Файл: Самостоятельная работа По дисциплине мдк02. 01. Теоретические и методологические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Выполнила студентка Бурова А. Е.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- словесные игры;

- игры о ознакомлению с природой;

- по формированию математических представлений;

Иногда игры соотносятся с материалом:

- игры с дидактическими игрушками,

- настольно-печатные игры,

- словесные игры,

- псевдосюжетные игры.

        Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

        Можно группировать игры и так [Н.Н. Поддьяков, 2003 г.: - стр.68-69]:

Игры-путешествия

Игры-поручения

Игры-предположения

Игры-загадки

Игры-беседы

  1. Игры-путешествиявсегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, чему-то научиться. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

  2. Игры-порученияВ основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).

  3. Игры-предположения«Что было бы…?» или «Что бы я сделал…?». Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача  и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.

  4. Игры-загадкииспользуются для проверки знаний, находчивости. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребёнка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.


5.Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения задачи. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.
2. Составление конспектов организации дидактических игр с детьми

разных возрастных групп;

Конспект дидактической игры

(Старшая группа)

«Птицы на кормушке»

Цель: уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах

(внешний вид, чем питаются), природоохранительные представления; воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Ход игры

Загадать загадку: «В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей». Что это? Правильно, кормушка.

  Сегодня мы поиграем в игру «Птицы на кормушке» и вспомним , какие птицы прилетают на наши кормушки и чем мы их кормим.

1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину и сало не тронули. Кто это? (Вызванный ребёнок выбирает картинку, изображающую воробья, и выставляет её на кормушке. Остальные дети проверяют правильность ответа.)

2. Во вторник прилетели птички с жёлтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это? (Вызванный ребёнок выбирает картинку с изображением синички и выставляет на кормушке.)


3.В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на тёмно-синих крыльях. Они сидели, нахохлившись и клевали ягоды рябины. Кто это? (Вызванный ребёнок выбирает картинку с изображением снегиря и выставляет на кормушке.)

4. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, серые, чёрные, с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг? (Вызванный ребёнок выбирает картинку с изображением голубя и выставляет на кормушке.)

5. В пятницу прилетело много птиц. Отгадайте, кто это?

       -Зимой на ветках яблоки,

 Скорей их собери!

 И вдруг вспорхнули яблоки,

 Ведь это... СНЕГИРИ.

            Непоседа, невеличка,

            Жёлтая почти вся птичка.

            Любит сало и пшеничку.

            Кто узнал её?   СИНИЧКА.

Уличный мальчишка

В сером армячишке,

По двору шныряет,

Крошки собирает. ВОРОБЕЙ.

              Гладенький, аккуратненький,

              Урчит, воркует, дружка целует. ГОЛУБЬ.

-Молодцы, ребята, правильно назвали всех птиц. А теперь давайте посчитаем, у кого сколько фишек. Побеждает тот, кто больше набрал фишек.

Дидактическая игра «Профессия-действие» подготовительная группа

задачи

- закрепление знаний;

- соотносить действия людей различных профессий.

-развивать память, речь, мышление

Ход игры

- Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Она врач. Это ее профессия. Как вы думаете, какая профессия у Антонины Васильевны, которая готовит нам обед?

- Дети отвечают: «Повар».

- Каждый человек, имея профессию, выполняет какие-то действия. Что же делает повар? (Дети отвечают.)

- Сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?» Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии.

- Я говорю слово «врач» и бросаю мяч Саше. Он должен ответить, что делает врач и вернуть мне мяч. Лови.

- Саша - Осматривает больных.

- Правильно, Саша. Теперь Аня, что еще делает врач?

Называю знакомые детям профессии: няня, прачка, шофер и др. Дети вспоминают, что делают люди этих профессий.

Тема: «Большой - маленький». Младшая группа

Цель: Учить детей сравнивать предметы по величине (большой – маленький), используя в речи соответствующие прилагательные. Способствовать развитию разговорного общения в ходе занятия, развивать ориентировку в пространстве. Поощрять участие детей в игре. Формировать положительное отношение к ней.


Программное содержание:

  • Обращать внимание детей на различие предметов по величине, формировать понимание слов - большой и маленький .

  • Побуждать детей к повторению слов, показу больших и маленьких предметов.

Оборудование: стол, 2 игрушки- собачки, отличающиеся величиной; 2 домика, 2 бантика, 2 мяча, 2 тарелки, 2 «косточки» - соответствующие собачкам по величине; мыльные пузыри.

Ход игры

1.Вступительная часть.

-Ребята, кто это громко лает? Гав-гав. Да, правильно это лает большая собачка, она прибежала к нам в гости.

-А это кто так тихо лает? Гав-гав. Да, это тоже собачка, но маленькая.

-Они прибежали к нам. Покажите мне большую собачку. Покажите мне маленькую собачку. (дети показывают).

2.Основная часть.

-Ребята, посмотрите, тут стоят домики. В них живут собачки. Это какой домик? (большой). А этот? (маленький).

-Это собака какая? (большая). Она будет жить в каком домике? Покажите. (в большом).

-А это собачка какая? (маленькая). Она будет жить в каком домике? Покажите. ( в маленьком).

-А давайте, собачкам подарим бантики. Вот у нас бантики большой и маленький. Это какой бантик? А этот какой? (ответы детей).

-Большой бантик какой собачке подарим? (большой).

-А маленький бантик какой собачке подарим? (маленькой); (дети могут показать).

-Посмотрите, какие нарядные у нас стали собачки.

-Большая и маленькая собачки играли с мячами и потеряли их, а я их нашла, вот они.

(показываю большой и маленький мячи).

-Это большой и маленький мячи. Покажите мне большой мяч. Покажите мне маленький мяч.

-Большой мяч какой собачке отдадим? (дети показывают на большую собачку).

-А маленький мяч какой отдадим? (показывают на маленькую).

Физкультминутка.

Игра "Лохматый пёс"

Вот сидит лохматый пёс

В лапы свой, уткнувши нос

Тихо, смирно он сидит

Не то дремлет, не то спит

Подойдём к нему разбудим

И посмотрим, что же будет.

Играющие задевают собачку, и она их догоняет. Игра повторяется.

За собачку играет (лает, догоняет ребенка) взрослый.

-Собачкам понравилось как вы прыгали. Садитесь. Наши собачки - большая и маленькая захотели есть. Давайте покормим их.

-Я сейчас поставлю большую и маленькую тарелки. Это какая тарелка? (большая). А эта? (маленькая).

-Большую тарелку поставим какой собачке? Покажите. (показывают на большую собачку).

-Маленькую тарелку поставим какой собачке? Покажите. (показывают на маленькую).


-Угостим их косточками. Это большая и маленькая косточки. Это какая косточка? (большая). Какой собачке мы дадим большую косточку? Покажите.

-А это какая? (маленькая).Какой собачке дадим маленькую косточку? Покажите. -Молодцы.

3.Заключительная часть.

-Вот мы и покормили большую и маленькую собачку. Они живут в большом и маленьком домике, играют с большим и маленьким мячами, едят большую и маленькую косточку из большой и маленькой тарелки, подарили им большой и маленький бантики. Они принесли вам мыльные пузыри. Пусть собачки посмотрят, как мы с вами будем ловить мыльные пузыри. Покажите мне большие и маленькие пузыри. Молодцы!

Игра «Магазин» старшая группа 

Дидактическая задача: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Игровое правило: Продавец продает игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель 

Игровые действия: Считалочкой выбирают продавца. Игра с купленными игрушками. 

Ход игры: Дети садятся перед столом с игрушками. Воспитатель говорит о том, что открылся магазин игрушек. Купить игрушку сможет тот, кто точнее опишет её. Первым игрушку покупает воспитатель, показывая как надо выполнять правила игры. Затем покупки делают дети.

 

Игра «Путешествие по городу» старшая группа

Дидактическая задача: Закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, трудится, какой транспорт, как украшен, название профессий, транспорт, название  различных достопримечательностей, учить описывать  картинки

Игровое правило: Отбирать только те картинки, которые соответствуют заданию для своей группы: люди, транспорт, труд, украшение города.

Игровые действия: Поиск картинок. Действия по сигналу. Назвать  предметы  на картине, кратко описать их.

Ход игры: Картинки раскладываются на столах в разных местах комнаты. Дети делятся на 4 группы по 2-3 человека. Каждой группе дается задание: одной – посмотреть, кто живет в городе, и собрать картинки с изображением людей, другой – на чем люди ездят, и тоже собрать картинки. По сигналу водящего путешественники идут по комнате и собирают нужные им картинки. Возвратившись, путешественники ставят на подставку картинки. Затем рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, что на них изображено. Выигрывает та группа, игроки которой не ошиблись.

4. Описание последовательности, усложнение дидактических игр по