Файл: гуманитарный университет факультет социальной психологии на правах рукописи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО ПРИЗЫВУ

2.1.Этапы профессионального психологического отбора военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
Социально-психологическое исследование является первым этапом оценки соответствия военнослужащего профессиональным и психологическим требованиям, предъявляемым к военной службе по призыву. Социально-психологическое исследование проводится с использованием следующих методов: анализ документов; опрос (анкета); индивидуальная беседа, направленная на выявление устойчивых профессиональных интересов, способностей и личностных качеств; наблюдение за поведенческими особенностями во время беседы и психологическое обследование.

Основной значимой целью нашего социально-психологического исследования является выявление и оценка социально обусловленных индивидуально – психологических качеств исследуемых лиц отбывающих срочную службу по призыву, условий их воспитания и развития, военно-профессиональной ориентации, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, учебной и профессиональной готовности, определяющих профессионально-психологическую пригодность к обучению в высших образование, военная служба на определенных военных должностях.

Социально-психологическое исследование начинается с анализа документов личных дел граждан, призванных на военную службу (далее – срочники) на сборном пункте военного комиссариата субъекта Российской Федерации. Это исследование проводится начальниками и сопровождающими воинскими командами, которые прибыли на сборный пункт для сопровождения призывников в воинские части для прохождения дальнейшей военной службы. Предметом исследования являются:

– возраст, социальный статус и национально-этническая принадлежность (деревня или небольшой город), профессиональная категория; особенности близкого социального окружения (семья, школа, производственный коллектив, сверстники, друзья) и т.д.;

– принадлежность к деструктивным организациям (фанатским и другим сообществам, религиозным сектам, экстремальным группам), степень его активности в них;


– жизненные события, повлиявшие на индивидуальные особенности призывника, направление развития его личности;

– результаты общественных организаций и медицинского освидетельствования для первоначальной постановке граждан на воинский учет и призыве на военную службу.

Одной из задач на данном этапе является выяснение наличия фактов антиобщественного поведения до срочного призыва в армию, включая подтвержденные факты снятой судимости. Если есть сомнения в полноте и достоверности представленных документов, представители воинских частей могут потребовать дополнительного психологического обследования призывников в их присутствии.

Для уточнения социально-демографической и психологической информации, типичности определенных качеств и свойств призывников, выявления их мотивации к военной службе может быть проведено анкетирование с использованием биографической анкеты и индивидуальных бесед.

Индивидуальная беседа проводится по плану, соответствующему цели беседы и ее целям. Вопросы на различные темы, общие когнитивные способности индивида, нервно-психическая устойчивость.

Во время беседы рекомендуется не делать никаких пометок с учетом специфики военной службы. Некоторые испытуемые пытаются скрыть свои истинные мотивы и чувства во время разговора или стараются показать себя только с хорошей стороны (занижено). В случае завышенной самооценки это проявляется в неудовлетворенных потребностях, неуверенности и тревоге.

В ходе беседы выясняется, насколько человек призванный на военную службу способен реально оценить свои способности. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Лица с неадекватно высокой самооценкой склонны преувеличивать свои способности, и в разговоре они часто повторяют местоимения «я», «ты».

Завышенная самооценка может проявляться в самоуверенности, самодовольстве, тщеславии, зазнайстве, бахвальстве и требует критического подхода к анализу реакций испытуемого.

Низкая самооценка, как правило, проявляется в неудовлетворенных потребностях и чувстве неуверенности в себе. Это может проявляться в застенчивости, стыдливости, беспокойстве.

По пути к месту прохождения военной службы представители воинских частей продолжают изучать военнослужащих посредством индивидуальных бесед и наблюдения за поведением, взаимоотношениями с товарищами и старшими, реакцией на разлуку с семьей, отношением к выполнению задач.


Наблюдение – это целенаправленное изучение поведения и проявлений эмоционального состояния испытуемого во время беседы или психологического обследования.

Психологическое обследование в пункте приема призывников направлено на выяснение уровня развития профессионально важных качеств военнослужащих с целью распределения их для обучения по военно-учетным специальностям и для прохождения военной службы на конкретных воинских должностях.

Психологическое обследование проводится с целью определения уровней развития и индивидуальных индивидуально-психологических качеств, профессионально важных для подготовки обследуемых лиц к воинским должностям и обучению в вузе.

Групповой экзамен проводится в помещении (классной комнате), оборудованном столами и стульями, рассчитанном не более чем на 25-30 человек. Рекомендуется размещать испытуемых за отдельными столами на расстоянии не менее одного метра друг от друга.

Каждому испытуемому предоставляется индивидуальный набор стимулирующих материалов для тестовой батареи (в виде брошюры, изготовленной типографским способом, или в виде папки с вложенными в соответствующем порядке листами), пригодные для использования письменные принадлежности и регистрационные бланки.

Окончательный вывод о профессионально-психологической пригодности военнослужащего к обучению, военной службе по призыву на конкретных воинских должностях и обучению в вузе делается на основании результатов социально-психологического исследования и психологического обследования по категориям.
2.2. Анализ актуальных психологических исследований особенностей личности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
В последние десятилетия военные психологи изучают потенциал адаптации, а также социально–психологическую адаптацию военнослужащих срочной службы.

В процессе подготовки человека к призыву на военную службу сформировался комплекс психологических реакций, определяющих его адекватность и эффективность взаимодействия с непривычной жизненной средой.

При этом воздействие на призывника может осуществляться на трех уровнях: биологическом, психическом и деятельностном.

В зависимости от условий призыва, призывники должны получить мобилизацию физического и психологического потенциала, а также актуализировать социальный ресурс: физиологию или психологическую адаптацию.


Призывники должны получить мобилизацию физического и психологического потенциала, а также актуализировать социальный ресурс: физиологию или психологическую адаптацию.

В работе по изучению адаптационных способностей психологи рассматривали различные компоненты адаптации в различных видах деятельности, изучающий различные аспекты адаптации к новым условиям жизни и прогнозирования неправильного поведения при определенных условиях; проблемы мотивации к исправлению неправильных действий.

Оценка адаптационного потенциала, – это оценка способности адаптироваться к реальному состоянию сервиса и быть неадаптивным. Важнейшим этапом диагностики призыва на военную службу является определение уровня готовности человека к службе: адаптация, нервная и психическая устойчивость, коммуникабельность.

В нашем исследовании принимали участие 180 военнослужащих призванных по срочной службе в возрасте 18-24 лет, и целью исследования было: определение акцентуаций характера Г.  Ю. Айзенка (EPM), адаптированное А. Г. Шмелевым; Метод определения характеров К. Леобергера и метод корреляционной матрицы К. Леобергера

В ходе анализа результатов шкалы «Личностный адаптационный потенциал» было установлено, что большинство из 60 военнослужащих имеют хорошие показатели адаптации. Это может быть связано с достаточно благоприятными условиями прохождения военной службы для данной категории военнослужащих.

Наиболее интересным является процесс адаптации военнослужащих с высокими показателями адаптационной способности (36 и 6) – что позволяет прогнозировать неблагоприятную для них ситуацию.

В результате исследования выяснилось, что большинство людей имеют удовлетворительные показатели общения (45%), но в большинстве случаев они не могут установить продуктивный межличностный контакт и поддержать своих коллег.

В результате исследования шкалы «Моральная нормативность» было установлено, что большинство военнослужащих 46% имеют хорошие моральные стандарты

Анализируя результаты шкалы «суицидальные риски», оказалось, что у большинства респондентов 80% суицидальных рисков были низкими, а у 10% респондентов высокими. Следовательно, в этих условиях эти категории военнослужащих могут быть исключены из вооруженных сил для постоянного наблюдения за ними со стороны психологов или командиров.

Испытуемые с эмоциональным акцентом составляют 13,3% и характеризуются адекватными показателями адаптации.


В отличие от экстравертов, интроверты медленнее приспосабливаются к новым условиям службы. Интроверты менее приспособлены к новым условиям – им нужна помощь командира, чтобы адаптироваться к новым условиям.

Статистический анализ данных, полученных методом корреляционной оценки, показал, что интроверты медленнее адаптируются к новым условиям службы.

В результате исследования мы выявили, то что тип тревожности влияет на моральную норму и в некоторых случаях способствует успешному процессу адаптации.

Выявлена взаимосвязь экстраверсии и адаптационных способностей военнослужащего, чем выше уровень экстрагрессии, тем быстрее он адаптируется к условиям труда.

Каждый военнослужащий обладает не только присущими ему особенностями нервной системы, но и формируется в различных социальных условиях, что является своеобразным содержанием его психологии. Это явление называется индивидуальностью, отражающее особое сочетание ментальных и психологических характеристик конкретного военнослужащего.

Однако окружающий мир и он сам постоянно меняются, поэтому абсолютной идентичности личности с условиями ее работы не существует. Человек постоянно находится в состоянии «нарушенного равновесия», борьбы и противостояния противоположностей, перехода количественных изменений в качественные. Это означает, что в профессиональной деятельности военнослужащего нет ни одного случая, когда он не чувствовал бы необходимости восстановить баланс между своим индивидуальным содержанием и условиями службы.

Военная деятельность обусловлена самой природой человека и является объективной. Однако фокус деятельности всегда сосредоточен на четко определенной реальности, которая представлена сервисными явлениями, процессами или ситуациями.

У людей мало различий в биологических потребностях, они выражаются в количественных и качественных параметрах. Личность здесь проявляется главным образом в соответствии со способами их удовлетворения – как правило, исходя из психофизиологических особенностей военнослужащего или его личного опыта военной службы. Это важно учитывать при организации быта личного состава, особенно в условиях проживания в казармах.

Основные различия между военнослужащими как личностями проявляются в количественных и качественных параметрах социальных потребностей.