборудования, дидактический и речевой материала

альбомные листы, восковые мелки, цветные карандаши, акварель, кисти (по выбору детей)

Виды детской деятельности

Игровая, изобразительная


Ход занятия.

1. Организационный момент. Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает детям протянуть руки вперёд, сомкнуть в центре, словно солнечные лучики. Все вместе произносят слова: