Файл: Самостоятельная работа По дисциплине мдк02. 01. Теоретические и методологические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Выполнила студентка Бурова А. Е.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.Эксперимент с художественным образом: «Герои сказки вокруг нас»: войди  в комнату в образе какого – либо персонажа из нашей сказки, но в соответствии с его характером; попрощайся; спроси, какая на улице погода. 
4.Режиссёрская игра в действии. « Домысли судьбу героя, его действия в тех обстоятельствах, которые описаны в сказке. Подбери актёров, объясни, что им нужно делать и разыграйте сценку».
Длительность второго  этапа 1 месяц.
Цель третьего этапа педагогической технологии – способствовать творческим проявлениям старших дошкольников в игре – драматизации посредством взаимообогащения их игровых позиций.

Задачи третьего этапа педагогической технологии:

1.Взаимообогащение игровых позиций старших дошкольников в играх – драматизациях. 
2.Развитие творчества детей в импровизациях по сказке Х. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Эти задачи взаимосвязаны и решаются вместе. Специфической  особенностью данного этапа является ситуация перемещения акцентов внимания детей на игровые позиции. Для осуществления данного этапа использовались следующие методы и формы работы: 
1)Викторина по сказке Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Дети делятся на две команды.
1этап - Совместное обсуждение кандидатур на исполнение роли персонажа сказки. Детям предлагались картинки с их изображением. Мотивированность того или иного детского выбора предполагала ответы на вопросы:

  • Как вы думаете, кого из детей мы можем выбрать на роль …..?

  • Почему вы так считаете? Что позволяет вам говорить, что, например, Петя лучше сыграет оловянного солдатика, чем, например, Коля?

2этап Выбранные дети исполняли роли. Потом их игру оценивала сначала своя команда, а потом другая. Делался вывод, у кого персонаж получился лучше. Примерные вопросы для обсуждения:

  • Справился ли ребёнок с ролью? Почему вы так считаете?

  • Что ты хотел сделать? Что тебе помешало в этом? Что поможет сделать это? (Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?)

  • Какие выразительные средства он использовал (жест, мимику, интонацию)?

  • Выразительный ли получился образ? Можно ли узнать характер персонажа?

  • Что бы вы добавили?

  • Кто исполнил бы роль по – другому?

Педагог должен ненавязчиво предлагать исполнять роли детям разных позиций. Например, «Я думаю, что у Саши тролль получится очень убедительный, ведь это его любимый герой.

2)На занятиях дети изготавливают декорации, элементы костюмов, строят варианты дворца из конструктора. Проводится обсуждение, как оборудовать пространство для игры. 
3)Повторное прослушивание музыкальных фрагментов, характеризующих героев сказки и работа по ролям с использованием фонограммы. Далее оценивается степень соответствия показанного образа персонажу сказки.
4)Мизансцена. Для проведения игры необходимо решить, как расположить актёров на сцене. Варианты, предложенные детьми, обсуждаются. 
5)Литературный театр в действии:  дети выбирают - рассказчика; кто будет представлять актёров; кто подготавливает сцену; осуществляют драматизацию сказки. На следующий день дети оценивают свою игру, правдивость образов:

  • Похожи ли они на героев сказки Андерсена?

  • Кто добавил в литературный образ что – то своё? Что именно? Как изменился от этого герой?

  • Какие чувства ты испытывал, когда с тобой – сказочным героем происходили эти события? Как ты думаешь, герой в сказке испытывал те же чувства?

  • Когда ты играл крысу, было ли тебе жалко её? Почему? Как ты думаешь, почему она такая? Что нужно сделать, чтобы её поведение в сказке было «правильным»? (например, одеть в мундир).

  • Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему?

  • Кто тебе больше всего помог в игре?

  •  Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему? 

Работа на данном этапе проводится 2 – 3 недели.

2. составление конспекта руководства игрой-драматизацией на разных

этапах подготовки к игре;

Методика руководства театрализованной игрой

                                 Методы руководства игрой

Прямые




Косвенные

  Выявление желания играть




  Экскурсии

Беседа




  Чтение художественных произведений

  Распределение ролей




  Беседа, рассказ воспитателя

  Замечания и помощь в ходе игры



  Работа с родителями (ст. гр.)

Похвала, беседа в ходе игры




  Игры-занятия (дидактические игры и др.)








Условия возникновения игр:

Интерес, игровые умения;

 Знание художественного произведения;

 Атрибуты.

Подготовка детей к игре-драматизации:

  Чтение художественного произведения на занятии, беседа по его содержанию.

  Рассматривание иллюстраций (дополняют впечатления детей наглядными образами, подсказывают элементы костюмов, декораций).

  Просмотр диафильмов, видеофильмов (среда обитания).

Повторное чтение художественного произведения в свободное время, чтение по ролям, пересказ своими словами, разбор интонаций, жестов, позы, мимики.

  Наблюдение за повадками животных в естественных условиях, имитация их движений, передача эмоционального состояния – страха, удивления, радости и др.

  Прослушивание произведения в грамм- и аудиозаписи, просмотр различных видов театра (особенно кукольного).

  Изготовление атрибутов к игре (привлечение родителей).

Занятия по рисованию, лепке, аппликации на тему художественного произведения (лучше коллективные).

Прямые методы руководства игрой-драматизацией

Начало игры:

А) в младшей группе – показать атрибуты и этим собрать детей около себя, предложить поиграть в эту игру, кто не желает – пусть посмотрит или поиграет не мешая другим,

Б) с желающими детьми проводят беседу, в которой выясняют, знают ли дети произведение; последовательность событий; героев; включают дополнительные роли, если детей больше чем количество героев; выясняют характер героев; средства выразительности с помощью которых можно выразить характер героев; обговариваются атрибуты; дополнительный материал (песни и др.); определяется место для игры-драматизации; размещение декораций.

В) распределяются роли

- в младшей группе распределяет воспитатель, учитывая желание детей,

- в старшей группе роли можно распределить: считалкой; в порядке очередности; по желанию детей. Застенчивые дети сначала выбираются не на главные роли.

В младшей группе чаще проводятся индивидуальные игры-драматизации (обыгрывание стихотворения, потешки и др.).

Г) воспитатель чаще берет на себя слова автора и одновременно участвует в игре, подсказывает детям слова, выход, (при повторении – слова ведущего можно поручить ребенку).


Д) особых репетиций игра-драматизация не требует.

Е) в конце игры-драматизации проводится анализ, в котором отмечаются успехи детей, средства выразительности, с помощью которых ребенку удалось передать характер героя. В старшей группе в анализе особое внимание следует уделить творческим проявлениям дошкольников.

Конспект театрализованной деятельностью во 2-й младшей группе "В гости к сказке"

Программное содержание:

Учить детей создавать образы живых существ с помощью пластических выразительных средств, ориентироваться детей в пространстве группы, строить ролевой диалог.

Учить запоминать и говорить слова сказки в соответствии с выбранной ролью.

Развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки, развивать слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству.

Развивать координацию движений, пластическую выразительность, воображение, побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.

Воспитывать у младших дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь.

Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Оборудование: Чудесный мешочек, шапочки – маски героев сказки «Теремок», магнитофон, фонограммы, герои сказки «Теремок» на кубиках, крупный строительный материал для теремка.

Предшествующая работа: Создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми, показ детям различных видов театра и русских народных сказок, их драматизации, рассматривание иллюстраций, обсуждение содержания сказок, подвижные игры, занятия по театрализованной деятельности, просмотр и прослушивание русских народных сказок на видео и аудиозаписях.

Ход занятия

Дети стоят полукругом перед воспитателем.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

– Ребята, давайте улыбнемся друг другу, покажем, что у нас хорошее настроение. Хотите отправиться в путешествие? Сейчас отправимся с вами в лес. Смотрите, дорожка, пойдемте по ней.

По дорожке дети шли,

Мешочек по пути нашли,

А мешок — то не простой,

Он волшебный — вот такой!

– Ребята, интересно, что в мешочке? Давайте посмотрим! Это загадки, послушайте и отгадайте их.

Из мешочка, после каждой отгадки воспитатель достает маленький кубик с изображением животного (театр на кубиках). И выставляет его на столе.

ЗАГАДКИ:

Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг,

по снежочку тык-тык.

(Заяц)


По земле скачет, по воде плывет. (Лягушка)

Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)

Рыжая плутовка, хитрая, да ловкая,

В сарай попала, кур пересчитала. (Лиса)

Зимой спит, летом улья ворошит. (Медведь)

Серенький шарик под полом шарит. (Мышь)

– Ребята, а кто догадался из какой сказки эти животные? Правильно, «Теремок»! Хотите превратиться в героев сказки? Надевайте шапочки — маски. Я буду читать стихотворение о героях сказки, а вы, ребята, выходите по — очереди и изображайте того животного, о ком идет речь.

Дети надевают шапочки — маски (медведь, лягушка, мышь, лиса, волк, заяц), садятся на стулья, воспитатель рассказывает короткое стихотворное описание героев, ребенок имитирует движения.

Лиса, лисонька, лиса!

Очень хитрые глаза,

Шубка — глазки не отвесть.

«Курочек люблю поесть!»

Неуклюжий, косолапый

Ходит по лесу медведь.

Если спросят, что он любит,

Скажет: «Меду бы поесть!»

Вышел зайка погулять,

Стал он прыгать и играть.

Вдруг раздался треск и щелк,

Прижал зайка ушки и прыг-скок.

Лягушка, выпучив глаза, сидит,

Не по-русски говорит.

В болоте любит жить одна,

Ловит комаров она.

Серый зубастый волк по полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

Серенькая, маленькая мышка

Под полом таится, кошки боится.

– Молодцы, ребята. Сейчас поиграем в сказку.

После этого проводится драматизация сказки «Теремок». Под русскую народную мелодию воспитатель на столе из больших кубиков строит теремок.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

– Стоит в поле теремок — теремок. Он не низок, не высок — не высок. Вот по полю мышка бежит, у ворот остановилась, говорит...

Текст сказки заканчивается словами:

Дружно жили, не тужили,

Печку в домике топили...

Мишка домик развалил,

Чуть друзей не раздавил.

По окончании сказки ставится проблемный вопрос детям: «Что же делать? Как нам быть?» Необходимо вызвать у детей желание построить новый теремок. Под русскую народную мелодию дети строят новый теремок.

– Вставайте ребята в хоровод, будем танцевать.

Затем все дети встают в круг, водят хоровод, танцуют и сказка завершается словами:

Стоит в поле теремок, теремок,

Очень — очень он высок, ох, высок.

Без веселья здесь нельзя,

В теремке живут друзья!

– Молодцы, все с ролью справились. Снимайте шапочки — маски, и теперь вы снова ребята.

– Артистами ребята побывали и сказочку ребята показали...